г. Саратов |
|
14 апреля 2014 г. |
Дело N А06-6207/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 апреля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 апреля 2014 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Александровой Л.Б.,
судей Акимовой М.А., Веряскиной С.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Кушмухамбетовой Д.Ш..,
при участии представителей заявителя: Чагаровой А.Ш., действующей на основании доверенности от 30 декабря 2013 года N 164, Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области: Балтыковой Е.Н., действующей на основании доверенности от 13 января 2014 года N 3; заинтересованных лиц, ОАО "Волгокаспийский акционерный банк": Полякова С.В., действующего на основании доверенности от 18 декабря 2013 года N 02/50;
ОАО "Сбербанк России": Серова А.Ф., действующего на основании доверенности от 11 ноября 2013 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда с использованием систем видеоконференц-связи с арбитражным судом Астраханской области апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лукойл-Теплотранспортная компания" ОГРН 1093460001095, ИНН 3445102073 (г. Астрахань) на решение арбитражного суда Астраханской области от 20 декабря 2013 года по делу N А06-6207/2013 (судья Шарипов Ю. Р.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Лукойл-Теплотранспортная компания", ОГРН 1093460001095, ИНН 3445102073 (г. Астрахань)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области, ОГРН 1023000863390, ИНН 3015011410 (г. Астрахань)
о признании незаконным решения от 17 июня 2013 года по делу N 03-К-05-13,
заинтересованные лица: открытое акционерное общество "Волго-Каспийский акционерный банк", ОГРН 1023000000210, ИНН 3015011755 (г. Астрахань),
открытое акционерное общество "Сбербанк России", ОГРН 1027700132195, ИНН 7707083893 (г. Астрахань),
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Лукойл - Теплотранспортная компания" (далее - заявитель, ООО "Лукойл-ТТК", общество) обратилось в арбитражный суд Астраханской области с заявлением об оспаривании решения УФАС России по Астраханской области (далее - антимонопольный орган, Управление) от 17 июня 2013 года по делу N 03-К-05-13, в соответствии с которым которым общество признано нарушившим ч. 5 ст. 11 Закона N135-ФЗ "О защите конкуренции".
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ОАО "Волго-Каспийский Акционерный банк" и ОАО "Сбербанк России".
Решением арбитражного суда Астраханской области от 20 декабря 2013 года в удовлетворении заявленного требования отказано.
ООО "Лукойл-ТТК" не согласилось с принятым решением суда первой инстанции и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт.
Антимонопольный орган и заинтересованные лица представили отзывы на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Указанные лица считаю решение суда законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
Дело в арбитражном суде апелляционной инстанции рассматривается в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В соответствии с ч. 1 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Заслушав представителей заявителя, антимонопольного органа, заинтересованных лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзывов на апелляционную жалобу, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции находит не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела, УФАС по Астраханской области в отношении ООО "Лукойл-ТТК" на основании заявления "ВКА Банк" (ОАО), полагающего, что действия ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК", занимающего доминирующее положение на рынке поставки тепловой энергии, направлены на ограничение конкуренции на рынке банковских услуг, путем установления монопольно низких цен на них для отдельных банков, навязывания контрагенту условий договора не выгодных ему, возбуждено дело N 26-К-05-12 по признакам нарушения антимонопольного законодательства по п. 6 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135 -ФЗ "О защите конкуренции".
В ходе рассмотрения дела N 26-К-05-12 представитель "Волго-Каспийский акционерный банк" (ОАО) сообщил, что в действиях ООО "ЛУКОЙЛ-Теплотранспортная, компания", участвующего в деле, имеются признаки нарушения ч. 5 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", заявив ходатайство о выделении дела по вышеуказанным фактам в отдельное производство.
Вышеуказанное ходатайство удовлетворено, определением от 01.02.2013 из дела N 26-К-05-12 в отдельное производство выделено дело N 03-К-05-13 по признакам нарушения ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" части 5 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
Астраханское УФАС России на основании заявления Сберегательного банка Российской Федерации (ОАО) в лице Астраханского отделения N 8625 (вх.N2087 от 06.03.2012), указывающего на недобросовестные действия ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК", а именно - введение в заблуждение в отношении характера, способа, места производства, потребительских свойств, качества и количества товара, а также в отношении его производителей (исполнителей услуги), в отношении ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" возбудило дело N 24-К-05-12 по признакам нарушения антимонопольного законодательства по ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
В ходе рассмотрения дела N 24-К-05-12, возбужденного в отношении ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК", УФАС России по Астраханской области определением от 30 октября 2012 года в отдельное производство из дела N 24-К-05-12 выделено дело N 140-К-05-12 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
При рассмотрении дела N 140-К-05-12 Сбербанка России (ОАО) заявил (вх.N3464 от 12.04.2013) о том, что в действиях ООО "ЛУКОЙЛ-Теплотранспортная компания" имеются признаки нарушения части 5 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Определением УФАС по Астраханской области от 15 апреля 2013 дело N 140-К-05-12 и дело N 03-К-05-13 объединены в одно производство, с присвоением объединенному делу N 03-К-05-13.
17 июня 2013 г. решением комиссии Астраханского УФАС России по делу N 03-К-05-13 ООО "Лукойл-ТТК" признано нарушившим ч.5 ст.11 Закона N135-ФЗ "О защите конкуренции".
Не согласившись с указанным решением, полагая, что оно затрагивает интересы хозяйствующего субъекта в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Дело рассмотрено судом первой инстанции по правилам главы 24 АПК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отсутствие (недоказанность) хотя бы одного из названных условий служит основанием для оставления заявленного требования без удовлетворения.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При оценке доводов сторон суд принимает во внимание положения части 5 статьи 200 АПК РФ, согласно которой обязанность доказывания обоснованности принятия оспариваемого акта лежит на органе, принявшем оспариваемый ненормативный акт. Вместе с тем бремя доказывания обстоятельств, на которые ссылается лицо в обоснование своих требований и возражений в соответствии с ч. 1 ст. 65 АПК РФ лежит на лице, которое ссылается на указанные обстоятельства.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из того, что ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" допустило нарушение положений ч. 5 ст. 11 ФЗ "О защите конкуренции" (далее Закон N 135-ФЗ), что объективно подтверждается собранными по делу доказательствами.
Суд первой инстанции правильно распределил бремя доказывания обстоятельств, имеющих существенное значение для рассмотрения дела, установил фактические обстоятельства дела и применил нормы материального права, подлежащие применению.
В соответствии с ч. 5 ст. 11 ФЗ "О защите конкуренции" физическим лицам, коммерческим организациям и некоммерческим организациям запрещается осуществлять координацию экономической деятельности хозяйствующих субъектов, если такая координация приводит к любому из последствий, которые указаны в частях 1 - 3 настоящей статьи, которые не могут быть признаны допустимыми в соответствии со статьями 12 и 13 настоящего Федерального закона или которые не предусмотрены федеральными законами.
В соответствии с ч. 1 ст. 11 Закона N 135-ФЗ признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к:
1) установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок;
2) повышению, снижению или поддержанию цен на торгах;
3) разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков);
4) сокращению или прекращению производства товаров;
5) отказу от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками).
ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35% или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов (географические границы - г. Астрахань) в части оказания услуг по теплоснабжению с долей более 50 процентов, что подтверждается приказовм Астраханского УФАС России от 04.08.2011 N 194-п и не оспаривается обществом.
10 января 2012 года письмом за исходящим N 03-03-04/80 ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" направило в адрес ОАО "ВКА Банк" на рассмотрение и подписание договор о переводе денежных средств, принятых от населения города Астрахани в счет оплаты услуг по теплоснабжению и горячему водоснабжению.
Согласно пункту 1.1 проекта договора ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" поручает, а Банк принимает на себя обязательства по переводу денежных средств, принятых от физических лиц-плательщиков в валюте Российской Федерации, в пользу ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК".
Согласно пункту 4.2 проекта Договора плата за услуги, устанавливается в размерах от суммы каждого перевода, совершаемого плательщиком в пользу Клиента (ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК"), и составляет 0.6%.
10 января 2012 года ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" открыт собственный расчетный центр для осуществления расчетов с потребителями тепловой энергии и горячей воды.
ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" в 2012 году самостоятельно не осуществляло деятельность на рынке услуг по приему и переводу денежных средств граждан в счет оплаты жилищно-коммунальных услуг, следовательно, не являлось субъектом данного рынка.
В ответ на предложение ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" ОАО "ВКА Банк" письмом N 10/130 от 26 января 2012 года сообщило, что анализ рентабельности платежей в адрес ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" показал убыточность операций при предложенной обществом ставке комиссионного вознаграждения в размере 0,6%, а также предложило рассмотреть возможность изменения размера комиссионного вознаграждения до 1,3% от суммы каждого перевода, совершаемого плательщиком в пользу Клиента (ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК"). Применение указанной ставки в 1.3% возмещает лишь затраты банка для оказания данной услуги, а также позволяет не взимать комиссионное вознаграждение с граждан плательщиков.
03 февраля 2012 года ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" направило в адрес ОАО "ВКА Банк" письмо N 03-031/03/201, из которого следует, что поскольку затраты на комиссионное вознаграждение в размере 1,3% от суммы принимаемых платежей не включены в тариф общества, утвержденный РСТ по Астраханской области, ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" в лице Астраханского филиала вынужден отказаться от сотрудничества с ОАО "ВКА Банк" на условиях последнего (комиссионное вознаграждение в размере 1,3%). В течение 2012 года договор между ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" и ОАО "ВКА Банк" заключен не был.
Как сообщает Сбербанк России (ОАО), подтверждается материалами дела и не отрицается ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК", информация об изменении ранее существовавшей схемы приема платежей за оказанные услуги была размещена в газете "Волга" N 2 от 12 января 2012 года и N 4 от 17 января 2012 года. Как следует из публикации (газета "Волга N4 от 17.01.2012), из квитанций ООО "ЕИРЦ" исключены графы за отопление и горячее водоснабжение, оплата за данный вид услуг будет осуществляться путем изготовления и рассылки квитанций ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" самостоятельно. Кроме того, квитанцию "...можно будет оплатить в банках, в расчетном центре ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" через терминалы или в дополнительном офисе на ул. Августовская, 11. Перечень банков, которые будут принимать платежи ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК", будет опубликован на оборотной стороне квитанции. Банки, входящие в этот перечень, брать проценты за перевод денег не будут - эти расходы берет на себя ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК"...".
Платежные документы (квитанции за февраль-декабрь 2012), направленные ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" потребителям, на оборотной стороне содержали следующую информацию: "Уважаемые потребители! Обращаем Ваше внимание, что оплату в соответствии с полученными документами можно произвести во всех пунктах приема платежей ОАО "Сбербанк России", ФГУП "Почта России", а также в других банках, расположенных на территории Российской Федерации и через терминалы ОАО ФКБ "Петрокоммерц", расположенные по адресу: пл. Ленина, 12. Ниже приведен перечень коммерческих банков, не взимающих процент комиссионного вознаграждения: 1. пункт приема платежей ОАО ФКБ "Петрокоммерц", расположенный по адресу: ул. Н. Качуевской, 9; 2. пункты приема платежей Евро-Азиатского Торгово-Промышленного банка ОАО, расположенные по адресам: ул. Б. Алексеева, 61, кор. 1; ул. Яблочкова, 21, ул. Керченская, 5-я, 19; ул. Савушкина, 4, корп.1, ул. Ногина, 3; ул.Дзержинского, 11; ул. Адм. Нахимова, 131; 3. пункт приема платежей Республиканского социально-коммерческого банка ЗАО, филиал в г. Астрахань, расположенный по адресу: ул. Барсовой, 13 "а". При наличии в жилых помещениях индивидуальных приборов учета показания и расход по данным этих приборов заполняется потребителем самостоятельно в графе "Горячая вода (счетчики)". По всем интересующим вопросам Вы можете обратиться в центральный офис расчетного центра Филиала ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК". расположенный по адресу: пл. Ленина,12, телефон: 48-19-93, а также в дополнительный офис, расположенный по адресу: ул. Августовская, 11В, телефон:25-90-97. Для уточнения актуальности своих данных по приборам учета, в том числе, заводских номеров, показании начальных и текущих, просим Вас позвонить по телефону: 8(8512) 48-19-96." (далее - Информация)".
Как следует из материалов дела, между ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" и Сбербанк России (ОАО) 01 февраля 2012 года заключен договор N 03Н-359/12 о переводе денежных средств физических лиц в валюте Российской Федерации, согласно которому плата за услуги, удерживаемая Банком (Сбербанк России (ОАО)) с Клиента (ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК") устанавливается в размере 1,3% от суммы каждого платежа, совершаемого плательщиком в пользу ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК".
Согласно пункту 5.1 договора N 03Н-359/12 от 01 февраля 2012 года все суммы переводов плательщиков (граждан) в пользу Клиента (ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК"), за вычетом суммы платы за услуги Банка (Сбербанк России (ОАО)) по переводу денежных средств, удерживаемой с суммы платежей, в размере 1,3% от суммы каждого платежа, совершаемого, плательщиком в пользу ОАО "ЛУКОЙЛ-ТТК" (п.5.2. договора), перечисляются на счет ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК", открытый в ФКБ "Петрокоммерц" в г. Волгоград. При этом, обязательство Плательщика - гражданина - перед ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" считается исполненным в размере суммы, указанной в платежном документе.
Таким образом, комиссионное вознаграждение за услуги Банка по приему платежей за услуги, оказываемые ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" потребителям - физическим лицам, взимается Сбербанк России (ОАО) не с граждан, как указано в информации, размещенной в газете "Волга" N 4 от 17 января 2012 года и на оборотной стороне платежных квитанций, направляемых потребителям, а с ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК".
Согласно Уставу ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" одним из видов деятельности общества является сбор и учет платежей от населения за услуги по теплоснабжению и горячему водоснабжению.
Как следует из пояснений Сбербанка России, Сбербанк России в лице Астраханского ОСБ N 8625 в 2012 году осуществлял прием платежей в пользу ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" за услуги по теплоснабжению и горячему водоснабжению без взимания комиссии с граждан.
В, соответствии со ст. 1 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности", Банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
Согласно статьи 5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" к банковским операциям, в частности, относятся:
- открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц (пункт 3);
осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам (пункт 4);
осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов) (пункт 9).
Из письма Главного управления Центрального Банка Российской Федерации от 03.06.2010 N 3-1-09/3927 следует, что кредитные организации, имеющие соответствующие лицензии, могут осуществлять прием платежей за жилищно-коммунальные услуги от граждан, кроме того, все кредитные организации, расположенные на территории Астраханской области, имеют лицензии на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях, следовательно, в соответствии со статей 5 Федерального, закона "О банках и банковской деятельности" могут осуществлять переводы денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов, а также расчеты по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам.
На основании подпункта 9 пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" к банковским операциям относится осуществление банком переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов).
Генеральная лицензия на осуществление банковских операций от 03 октября 2002 годаN 1481, выданная Центральным Банком Российской Федерации Сбербанку России (ОАО), предусматривает право банка, в том числе, на осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов.
Сбербанк России (ОАО), и ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК", в ходе рассмотрения дела подтвердили тот факт, что с момента выхода публикаций и в течении 2012 года Сбербанк России (ОАО) комиссионное вознаграждение с граждан - плательщиков за услуги, оказанные ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК", не взимали, комиссия уплачивалась Сбербанку России (ОАО) ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК", согласно условиям заключенного между ними договора N 03Н-359/12 от 01 февраля 2012 года.
Таким образом, информация, распространенная в газете "Волга" N 2 от 12.01.2012 и N4 от 17.01.2012, а также на оборотной стороне квитанций на оплату услуг ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" о том, что при приеме Сбербанком России (ОАО) платежей в счет оплаты услуг ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" за горячее водоснабжение и теплоснабжение с граждан - плательщиков взимается комиссионный сбор, а Сбербанк России (ОАО) не входит в перечень банков, не взимающих комиссионное вознаграждение с граждан, - не соответствует действительности.
Вступившим в законную силу решением арбитражного суда Астраханской области от 10 июля 2013 года по делу N А 06-2838/2013 установлено, что распространенная в газете "Волга", а также на оборотной стороне квитанций на оплату услуг ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" о том, что при приеме Сбербанком России (ОАО) платежей в счет оплаты услуг ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" за горячее водоснабжение и теплоснабжение с граждан-плательщиков взимается комиссионный сбор не соответствует действительности и нарушает п. 2 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе (N 38-ФЗ).
Как следует из материалов дела (вх. N 2962 от 02.04.2012), между ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" и ЗАО "Республиканский социально-коммерческий банк" заключен договор б/н от 10 января 2012 года, согласно пункту 3.1 которого размер комиссионного вознаграждения за предоставленные банком услуги по сбору платежей составляет 0,6%.
Как следует из материалов дела (вх. N 3082 от 04.04.2012), между ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" и ОАО "Евро-Азиатский Торгово-Промышленный банк" заключен договор N 40 от 10 января 2012 года, согласно пункту 4.2 которого размер комиссионного вознаграждения за предоставленные банком услуги по сбору платежей составляет 0,6%.
21 декабря 2011 года между ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" и ОАО Банк "Петрокоммерц" заключено генеральное соглашение N 3 о порядке взаимодействия сторон при осуществлении переводов денежных средств физических лиц в адрес юридического лица, предметом которого является порядок взаимодействия перечисленных выше сторон при осуществлении Банком переводов денежных средств в адрес ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" без открытия банковских счетов в оплату Услуг (п. 2.1.).
Согласно, пункту 4.1. указанного генерального соглашения размер вознаграждения Банка за оказание услуг по данному Соглашению, составляет 0,6% от общей суммы денежных средств, указанных в Реестре платежей (п. 1.4 Соглашения). Как следует из материалов дела (вх. N 6586 от 16.08.2012), через собственные расчетные центры ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" платежи от граждан в счет оплаты услуг по теплоснабжению и горячему водоснабжению не принимались. Прием средств в расчетных центрах, расположенных по адресам: г. Астрахань, ул. Августовская, 11 "В" (1 терминал) и пл. Ленина, 12 (6 терминалов) осуществлялся и осуществляется с использованием платежных терминалов ОАО Банк "Петрокоммерц" в соответствии с договором N 1/1 от 20 июля 2011 года (дополнительное соглашение N 1 от 26 декабря 2011 года).
20 февраля 2012 года между ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" и Закрытым акционерным обществом КБ "РОСЭНЕРГОБАНК" (далее - ЗАО "Росэнергобанк") был заключен договор N 07/2012, согласно пункту 1.1. которого ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" поручает, а Банк принимает на себя обязательства по переводу денежных средств, принятых от физических лиц (плательщиков) в валюте Российской Федерации, в пользу ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК", в соответствии с условиями договора.
Согласно пункту 4.2. Договора N 07/2012 от 20 февраля 2012 года, размер вознаграждения Банка за оказание услуг по данному Договору, составляет 0,6% от суммы каждого перевода, совершаемого плательщиком в пользу ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК".
Согласно части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг предусмотрено право потребителя коммунальных услуг, если иное не установлено договором о предоставлении таких услуг, осуществлять их оплату, в частности, наличными денежными средствами, в безналичной форме с использованием счетов в выбранных ими банках или переводом денежных средств без открытия банковского счета, а также почтовыми переводами.
Согласно информации, представленной ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" (вх.N 6811 от 24.07.2012), прием и перевод денежных средств от граждан в счет оплаты услуг по горячему водоснабжению и теплоснабжению в 2010 и 2011 годах осуществляло ООО "Единый информационно-расчетный центр г. Астрахани" (далее - ООО "ЕИРЦ"), в 2012 году- ООО "ЕИРЦ", Сбербанк России (ОАО), ООО ФКБ "Петрокоммерц", ОАО "Евро-Азиатский торгово-Промышленный банк", ОАО "Росэнергобанк", ОАО "Республиканский социально-коммерческий банк", ОАО "ВКА Банк", АФ "Мособлбанк" (ООО), ОАО "Московский индустриальный банк", ФАКБ "Российский капитал", ОАО "Россельхозбанк", ОАО "Агроинкомбанк", ОАО КБ "Русюгбанк".
Пункт 1 статьи 1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, а также недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.
Целями Закона о защите конкуренции, на основании ч. 2 ст. 1 указанного закона, являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция - это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Согласно п. 14 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" под понятием координация экономической деятельности понимается согласование действий хозяйствующих субъектов третьим лицом, не входящим в одну группу лиц ни с одним из таких хозяйствующих субъектов и не осуществляющих деятельность на одном товарном рынке, на котором осуществляется согласование действий хозяйствующих субъектов.
ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК", распространив в газете "Волга" N 2 от 12 января 2012 года и N 4 от 17 января 2012 года, а также на оборотной стороне квитанций на оплату услуг ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" (с февраля по декабрь 2012 года) не соответствующую действительности информацию о том, что при приеме Сбербанком России (ОАО) платежей в счет оплаты услуг ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" за горячее водоснабжение и теплоснабжение с граждан - плательщиков взимается комиссионный сбор, согласовало действия кредитных организаций - Сбербанк России (ОАО), ООО ФКБ "Петрокоммерц", ОАО "Евро-Азиатский торгово-Промышленный банк", ОАО "Республиканский социально-коммерческий банк", действующих на территории города Астрахани, поскольку направило граждан-плательщиков в три банка - ООО ФКБ "Петрокоммерц", ОАО "Евро-Азиатский торгово-Промышленный банк", ОАО "Республиканский социально-коммерческий банк", а не в четыре, принимавших платежи без взимания комиссионного сбора с граждан, тем самым, перераспределив количество потенциальных плательщиков между кредитными организациями и обусловив отказ граждан от заключения со Сбербанком России (ОАО) договоров на осуществление переводов денежных средств за услуги по теплоснабжению и горячему водоснабжению, оказанные в 2012 году ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК", и сокращение количества платежей, принятых от граждан-плательщиков за услуги, оказанные в 2012 году ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК", в Сбербанке России (ОАО) в лице Астраханского отделения N 8625.
Следовательно, ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" осуществило координацию деятельности кредитных организаций - Сбербанк России (ОАО), ООО ФКБ "Петрокоммерц", ОАО "Еврб-Азиатский торгово-Промышленный банк", ОАО "Республиканский социально-коммерческий банк", осуществляющих на территории города Астрахани деятельность по осуществлению переводов денежных средств за услуги по теплоснабжению и горячему водоснабжению, оказанные в 2012 году ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК", по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов) без взимания комиссионного сбора с граждан-плательщиков.
В соответствии с ч. 5 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" физическим лицам, коммерческим организациям и некоммерческим организациям запрещается осуществлять координацию экономической деятельности хозяйствующих субъектов, если такая координация приводит к любому из последствий, которые указаны в частях 1 - 3 указанной статьи, которые не могут быть признаны допустимыми в соответствии со ст. 12 ФЗ Закона о защите конкуренции, или которые не предусмотрены Федеральными законами, в частности, если такие действия приводят или могут привести к отказу от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками) (п.5 ч.1 ст.11 Закона N 135-ФЗ).
При таких обстоятельствах, вывод антимонопольного органа о нарушении ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" части 5 статьи 11 Закона о защите конкуренции является правильным.
В соответствии с ч. 3 ст. 201 АПК РФ, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Подача апелляционной жалобы направлена на переоценку выводов суда первой инстанции, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта. Общество не представляет новых доказательств и на наличие таковых не ссылается, не указывает какому из доводов суд первой инстанции не дал оценку. В процессе производства в суде апелляционной инстанции выводы суда первой инстанции не опровергнуты. Само по себе несогласие с выводами суда не является основанием для отмены судебного акта.
Суд апелляционной инстанции считает, что, разрешая спор, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, отвечающие принципам относимости и допустимости доказательств (ст.ст. 167, 168 АПК РФ), установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя. Нормы материального права применены правильно. Суд первой инстанции не допустил нарушений норм процессуального права. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Апелляционная жалоба общества с ограниченной ответственностью "Лукойл-ТТК" подлежит оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Астраханской области от 20 декабря 2013 года по делу N А06-6207/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лукойл-Теплотранспортная компания" (г. Астрахань) - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий судья |
Л.Б. Александрова |
Судьи |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-6207/2013
Истец: ООО "ЛУКОЙ-ТТК"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области
Третье лицо: ОАО "Волго-Каспийский Акционерный Банк", ОАО Сбербанк России