город Ростов-на-Дону |
|
15 апреля 2014 г. |
дело N А53-19541/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 апреля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 апреля 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.,
судей Гуденица Т.Г., Сулименко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Манджиевым П.С.,
при участии:
от заявителя: представитель по доверенности от 19.02.2014 N 2 Чистяков А.Г., паспорт;
от заинтересованного лица: представитель по доверенности от 20.12.2013 N 58-10-01-17/3166 Маргарян Г.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вектор Тепла" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 13.02.2014 по делу N А53-19541/2013, принятое судьёй Бондарчук Е.В., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Вектор Тепла" к заинтересованному лицу Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по Ростовской области о признании незаконными и отмене постановлений,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Вектор Тепла" (далее - ООО "Вектор Тепла", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконными и отмене постановлений территориального Управления в Ростовской области Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ростовской области (далее - заинтересованное лицо, Управление) от 04.04.2013 N 60-13/59 и N 60-13/60 о привлечении к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 6.3 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административных штрафов по 40 000 руб. соответственно по каждому постановлению.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 13.02.2014 в удовлетворении заявления отказано. Судебный акт мотивирован доказанностью факта наличия в действиях общества состава вменяемых правонарушений, отсутствием процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, а также оснований для квалификации правонарушения в качестве малозначительного.
Не согласившись с решением суда, общество обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменит решение и удовлетворить заявленные требования, сославшись на то, что административный орган необоснованно отказал в удовлетворении ходатайства о переносе места рассмотрения дела об административном правонарушении в город Таганрог по месту фактического и юридического нахождения общества; нарушение порядка извещения о времени и месте рассмотрения дела и составления протокола об административном правонарушении.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель заинтересованного лица с доводами апелляционной жалобы не согласился.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по Ростовской области поступила информация Центрального банка Российской Федерации, формируемая в соответствии с Положением о порядке передачи уполномоченными банками информации о нарушениях лицами, осуществляющими валютные операции, актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, утвержденным Центральным банком Российской Федерации от 20.07.2007 N 308-П, о наличии признаков нарушения валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.
Рассмотрев материалы, полученные из уполномоченного банка - Танк-Т (ОАО) (вх. от 15.03.2013 N 637) в отношении ООО "Вектор Тепла" инспектор Управления установил, что общество совершило административное правонарушение, выразившееся в следующем.
01.01.2012 ООО "Вектор Тепла" (резидент, продавец) заключило с ТОО "Брик-Актобе" С.Б., Казахстан (нерезидент, покупатель) контракт N 2/2012на поставку котлов стальных газовых "Юнкер" в ассортименте и количестве, предусмотренном в спецификациях.
12.01.2012 ООО "Вектор Тепла" представило в уполномоченный банк - филиал банка "Возрождение" (ОАО) документы, необходимые для оформления паспорта сделки и оформило паспорт сделки N 12010003/1439/0066/1/0 на контракт от 01.01.2012 N 2/2012.
Во исполнение Инструкции Банка России от 04.06.2012 N 138-И резидент должен представить справку о валютных операциях и справку о подтверждающих документах, порядок, случаи и сроки представления которых установлены Инструкцией N 138-И, которые являются формами учета по валютным операциям резидентов и должны были быть представлены в уполномоченный банк не позднее 20.07.2012.
В уполномоченный банк ООО "Вектор Тепла" товарную накладную от 20.04.2012 N 22 и справку о подтверждающих документах с указанием товарной накладной от 20.04.2012 N 22 представило 07.08.2012, то есть с нарушением срока, установленного Инструкцией Банка России от 04.06.2012 N 138-И, на 76 дней.
01.01.2012 ООО "Вектор Тепла" (резидент, продавец) заключило с ТОО "AQUAGAS", Казахстан (нерезидент, покупатель) контракт N 3/2012 на поставку котлов стальных газовых "Юнкер" в ассортименте и количестве, предусмотренном в спецификациях.
12.01.2012 ООО "Вектор Тепла" представило в уполномоченный банк - филиал Банка "Возрождение" (ОАО) документы, необходимые для оформления паспорта сделки и оформило паспорт сделки N 12010004/1439/0066/1/0 на контракт от 01.01.2012 N 3/2012.
В уполномоченный банк ООО "Вектор Тепла" товарную накладную от 23.04.2012 N 24 и справку о подтверждающих документах с указанием товарной накладной от 23.04.2012 N 24 представило 07.08.2012, то есть с нарушением срока, установленного Инструкцией Банка России от 04.06.2012 N 138-И на 76 дней.
По указанным фактам 20.03.2013 в отношении общества составлены протоколы N 60-13/59 и N 60-13/30 об административном правонарушении по части 6.3 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Рассмотрев протоколы об административном правонарушении и приложенные к ним документы, после неоднократного отложения дела по причине ненадлежащего извещения общества о времени совершения процессуального действия, 10.04.2013 исполняющий обязанности руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ростовской области вынесены постановления о назначении административного наказания N 60-13/59 и N 60-13/60 согласно которым ООО "Вектор Тепла" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6.3 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 40 000 руб. по каждому постановлению.
Не согласившись с указанными постановлениями, используя право на обжалование, предусмотренное статьей 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, общество обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с настоящими заявлениями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно и обоснованно руководствовался следующим.
Частью 6.3 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами более чем на тридцать дней.
В соответствии с пунктом 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены статьей 23 Федерального закона N 173-ФЗ, а также вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям.
Пунктом 4 статьи 23 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" определено, что в целях осуществления валютного контроля агенты валютного контроля в пределах своей компетенции имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов документы (копии документов), связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов.
В порядке пункта 4 статьи 5 ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" Центральный Банк Российской Федерации устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, а также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям.
Пунктом 2 части 3 статьи 23 Закона N 173-ФЗ предусмотрено, что порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля (для представления уполномоченным банкам) также устанавливается Центральным банком Российской Федерации.
Порядок представления в уполномоченный банк (банк паспорта сделки) подтверждающих документов и соответствующей информации установлен Положением о порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций от 01.06.2004 N 258-П, утвержденным Центральным банком Российской Федерации, и Инструкцией Центрального банка Российской Федерации от 04.06.2012 N 138-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением" (далее - Инструкция Банка России от 04.06.2012 N 138-И).
Согласно пункту 2.1 Положения N 258-П в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент в порядке, установленном Положением N 258-П, представляет в банк паспорта сделки документы, связанные с проведением указанных операций, подтверждающие в числе прочего оказание услуг (подтверждающие документы).
В пункте 2.2 Положения N 258-П указано, что резидент представляет подтверждающие документы в банк паспорта сделки одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах, оформленной резидентом в порядке, установленном приложением 1 к Положению N 258-П.
В соответствии с пунктом 2.4 Положения N 258-П справка и подтверждающие документы представляются резидентом в установленном банком порядке и в согласованный с банком паспорта сделки срок, не превышающий 15 календарных дней после окончания месяца, в течение которого оформлены документы, подтверждающие оказание услуг.
В соответствии с пунктом 1.5 Инструкции Банка России от 04.06.2012 N 138-И, справка о валютных операциях и справка о подтверждающих документах, порядок, случаи и сроки представления которых установлены настоящей Инструкцией, являются формами учета по валютным операциям резидентов.
Согласно подпункту 9.1.2 пункта 9.1 Инструкции Банка России от 04.06.2012 N 138-И, в случае вывоза (ввоза) товара с территории (на территорию) Российской Федерации при отсутствии установленного нормативными правовыми актами в области таможенного дела требования о декларировании таможенным органам товаров - транспортные (перевозочные, товаросопроводительные), коммерческие документы, статистическую форму учета перемещения товаров, установленную Правилами ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.01.2011 N40, которую резидент представляет в банк паспорта сделки в порядке, установленном в абзаце третьем настоящего подпункта.
Дополнительно резидент может представить в банк паспорта сделки и иные документы, содержащие сведения о вывозе товара с территории Российской Федерации (отгрузке, передаче, поставке, перемещении) или ввозе товара на территорию Российской Федерации (получении, поставке, приеме, перемещении), оформленные в рамках контракта и (или) в соответствии с обычаями делового оборота, в том числе документы, используемые резидентом для учета своих хозяйственных операций в соответствии с правилами бухгалтерского учета и обычаями делового оборота.
Статистическая форма учета перемещения товаров представляется резидентом в банк ПС после ее оформления и представления в таможенные органы без представления справки о подтверждающих документах. Если статистическая форма учета перемещения товаров представляется резидентом в банк паспорта сделки одновременно со справкой о подтверждающих документах и другими подтверждающими документами, указанными в абзацах первом и втором настоящего подпункта, резидент заполняет справку о подтверждающих документах на основании других подтверждающих документов, указанных в абзацах первом и втором настоящего подпункта.
Пункт 9.2.2 названной инструкции определяет: справка о подтверждающих документах и подтверждающие документы, указанные в пункте 9.1 настоящей Инструкции, представляются резидентом в банк паспорта в срок не позднее 15 рабочих дней после окончания месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы, указанные в подпунктах 9.1.2 - 9.1.4 пункта 9.1 Инструкции.
По смыслу приведенных нормативных положений для целей валютного контроля имеет значение дата оформления любых документов, позволяющих установить точную стоимость поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг.
Согласно материалам дел об административных правонарушениях, заявитель в уполномоченный банк представил товарные накладные и справки о подтверждающих документах с указанием товарных накладных с нарушением срока, установленного Положением N 258-П и Инструкцией Банка России от 04.06.2012 N 138-И.
Изложенное свидетельствует о наличии в действиях ООО "Вектор Тепла" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6.3 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Порядок привлечения общества к административной ответственности административным органом не нарушен.
Из материалов дела следует, что Управлением письмами общество извещалось о времени и месте составление протокола об административном правонарушении, а именно:
- письмом от 14.02.2014 общество извещалось на 22.02.2013, уведомление обществом получено и заявлено ходатайство о направлении дела по месту нахождения общества;
- письмом от 25.02.2013 общество извещалось на 28.02.2013, уведомление получено обществом 11.03.2013;
- письмом от 06.03.2013 общество извещалось на 20.03.2013, уведомление получено обществом 11.03.2013. Кроме того, информация о времени и месте составления протокола была направлена в распоряжение общества посредствами телеграфной связи и получена руководителем общества.
Определением от 20.03.2013 общество информировалось о том, что на 04.04.2013 определена дата вынесения постановления. Информация направлена по адресу г. Таганрог, пер. Трудовые Резервы, 10, оф. 409.
04.04.2013 в связи с неявкой общества и отсутствие доказательств свидетельствующих о надлежащем извещении, административным органом отложено рассмотрение вопроса о привлечении общества к ответственности на 10.04.2013.
Информация направлена по адресу г. Таганрог, пер. Трудовые Резервы, 10, оф. 200. Кроме того, посредствами телеграфной связи административным органом направлена телеграмма в распоряжение общества, которая не была доставлена руководителю, по тем основаниям, что руководитель за ее получением не явился.
Административный орган направлял уведомления и письма о вызове как на составление протоколов так и на вынесение постановлений об административных правонарушениях законному представителю общества по адресу: г. Таганрог, пер. Трудовых Резервов, дом 10, офис 409 и на офис 200, которые возвращались с отметками почтового отделения об истечении срока хранения или с отметками телеграфной связи за отсутствием адресата.
В материалы дела представлена выписка из ЕГРЮЛ согласно которой юридическим адресом ООО "Вектор Тепла" является: г. Таганрог, пер. Трудовых Резервов, дом 10, офис 200.
Кроме того с целью надлежащего извещения административный орган направил в адрес законного представителя общества срочную телеграмму от 05.04.2013 N 58-05-01-22/863 - с текстом "Законному представителю ООО "Вектор Тепла" предлагается явиться 10.04.2013 в 11.00 в ТУ Росфиннадзор в Р.О. г. Ростов-на-Дону пр. Соколова д 52 для участия в рассмотрении дел об административных правонарушениях N 60-13/59, N 60-13/60 и составления протоколов об административных правонарушениях по ч. 6.1, 6.2, ст. 15.25 КоАП РФ в отношении ООО "Вектор Тепла" и должностного лица - директора ООО "Вектор Тепла".
Из ответа на указанную телеграмму от 08.04.2013 видно, что телеграмма Управления не доставлена с указанием "закрыто адресат по извещению за телеграммой не является".
Телеграмма направлена по юридическому адресу общества указанному в выписке ЕГРЮЛ: г. Таганрог, пер. Трудовых Резервов, дом 10, офис 200.
В силу абзаца 3 пункта 24.1 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" не могут считаться не извещенными лица, отказавшиеся от получения направленных материалов или не явившиеся за их получением несмотря на почтовое извещение (при наличии соответствующих доказательств).
Таким образом, общество было надлежащем образом уведомлено о времени и месте составления протоколов и постановлений об административных правонарушениях.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции в части отсутствия признаков малозначительности правонарушения у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 13.02.2014 по делу N А53-19541/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 настоящего Кодекса.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-19541/2013
Истец: ООО "ВЕКТОР ТЕПЛА"
Ответчик: Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по Ростовской области