г. Саратов |
|
15 апреля 2014 г. |
Дело N А12-24518/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена "08" апреля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен "15" апреля 2014 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Веряскиной С.Г., судей: Александровой Л.Б., Луговского Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шепелевым С.В.,
при участи в заседании:
от Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской и Волгоградской областям и Республике Калмыкия - С.Ш. Габитова по доверенности от 09.01.2014,
от Администрации Старополтавского муниципального района Волгоградской области - А.А. Коваленко по доверенности от 03.03.2014; А.В. Алексеев по доверенности от 03.03.2014,
от Администрации Новотихоновского сельского поселения Старополтавского муниципального района Волгоградской области - Д.В. Панов по доверенности от 01.01.2014; В.В. Меренцова - глава, служебное удостоверение представлено,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской и Волгоградской областям и Республике Калмыкия (г. Ростов-на-Дону, ИНН 6163072891, ОГРН 1056163009957)
на решение арбитражного суда Волгоградской области от "23" декабря 2013 года по делу N А12-24518/2013 (судья Стрельникова Н.В.)
по заявлению Администрации Новотихоновского сельского поселения Старополтавского муниципального района Волгоградской области (Волгоградская область, Старополтавский район, х. Новый Тихонов, ИНН 3429030657, ОГРН 1053478415100)
об оспаривании постановления Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской и Волгоградской областям и Республике Калмыкия (г. Ростов-на-Дону, ИНН 6163072891, ОГРН 1056163009957) по делу об административном правонарушении
с участием в деле в качестве заинтересованных лиц Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области (г. Волгоград); Комитета ветеринарии Волгоградской области, Администрации Старополтавского муниципального района Волгоградской области (г. Волгоград),
УСТАНОВИЛ:
Администрация Новотихоновского сельского поселения Старополтавского муниципального района Волгоградской области (далее администрация поселения, заявитель) обратилась в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской и Волгоградской областям и Республике Калмыкия (далее административный орган, Управление, Россельхознадзор) от 10.09.2013 N 02/2-06-745/2013 о привлечении администрации Новотихоновского сельского поселения Старополтавского муниципального района Волгоградской области к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 10.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 502000 рублей.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области; Комитет ветеринарии Волгоградской области, Администрация Старополтавского муниципального района Волгоградской области.
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 23 декабря 2013 года заявленные требования удовлетворены.
Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской и Волгоградской областям и Республике Калмыкия, не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Информация об отложении судебного разбирательства размещена на сайте суда в сети Интернет 05 марта 2014 года.
В соответствии с ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает апелляционную жалобу без участия представителей Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области, Комитета ветеринарии Волгоградской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
В порядке ст. 163 АПК РФ в судебном заседании, открытом 01.04.2014, объявлялся перерыв до 08.04.2014 года до 15 часов 40 минут.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, участвующих в судебном заседании, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 03 сентября 2013 года на основании распоряжения от 12.08.2013 г. N 0359 Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской и Волгоградской областям и Республике Калмыкия проведена плановая выездная проверка администрации поселения, в результате которой выявлены нарушения ветеринарного законодательства РФ, допущенные администрацией поселения: скотомогильник, расположенный на территории Новотихоновского сельского поселения Старополтавского района Волгоградской области, представляет собой металлическую емкость, скотомогильник не огорожен глухим забором высотой не менее 2 метров с въездными воротами, отсутствует перекидной мост. Отсутствует вытяжная труба, навес над ямой скотомогильника, помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов. На территории скотомогильника разброс костей животных и разложившийся труп крупного рогатого скота. На земельном участке сельскохозяйственного назначения для временного хранения твердых бытовых отходов среди кучи мусора разбросаны овчины в количестве 3 (трех) штук, которые относятся к биологическим отходам. Выявленные нарушения административным органом квалифицированы как нарушения п. 1.5., 1.8., 5.6., 5.7., 5.8. "Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов" утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором 04.12.1995 г. N13-7-2/469. По результатам проверки с участием и.о. главы поселения Станислава В.А. 03.09.2013 г. составлен акт осмотра помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, акт проверки N0 359.
03.09.2013 г. Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской и Волгоградской областям и Республике Калмыкия в отношении администрации составлен протокол об административном правонарушении N 02/2-06-745/2013, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 10.8 КоАП РФ, и 10.09.2013 вынесено постановление N 02/2-06-745/2013, которым администрация признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 10.8 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 502 000 рублей.
Считая, что указанное постановление не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы, администрация поселения обратилась в арбитражный суд с указанными выше требованиями.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, указал, что администрация Новотихоновского сельского поселения не является субъектом вменяемого правонарушения, поскольку, осуществление мер по охране окружающей среды, является расходным обязательством субъекта Российской Федерации, администрация Новотихоновского сельского поселения в установленном порядке не наделялась государственными полномочиями на содержание и оборудование скотомогильника, денежные средства на осуществление этих полномочий не перечислялись. Кроме того, суд пришел к выводу о том, что оспариваемое постановление вынесено с превышением полномочий органа ветеринарного и фитосанитарного надзора.
Апелляционная инстанция считает необоснованным вывод суда первой инстанции о том, что администрация поселения не является субъектом вменяемого правонарушения, поскольку полномочия и денежные средства в порядке, предусмотренном ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" для осуществления государственных полномочий по оборудованию скотомогильников администрации сельского поселения не передавались.
Частью 3 статьи 10.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
На основании статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктом 6.10 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Минсельхозпродом Российской Федерации 04.12.1995 N 13-7-2/469 (далее - Ветеринарно-санитарные правила), ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) возлагается на местную администрацию, руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты.
Соответствие данной нормы требованиям федерального законодательства подтверждается Определением Верховного Суда РФ от 13.06.2006 г. N КАС06-193.
Указанные Ветеринарно-санитарные правила определяют условия: сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов в животноводческих комплексах (фермах), фермерских, личных, подсобных хозяйствах, населенных пунктах, местах скопления, кочевий (прогона) животных; при транспортировке животных и животноводческой продукции; нераспространения возбудителей инфекционных и инвазионных болезней животных; предупреждения заболеваний людей зооантропонозными болезнями; охраны окружающей среды от загрязнения.
Обеспечение соответствия устройства, санитарного состояния и оборудования скотомогильников (биотермических ям) требованиям Правил является важной составляющей мер, направленных на предупреждение в границах муниципального образования последствий чрезвычайных ситуаций, в том числе биолого-социального характера, что в силу п. 8 ч. 1 ст. 14, п. 7 ч. 1 ст. 15, п. 8 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относится к вопросам местного значения.
Скотомогильники и биотермические ямы, принадлежащие организациям, эксплуатируются за их счет (пункт 6.1 Правил).
В соответствии с имеющемся в материалах дела свидетельством о государственной регистрации права от 19.02.2010 г. скотомогильник, расположенный по адресу Волгоградская область, Старополтавский район, территория Новотихоновского сельского поселения находиться в собственности Новотихоновского сельского поселения на основании Закона Волгоградской области N 1326-ОД от 30.11.2006 г. "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальным образованием Старополтавский муниципальный район и вновь образованными в его составе муниципальными образованиями" (т. 1 л.д. 108), в связи с чем в силу ст. ст. 209 и 210 Гражданского кодекса Российской Федерации у администрации поселения возникла обязанность по содержанию указанного скотомогильника и его эксплуатации в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Согласно выписке из реестра объектов муниципальной собственности Новотихоновского сельского поселения (т. 1, л.д. 110) скотомогильник является собственностью муниципального образования Новотихоновское сельское поселение, составляет имущество казны Новотихоновского сельского поселения.
Таким образом, в рассматриваемом случае обязанность следить за надлежащим состоянием скотомогильника вытекает не только из гражданских норм, обязывающих владельца нести бремя содержания принадлежащего ему имущества, но и из полномочий органа местного самоуправления, предусмотренных законодательством о местном самоуправлении, уставом и специальными правилами.
Администрация отвечает за безопасность населения в границах муниципального района и предотвращение возникновения чрезвычайных ситуаций.
Строительство и содержание скотомогильников и биотермических ям имеет целью предупреждение и ликвидацию заразных и массовых незаразных болезней животных, защиту населения от болезней, общих для человека и животных, то есть предупреждение и ликвидацию последствий таких явлений, как эпидемия и эпизоотия, которые относятся к биолого-социальным чрезвычайным ситуациям.
Скотомогильник - это место, отведенное для захоронения биологических отходов. Биологическими отходами являются: трупы животных и птиц; ветеринарные конфискаты (мясо, рыба, другая продукция животного происхождения), выявленные после ветеринарно-санитарной экспертизы; другие отходы, получаемые при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения.
В проверяемом периоде администрация ни как собственник скотомогильника, ни как уполномоченный орган не принимала какие-либо меры для соблюдения требований ветеринарно-санитарных правил на территории вверенного ей района, во исполнение ее обязанностей, вытекающих как из гражданско-правовой обязанности по содержанию принадлежащего ей имущества, так и функций, возложенных на нее законодательством о местном самоуправлении, уставом.
Учитывая изложенное, заявитель является лицом, ответственным за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника на территории Новотихоновского сельского поселения. Вывод суда первой инстанции о том, что нахождение на территории сельского поселения скотомогильника не порождает у местной администрации безусловной обязанности по содержанию этого скотомогильника в соответствии с требованиями Ветеринарно-санитарных правил, противоречит обстоятельствам дела, положениям ст. 209, 210 ГК РФ, Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ".
Суд апелляционной инстанции также считает несостоятельной ссылку суда первой инстанции на Определение Верховного Суда РФ от 26.10.2011 N 59-В119, поскольку, в указанном определении судом рассмотрен вопрос незаконности возложения обязанности на администрацию города по строительству нового скотомогильника, а не приведению в соответствии с требованиями, установленными п.5.6, п.5.7, п.5.8 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, уже существующего скотомогильника, находящегося в собственности администрации.
Как следует из материалов дела, администрацией Новотихоновского сельского поселения в 2007 и 2008 годах выполнялись мероприятия по обустройству скотомогильника (т. 2 л.д. 61-68). Однако принятые меры не привели к оборудованию скотомогильника в соответствии с Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов.
В соответствии с пунктом 5.6 Ветеринарно-санитарных правил территорию скотомогильника (биотермической ямы) огораживают глухим забором высотой не менее 2 м с въездными воротами. С внутренней стороны забора по всему периметру выкапывают траншею глубиной 0,8 - 1,4 м и шириной не менее 1,5 м с устройством вала из вынутого грунта. Через траншею перекидывают мост.
Пунктом 5.7 Ветеринарно-санитарных правил установлено, что при строительстве биотермической ямы в центре участка выкапывают яму размером 3,0 x 3,0 м и глубиной 10 м. Стены ямы выкладывают из красного кирпича или другого водонепроницаемого материала и выводят выше уровня земли на 40 см с устройством отмостки. На дно ямы укладывают слой щебенки и заливают бетоном. Стены ямы штукатурят бетонным раствором. Перекрытие ямы делают двухслойным. Между слоями закладывают утеплитель. В центре перекрытия оставляют отверстие размером 30 x 30 см, плотно закрываемое крышкой. Из ямы выводят вытяжную трубу диаметром 25 см и высотой 3 м.
Над ямой на высоте 2,5 м строят навес длиной 6 м, шириной 3 м. Рядом пристраивают помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов, что предусмотрено пунктом 5.8 Ветеринарно-санитарных правил.
Выявленное Управлением административное правонарушение подтверждено материалами дела: актом осмотра помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 03.09.2013 г. с приложением фототаблиц; протоколом N 02/2-06-745/2013 от 03.09.2013 г.; актом проверки N 0359 от 03.09.2013 г.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с пунктом 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридического лица раскрывается в части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц Кодекс формы вины не выделяет.
Следовательно, в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части Кодекса возможность привлечения к административной ответственности за административные правонарушения ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В рассматриваемом случае администрация, имея в собственности скотомогильник, не только не принимала какие-либо меры по соблюдению требований Ветеринарно-санитарных правил как собственник, но и фактически не принимала мер для выполнения отнесенных к ее ведению федеральным законом вопросов местного значения поселения в части предупреждения чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Материалы дела не содержат доказательств того, что у администрации не имелось возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность. Позиция администрации сводится к ссылке на отсутствие денежных средств на содержание скотомогильника. Вместе с тем, доказательств обращений за получением средств на указанные цели администрация не представила.
Суд апелляционной инстанции также считает несостоятельным довод администрации, поддержанный судом первой инстанции, о том что, внесенные Законом Волгоградской области от 20.07.2012 N 87-ОД изменения в Закон Волгоградской области от 30 ноября 2006 г. N 1326-ОД "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальным образованием Старополтавский муниципальный район и вновь образованными в его составе муниципальными образованиями" в связи с заменой собственника, фактически устранили ответственность администрации поселения как лица, в ведении которого находился скотомогильник.
Как следует из материалов дела, на дату проверки процедура приема-передачи скотомогильника из муниципальной собственности в собственность Волгоградской области во исполнение Закона Волгоградской области от 20.07.2012 N 87-ОД не проведена. Документов, подтверждающих право собственности Волгоградской области на скотомогильник и о прекращении на момент проверки права собственности администрации Новотихоновского сельского поселения Старополтавского муниципального района на скотомогильник заявителем не представлено. Доказательств принятия администрацией поселения мер по передаче скотомогильника, понуждения Правительства Волгоградской области принять объект в собственность Волгоградской области заявителем не представлено.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что заявителем не приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых администрация привлечена к административной ответственности.
В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ апелляционная инстанция считает, что административным органом доказан факт совершения правонарушения. В действиях администрации содержится состав вмененного правонарушения.
Учитывая, что факт совершения административного правонарушения установлен, порядок и сроки привлечения юридического лица к административной ответственности соблюдены, апелляционная инстанция считает, что администрация обоснованно привлечена к административной ответственности, в связи с чем у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения требований заявителя.
Ссылка суда первой инстанции на решение Старополтавского районного суда Волгоградской области от 16.10.2013 г. по делу N 12-27/2013, которым отменено постановление от 10.09.2013 г. старшего государственного инспектора отдела ветеринарного контроля и надзора Управления Россельхознадзора по Ростовской и Волгоградской областям и Республике Калмыкия по делу об административном правонарушении N 02/2-06-746/2013, о признании исполнявшего обязанности главы администрации Новотихоновского сельского поселения Старополтавского муниципального района Волгоградской области Станислава В.А. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.10.8 КоАП РФ, в связи с отсутствием в его действиях признаков состава административного правонарушения, не исключает правомерности вывода административного органа о наличии состава вменяемого правонарушения в действиях (бездействии) юридического лица.
Кроме того, в рамках рассматриваемого дела, в отличии от дела, рассмотренного судом общей юрисдикции, административным органом представлены доказательства дела того, что скотомогильник, находящийся на территории Новотихоновского сельского поселения Старополтавского муниципального района, является собственностью администрации этого поселения, на администрацию этого сельского поселения возложена безусловная обязанность по его содержанию.
Вывод суда первой инстанции о том, что проведенная проверка и оспариваемое постановление вынесено с превышением полномочий органа ветеринарного и фитосанитарного надзора не основан на нормах права.
В соответствии с положениями статьи 23.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела по статье 10.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях рассматриваются должностными лицами органов Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору.
Пунктом 1 Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 327 (далее - Положение о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору) Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии, обращения лекарственных средств для ветеринарного применения, карантина и защиты растений, безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, обеспечения плодородия почв, обеспечения качества и безопасности зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства, побочных продуктов переработки зерна, земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), функции по защите населения от болезней, общих для человека и животных.
Согласно пункту 6 Постановление Правительства РФ от 08.04.2004 N 201 "Вопросы Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору" (далее - Постановление N 201) Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору в соответствии с возложенными на нее задачами осуществляет надзор за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами законодательства Российской Федерации в закрепленной сфере деятельности.
Под закрепленной сферой деятельности согласно пункту 1 Постановления N 201 понимается сфера ветеринарии, обращения лекарственных средств для ветеринарного применения, карантина и защиты растений, земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения).
Вместе с тем, в соответствии со ст. 1 Закона РФ от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" под ветеринарией понимается область научных знаний и практической деятельности, направленных на предупреждение болезней животных и их лечение, выпуск полноценных и безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиту населения от болезней, общих для человека и животных.
В соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" под государственным ветеринарным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области ветеринарии, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных государственных органов по систематическому наблюдению за исполнением требований законодательства Российской Федерации в области ветеринарии, анализу и прогнозированию состояния исполнения требований законодательства Российской Федерации в области ветеринарии при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Государственный ветеринарный надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (федеральный государственный ветеринарный надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный ветеринарный надзор) (далее - органы государственного ветеринарного надзора) согласно их компетенции в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 2 статьи 8 Закона о ветеринарии).
В соответствии с ч.2 ст.5 Закона о ветеринарии в систему государственной ветеринарной службы Российской Федерации включены федеральный орган исполнительной власти в области ветеринарного надзора и подведомственные ему территориальные органы, т.е. Управление.
Согласно пункту 3 Положения о государственном ветеринарном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.06.2013 N 476 "О вопросах государственного контроля (надзора) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", (далее - Положение) федеральный государственный надзор направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований в области ветеринарии, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных органов и лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
При этом в соответствии с п. 12 Положения предметом проверок при осуществлении федерального государственного надзора являются:
а) соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами в процессе своей деятельности Единых ветеринарных (ветеринарно-санитарных) требований, предъявляемых к товарам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору), утвержденных Решением Таможенного союза, международных договоров Российской Федерации, технических регламентов, ветеринарных правил и норм;
б) выполнение ветеринарно-санитарных и противоэпизоотических мероприятий, направленных на предупреждение и ликвидацию болезней, общих для человека и животных, заболеваний животных заразными и незаразными болезнями, охрану территории Российской Федерации от заноса из иностранных государств заразных болезней животных;
в) выполнение предписаний должностных лиц органов государственного надзора.
Таким образом, принимая во внимание положения Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 327, Постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2004 N 201, Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии", а также Положения о государственном ветеринарном надзоре Управлением была проведена плановая выездная проверка администрации Новотихоновского сельского поселения Старополтавского муниципального района Волгоградской области в пределах полномочий. Оспариваемое постановление вынесено административным органом в пределах предоставленной ему компетенции.
Аналогичная позиция отражена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации N 1645/13 от 09.07.2013 г.
При определении меры наказания административным органом учтены все обстоятельства, перечисленные в статьях 4.1, 4.2 и 4.3 КоАП РФ, влияющие на размер наказания. Размер административного наказания назначен в пределах санкции, предусмотренной частью 3 статьи 10.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Мера наказания соразмерна совершенному деянию.
Согласно пункту 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требований заявителя.
С учетом обстоятельств, изложенных выше, суд апелляционной инстанции считает, что у суда первой инстанции не имелось оснований для признания незаконным и отмены постановления Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской и Волгоградской областям и Республике Калмыкия от 10.09.2013 N 02/2-06-745/2013 о привлечении администрации Новотихоновского сельского поселения Старополтавского муниципального района Волгоградской области к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 10.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Волгоградской области от "23" декабря 2013 года по делу N А12-24518/2013 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
Отказать Администрации Новотихоновского сельского поселения Старополтавского муниципального района Волгоградской области в удовлетворении требований о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской и Волгоградской областям и Республике Калмыкия от 10.09.2013 N 02/2-06-745/2013 о привлечении администрации Новотихоновского сельского поселения Старополтавского муниципального района Волгоградской области к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 10.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 502000 рублей.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.Г. Веряскина |
Судьи |
Л.Б. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-24518/2013
Истец: Администрация Новотихоновского сельского поселения Старополтавского муниципального района Волгоградской области
Ответчик: Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской и Волгоградской областям и Республике Калмыкия
Третье лицо: Администрация Старополтавского муниципального района Волгоградской области, Комитет ветеринарии Волгоградской области, Министерство по управлению государственным имуществом по Волгоградской области