г. Москва |
|
15 апреля 2014 г. |
Дело N А40-112905/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 апреля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 апреля 2014 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яковлевой Л.Г.,
судей: |
Попова В.И., Лепихина Д.Е., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Жеренковой Ю.Г., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Росимущества г. Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.12.2013
по делу N А40-112905/2013, принятое судьей Березовой О.А., (41-1056)
по заявлению ООО "Спектр" (141600, МО, г. Клин, Ленинградское шоссе, д. 8, оф. 311),
к Росимуществу в г. Москве (107139, г. Москва, Орликов пер., д.3, корп. Б),
о признании незаконным бездействия.
при участии:
от заявителя: |
Есипенко О.М., Королева В.И., по дов. от 09.01.2014 |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Спектр" (далее-заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным бездействие Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее-ответчик), проявившееся в непринятии в установленный законом срок решения о предоставлении заявителю в собственность земельного участка с кадастровым номером 50:03:0010214:156, и обязать заинтересованное лицо принять решение о предоставлении заявителю указанного земельного участка в собственность, подготовить и направить заявителю проект договора купли-продажи этого земельного участка с предложением о заключении договора.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 23.12.2013 заявленные требования - удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит полностью отменить решение суда, принять новый судебный акт.
В апелляционной жалобе ответчик указывает на ненадлежащее исследование судом первой инстанции фактических обстоятельств дела и отсутствие в решении суда надлежащей оценки доказательств по делу.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции заявитель поддержал решение суда первой инстанции, представил письменные пояснения на апелляционную жалобу, с доводами жалобы не согласился, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился.
Дело судом рассмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 123, 156 АПК РФ в его отсутствие.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителя заявителя, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и письменных пояснений на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела, и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, заявитель является собственником объекта недвижимости (площадки для подъезда и отъезда автотранспорта), расположенного по адресу: Московская обл., г. Клин, ш. Ленинградское, 88 км.
Данное обстоятельство следует из свидетельства о государственной регистрации права собственности заявителя от 01.04.2009 N 50 НГ 565155, из которого следует, что объект приобретен заявителем у ОАО "Клинволокно" по договору купли-продажи от 20.11.97 N 8/80-039-7.
Из соглашения от 27.11.1997 к указанному договору купли-продажи, зарегистрированного 01.04.2009, а именно из п. 3 соглашения следует, что земельный участок, на котором располагается этот объект недвижимости, является частью земельного участка, предоставленного ОАО "Клинволокно" в постоянное (бессрочное) пользование на основании свидетельства от 17.09.1993 МО-3-20 N 413.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Московской области от 10.005.2006 по делу N А41-К1-3428/06 установлено, что земельный участок, находившийся у ОАО "Клинволокно" на праве постоянного (бессрочного) пользования, являлся федеральной собственностью, в связи с чем 15.05.2013 заявитель обратился в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 50:03:0010214:156, поставленного на кадастровый учет 01.09.2011, на котором расположен указанный объект недвижимости. К заявлению прилагались документы, в числе которых - выписка из ЕГРП на объект недвижимости, расположенный на испрашиваемом земельном участке, выписка из ЕГРП на испрашиваемый земельный участок, кадастровый паспорт земельного участка и др.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" юридические лица, за исключением указанных в п. 1 ст. 20 Кодекса (муниципальные учреждения, казенные предприятия, центры исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления), обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность в соответствии с правилами ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на этот земельный участок в соответствии с Кодексом.
Согласно п. 5 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок юридические лица, указанные в ст. 36, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Перечень утвержден приказом Минэкономразвития от 13.09.2011 N 475, он предусматривает представление заявителем: 1) копии документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица; 2) копии свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц) или выписки из государственных реестров о юридическим лице или индивидуальном предпринимателе, являющемся заявителем, ходатайствующим о приобретении прав на земельный участок; 3) копии документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя (заявителей); 4) при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке - выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или уведомления об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанные здания, строения, сооружения и копий документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение, если право на такое здание, строение, сооружение в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП; 5) выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на приобретаемый земельный участок или уведомления об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанный земельный участок и копий документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на приобретаемый земельный участок, если право на данный земельный участок в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП; 6) кадастрового паспорта земельного участка либо кадастровой выписки о земельном участке в случае, если заявление о приобретении прав на данный земельный участок подано с целью переоформления прав на него; 7) копии документа, подтверждающего обстоятельства, дающие право приобретения земельного участка, в том числе на особых условиях, в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или аренду на условиях, установленных земельным законодательством, если данное обстоятельство не следует из документов, указанных в п. 1-6; 8) сообщения заявителя (заявителей), содержащего перечень всех зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке, в отношении которого подано заявление о приобретении прав, с указанием (при их наличии у заявителя) их кадастровых (инвентарных) номеров и адресных ориентиров.
При этом в п. 5 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации установлен запрет на требование от заявителя предоставления дополнительных документов, помимо предусмотренных указанным Перечнем.
В силу п. 6 ст. 36 Кодекса установлено, что в месячный срок со дня поступления указанного в п. 5 заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности и в течение месяца со дня принятия указанного решения осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В п. 4 информационного письма Президиума ВАС Российской Федерации от 27.02.2001 N 61 "Обзор практики применения арбитражными судами земельного законодательства" указано, что при разрешении споров, связанных с приобретением земельных участков в собственность на основании правил ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, необходимо руководствоваться тем, что рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
В тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора его купли-продажи, а соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора купли-продажи или предлагает заключить договор аренды, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, установленном гл. 24 АПК Российской Федерации.
В случае признания действия (бездействия) исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления незаконным суд обязывает соответствующий орган подготовить проект договора и направить его в определенный срок собственнику недвижимости.
В соответствии с пп. 5.35 (1) Положения о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (в редакции, действовавшей по состоянию на дату подачи заявителем заявления о приватизации земельного участка) Росимущество принимает в установленном порядке решения о предоставлении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, если иное не установлено федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации; в соответствии с п. 5.6 заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
В ходе судебного разбирательства заявитель подтвердил факт подачи Росимуществу заявления о предоставлении в собственность земельного участка, находящегося в федеральной собственности, на основании ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации и ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ, и документов в соответствии с Перечнем документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, утв. приказом Минэкономразвития от 13.09.2011 N 475.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Таким образом, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела, что установлено при рассмотрении спора и в апелляционном суде, поскольку в обоснование жалобы ответчик указывает доводы, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в судебном решении.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 23.12.2013 по делу N А40-112905/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.Г. Яковлева |
Судьи |
В.И. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-112905/2013
Истец: ООО "Спектр"
Ответчик: Росимущество, Росимущество в г. Москве
Хронология рассмотрения дела:
12.09.2016 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-12039/15
09.06.2016 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-20129/16
06.08.2015 Определение Арбитражного суда Московского округа N Ф05-12039/15
02.06.2015 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-17327/15
15.04.2014 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-5237/14
23.12.2013 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-112905/13