г. Красноярск |
|
16 апреля 2014 г. |
Дело N А33-20859/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена "09" апреля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен "16" апреля 2014 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Морозовой Н.А.,
судей: Колесниковой Г.А., Севастьяновой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Хрущевой М.А.,
при участии: от заявителя (открытого акционерного общества "Лесосибирский порт"): Шарифулина К.Д., представителя по доверенности от 09.01.2014 N 30;
от ответчика (Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Сибирскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта): Шмаковой М.А., представителя по доверенности от 10.12.2013 N 56,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Сибирскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "12" февраля 2014 года по делу N А33-20859/2013, принятое судьей Чурилиной Е.М.,
установил:
открытое акционерное общество "Лесосибирский порт" (ИНН 2454001175, ОГРН 1022401505081) (далее - ОАО "Лесосибирский порт", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Сибирскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ИНН 5406553541, ОГРН 1095406039860) (далее- Управление, административный орган, ответчик) об оспаривании постановления о назначении административного наказания от 04.10.2013 серии ЗС N 12.2013-336.3.
Определением от 26.11.2013 заявление принято к производству суда для рассмотрения в порядке упрощенного производства. 20.12.2013 судом вынесено определение о рассмотрении дела по общим правилам административного судопроизводства.
Решением от 12.02.2014 заявление открытого акционерного общества "Лесосибирский порт" удовлетворено, суд признал незаконным и отменил постановление Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Сибирскому Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 04.10.2013 серии ЗС N 12.2013-336.3 о назначении административного наказания.
Не согласившись с вынесенным решением, административный орган обратился с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить по следующим основаниям.
- Общество было обязано выполнить требования пункта 18.3.1 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта, утвержденных Приказом Минтранса России от 08.02.2011 N 41.
- На момент начала проверки нарушение пункта 5.11 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.02.2011 N 41, поэтому данные о нарушении были правомерно внесены в протокол и общество должно нести за это ответственность.
- Соблюдение положений пункта 5.6.10 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.02.2011 N 43, не может быть поставлено в зависимость от наличия у субъекта категорированных объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ), поскольку положения названного приказа содержат два режима - общий и специальный, и пункт 5.6.10 должен быть исполнен любым субъектом.
- Вывод суда о том, что железнодорожные пути не были предметом проверки не верен, так как распоряжение о проведении проверки утверждается в установленной форме и проверка проводится в отношении субъекта, по всем имеющимся у него объектам.
Общество с доводами административного органа не согласно, просит оставить решение без изменения.
В судебном заседании на основании статьи 136 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв, сведения о времени окончания перерыва были размещены в сети Интернет. После перерыва заседание продолжено с участием представителей сторон, административный орган представил дополнительные пояснения.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении апелляционной жалобы судом установлены следующие обстоятельства.
ОАО "Лесосибирский порт" зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1022401505081.
Должностным лицом административного органа на основании распоряжения от 23.08.2013 N 341-р в период с 17.09.2013 по 20.09.2013 проведена плановая выездная проверка по соблюдению обществом обязательных требований, установленных в сфере обеспечения транспортной безопасности.
В ходе проверки установлено, что на основании устава и лицензий от 08.05.2013 серии МР-4 N 000783, от 16.05.2008 серии ПРД N2403969 общество осуществляет погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном и железнодорожном транспорте, а также перевозку грузов внутренним водным транспортом по р. Енисей, на основании лицензии от 31.08.2012 серии МР-1 N000449 на перевозку опасных грузов внутренним водным транспортом.
По результатам проверки составлен акт проверки от 20.09.2013 N 341-ЦС, протокол об административном правонарушении от 20.09.2013 серии ЗС N12.2013-336.1, отразивший нарушение законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Постановлением о назначении административного наказания от 04.10.2013 серии ЗС N 12.2013-336.3 ОАО "Лесосибирский порт" признано виновным в совершении правонарушения по части 1 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ); обществу назначено административное наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Считая вышеназванное постановление незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В силу части 3 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Заявление общества рассмотрено судом первой инстанции в порядке главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении заявления суд первой инстанции не установил нарушений при производстве по делу об административном правонарушении в части полномочий лиц, составивших протокол, вынесших постановление и соблюдения прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Сторонами не заявлено новых доводов в этой части, суд апелляционной инстанции не видит оснований для переоценки выводов суда первой инстанции.
Установленные КоАП РФ сроки давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения постановления о привлечении к административной ответственности не истекли.
Вместе с тем, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии основания для привлечения к административной ответственности. Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции и не находит оснований для отмены судебного акта.
Часть 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Объективная сторона вмененного обществу правонарушения выражается в неисполнении требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Согласно пункту 3 статьи 12 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности (далее по тексту - Федеральный закон от 09.02.2007 N 16-ФЗ) субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики несут ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ предусмотрено, что обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ОАО "Лесосибирский порт" осуществляет погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном и железнодорожном транспорте, а также перевозку грузов внутренним водным транспортом по р. Енисей; использует в производственно-хозяйственной деятельности диспетчерскую в здании бытового корпуса, а также суда водного транспорт (транспортные средства: т/х "ОТА-960" и т/х "Александр Вакутин").
Следовательно, общество является субъектом транспортной инфраструктуры, что свидетельствует о наличии у него в целом обязанности по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Общество было привлечено к административной ответственности за нарушения нарушение пунктов 18.3.1, 5.11 Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.02.2011 N 41 (далее - Требование N 41), и пункта 5.6.10 Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.02.2011 N 43 (далее - Требование N 43).
В пункте 18.3.1 Требования N 41, с учетом пункта 18, указано, что субъект транспортной инфраструктуры на ОТИ четвертой категории дополнительно к требованиям пункта 5 обязан обеспечить видеоидентификацию объектов видеонаблюдения, перемещающихся через КПП на границах зоны транспортной безопасности и критических элементов ОТИ.
Суд первой инстанции сделал вывод, что исполнение этой обязанности невозможно до утверждения плана обеспечения транспортной безопасности ОТИ и ТС.
Административный орган не согласен с этим доводом, и считает, что утверждение плана - отдельная обязанность общества, не связанная с обязанностями, указанными в пункте 18 Требования N 41.
Апелляционный суд, проанализировав положения Требований N 41, приходит к следующим выводам.
Данные требования определяют систему мер, реализуемых субъектами транспортной инфраструктуры для защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта (далее - ОТИ и ТС) от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения актов незаконного вмешательства (далее - АНВ).
Требований N 41 применяются в отношении ОТИ и ТС, эксплуатируемых субъектами транспортной инфраструктуры на территории Российской Федерации.
Требования N 41 являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры и распространяются на всех юридических и/или физических лиц, находящихся на ОТИ и/или ТС, используемых в целях торгового мореплавания или судоходства.
Пункт 5 Требований N 41 устанавливает обязанности, которые должен исполнить любой субъект транспортной инфраструктуры.
В том числе любой субъект транспортной инфраструктуры должен:
(пункт 5.6) разработать, принять и исполнять внутренние организационно-распорядительные документы, направленные на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и/или ТС и являющиеся приложением к плану обеспечения транспортной безопасности ОТИ и/или ТС, в том числе:
(пункт 5.6.7) порядок выявления и распознавания на контрольно-пропускных пунктах (постах) или на транспортных средствах физических лиц, не имеющих правовых оснований на проход и/или проезд в зону транспортной безопасности или на критические элементы ОТИ или ТС, а также предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону транспортной безопасности и на критические элементы ОТИ или ТС в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения),
(пункт 5.6.8) порядок проверки документов, наблюдения, собеседования с физическими лицами и оценки данных инженерно-технических систем и средств обеспечения транспортной безопасности, осуществляемых для выявления подготовки к совершению АНВ или совершения АНВ в отношении ОТИ или ТС.
(пункт 5.7) обеспечить проведение оценки уязвимости ОТИ и/или ТС и утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости ОТИ и/или ТС в течение трех месяцев с момента получения уведомления о включении ОТИ и/или ТС в Реестр категорированных ОТИ и ТС и о присвоенной категории ОТИ и/или ТС.
(пункт 5.8) разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности ОТИ и/или ТС в течение трех месяцев и реализовать его в течение шести месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости ОТИ и/или ТС.
(пункт 5.11) проверить сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности с целью выявления оснований, предусмотренных частью 1 статьи 10 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", для прекращения трудовых отношений или отказа в приеме на работу.
Обязанности, указанные в пункте 18 Требования N 41, распространяются только на субъектов транспортной инфраструктуры на ОТИ четвертой категории, и выдвигаются государством дополнительно к требованиям пункта 5.
Соответственно, эти требования (пункта 5 и пункта 18) должны исполняться совместно, с учетом их взаимосвязи как системы мер. При этом эта взаимосвязь должна устанавливаться с учетом того, о какой мере идет речь.
Как было ранее указано, согласно пункту 18.3.1 Требования N 41 субъект транспортной инфраструктуры на ОТИ четвертой категории обязан оснастить ОТИ техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими видеоидентификацию объектов видеонаблюдения, перемещающихся через КПП на границах зоны транспортной безопасности и критических элементов ОТИ.
По части 1 статьи 9 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств и не позднее трех месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости направляют их на утверждение в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ разработан Порядок разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденный приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 11.02.2010 N 34 (далее - Порядок от 11.02.2010 N 34).
По пунктам 2 и 3 Порядка от 11.02.2010 N 342 план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства разрабатывается субъектом транспортной инфраструктуры и утверждается компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности; план разрабатывается на основании результатов оценки уязвимости и определяет систему мер для защиты объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения акта незаконного вмешательства, а также при подготовке и проведении контртеррористической операции.
Подпунктами 4, 10 и 13 пункта 4 Порядка от 11.02.2010 N 342 определено, что план оформляется в виде текстового документа с графическими план-схемами, являющимися составной и неотъемлемой его частью. В плане отражаются сведения о границах части (наземной, подземной, воздушной, надводной, подводной) объекта транспортной инфраструктуры и/или транспортного средства, проход в которую осуществляется через специально оборудованные места на объекте транспортной инфраструктуры или транспортном средстве для осуществления контроля в установленном порядке за проходом людей и проездом транспортных средств (далее - зона транспортной безопасности); о местах размещения и составе систем и средств сигнализации, контроля доступа, досмотра, видеонаблюдения, аудио и видеозаписи, связи, освещения, сбора, обработки, приема и передачи информации (далее - технические средства обеспечения транспортной безопасности); о местах размещения и оснащенности, специально оборудованных мест на объекте транспортной инфраструктуры или транспортном средстве для осуществления контроля в установленном порядке за проходом людей и проездом транспортных средств в зону транспортной безопасности (далее - контрольно-пропускные пункты).
В соответствии с пунктами 5.7. и 5.8. Требования N 41 субъект транспортной инфраструктуры обязан разработать, принять и исполнять внутренние организационно-распорядительные документы, направленные на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и/или ТС и являющиеся приложением к плану обеспечения транспортной безопасности ОТИ и/или ТС, в том числе обеспечить проведение оценки уязвимости ОТИ и/или ТС и утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости ОТИ и/или ТС в течение трех месяцев с момента получения уведомления о включении ОТИ и/или ТС в Реестр категорированных ОТИ и ТС и о присвоенной категории ОТИ и/или ТС; разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности ОТИ и/или ТС в течение трех месяцев и реализовать его в течение шести месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости ОТИ и/или ТС.
Их содержания приведенных норм следует, что указанный план разрабатывается на основании проведенной оценки уязвимости ОТИ и/или ТС в течение трех месяцев с момента получения уведомления о включении ОТИ и/или ТС в Реестр категорированных ОТИ и ТС и о присвоенной категории ОТИ и/или ТС.
Как следует из материалов дела (в том числе договора на выполнение работ по оценке уязвимости транспортных средств и объекта транспортной инфраструктуры общества от 17.04.2013 N 7-400, письма ЗАО "Интегра-С" от 27.08.2013 N 929, имеющегося в деле проекта плана обеспечения транспортной безопасности ОТИ (далее по тексту - проект плана)), обществом для разработки указанного плана привлечена специализированная организация - ЗАО "Интегра-С".
ЗАО "Интегра-С" разработан проект плана на объект транспортной инфраструктуры - диспетчерскую в здании бытового корпуса и направлен на утверждение в Федеральное агентство морского и речного транспорта, где находится и по настоящее время.
По состоянию на 11.10.2013 план обеспечения транспортной безопасности ОТИ и ТС не утвержден.
Согласно разделу 14 проекта плана в целях обеспечения транспортной безопасности необходимо оборудовать территорию речного порта г. Лесосибирск техническими средствами ОТБ, обеспечивающими видеонаблюдение за действиями сил транспортной безопасности (сотрудников охраны) на территории КПП; видеонаблюдение на посту (пункте) управления обеспечения транспортной безопасности.
В соответствии с разделом 16 проекта плана обществу необходимо организовать КПП при входе (въезде) в зону транспортной безопасности либо на территории общества при въезде на территорию ОТИ через территорию общества.
Таким образом, действующее законодательство связывает реализацию рассматриваемых положений Требования N 41 субъектами транспортной инфраструктуры с фактом наличия у них разработанного и утвержденного компетентным органом плана обеспечения транспортной безопасности. Оснащение ОТИ (диспетчерской здания бытового корпуса) техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими видеоидентификацию объектов видеонаблюдения, перемещающихся через КПП на границах зоны транспортной безопасности и критических элементов ОТИ, является мерой по реализации мероприятий, предусмотренных планом.
Апелляционный суд соглашается с доводом заявителя, что реализация плана путем оснащения ОТИ (здания бытового корпуса) техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими видеоидентификацию объектов видеонаблюдения невозможна до утверждения плана; поскольку проект плана, в том числе на дату проверки и вынесения оспариваемого постановления не утвержден, говорить о его реализации и нарушении обществом пункта 18.3.1 Требования N 41 преждевременно. При указанных обстоятельствах у общества отсутствует обязанность организовать КПП и оснастить ОТИ техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими видеоидентификацию объектов видеонаблюдения, перемещающихся через КПП на границах зоны транспортной безопасности и критических элементов ОТИ.
Суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что выполнение требований, предусмотренных пунктом 18.3.1 Требования N 41, невозможно при отсутствии утвержденного плана обеспечения транспортной безопасности.
Доводы апелляционной жалобы в этой части подлежат отклонению.
Административный орган указывает в качестве нарушения на то, что обществом не исполнен пункт 5.11 Требования N 41.
По пункту 5.11 Требования N 41 субъект транспортной инфраструктуры обязан проверить сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности с целью выявления оснований, предусмотренных частью 1 статьи 10 Федерального закона от 09.02.2007 N16-ФЗ, для прекращения трудовых отношений или отказа в приеме на работу.
Пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ предусмотрено, что на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности, не принимаются лица:
1) имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления;
2) состоящие на учете в учреждениях органов здравоохранения по поводу психического заболевания, алкоголизма или наркомании;
3) досрочно прекратившие полномочия по государственной должности или уволенные с государственной службы, в том числе из правоохранительных органов, органов прокуратуры или судебных органов, по основаниям, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации связаны с совершением дисциплинарного проступка, грубым или систематическим нарушением дисциплины, совершением проступка, порочащего честь государственного служащего, утратой доверия к нему, если после такого досрочного прекращения полномочий или такого увольнения прошло менее чем три года;
4) в отношении которых по результатам проверки, проведенной в соответствии с Федеральным законом "О полиции", имеется заключение органов внутренних дел о невозможности допуска этих лиц к осуществлению деятельности, связанной с объектами, представляющими повышенную опасность для жизни или здоровья человека, а также для окружающей среды.
Согласно пункту 2 статьи 10 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ перечень работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Такой перечень утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.11.2009 N 1653-р и включает в себя следующие виды работ:
аккредитация специализированных организаций в области транспортной безопасности;
оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры транспортных средств;
категорирование объектов транспортной инфраструктуры транспортных средств;
осуществление контроля и надзора в области обеспечения транспортной безопасности;
разработка и реализация планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;
формирование и ведение информационных ресурсов единой государственной информационной системы обеспечения транспортной безопасности, в том числе автоматизированных централизованных баз персональных данных о пассажирах.
Таким образом, общество, принимая на работу сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности, обязано проверить их на соответствие части 1 статьи 10 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ, предварительно собрав соответствующую информацию.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что общество проверяло указанные сведения, что подтверждается письмом от 27.08.2013 N 2343, письмом ЛОВД в порту г. Красноярска от 18.09.2013 N 196 "О предоставлении информации" (об отсутствии судимостей на лиц, указанных в списке), договором возмездного оказания платных медицинских услуг от 11.02.2013 N 1, направлениями на периодический осмотр (на осмотр, в том числе психиатра, нарколога), приказом общества от 01.03.2011 N 34-ПВ (о назначении ответственных за обеспечение транспортной безопасности в обществе).
Административный орган указывает, что по состоянию на начало проверки (17.09.2013), нарушение еще имелось, так как письмо направлено 18.09.2013, а ответ получен 19.09.2013.
Апелляционный суд не принимает указанный довод. Документом, фиксирующим совершение правонарушения, согласно нормам Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является протокол об административном правонарушении, а не акт о начале проверки. Значит, правонарушение должно иметься именно на момент составления правонарушения и только в этом случае может быть в нем зафиксировано. Протокол составлен 20.09.2013 года. В протоколе об административном правонарушении нарушение зафиксировано именно как неисполнение пункта 5.11, из чего следует, что протокол фиксирует имеющееся нарушение; в протоколе не указано что нарушение состояло в неисполнении в течение какого-либо периода этой обязанности, в таком виде нарушение обществу органом не вменялось. Таким образом, в протоколе описана объективная сторона несуществующего на момент его составления правонарушения, что означает отсутствие состава правонарушения и невозможность привлечения общества к ответственности. Привлечение к ответственности за нарушение, которое исправлено самим нарушителем до того, как его выявил административный орган, не соответствует цели административной ответственности.
В указанной части доводы апелляционной жалобы не принимаются.
Из материалов дела следует, что обществу вменяется нарушение пункта 5.6.10 Требования N 43, выразившееся в не разработке порядка информирования компетентного органа в области обеспечения транспортной безопасности и уполномоченных подразделений федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также территориального управления федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта о непосредственных, прямых угрозах и фактах совершения актов незаконно вмешательства (далее - АНВ) в деятельность ОТИ - железнодорожного пути.
Согласно пунктам 5, 5.6, 5.6.10 Требования N 43, субъект транспортной инфраструктуры обязан разработать, принять и исполнять внутренние организационно-распорядительные документы, направленные на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и/или ТС и являющиеся приложением к плану обеспечения транспортной безопасности ОТИ и/или ТС,
в том числе -
порядок информирования компетентного органа в области обеспечения транспортной безопасности и уполномоченных подразделений федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также территориального управления федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта о непосредственных, прямых угрозах и фактах совершения АНВ в деятельность ОТИ и/или ТС.
Из буквального прочтения данных норм в совокупности следует, что "порядок информирования компетентного органа" является "внутренним организационно-распорядительным документом", направленным на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и/или ТС и являющиеся приложением к плану обеспечения транспортной безопасности ОТИ и/или ТС.
Таким образом, реализация пункта 5.6.10 Требования N 43 возможна только при условии наличия плана обеспечения транспортной безопасности ОТИ и/или ТС - в этой части выводы суда первой инстанции являются верными, а доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм права.
При этом утверждение плана обеспечения транспортной безопасности ОТИ и/или ТС невозможно до утверждения результатов оценки уязвимости ОТИ и/или ТС, что прямо следует из текста анализируемого нормативного акта.
В пункте 5.8 Требования N 43 указано, что субъект транспортной инфраструктуры обязан разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности ОТИ и/или ТС в течение трех месяцев и реализовать его в течение шести месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости ОТИ и/или ТС.
Результаты же оценки уязвимости ОТИ и/или ТС, в соответствии с пунктом 5.7, должны быть утверждены в установленном порядке в течение трех месяцев с момента получения уведомления о включении ОТИ и/или ТС в Реестр категорированных ОТИ и ТС и о присвоенной категории ОТИ и/или ТС.
Согласно частям 1 и 2 статьи 6 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ количество категорий и критерии категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливаются в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере экономического развития.
Категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств осуществляется компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.
Порядок установления количества категорий и критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств разработан в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона "О транспортной безопасности" (пункт 1 Порядка установления количества категорий и критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности, утвержденного Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21.02.2011 N 62 (далее - Порядок от 21.02.2011 N 62).
В соответствии с пунктами 2 и 4 Порядка от 21.02.2011 N 62 основными задачами категорирования является отнесение компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности каждого объекта транспортной инфраструктуры и/или транспортного средства к одной из категорий.
Категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств осуществляется на основании критериев категорирования по видам транспорта.
Пунктами 8 и 9 Порядка от 21.02.2011 N 62 предусмотрено, что компетентный орган в области обеспечения транспортной безопасности информирует субъекта транспортной инфраструктуры о присвоении или изменении ранее присвоенной категории ОТИ и/или ТС в срок, не превышающий 15 рабочих дней с момента присвоения или изменения ранее присвоенной категории.
Категорированные объекты транспортной инфраструктуры и/или транспортные средства включаются в реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и/или транспортных средств, который ведется компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности на электронных и бумажных носителях.
Таким образом, присвоение категорий ОТИ и/или ТС не зависит от воли субъекта транспортной безопасности, относится к полномочиям органов государственной власти.
Доказательства получения ОАО "Лесосибирский порт" уведомлений о включении имеющегося у заявителя объекта транспортной инфраструктуры - железнодорожного пути в реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры в материалах дела отсутствуют.
Вывод суда первой инстанции о том, что проведение оценки уязвимости ОТИ при отсутствии у заявителя указанного уведомления невозможно, а, также невозможно разработать план обеспечения транспортной безопасности ОТИ и, соответственно, порядок информирования компетентного органа, является верным. Доводы апелляционной жалобы апелляционным судом не принимаются.
На основании изложенного апелляционный суд приходит к выводу о том, что административный орган не доказал соответствие вынесенного им постановления закону, в действиях общества отсутствует объективная сторона правонарушения, выводы суда первой инстанции являются верными, решение отмене не подлежит.
Апелляционный суд соглашается с доводом жалобы о том, что проверка назначается в отношении субъекта транспортной безопасности, а не перечня объектов, что прямо следует из распоряжения о проведении плановой выездной проверки от 23.08.2013 N 391-р (т. 4, л.д. 14).
Иные доводы жалобы, в частности о соответствии решения о проведении проверки в части указания на проверяемые объекты установленным требованиям, не влияют на результат рассмотрения апелляционной жалобы.
Ссылки административного органа на иные судебные акты не может быть принята в данном деле - указанные им акты не обладают признаком преюдиции и не содержат описания обстоятельств, сходных с рассматриваемыми, указывают на применение иных норм. Не ставя целью анализ судебной практики, суд апелляционной инстанции считает необходимым указать административному органу на неверность приводимых им доводов. Так, в деле N А74-3198/2013 суд исследовал нарушение Приказа Минтранса Российской Федерации от 08.02.2011 N 42 "Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства" - данный акт не подлежит применению в настоящем споре; в деле N А33-13206/2013 исследовалось нарушение пунктов 5.1, 5.6.4, 5.6.10 Требований N 41, а в настоящем деле 18.3.1 и 5.11; а так же пункта 5.6.10 Требований N 43 - то есть другого нормативного акта. Иные ссылки административного органа на судебную практику так же не имеют отношения к рассматриваемому делу.
В соответствии со статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, по данной категории споров государственная пошлина не уплачивается, на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы распределению не подлежат.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "12" февраля 2014 года по делу N А33-20859/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Н.А. Морозова |
Судьи |
Г.А. Колесникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-20859/2013
Истец: ОАО "Лесосибирский порт"
Ответчик: Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Сибирскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением трнаспортной безопасности по Сибирскому Федеральному округу