г. Самара |
|
16 апреля 2014 г. |
Дело N А55-22689/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 09 апреля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено: 16 апреля 2014 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Филипповой Е.Г., Захаровой Е.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сергеевым А.Ю.,
с участием:
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской области - представителя Мартыновой О.А. (доверенность от 09.01.2013),
от общества с ограниченной ответственностью "Эко Рециклинг Групп" - представитель не явился, извещено,
от Самарской межрайонной природоохранной прокуратуры - представитель не явился, извещена,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 2, дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Эко Рециклинг Групп"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 18 февраля 2014 года по делу N А55-22689/2013 (судья Харламов А.Ю.),
принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Эко Рециклинг Групп", Самарская область, г. Тольятти,
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской области, г. Самара,
с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Самарской межрайонной природоохранной прокуратуры, г. Самара,
о признании незаконным и отмене постановления от 11 октября 2013 года,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Эко Рециклинг Групп" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской области (далее - ответчик) о признании незаконным и отмене постановления от 11 октября 2013 года.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 18 февраля 2014 года заявленные требования удовлетворены частично. Постановление от 24 сентября 2013 года N 406 "О назначении административного наказания", вынесенное Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской области, в части назначения Обществу с ограниченной ответственностью "Эко Рециклинг Групп" административного наказания, в виде административного штрафа в размере 130 000 руб. 00 коп., изменено. Обществу с ограниченной ответственностью "Эко Рециклинг Групп" назначено административное наказание, предусмотренное статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения административного штрафа в размере 100 000 руб. 00 коп. В удовлетворении остальной части заявленных обществом с ограниченной ответственностью "Эко Рециклинг Групп" требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, общество с ограниченной ответственностью "Эко Рециклинг Групп" подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции изменить в части, и принять по делу новый судебный акт, в котором освободить ООО "Эко Рециклинг Групп", совершившее малозначительное административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, жалобу - удовлетворить.
Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской области в судебном заседании с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание представители общества с ограниченной ответственностью "Эко Рециклинг Групп", Самарской межрайонной природоохранной прокуратуры, не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба, в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ, рассмотрена в их отсутствие.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Самарской области рассмотрена в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, отзыва, выступлений представителя административного органа, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, при этом исходил из следующего.
Как следует из материалов, Самарской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения природоохранного законодательства в отношении ООО "Эко Рециклинг Групп" вдоль дороги Тольятти-Ташелка на 1,5-2 км севернее ж/д переезда.
По результатам проверки 15 августа 2013 года в отношении ООО "Эко Рециклинг Групп" возбуждено дело об административном правонарушении.
Как установлено судом, ООО "Эко Рециклинг Групп" на основании Лицензии от 26 октября 2011 года N 63-00104, (л.д. 70) осуществляет, хозяйственную деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 1 - 4 класса опасности. Указанный вид деятельности является основным в соответствии с Уставом ООО "Эко Рециклинг Групп".
Деятельность ООО "Эко Рециклинг Групп" осуществляется на земельном участке, расположенном по адресу: Самарская обл., г. Тольятти, Центральный район, севернее с. Тимофеевка, вдоль автомобильной дороги Тольятти - Ташелка на 1,5 - 2 км севернее железнодорожного переезда, часть полигона площадью 40 000 м2, на основании Договора от 17 января 2012 года N 2а "Аренды зданий, земельного участка (части полигона) и сооружений", в том числе, части земельного участка (кадастровый номер 63:09:0303071:0017) площадью 40 000 м2.
На осуществление деятельности по использованию отходов у ООО "Эко Рециклинг Групп" имеется документация на комплекс сортировки отходов КС0077.
В ООО "Эко Рециклинг Групп" имеется назначенное ответственное лицо - Гадалина Екатерина Александровна (Свидетельство от 30 ноября 2012 года N 2808, Приказ от 01 декабря 2012 года), разработана Должностная инструкция сотрудников экологической службы (эколога), а также Инструкция по безопасному обращению с отходами, имеется Санитарно-эпидемиологическое заключение на проект ПДВ, План-график производственного экологического контроля, Карта-схема площадок временного хранения отходов и разработаны Паспорта на отходы 1 - 4 класса опасности.
15 августа 2013 года по результатам проведенной проверки Самарской Межрайонной природоохранной прокуратуры в присутствии уполномоченного представителя ООО "Эко Рециклинг Групп" - Кашковского И.А., действующего на основании доверенности от 01 августа 2013 года, вынесено постановление N 01-13-91-2013 о возбуждении производства об административно правонарушении по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 41, 42), которое было направлено в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской области для рассмотрения по существу.
Определением Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской области от 26 августа 2013 года назначено место и время рассмотрения дела об административном правонарушении (л.д. 40), о чем ООО "Эко Рециклинг Групп" и Самарская Межрайонная природоохранная прокуратура были надлежащим образом извещены посредством Уведомлений (л.д. 38, 39).
Определением от 10 сентября 2013 года (л.д. 37) рассмотрение дела отложено на 24 сентября 2013 года на 14 часов 30 минут, о чем ООО "Эко Рециклинг Групп" и Самарская Межрайонная природоохранная прокуратура надлежащим образом извещены, что подтверждается наличием подписи уполномоченного представителя ООО "Эко Рециклинг Групп" - Кашковского И.А., (л.д. 37) и Уведомлением от 12 сентября 2013 года исходящий номер 09-18/5398 (л.д. 36), содержащим оттиск штампа, подпись должностного лица и дату Самарской Межрайонной природоохранной прокуратуры (л.д. 36).
24 сентября 2013 года в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в присутствии уполномоченного представителя ООО "Эко Рециклинг Групп" - Титова Д.А., действующего на основании Доверенности от 01 декабря 2012 года, старшего помощника прокурора Самарской Межрайонной природоохранной прокуратуры - Колодец А.В., уполномоченным должностным лицом Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской области рассмотрено дело об административном правонарушении и принято Постановление N 406, которым :
-ООО "Эко Рециклинг Групп" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 130 000 руб. 00 коп. (л.д. 30-32).
Из содержания материалов по административному делу (л.д. 41, 42), следует, что заявитель привлечен к административной ответственности за совершение следующего правонарушения:
1.Ведение учета в области обращения с отходами за 2012 год, 2013 год ведется по форме, предусмотренной Приказом от 01 сентября 2011 года N 721 "Об утверждении порядка учета в области обращения с отходами" с нарушением пункта 8 Приказа, а именно:
-у Таблиц данных учета отсутствуют титульные листы;
-Таблицы данных учета не прошиты;
-листы Таблиц данных учета не заверены подписью лица, ответственного за учет и оттиском круглой печати юридического лица;
-отсутствует нумерация в верхнем правом углу;
-во 2-ой квартале 2013 года допущены исправления, не заверенные подписью лица, ответственного за осуществление учета и печатью юридического лица;
-отсутствуют данные о количестве отходов принятых на сортировку от сторонних юридических лиц, количестве использованных отходов и переданных на размещение после сортировки;
2.Вывоз отходов, образующихся от хозяйственной деятельности ООО "Эко Рециклинг Групп" осуществляется на основании договоров о передаче отходов сторонним организациям.
Отсутствуют сертификаты (свидетельства) на право работы с отходами работников ООО "Эко Рециклинг Групп", осуществляющих сортировку отходов, данные о наличии специализированного транспорта, сертификатов (свидетельств) лиц, управляющих данным транспортом, отсутствуют, при этом сортировка собственных коммунальных отходов, при наличии оборудования по сортировке отходов и пункта в Плане-графике проверок производственного контроля на 2012 год (утвержденного генеральным директором 29 декабря 2012 года) "О проведении мероприятий по вовлечению отходов в хозяйственный оборот" не исполняются.
По мнению заявителя вынесенное постановление противоречит закону и нарушает его права, что и послужило основанием для обращения с заявлением в суд.
Анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства в их совокупности, судебная коллегия апелляционного суда приходит к следующему.
Федеральным законом N 89-ФЗ от 24.06.98 "Об отходах производства и потребления" определены правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Согласно статье 1 Федерального закона N 89-ФЗ отходы производства и потребления - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Под накоплением отходов понимается временное складирование (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
В силу статьи 11 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.
Отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации (часть 1).
Запрещается, в том числе, сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву (часть 2).
Согласно статье 28 Федерального закона N 89-ФЗ неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами в виде наложения административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяносто суток.
Субъектами административной ответственности за данное правонарушение являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица.
В части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно статье 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто наказанию иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В силу положений ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. По делу об административном правонарушении выяснению подлежит лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность.
Статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения, лицо его совершившее, его вина. Указанные обстоятельства подлежат доказыванию в порядке, определенном главой 26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2 КоАП РФ).
Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона, в том числе доказательств, полученных при проведении проверки в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля (часть 3 статьи 26.2 КоАП РФ).
В соответствии со статьей 39 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Согласно статье 12 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
В целях реализации пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 01 сентября 2011 года N 721 утвержден Порядок учета в области обращения с отходами.
Данный Порядок устанавливает требования к ведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходах (пункт 1).
Учет в области обращения с отходами ведется на основании фактических измерений количества использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов. Учету подлежат все виды отходов 1 - 5 класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а так же размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетный период (пункты 4, 5).
Согласно пунктам 1, 2 статьи 26 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами (пункт 1).
Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами определяют по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в соответствии с их компетенцией) юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами (пункт 2).
В соответствии со статьей 67 Федерального закона Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а так же в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды (пункт 1).
Субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны представлять сведения о лицах, ответственных за проведение производственного экологического контроля, об организации экологических служб на объектах хозяйственной и иной деятельности, а так же результаты производственного экологического контроля в соответствующий орган государственного надзора (пункт 2).
Требования к содержанию и представлению отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов регламентированы Порядком представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов.
Согласно пункту 8 указанного Порядка учета в области обращения с отходами, утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 01 сентября 2011 года N 721, лист (листы) таблицы данных учета заверяется подписью лица, ответственного за учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, и оттиском круглой печати индивидуального предпринимателя или юридического лица, в результате деятельности которых образуются отходы и/или которые осуществляют деятельность в области обращения с отходами.
Каждый из листов нумеруется в верхнем правом углу арабской цифрой, нумерация листов при этом сохраняется сквозной в течение всего квартала. Один раз в месяц, но не позднее 15-го числа каждого месяца, учетные листы за предыдущий месяц брошюруются, с приложением к ним титульного листа.
В случае наличия у юридического лица и индивидуального предпринимателя по итогам календарного месяца значительного количества учетных листов (более 100та листов) допускается их брошюрование в несколько книг, при этом каждой книге присваивается порядковый номер, нумерация листов сохраняется сквозной в течение месяца.
Все листы, включая титульный, прошиваются и на последней странице скрепляются оттиском круглой печати и подписью индивидуального предпринимателя (руководителя юридического лица), в результате деятельности которого образуются отходы и/или который осуществляет деятельность в области обращения с отходами и подписью лица, ответственного за осуществление учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
Статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объектом данного административного правонарушения являются общественные отношения в области охраны окружающей среды, охраняемые от негативных антропогенных воздействий в результате обращения с опасной группой веществ, соединений, материалов, а так же в области обеспечения экологической безопасности населения и территории.
Объективной стороной данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Субъектом административного правонарушения являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами.
Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, распространяющиеся как на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, так и на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.
Данный вывод подтверждается позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлениях от 12 июля 2011 года N 709/11, от 02 октября 2012 года N 4973/12.
Как установлено ответчиком и судом, ООО "Эко Рециклинг Групп" вело учет в области обращения с отходами за 2012 года и за 2013 год по форме, предусмотренной Приказом от 01 сентября 2011 года N 721 "Об утверждении порядка учета в области обращения с отходами", но, с нарушением пункта 8 данного Приказа, у Таблиц данных учета отсутствуют титульные листы, Таблицы данных учета не прошиты, листы Таблиц данных учета не заверены подписью лица, ответственного за учет и оттиском круглой печати юридического лица, отсутствует нумерация в верхнем правом углу, во 2-ой квартале 2013 года допущены исправления, не заверенные подписью лица, ответственного за осуществление учета и печатью юридического лица, отсутствуют данные о количестве отходов принятых на сортировку от сторонних юридических лиц, количестве использованных отходов и переданных на размещение после сортировки, отсутствуют сертификаты (свидетельства) на право работы с отходами работников ООО "Эко Рециклинг Групп", осуществляющих сортировку отходов, данные о наличии специализированного транспорта, сертификатов (свидетельств) лиц, управляющих данным транспортом, отсутствуют, при этом сортировка собственных коммунальных отходов, при наличии оборудования по сортировке отходов и пункта в Плане-графике проверок производственного контроля на 2012 год (утвержденного генеральным директором 29 декабря 2012 года) "О проведении мероприятий по вовлечению отходов в хозяйственный оборот" не исполняются".
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Исходя из оценки представленных сторонами в материалы дела доказательств судом сделан правильный вывод о том, что у заявителя имелась возможность для соблюдения указанных требований, принятия мер, направленных на соблюдение природоохранного законодательства. В материалы дела ООО "Эко Рециклинг Групп" не представлены доказательства, свидетельствующие о невозможности соблюдения установленных правил, необходимости принятия мер, не зависящих от юридического лица.
Вывод Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской области о наличии в действиях ООО "Эко Рециклинг Групп" состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена в Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтвержден материалами дела.
Таким образом, на основании изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к аналогичному выводу о том, что представленные Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской области доказательства являются достаточными допустимыми и относимыми доказательствами по данному арбитражному делу, подтверждающими совершение заявителем административного правонарушения, ответственность за совершение которого, предусмотрена статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно санкции статьи 8.2 КоАП РФ административное наказание по данной норме назначается в виде административного штрафа: юридическим лицам от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В части 3 статьи 4.1 КоАП РФ закреплено, что при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, его имущественное и финансовое положение, обстоятельства, смягчающие (статьи 4.2 КоАП РФ) и отягчающие (статьи 4.3 КоАП РФ) административную ответственность.
В силу подпункта 6 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должно быть указано, в том числе, мотивированное решение по делу.
Следовательно, постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном, в частности, ст. 8.2 КоАП РФ, в любом случае должно быть мотивированным, в том числе относительно применения конкретной меры ответственности (размера штрафа).
Между тем, в постановлении от 24 сентября 2013 года Управление Росприроднадзора по Самарской области не привел обстоятельств, отягчающих административную ответственность, и не обосновал необходимости назначения Обществу штрафа в размере 130 000 руб.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
С учетом изложенных обстоятельств, а также учитывая степень общественной опасности правонарушения, степень вины заявителя суд правильно посчитал возможным изменить административный штраф и установить его в минимальном размере - 100 000 рублей.
Доводы подателя жалобы отклоняются апелляционным судом в связи со следующим.
В соответствии с п. 21 Постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 г. N 15 малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного вреда охраняемым общественным правоотношениям.
В данном случае угроза общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении юридического лица к исполнению публично-правовых обязанностей, влекущем серьезные последствия для окружающей среды, здоровья и благополучия населения, экономического состояния государства.
От состояния и степени загрязненности окружающей среды непосредственно зависит состояние и нормальное функционирование всех компонентов живой природы, в том числе и здоровье человека, а также состояние компонентов неживой природы и объектов, созданных руками человека (техника и механизмы, здания и сооружения) и т.д.
Поэтому, с учетом наличия существенной угрозы охраняемым правоотношениям в результате действий (бездействия) юридического лица, ст. 2.9 КоАП РФ в данном случае не подлежит применению.
При принятии обжалуемого решения суд первой инстанции руководствовался требованиями ст. 4.1 КоАП РФ, позицией ВАС РФ, изложенной в постановлениях Пленума от 02.06.2004 года N 10, 20.01.2003 года N 3, на основании чего изменил постановление от 24.09.2013 N 406 в части размера штрафа, снизив его со 130 000 руб. до 100 000 руб.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального и процессуального права.
Решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 18 февраля 2014 года по делу N А55-22689/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.С.Драгоценнова |
Судьи |
Е.Г.Филиппова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-22689/2013
Истец: ООО "Эко Рециклинг Групп"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Самарской области
Третье лицо: Самарская межрайонная природоохранная прокуратура