Публичная оферта - основной инструмент дистанционной торговли
Ежедневно мы не задумываясь многократно заключаем сделки розничной купли-продажи. Они производятся не только при покупке товаров в ближайшем магазине или палатке, но и при поездке в общественном транспорте, при покупке бензина на автозаправке, оплате услуг связи и во многих других случаях. Как же складываются отношения между покупателем и продавцом, что будет полезно знать специалистам торгового предприятия при проведении сделок розничной купли-продажи?
Провести одну сделку и получить прибыль, которая сможет удовлетворять потребности в течение длительного периода, - вот, наверное, мечта любого продавца. На практике единицы могут похвалиться таким ведением дел. Зато всем известно, что процедура производства и сбыта товара - достаточно сложный и трудоемкий процесс, но в итоге все сводится к реализации товаров конечному потребителю - гражданину и в основном делается это на основании договоров розничной купли-продажи. Производственные цепочки, в которых производимая продукция не рассчитана на применение ее для производства продукции, которая может быть использована покупателем-гражданином, как правило, связаны со стратегическими интересами государства или отдельных компаний (корпораций). В совокупности таких сделок совершается гораздо меньше, чем их происходит между гражданами и предприятиями торговли.
Основы договора розничной купли-продажи
Основные положения порядка совершения сделок в гражданском обороте регулируются главой 30 Гражданского кодекса. Параграф 1 данной главы раскрывает общие понятия о купле-продаже, используемые в российском законодательстве, а параграф 2 посвящен исключительно сделкам, совершаемым в ходе розничной торговли.
Когда продавец ведет деятельность по продаже товаров, предназначенных для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, совершаются сделки в рамках договоров розничной купли-продажи (ст. 492 ГК РФ).
Отдельное определение для розничной торговли законодательно не установлено, но оно вытекает из самого характера производимых сделок. Например, в Налоговом кодексе под розничной торговлей понимается предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи (ст. 326.27 кодекса). Несмотря на то что данное определение установлено только для применения в целях главы 26.3 (порядок налогообложения ЕНВД), оно достаточно точно раскрывает специфику розничной торговли.
И хотя при проведении таких сделок не происходит непосредственного подписания никаких документов, но в их основе все-таки лежит договор, который относится к публичным договорам и совершается с учетом положений статьи 426 Гражданского кодекса.
Предложение и намерение
Прежде чем погрузиться в изучение особенностей публичного договора, имеет смысл определиться с некоторыми терминами, используемыми при совершении сделок купли-продажи, вводимыми главой 28 Гражданского кодекса.
Итак, оферта - адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Оферта должна содержать существенные условия договора (ст. 435 ГК РФ). Предложение, адресованное неопределенному кругу лиц и содержащее все существенные условия договора, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных условиях с любым, кто отзовется, признается публичной офертой (ст. 437 ГК РФ).
Ответ (решение) лица, которому адресована оферта, о ее принятии называется акцептом. Он должен быть полным и безоговорочным (ст. 438 ГК РФ). При этом следует учесть, что если лицо, получившее оферту, совершает действия по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т.п.), то такие действия будут считаться акцептом. Исключение составляют случаи, прямо предусмотренные законом, иными правовыми актами или же отдельно определенные в оферте.
Молчание не является акцептом предложенной оферты, если иное не вытекает из закона, обычая делового оборота или из прежних деловых отношений сторон (п. 2 ст. 438 ГК РФ).
Если в оферте определен срок для акцепта, то договор будет считаться заключенным, если акцепт получен лицом, направившим оферту в пределах этого срока (ст. 440 ГК РФ).
Существенные условия для договора
Можно заметить, что оферта должна содержать существенные условия договора. Гражданский кодекс под существенными условиями договора понимает условия (ст. 432):
- о предмете договора;
- о цене (например, для договоров купли-продажи) (ст. 494);
- названные в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида (срок договора при продаже в кредит или с рассрочкой платежа);
- относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Заключается договор путем направления оферты одной стороной и ее акцепта другой стороной. Договор будет считаться заключенным, если стороны достигли соглашения по всем существенным условиям, а также выполнили требуемую форму договора в определенных законом случаях. Заключение договора определяется моментом:
- получения лицом, направившим оферту акцепта;
- передачи имущества, если в соответствии с законом для заключения договора необходима также передача имущества (ст. 224 ГК РФ);
- государственной регистрации (для сделок, требующих такую регистрацию), если иное не установлено законом.
В связи с тем что чаще всего по договорам розничной купли-продажи покупателями являются физические лица (граждане), к договорам такого рода применяются нормы Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1), а также иных правовых актов, принятых в соответствии с ним. В отношении сделок, где покупателями выступают юридические лица или индивидуальные предприниматели, такие положения не применяются.
В сделках розничной купли-продажи чаще всего используются публичные договоры, заключенные на основании публичной оферты.
Публичный договор упрощает понимание
Закон предусматривает простую письменную форму заключения договоров между юридическими лицами (индивидуальными предпринимателями), между собой или с участием граждан (подп. 1 п. 1 ст. 161 ГК РФ). Однако было бы крайне неудобно, например, при покупке коробки спичек оформлять такую сделку на бумаге. Поэтому договоры розничной купли-продажи чаще всего имеют устную форму договора и относятся к публичным договорам (п. 2 ст. 292 ГК РФ).
Публичный характер договора должен обеспечивать одинаковые условия для всех потребителей: цену товаров, работ и услуг, а также иные условия такого договора.
Договор розничной купли-продажи признается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара (ст. 493 ГК РФ), если условиями оферты не установлено иное. Предоставление особых условий при заключении публичного договора возможно только в соответствии с нормами, установленными законом или иными правовыми актами. Отказать в заключении публичного договора коммерческая организация может только в случае невозможности предоставления потребителю указанных в нем товаров, услуг или выполнения работ.
Соблюдение требований относительно цены договора и условий его исполнения, а также правил, обязательных для сторон при заключении и исполнении публичных договоров, установленных Правительством РФ и уполномоченными им федеральными органами исполнительной власти (типовые договоры, положения и т.п.), необходимо для признания договора публичным.
Как было сказано выше, основным документом, подтверждающим факт заключения розничного договора, является кассовый или товарный чек или иной документ, подтверждающий оплату товара, но в то же время их отсутствие не лишает возможности покупателя доказывать факт заключения договора и его условий иными способами, например, при помощи свидетельских показаний.
Договоры розничной купли-продажи можно разделить на определенные группы:
- продажа товара непосредственно в месте его нахождения (объекте розничной торговли - магазине, лотке, автолавке и др.);
- продажа товара по образцам;
- продажа товаров дистанционным способом;
- продажа товаров с использованием автоматов;
- продажа товара по договору найма-продажи (товар до перехода права собственности находится в аренде, с последующим правом выкупа).
Кроме того, товар может продаваться с условием принятия его покупателем в определенный срок или его доставки покупателю.
Публичная оферта - основная форма договора при дистанционной торговле
Большинство договоров розничной купли-продажи, безусловно, заключаются непосредственно в месте нахождения товара, но в последнее время все большую популярность приобретает такая дистанционная форма торговли, как интернет-магазины. Они позволяют предложить ассортимент товаров, демонстрация которого традиционными способами была бы просто невозможна или нерентабельна. Интернет-торговля - весьма привлекательный бизнес, но не многие продавцы утруждаются полноценным оформлением своей торговой площадки, несмотря на то что данная деятельность регулируется достаточно жестко. Такое поведение является порождением сложившегося оборота и связано с тем, что у контролирующих органов (Роспотребнадзор) нет ни нормативной, ни технической возможности эффективно осуществлять контроль за торговой деятельностью в виртуальном пространстве. Однако не следует думать, что такая ситуация будет всегда: все меняется, а поэтому лучше не попадаться на мелочах. Попробуем разобраться, что же следует учесть продавцу при формировании публичной оферты розничной продажи товаров, в том числе и при продаже товаров дистанционно через Интернет*(1).
Итак, розничная торговля товарами непосредственно в месте их нахождения предполагает, что покупатель может ознакомиться с образцами товара, получить необходимые консультации, ознакомиться с документацией, сопровождающей данный товар (сертификатами, техническими описаниями, инструкциями и др.), а также удостовериться в полномочиях продавца товара (регистрационные данные, лицензии, разрешения, сертификация и др.).
При осуществлении дистанционной продажи товаров, например через интернет-сайт, сделать это невозможно. Ознакомление покупателя с предлагаемым товаром производится путем доведения до него необходимой информации в виде описаний товара, его фотографий и предоставления иных полных, достоверных и доступных сведений, характеризующих товар. Продажа товаров путем дистанционной торговли регулируется постановлением Правительства РФ от 27 сентября 2007 г. N 612 "Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом" (далее - Правила).
Общие условия приобретения товара формируются продавцом в публичной оферте, которую необходимо разместить на интернет-сайте в доступном месте и опубликовать доступным для чтения шрифтом. Также при осуществлении торговли на территории Российской Федерации следует обязательно иметь вариант оферты на русском языке.
При осуществлении розничной торговли продавец должен довести до покупателя достаточно много информации:
- адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера;
- основные потребительские свойства товара, место его изготовления. Если товаром являются продукты питания, то предоставляются сведения о составе (в том числе наименование использованных в процессе их изготовления пищевых и биологически активных добавок, информация о наличии компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов, если содержание указанных организмов в таком компоненте составляет более 0,9 процента), пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения продуктов питания, о способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки), а также сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях;
- наименование технического регламента или иное обозначение, установленное законодательством о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара;
- срок службы и срок годности товара, гарантийный срок (если устанавливается). Здесь же следует предоставить покупателю информацию о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению (Закон N 2300-1);
- информацию об обязательном подтверждении соответствия товара;
- информацию о правилах продажи товара;
- условия приобретения товара, условия доставки;
- цену на товар и сопутствующие услуги, порядок оплаты товара;
- срок, в течение которого действует предложение о заключении договора.
Совершенно очевидно, что каждый товар обладает индивидуальными характеристиками и свойствами, тем более ценой, но это не значит, что следует формировать публичную оферту индивидуально для каждого предлагаемого продукта.
Правилами осуществления дистанционной торговли установлены достаточно жесткие требования к намерению покупателя приобрести предлагаемый товар. Фактически законодатель косвенно возложил на продавца функцию разработки формы для акцепта, ведь покупатель вряд ли обладает знаниями о том, как правильно выразить свое намерение о приобретении товара. Таким образом, разрабатывая для покупателя форму акцепта, продавец может учесть в ней не только предъявляемые нормативными документами требования, но и использовать такую форму как часть оферты, в которой будет определена информация о товаре, его количестве, цене, условиях поставки и других характеристиках, необходимых для признания сделки заключенной.
Покупатель находит такую информацию, характеризующую предлагаемый товар, в соответствующих разделах интернет-сайта*(2).
Публичная оферта для интернет-сайта
При формировании публичной оферты информация о товаре - предмете договора, его количестве, цене, условиях продажи и доставки формируется исходя из акцепта покупателя, выраженного по определенной форме. Это условие следует отразить в тексте оферты. Характеристики, индивидуальные свойства товара, технические регламенты, сроки годности, гарантийные сроки, а также иная индивидуальная информация, относящаяся к предлагаемым товарам, размещается непосредственно в разделах, где такие товары предлагаются к продаже. О том, что покупатель ознакомился с данной информацией, целесообразно указать в оферте, но еще более правильно в тексте акцепта.
Также не имеет смысла перечислять в публичной оферте правила продажи отдельных товаров, достаточно сделать соответствующие ссылки, а сами тексты разместить в отдельном разделе, назвав его, например: "Правовая информация" или традиционно "Уголок покупателя". Скрывать такую информацию смысла нет, она доступна, а вот ее наличие может повысить статус такой интернет-площадки в глазах потребителей и даст возможность легко делать ссылки на нормативные документы при формировании публичной оферты.
Как правило, в публичной оферте должны быть достаточно четко сформулированы не только условия приобретения товара, но и порядок предъявления претензий, а также условия возврата товара.
Например, покупатель имеет право в течение 14 дней с момента покупки обменять качественный (непродовольственный) товар, не подошедший ему по размеру, форме, габаритам, фасону, расцветке или комплектации. Если аналогичного товара нет в продаже, то покупатель вправе возвратить товар и получить за него уплаченную денежную сумму (п. 1 ст. 502 ГК РФ, ст. 25 Закона N 2300-1). Эти нормы относятся к товарам надлежащего качества. В то же время есть товары, которые не подлежат обмену или возврату. Их перечень установлен в постановлении Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55 "Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, Перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и Перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации".
Продавцы, торгующие в розницу дистанционно, должны помнить, что приобретенный у них товар может быть возвращен им без объяснения причин в течение семи дней после передачи товара. Это правило работает только в том случае, если продавец письменно известил покупателя о порядке и сроках возврата товара в момент его доставки. Если же эта норма не была соблюдена, то у покупателя есть право возвратить товар в течение трех месяцев с момента его передачи. Именно положения о сроках и условиях возврата товара надлежащего качества следует указать в публичной оферте. Закон обязывает довести эту информацию в момент доставки товара, но на практике элементарная забывчивость или рассеянность персонала или курьерской службы может привести к неблагоприятным последствиям для продавца.
Срок возврата денег при отказе потребителя от приобретенного товара составляет 10 дней со дня предъявления потребителем соответствующего требования. Из данной суммы исключаются расходы продавца на доставку от потребителя возвращенного товара надлежащего качества.
Если потребитель обнаружит в товаре недостатки, не оговоренные продавцом, то он имеет право (ст. 18 Закона N 2300-1):
- потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
- потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
- потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
- потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
- отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.
При этом следует помнить, что закон предполагает различные условия по предъявлению претензий относительно товаров надлежащего и ненадлежащего качества.
Отдельно стоит оговорить условия возврата технически сложных товаров (установлены постановлением Правительства РФ от 13 мая 1997 г. N 575 "Об утверждении Перечня технически сложных товаров, в отношении которых требования потребителя об их замене подлежат удовлетворению в случае обнаружения в товарах существенных недостатков"). Так, Закон N 2300-1 (ст. 18) устанавливает, что в случае обнаружения в технически сложном товаре недостатков покупатель в течение 15 дней со дня передачи товара вправе:
- отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы;
- предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены.
По истечении 15 дней с момента покупки указанные требования покупателя подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:
- обнаружение существенного недостатка товара;
- нарушение установленных Законом N 2300-1 сроков устранения недостатков товара;
- невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем 30 дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков. При составлении публичной оферты можно не описывать подробно данный порядок, а достаточно дать ссылку на норму закона.
Безусловно, что у каждого продавца будет индивидуальный подход к составлению публичной оферты, но два пункта следует включить каждому:
1) товар, имеющий индивидуально-определенные свойства, который может быть использован только покупателем (например, сделанный по заказу), возвратить невозможно;
2) необходимость привлечения квалифицированных специалистов при подключении технически сложного товара.
Подводя итог, можно сказать: правильный подход к составлению публичной оферты позволит эффективно организовать работу с покупателями, квалифицированно разбирать поступившие претензии и значительно снизить визиты контролеров по жалобам неудовлетворенных покупателей, ведь чем больше жалоб, тем чаще "гости".
Комментарий специалиста
А. Скворцов, к.ю.н., юрист компании "Гарант":
"Стремительное увеличение объемов операций купли-продажи товаров (материальных вещей; услуг, связанных с информацией или удаленными операциями; заказа работ) через сеть Интернет является долгосрочной мировой тенденцией. Торговля не ограничивается продажами конечному потребителю, это и В2В, B2G бизнес. Дистанционная торговля для потребителей в российской практике представляет собой главным образом заключение предварительного договора купли-продажи материальной вещи по описанию, представленному на сайте продавца. В дальнейшем покупатель заключает основной договор: оплачивает товар при доставке, в подтверждение оплаты и вручения товара получает кассовый чек или иной аналогичный по содержанию письменный документ.
Конечно, возможно заключение договора розничной купли-продажи с использованием телекоммуникационных сетей связи, как правило, сопровождаемого предоплатой с применением электронных платежных систем, правовое регулирование которых до сих пор не закреплено на законодательном уровне прежде всего из-за проблем идентификации владельца "электронного кошелька", а также необходимости введения механизмов закрепления волеизъявления продавца и покупателя через электронную цифровую подпись (см., например, законопроект "О национальной платежной системе") и унифицированной терминологии для "электронного документооборота". В целом в настоящее время адекватное правовое регулирование распространяется только на процесс оплаты с помощью технических устройств проведения операций по счету в кредитной организации покупателя - банковским картам международных систем Visa и MasterCard, а также с помощью банковских переводов, в том числе через системы удаленного управления счетом. Представляется, что именно механизм оплаты идентифицированным лицом станет способом заключения публичных договоров присоединения, размещенных на сайте продавца, - через конклюдентные действия по оплате счета.
В обоих упомянутых случаях основной письменный договор розничной купли-продажи заключается через обмен документами и конклюдентные действия (п. 2, 3 ст. 434, ст. 438 ГК РФ), в том числе с помощью выражения безусловного согласия с условиями предложения продавца, которые не противоречат гражданскому законодательству, в том числе актам о защите прав потребителей как "слабой стороны" договора. Разумеется, проблема довольно широкая и не ограничивается только логистической составляющей, предполагающей доставку выбранного по описанию, внешнему виду образца товара для покупки. Так, например, строго говоря, дистанционным способом продажи товара (ст. 497 ГК РФ) не будет являться "продажа и доставка копий" аудиовизуальных, текстовых произведений, музыки в электронном виде через сеть Интернет. Законодатель, к сожалению, до настоящего времени подразумевает под "дистанционным способом продажи товара" главным образом совокупность отношений по удаленному выбору товара покупателем-потребителем, оплате и доставке товара, являющегося движимой вещью, продавцом или сторонней организацией. Эти и другие трудности правоприменения следует преодолевать законодателю, а также профессиональному сообществу".
А. Химичев,
ведущий эксперт
"Практическая бухгалтерия", N 6, июнь 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Об особенностях организации торговли через интернет-магазин читайте на стр. 68.
*(2) О порядке информирования покупателей при осуществлении дистанционной торговли читайте на стр. 70.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Практическая бухгалтерия"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Название Журнала говорит само за себя: в нем есть все, что нужно бухгалтеру-практику.
В каждом номере подробно, на конкретных примерах (с проводками и числовыми расчетами) рассматриваются проблемные вопросы налогового и бухгалтерского учета, типичные и нестандартные ситуации, публикуются комментарии специалистов к наиболее интересным для бухгалтера документам, даются конкретные практические рекомендации и советы по вопросам оптимизации бухучета и налогообложения.
Журнал выходит 1 раз в месяц.