г. Томск |
|
16 апреля 2014 г. |
Дело N А27-13845/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2014 г.
Полный текст постановления изготовлен 16 апреля 2014 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ждановой Л.И.
судей: Афанасьевой Е.В., Захарчука Е.И.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кузьминым А.В.,
при участии:
от истца: без участия (извещен),
от ответчика: без участия (извещен),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу комитета жилищно-коммунального хозяйства администрации города Новокузнецк (N 07АП-2111/14) на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 23.01.2014 по делу N А27-13845/2013 (судья Конева О.П.)
по иску товарищества собственников жилья "Аист"
к муниципальному образованию "город Новокузнецк" в лице комитета жилищно-коммунального хозяйства администрации города Новокузнецка
о взыскании 615 182,26 руб.,
УСТАНОВИЛ:
товарищество собственников жилья "Аист" (далее - ТСЖ "Аист") обратилось с иском к муниципальному образованию "город Новокузнецк" в лице комитета жилищно-коммунального хозяйства администрации города Новокузнецка (далее - комитет) о взыскании 615 182 руб. 26 коп. задолженности по муниципальному контракту N КЭ-211-Т от 28.09.2011 на возмещение из местного бюджета выпадающих доходов управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным и иным специализированным потребительским кооперативам, возникших в результате приведения размеров платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с предельным индексом по услугам теплоснабжения (отопление и горячее водоснабжение) с учетом фактического потребления тепловой энергии на отопление жилищным фондом.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 23.01.2014 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением, комитет в апелляционной жалобе просит его отменить. При этом податель указывает, что судом неправильно применены нормы материального права. В связи с вступлением в силу постановления Правительства РФ N 354 от 06.05.2011 пункт 3.4 Решения Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 21.12.2010 N 15/201 отменен Решением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 28.09.2011 N 10/148. Пункт 2.5 муниципального контракта N КЭ-211-Т от 28.09.2011 является недействительным в силу закона. Сверка, указанная в Решении от 21.12.2010 N 15/201, предусматривалась на 2010 год в пределах лимитов 2011 года. Задолженность по муниципальному контракту N КЭ-211-Т от 28.09.2011 перед ТСЖ "Аист" на 11.12.2013 отсутствует, суммы, которые были выставлены к оплате были оплачены на основании договоров уступки права требования, заключенных с ресурсоснабжающей организацией МП "Городская тепловая компания". Сторона до 01.04.2013 не обратилась в комитет о проведении сверки. В размер компенсации 6,46 руб./м2 уже включена стоимость услуг по передаче тепловой энергии по сетям ОАО "Кузбассэнерго".
ТСЖ "Аист" в отзыве доводы апелляционной жалобы отклонило, решение суда просило оставить без изменения как соответствующее законодательству.
Дело по апелляционной жалобе рассмотрено в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, исследовав материалы дела, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между комитетом и ТСЖ "Аист" заключен муниципальный контракт N КЭ-211-Т на возмещение из местного бюджета выпадающих доходов управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным и иным специализированным потребительским кооперативам, возникших в результате приведения размеров платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с предельным индексом по услугам теплоснабжения (отопление и горячее водоснабжение) (л.д. 14 - 17 т. 1, далее - муниципальный контракт).
В соответствии с решением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 21.12.2010 N 15/201 "О приведении размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с установленным предельным индексом" порядок расчета и выплаты из местного бюджета возмещения выпадающих доходов управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным и иным специализированным потребительским кооперативам, возникших в результате приведения размеров платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с предельным индексом по услугам теплоснабжения (отопление и горячее водоснабжение) (пункт 1.1 муниципального контракта).
Срок действия контракта: с 01.01.2011 до 31.12.2011 (пункт 2.1 муниципального контракта).
Ориентировочная сумма муниципального контракта: 3 107 246 руб. 65 коп. (пункт 2.3).
Фактическая сумма контракта по состоянию на 31.01.2012 - 2 144 277 руб. 39 коп. (соглашение от 31.01.2012, л.д. 129 т. 1).
Пунктом 2.5 муниципального контракта предусмотрено, что в зависимости от фактического потребления тепловой энергии на отопление жилищным фондом ежегодно, до 01 апреля года, следующего за отчетным, стороны контракта производят сверку объемов потребления тепловой энергии и выплаченной из бюджета суммы возмещения выпадающих доходов. Если выплата возмещения из местного бюджета за прошедший год превысила фактическое потребление тепловой энергии на отопление жилищным фондом, Комитет ЖКХ г. Новокузнецка засчитывает сумму переплаты в счет платежей следующих периодов. Если выплата возмещения из местного бюджета за прошедший год оказалась недостаточной, Комитет Ж.КХ производит оплату из местного бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств текущего финансового года.
Фактическая сумма контракта определена сторонами без учета результатов такой сверки. Как следует из материалов дела, в установленный срок (до 01.04.2012) сверка между сторонами не проведена. Вопрос о ее проведении возник в сентябре 2013 года. Акт сверки (Форма сверки расчетов на выплату компенсации за отопление по заключенному договору N 2594 от 28.11.2008) комитетом не подписан.
Между ТСЖ "Аист" и ОАО "Кузбассэнерго" определена корректировочная к оплате компенсация в сумме 615 182 руб. 26 коп. Акт сверки соответствует Приложению N 4 к Порядку выплаты субсидии на компенсацию выпадающих доходов организациям, предоставляющим населению услуги теплоснабжения по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек.
Полагая, что комитет обязан компенсировать ТСЖ "Аист" указанную сумму, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, арбитражный суд первой инстанции, исходил из правомерности заявленных требований.
Апелляционный суд соглашается с решением суда, при этом исходит из следующего.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа отнесены вопросы организации в границах городского округа электро-, тепло-, газо-, и водоснабжения населения, водоотведение, снабжение населения топливом.
Из пункта 2 статьи 18 упомянутого Федерального закона вытекает, что финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).
Отношения, возникающие в процессе осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым Бюджетным кодексом Российской Федерации (пункт 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным ассигнованиям относятся также ассигнования на предоставление субсидий юридическим лицам.
В силу пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии из местного бюджета предоставляются юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг в случаях и порядке, установленных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации.
Решением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 21.12.2010 N 15/201 предусмотрено возмещение из местного бюджета выпадающих доходов управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным и иным специализированным потребительским кооперативам, ресурсоснабжающим организациям, возникших в результате приведения размеров платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с предельным индексом.
Разница между 100%-ным тарифом, применяемым ОАО "Кузбассэнерго", и размером оплаты, установленным для населения, подлежит компенсации из городского бюджета на основании Порядка возмещения из местного бюджета выпадающих доходов управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным и иным специализированным потребительским кооперативам, ресурсоснабжающим организациям, возникших в результате приведения размеров платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с предельным индексом по услугам теплоснабжения, утв. Решением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 21.12.2010 N 15/201. Согласно положениям данного Порядка, выплаты компенсации выпадающих доходов производятся комитета на основании муниципального контракта, заключаемого с исполнителем коммунальных услуг.
Согласно пункту 3.4 Порядка, действовавшему на дату проведения сверки по контракту за 2011-й год, в зависимости от фактического потребления тепловой энергии на отопление жилищным фондом ежегодно, до 01 апреля года, следующего за отчетным, ресурсоснабжающая организация совместно с Комитетом ЖКХ г. Новокузнецка и объединениями собственников жилья производит сверку объемов потребления услуг на отопление и выплаченной из бюджета субсидии. Сверка объемов потребления услуг производится в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к постановлению Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" по форме согласно приложениям NN 4 и 5 к настоящему Порядку. В случае если выплата субсидии из городского бюджета за прошедший год превысила фактическое потребление тепловой энергии на отопление жилищным фондом, то Комитет ЖКХ г. Новокузнецка засчитывает сумму переплаты в счет платежей следующих периодов. В случае если выплата субсидии из городского бюджета за прошедший год оказалась недостаточной, то Комитет Ж.КХ производит оплату из городского бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств текущего финансового года.
Аналогичным же образом изложены положения пункта 2.5 муниципального контракта.
Нарушение Порядка само по себе не является основанием для утраты права истца на возмещение понесенных им затрат.
В силу прямого указания вышеприведенных нормативных правовых актов бремя финансирования разницы между тарифами, отражающими реальные затраты исполнителя по оказанию потребителям услуг по отоплению, и тарифами, установленными для потребителей, возложено на муниципальное образование и осуществляется за счет принимаемого с этой целью бюджета муниципального образования.
Исходя из положений статей 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет, соответственно, казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Разрешая спор, суд первой инстанции, установив бездействие комитета по возмещению ТСЖ "Аист" межтарифной разницы, пришел к правомерному выводу о доказанности задолженности ответчика за 2011 год в сумме 615 182 руб. 26 коп.
Основания для иных выводов у апелляционного суда отсутствуют.
С учетом изложенного требования ТСЖ "Аист" удовлетворены обоснованно.
Довод подателя жалобы о том, что в размер компенсации 6,46 руб./кв. м уже включена стоимость услуг по передаче тепловой энергии по сетям ОАО "Кузбассэнерго", апелляционным судом отклоняется, поскольку не опровергает размер выпадающих доходов истца в результате применения разных тарифов.
Необходимость уточнения фактического потребления тепловой энергии предусмотрена как положениям действующего в спорный период пункта 3.4 Порядка возмещения из местного бюджета выпадающих доходов управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным и иным специализированным потребительским кооперативам, ресурсоснабжающим организациям, возникших в результате приведения размеров платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с предельным индексом по услугам теплоснабжения, так и пунктом 2.5 договора.
Довод ответчика о недействительности условий пункта 2.5 договора в связи с изменением пункта 3.4 Правил, апелляционным судом отклоняется.
Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров (пункты 1, 2 статьи 422 ГК РФ).
Поскольку на дату заключения договора условия пункта 2.5 соответствовали действующему законодательству, полагать указанные условия договора недействительными у апелляционного суда отсутствуют.
Таким образом, апелляционный суд считает, что арбитражным судом первой инстанции обстоятельства спора исследованы всесторонне и полно, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Основания для переоценки обстоятельств, правильно установленных судом первой инстанции, у апелляционного суда отсутствуют. Доводы подателя, изложенные в жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции и апелляционным судом отклоняются.
С учетом изложенного, апелляционная инстанция не находит основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены либо изменения решения суда первой инстанции.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 23.01.2014 по делу N А27-13845/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Л.И. Жданова |
Судьи |
Е.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-13845/2013
Истец: ТСЖ "Аист"
Ответчик: Комитет ЖКХ Администрации г. Новокузнецка, муниципальное образованние "Город Новокузнецк" в лице Комитета жилищно-коммунальнного Администрации г. Новокузнецка