Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 августа 2007 г. N 9417/07
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
в составе председательствующего судьи Козловой О.А. и судей Воронцовой Л. Г., Ксенофонтовой Н.А.
рассмотрел в судебном заседании заявление Минфина России в лице Управления федерального казначейства по Архангельской области (ул. К. Либкнехта, д. 2, г. Архангельск, 163000) о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Архангельской области от 14.02.2007 по делу N А05-113/2007 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 13.06.2007 по тому же делу по иску муниципального унитарного предприятия "Жилищно-коммунальная контора" к Российской Федерации в лице Минфина России о взыскании 48652 рублей 25 копеек расходов, связанных с предоставлением в 2005 гражданам льгот по оплате отопления и горячего водоснабжения лицам, имеющим право на льготу на основании Указа Президента Российской Федерации от 05.05.1992 N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: ОАО "Архангельская генерирующая компания" в лице Управления сбытовой деятельности, ГУ "Отделение социальной защиты населения г. Северодвинска".
Суд установил:
решением суда первой инстанции от 14.02.2007, подтвержденным судом кассационной инстанции, исковые требования удовлетворены: с Российской Федерации в лице Минфина России за счет казны Российской Федерации взыскано 48652 рубля 25 копеек расходов.
Заявитель (Минфин России) не согласен с вынесенными судебными актами, ссылается на нарушения норм материального права. По мнению заявителя, ни на Российскую Федерацию, ни на Минфин России не возложена обязанность по финансированию данных расходов.
Доводы заявителя были предметом рассмотрения судами, и им давалась правовая оценка. Нарушений норм материального права не установлено.
Как следует из представленных материалов, истец в период 2005 года предоставлял 30-процентные льготы по оплате коммунальных услуг гражданам, проживающим на территории г. Северодвинска, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации "О мерах по социальной поддержке многодетных семей".
Факт предоставления льгот и их размер подтверждены материалами дела и сторонами не оспариваются.
Правовыми актами не установлен порядок распределения расходов на выплату компенсаций за предоставление многодетным семьям предусмотренных названным Указом льгот.
Средства на реализацию установленных данным Указом льгот из федерального бюджета в спорный период не выделялись.
Суды правомерно указали на то обстоятельство, что пробел в законодательном урегулировании порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот в соответствии с Указом Президента Российской Федерации "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" не может служить препятствием для разрешения спорных вопросов, если от этого зависит реализация вытекающих из Конституции Российской Федерации прав и законных интересов граждан и организаций.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 09.04.2002 N 68-О разъяснил, что если федеральный законодатель, имея достаточно времени, не выполнил своих обязанностей по урегулированию данного вопроса, то возмещение расходов, связанных с предоставлением льгот, должно производиться за счет средств федерального бюджета.
Право требования возмещения Российской Федерацией понесенных юридическим лицом расходов по предоставлению льгот определенным категориям граждан не может быть связано с фактом включения (невключения) в бюджет средств на компенсацию расходов в необходимом размере. Обязанность Российской Федерации по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления льгот гражданам, имеющим право на их получение, и соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения. Недостаточность средств, предусмотренных в федеральном бюджете на реализацию Указа Президента Российской Федерации "О мерах по социальной поддержке многодетных семей", не влечет прекращения обязанности Российской Федерации по возмещению истцу расходов, возникших в связи с предоставлением льгот названной категории граждан за свой счет.
Установив, что причинение истцу убытков связано с бездействием Минфина России, выразившимся в недостаточном финансировании расходов на реализацию Указа Президента Российской Федерации "О мерах по социальной поддержке многодетных семей", суды правомерно на основании статей 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации удовлетворили исковые требования за счет казны Российской Федерации в лице ее финансового органа - Минфина России.
При таких обстоятельствах по настоящему делу отсутствуют основания, предусмотренные статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации определил:
в передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дела N А05-113/2007 Арбитражного суда Архангельской области для пересмотра в порядке надзора решения суда первой инстанции от 14.02.2007 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 13.06.2007 по тому же делу отказать.
Председательствующий судья |
О.А. Козлова |
Судья |
Л.Г. Воронцова |
Судья |
Н.А. Ксенофонтова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 августа 2007 г. N 9417/07
Текст определения официально опубликован не был