г. Саратов |
|
15 апреля 2014 г. |
Дело N А12-31201/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена "09" апреля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен "15" апреля 2014 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цуцковой М.Г.,
судей Комнатной Ю.А., Смирникова А.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тюкиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Волгоградмонтажстрой" (400001, г. Волгоград, ул. Профсоюзная, 15 В, ОГРН 1043400432118, ИНН 3445070142),
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 03 февраля 2014 года по делу N А12-31201/2013 (судья Середа Н.Н.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Волгоградмонтажстрой" (400001, г. Волгоград, ул. Профсоюзная, 15 В, ОГРН 1043400432118, ИНН 3445070142)
к администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области (403003, Волгоградская область, р.п. Городище, пл. 40 лет Сталинградской битвы, 1, ОГРН 1023405367017, ИНН 3403300926)
о признании незаконным решения
без участия в судебном заседании представителей: общества с ограниченной ответственностью "Волгоградмонтажстрой" (почтовое уведомление N 81838 приобщено к материалам дела), администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области (сведения с сайта Почта России о вручении почтового уведомления N 41003169818391, 27.03.2014 приобщены к материалам дела)
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Волгоградмонтажстрой" (далее - ООО "Волгоградмонтажстрой", общество) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области (далее администрация района) о признании незаконными действий и решения, оформленного письмом N 10675 от 27.11.2013, которым отказано в предоставлении в собственность земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 34:03:180004:0627, площадью 147,4 га, расположенного по адресу: Волгоградская область, Городищенский район, территория Краснопахаревского сельского поселения.
В порядке устранения нарушенного права заявитель просит обязать ответчика принять решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность и направить проект договора купли-продажи указанного земельного участка.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 03 февраля 2014 года по делу N А12-31201/2013 в удовлетворении требований ООО "Волгоградмонтажстрой" отказано.
Не согласившись с принятым решением, ООО "Волгоградмонтажстрой" обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Письменного отзыва в порядке статьи 262 АПК РФ на апелляционную жалобу не представлено.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей общества с ограниченной ответственностью "Волгоградмонтажстрой", администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания (п.1 ст. 123, п.3 ст.156 АПК РФ).
Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении апелляционной жалобы установлены следующие обстоятельства.
04.12.2006 между администрацией Городищенского муниципального района Волгоградской области и ООО "Волгоградмонтажстрой" заключен договор N 70/06 аренды земельного участка сроком на 49 лет. Указанная сделка зарегистрирована в органах Росреестра по Волгоградской области 02.03.2007 (л.д.36-42).
Заявитель 05.11.2013 (входящий N 9532) обратился в администрацию района с заявлением о предоставлении арендуемого земельного участка в собственность.
Письмом от 27.11.2013 за N 10675 ответчик отказал заявителю в предоставлении земельного участка в собственность в связи с отсутствием условия, предусмотренного п. 4 ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", а именно в связи с непредставлением документов, подтверждающих надлежащее использование земельного участка (л.д.33-35).
При обращении в арбитражный суд с вышеприведенными требованиями заявитель указал, что оспариваемое решение не соответствует требованиям ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и нарушает его права в сфере предпринимательской деятельности, поскольку он не имеет возможность получить земельный участок в собственность.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, Арбитражный суд Волгоградской области исходил из непредставления ООО "Волгоградмонтажстрой" документов, подтверждающих не только факт надлежащего использования земельного участка, но и вообще его использования как такового.
Следовательно, как посчитал суд у администрации отсутствовали правовые основания для принятия решения о предоставлении ООО "Волгоградмонтажстрой" земельного участка в собственность.
Данный вывод суда первой инстанции судебная коллегия Двенадцатого арбитражного апелляционного суда считает обоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В части 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливается, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
В соответствии с пунктом 6 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется федеральным законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения.
Таким образом, специальным законом, регламентирующим вопросы приватизации земель сельскохозяйственного назначения, является Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Федеральный закон N 101-ФЗ).
Согласно пункту 4 статьи 10 Федерального закона N 101-ФЗ переданный в аренду гражданину или юридическому лицу земельный участок может быть приобретен таким арендатором в собственность по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности, или по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка.
Частью 4 статьи 1 Федерального закона N 101-ФЗ установлено, что приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, Земельным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами. Приватизация указанных земельных участков, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется с момента, установленного законом субъекта Российской Федерации.
Статьей 10 Закона Волгоградской области от 17.07.2003 N 855-ОД "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" установлено, что приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности на территории Волгоградской области, осуществляется с 1 января 2012 года.
В соответствии с пунктом 7 статьи 10 Федерального закона N 101-ФЗ приобретение сельскохозяйственными организациями, а также гражданами, осуществляющими деятельность по ведению крестьянского (фермерского) хозяйства, права собственности на земельные участки или права аренды земельных участков, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, осуществляется по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации в размере не более 15 процентов кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий. Законами субъектов Российской Федерации устанавливаются случаи бесплатного предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса Российской Федерации.
Решение о предоставлении земельного участка в собственность или об отказе в его предоставлении в собственность должно быть принято в течение тридцати дней со дня подачи арендатором заявления в письменной форме в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции. Перечень документов, которые могут подтверждать надлежащее использование земельного участка, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), по государственному мониторингу таких земель.
В силу пункта 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд и если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Как следует из материалов дела, что испрашиваемый земельный участок используется заявителем более трех лет. Земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, что подтверждается данными кадастрового учета. Однако отсутствуют доказательства, свидетельствующие о целевом использовании указанного земельного участка в период действия договора аренды.
В качестве доказательства тому, что земельный участок используется надлежащим образом, т.е. по назначению, обществом представлено письмо Управления Росреестра по Волгоградской области (Городищенский отдел) от 31.10.2013 о том, что в отношении заявителя проверки исполнения земельного законодательства не проводились (л.д.43).
Ответчиком, а также комиссией администрации района по градостроительству и земельным отношениям (протокол N 77) указанное письмо правомерно не принято в качестве документа, подтверждающего надлежащее использование земельного участка, в виду отсутствия информации о проведении в отношении заявителя проверки соблюдения требований законодательства, в ходе которой факты нарушения требований закона обществом не были бы выявлены.
В данном же случае письмо содержит лишь информацию, что в отношении общества контрольные мероприятия не проводились. Из чего следует, что какие-либо нарушения или их отсутствие не могли быть выявлены, что в свою очередь исключает привлечение заявителя к какой-либо ответственности.
Таким образом, указанное письмо не содержит необходимой для принятия положительного решения информации по порядку использования заявителем земельного участка.
Надлежащее использование земельного участка сельскохозяйственного назначения не подтверждено документами статистической, налоговой отчетности за спорный период, иными документами, подтверждающими доводы общества о том, что ООО "Волгоградмонтажстрой" является сельскохозяйственным товаропроизводителем.
Согласно части 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, в частности, гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона N 101-ФЗ одним из принципов, на котором основывается оборот земель сельскохозяйственного назначения, является принцип сохранения целевого использования земельных участков.
Право на выкуп земельных участков сельскохозяйственного назначения принадлежит лицам, имеющим статус сельскохозяйственных организаций или осуществляющим деятельность по ведению крестьянского (фермерского) хозяйства, которые используют принадлежащие им земельные участки по целевому назначению.
Отказ администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области, изложенный в письме от 27.11.2013 за N 10675, в предоставлении ООО "Волгоградмонтажстрой" в собственность земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 34:03:180004:0627, площадью 147,4 га, расположенного по адресу: Волгоградская область, Городищенский район, территория Краснопахаревского сельского поселения, является законным и соответствующим пункту 4 статьи 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", статье 28 Земельного кодекса Российской Федерации и в рассматриваемом случае не нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Суд апелляционной инстанции считает, что, разрешая спор, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального права и процессуального права.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильности выводов суда первой инстанции, сводятся исключительно к переоценке установленных судом фактических обстоятельств дела, и не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в порядке ст.110 АПК РФ судебная коллегия относит на ООО "Волгоградмонтажстрой".
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 03 февраля 2014 года по делу N А12-31201/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.Г. Цуцкова |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-31201/2013
Истец: ООО "Волгоградмонтажстрой"
Ответчик: Администрация Городищенского муниципального района Волгоградской области