г. Санкт-Петербург |
|
15 апреля 2014 г. |
Дело N А56-58053/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 апреля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 апреля 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Борисовой Г.В.
судей Лопато И.Б., Фокиной Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Ганичевой В.А.
при участии:
от заявителя: Лебедевой Ю.И. по доверенности от 09.01.2014 N 3;
от заинтересованного лица: Капустина А.В. по доверенности от 25.12.2013 N 590;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-14801/2012) Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округу на решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.12.2013 по делу N А56- 58053/2013 (судья Анисимова О.В.), принятое
по заявлению Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округу
к ООО "Кристалл Северо-Запад"
о привлечении к административной ответственности
установил:
Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округу (191014, Санкт-Петербург, ул.Чехова, д.6, лит.А, далее- МРУ Росалкогольрегулирования по СЗФО, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о привлечении ООО "Кристалл Северо-Запад" (195067, Санкт-Петербург, пр. Шафировский, д.6, ОГРН 1089847018260, далее - общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Решением от 18.12.2013 суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявления административного органа в связи с отсутствием в действиях общества состава вменяемого ему правонарушения.
Росалкогольрегулирование по СЗФО, не согласившись с решением суда первой инстанции, направило апелляционную жалобу, в которой просило отменить решение и принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель МРУ Росалкогольрегулирования по СЗФО поддержал доводы апелляционной жалобы, не согласившись с выводом суда о том, что нарушение Технических условий в области производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции не образует состава административного правонарушения, за совершение которого предусмотрена административная ответственность по части 1 статьи 14.43 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Представитель общества в судебном заседании не согласился с доводами апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, свою позицию изложил в отзыве.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266-271 АПК РФ.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Из материалов дела видно, МРУ Росалкогольрегулирования по СЗФО на основании приказа от 28.08.2013 N 641 проведена плановая выездная проверка в отношении ООО "Кристалл Северо-Запад", осуществляющего деятельность по закупке, хранению и поставкам алкогольной продукции по лицензии А 647202 регистрационный N13 от 06.04.2009, выданной Управлением Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу, сроком действия до 19.02.2014.
В ходе проверки 02.09.2013 проведен осмотр складского помещения, по адресу, указанному в лицензии А 647202 регистрационный N 13 от 06.04.2009: Санкт-Петербург, Шафировский пр., д. 6, лит. А, пом. N N 94, 95, 96, 97 в 3-Н (далее - складские помещения, помещения N 94, N 95, N 96, N 97), с целью установления соответствия деятельности общества по закупке, хранению и поставкам алкогольной продукции требованиям "Технических условий в области производства и оборота (за исключением розничной продажи) алкогольной и спиртосодержащей продукции в части хранения алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, расфасованной в потребительскую тару", утвержденных приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 26.10.2010 N 59н, действующих в редакции Изменений, утвержденных приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 30.11.2012 N363 (далее - Технические условия).
Проверяющими установлено, что в нарушение подпункта 6 пункта 2 Технических условий складское помещение общества имеет расположение строительных конструкций (дверных и оконных проемов, столбов, металлических связок), которое не отражено в кадастровом паспорте от 26.10.2011 на помещение, расположенное по адресу: 195273, Санкт-Петербург, Шафировский пр., д. 6, лит. А, 3-Н, кадастровый номер 78:11:5225А:10:5:2 (в том числе план 1 этажа, план 2 этажа, план 3 этажа, план 4 этажа и антресоли), составленный Филиалом ГУП "ГУИОН" ПИБ Красносельского района (далее - кадастровый паспорт), а именно,
- на плане помещения N 94 кадастрового паспорта отсутствуют один дверной проем и один оконный проем;
- на плане помещения N 95 кадастрового паспорта отсутствует пять столбов, три оконных проема, две металлические связи;
- на плане помещения N 96 кадастрового паспорта отсутствуют один дверной проем и два оконных проема;
- на плане помещения N 97 кадастрового паспорта отсутствуют три столба, один дверной проем.
По признакам совершения правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 Кодекса РФ об административных правонарушениях, должностным лицом Управления контрольной работы Росалкогольрегулирования в отношении ООО "Кристалл Северо-Запад" 13.09.2013 составлен протокол об административном правонарушении N пс 2-27.
Несоответствие конструкции помещений кадастровому паспорту послужило основанием для направления МРУ Росалкогольрегулирования по СЗФО в порядке, предусмотренном статье 23.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, материалов административного дела в арбитражный суд для рассмотрения и решения вопроса о привлечении ООО "Кристалл Северо-Запад" к административной ответственности.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления административного органа, дал объективную оценку обстоятельствам дела, правильно применив, нормы материального и процессуального права.
В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ, при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 1 статьи 14.43 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 данного Кодекса, для юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объективную сторону данного правонарушения составляют действия (бездействие), нарушающие установленные требования технических регламентов или обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам реализации, либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.
В примечании к статье 14.43 Кодекса РФ об административных правонарушениях определено, что под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в настоящей статье и статье 14.47 настоящего Кодекса понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией Таможенного союза в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11 декабря 2009 года, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1, 1.1, 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N171-ФЗ).
Согласно статье 3 Закона N 171-ФЗ законодательство о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, а также принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции относится, в том числе установление государственных стандартов и утверждение технических условий в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (статья 5 Закона N 171-ФЗ).
Приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 26.10.2010 N 59н утверждены Технические условия, которые определяют требования к обороту (за исключением розничной продажи) алкогольной и спиртосодержащей продукции в части хранения алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции (далее - продукция), расфасованной в тару, в которую согласно требованиям технических регламентов и (или) национальных стандартов расфасовывается продукция в целях ее продажи потребителю, в помещениях организаций, имеющих лицензию на осуществление деятельности в области производства и оборота продукции, либо организаций, обратившихся в лицензирующий орган с целью получения лицензии на осуществление деятельности в области производства и оборота продукции.
Приказом от 30.11.2012 N 363 Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка в вышеуказанные Технические условия внесены изменения (зарегистрирован 11.03.2013 в Минюсте РФ за N 27591 и опубликован в установленном порядке в "Российской газете" от 20.03.2013 N 59).
Из протокола об административном правонарушении от 13.09.2013 N пс 2-27 следует, что в качестве противоправного деяния административным органом указано на несоблюдение обществом требований подпункта 6 пункта 2 Технических условий, выразившегося в несоответствии конструкции помещения, которое общество использует для хранения алкогольной продукции, кадастровому плану.
Согласно подпункту 6 пункта 2 Технических условий продукция должна храниться в отапливаемых и вентилируемых стационарных помещениях, предназначенных исключительно для осуществления приемки, хранения, отпуска и учета продукции (далее - складские помещения), которые соответствуют, в том числе, следующим требованиям: имеют расположение строительных конструкций, которое соответствует техническому и (или) кадастровому паспорту.
Статей 26 Закона N 171-ФЗ предусмотрены ограничения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, к которым относится запрет на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением технических условий в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ) со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей; обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
В соответствии с пунктом 6.2 статьи 6 Закона N 184-ФЗ до дня вступления в силу Технических регламентов в отношении отдельных видов продукции и связанных с требованиями к ней процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации Правительством Российской Федерации в отношении таких видов продукции и (или) процессов могут вводиться обязательные требования, содержащиеся в технических регламентах государств - участников таможенного союза или в документах Европейского союза.
Как следует из статьи 2 Закона N 184-ФЗ, Технический регламент - это документ, который устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
Положения Технических условий не содержат требований непосредственно к продукции или связанным с требованиям к продукции процессам, а устанавливают требования исключительно к хранению алкогольной продукции, расфасованной в потребительскую тару. Преамбула Технических условий не содержит ссылки на Закон N 184-ФЗ, применение названных Технических условий в рассматриваемом случае противоречит примечанию к статье 14.43 Кодекса РФ об административных нарушениях, пунктам 1, 1.1, 6.2 статьи 46 Закона N 184-ФЗ.
Технические условия не являются Техническими регламентами, о которых говорится в статье 14.43 Кодекса РФ об административных нарушениях. Кроме того, указанные Технические условия не относятся к нормативным правовым актам, принятым Комиссией Таможенного союза, следовательно, нарушение Технических условий не охватывается диспозицией части 1 названной статьи.
Таким образом, нарушение Технических условий не образует состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 14.43 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В рассматриваемом случае МРУ Росалкогольрегулирования по СЗФО, установив несоответствие конструкции помещений кадастровому плану, неправильно квалифицировало действия ООО "Кристалл Северо-Запад" по части 1 статьи 14.43 Кодекса РФ об административных нарушениях, предусматривающей ответственность за нарушение требований Технических регламентов.
В силу статьи 1.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявления МРУ Росалкогольрегулирования по СЗФО подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба административного органа без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18 декабря 2013 года по делу N А56-58053/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округу -без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Г.В. Борисова |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-58053/2013
Истец: Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округу
Ответчик: ООО "Кристалл Северо-Запад"