г. Санкт-Петербург |
|
17 апреля 2014 г. |
Дело N А42-6702/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 апреля 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фокиной Е.А.
судей Борисовой Г.В., Лопато И.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Соловьевой Т.Ю.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен.
от ответчика: не явился, извещен.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-3605/2014) ООО "ТД Мелифаро" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 30.12.2013 по делу N А42-6702/2012 (судья Беляева Л.Е.), принятое
по заявлению ООО "ТД Мелифаро"
к Отделу надзорной деятельности г. Мурманска Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Мурманской области,
об оспаривании постановления
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ТД Мелифаро" (Мурманск, ул. Домостроительная, 24, ОГРН 1025100842502, далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Отдела надзорной деятельности Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Мурманской области (Мурманск, ул. Буркова, 4, далее - Отдел надзорной деятельности) о назначении административного наказания N 278 от 03.10.2012.
Решением от 30.12.2013 заявленное требование удовлетворено, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено.
Не согласившись с выводом суда первой инстанции о доказанности Отделом надзорной деятельности события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), и наличия у начальника Отдела Рязапова Н.Х. полномочий руководителя органа государственного пожарного надзора на подписание распоряжения (приказа) о проведении проверки, ООО "ТД Мелифаро" направило апелляционную жалобу. Податель жалобы обращает внимание, что СНиП 21-01-97* в Перечень национальных стандартов и в Перечень документов в области стандартизации не включены, следовательно, указанные правила применяются на добровольной основе.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлены о дате и месте рассмотрения дела, однако в судебное заседание не явились, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке в соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ в обжалуемой части.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения N 296 от 03.09.2012 сотрудниками Отдела надзорной деятельности проведена внеплановая выездная проверка выполнения ООО "ТД Мелифаро" требований ранее выданного предписания от 05.04.2011 N 106/1/39.
В ходе проверки установлены и зафиксированы в акте N 296 от 19.09.2012 следующие нарушения требований пожарной безопасности.
1. в помещении склада отсутствует автоматическая система пожаротушения, что является нарушением требований подпункта 5.2 раздела 3 НПБ 110-03 "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией");
2. в помещении склада (погрузочная зона) эксплуатируются штемпельные розетки (нарушение пункта 348 Правил противопожарного режима в РФ);
3. помещение офиса не отделено от складского помещения глухой противопожарной перегородкой (окна в кабинетах офиса), что является нарушением 5.14, 7.4 СНиП 21-01-97*.
Выявленные нарушения послужили Отделу надзорной деятельности основанием для составления 24.09.2012 в отношении заявителя протоколов об административных правонарушениях N 277 (по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ) и N 278 (по части 4 статьи 20.4 КоАП РФ),
Постановлением от 03.10.2013 N 278 ООО "ТД Мелифаро" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде предупреждения.
Не согласившись с данным постановлением, общество оспорило его в судебном порядке.
Апелляционная инстанция, изучив материалы дела, доводы жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 и частями 3 - 8 статьи 20.4 указанного Кодекса.
В силу статьи 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; под нормативными документами по пожарной безопасности понимаются национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности; под нарушением требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В соответствии со статьей 2 Закона N 69-ФЗ законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя данный Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Статьей 20 названного Федерального закона предусмотрено, что техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
Согласно статье 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123 ФЗ) Закона N 123-ФЗ техническое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой:
1) установление в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности к продукции, процессам проектирования, производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации;
2) правовое регулирование отношений в области применения и использования требований пожарной безопасности;
3) правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.
К нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.
К нормативным документам по пожарной безопасности относятся также национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Согласно статье 88 Закона N 123-ФЗ части зданий, сооружений, пожарных отсеков, а также помещения различных классов функциональной пожарной опасности должны быть разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами. Требования к таким ограждающим конструкциям и типам противопожарных преград устанавливаются с учетом классов функциональной пожарной опасности помещений, величины пожарной нагрузки, степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности здания, сооружения, пожарного отсека. Пределы огнестойкости и типы строительных конструкций, выполняющих функции противопожарных преград, соответствующие им типы заполнения проемов и тамбур-шлюзов приведены в таблице 23 приложения к настоящему Федеральному закону. Пределы огнестойкости для соответствующих типов заполнения проемов в противопожарных преградах приведены в таблице 24 приложения к настоящему Федеральному закону.
Аналогичные требования содержатся в пунктах 5.14 и 7.4 СНиП 21-01-97*.
Несмотря на то, что СНиП 21-01-97* в Перечень N 1047-р не включены, они не включены и в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 01.06.2010 N 2079 (далее - Перечень N 2079), следовательно, они подлежат обязательному применении на основании статьи 16.1 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
Кроме того, Решением Верховного Суда Российской Федерации от 10.09.2013 N АКПИ 13-662, оставленным без изменения Определением Верховного Суда Российской Федерации от 28.11.2013 N АПЛ 13-507, в удовлетворении заявления о признании недействующими строительных норм и правил СНиП 21-01-97* отказано, данные правила признаны подлежащими применению в нормативном единстве с Законом N 123-ФЗ.
Актом проверки от 19.09.2012 N 296, протоколом об административном правонарушении N 277 от 24.09.2012 подтверждается, что в нарушение указанных выше норм права помещения офиса (класса функциональной пожарной опасности Ф4.3) не отделены от складского помещения (класс функциональной пожарной опасности Ф5.2) глухой противопожарной перегородкой с нормируемыми пределами огнестойкости, имеются окна в кабинетах офиса, которые выходят в помещение склада.
Также указанными выше документами подтверждается, что в нарушение требований пункта 348 Правил противопожарного режима в помещении склада (погрузочная зона) установлены штемпельные розетки.
Доказательств, опровергающих данные нарушения, подателем жалобы не представлено ни суду первой, ни апелляционной инстанции.
Доказательств невозможности соблюдения обществом указанных выше требований пожарной безопасности в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении обычной степени заботливости и осмотрительности, в материалах дела не имеется.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях общества состава вменяемого ему в вину правонарушения.
Довод подателя жалобы об издании распоряжения о проведения проверки неуполномоченным лицом оценен судом первой инстанции и правомерно отклонен.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона N 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
Согласно статье 6 Закона N 69-ФЗ органами государственного пожарного надзора являются структурные подразделения территориальных органов управления федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, созданные для организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора на территориях субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 N 290 (далее - Положение N 290), установлено, что федеральный государственный пожарный надзор осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы (далее - органы государственного пожарного надзора), являющимися государственными инспекторами по пожарному надзору.
Согласно подпункту "в" пункта 2 Положения N 290 органами государственного пожарного надзора являются структурные подразделения территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора, и их территориальные отделы (отделения, инспекции).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 10 Положения N 290 установлено, что назначать проведение проверок деятельности организаций вправе главные государственные инспекторы городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору и их заместители.
В данном случае согласно материалам дела распоряжение от 03.09.2012 N 296 о проведении проверки вынес главный государственный инспектор города Мурманска - начальник Отдела Разяпов Н.Х., назначенный на должность приказом от 26.11.2010 N 77-НС, который является начальником структурного подразделения Управления и, соответственно, руководителем органа государственного надзора.
Таким образом, распоряжение о проверке вынесено уполномоченным лицом.
Учитывая вышеизложенное, апелляционная инстанция не усматривает оснований для удовлетворения жалобы ООО " ТД Мелифаро".
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 30 декабря 2013 года по делу N А42-6702/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "ТД Мелифаро" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Фокина |
Судьи |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-6702/2012
Истец: ООО "ТД Мелифаро"
Ответчик: Главное Управление МЧС России по Мурманской области, ГУ МЧС России по мурманской области, Отдел надзорной деятельности г. Мурманска ГУ МЧС России по Мурманской области