Аутсорсинг и аутстаффинг
Развитие рынков, технологий, острая конкуренция вынуждают компании постоянно совершенствовать бизнес-процессы, сокращать расходы, искать новые управленческие технологии и идеи. Многие удачные решения уже давно опробованы и активно применяются на Западе, а в последние десятилетия постепенно приживаются и на российской почве, сохраняя не только свою сущность, но и названия. Одними из таких направлений являются аутсорсинг и аутстаффинг. Рассмотрим поподробнее, что же это такое.
Аутсорсинг (в английском варианте - outsourcing, образовано от слов оut - "вне" и source - "ресурс") представляет собой передачу компанией своих постоянных, но непрофильных функций другой организации, которая специализируется на их выполнении. Такой подход позволяет компании-клиенту снизить расходы, высвободить ресурсы и сконцентрироваться на развитии и управлении своей основной деятельности. Компания-провайдер (или аутсорсер) за счет своего профессионализма и специализации в данной области в рамках договора и поставленных перед ней задач может оказывать услуги на гарантированно качественном уровне, при этом помогая клиенту держать свои расходы в рамках отведенного бюджета.
Аутсорсинг может быть полным, когда на выполнение отдается все направление, или частичным, при котором фирма-аутсорсер задействована только в части бизнес-процесса.
Выделяют два вида аутсорсинга: аутсорсинг в области информационных технологий (ИТ) и аутсорсинг бизнес-процессов. В первом случае компания-провайдер выполняет функции по обслуживанию информационных систем клиента, такие как техническая поддержка, системное администрирование, разработка, внедрение и сопровождение программного обеспечения на предприятиях, разработка и поддержка веб-сайтов и т.д.
Во втором - компания передает внешней фирме часть функций по сопровождению основной деятельности: финансы, бухгалтерский учет, управление персоналом, транспорт, логистику, уборку офиса и другие.
Аутсорсинг подразумевает тесное взаимодействие, обмен конфиденциальной информацией (как, например, в случае подготовки финансовой отчетности) и зачастую долгосрочное стратегическое сотрудничество, поэтому при выборе партнера среди прочих критериев на первый план выходят его надежность и профессионализм. Иногда проблемы могут возникнуть и со стороны компании-клиента, когда его руководство оказывается не готовым к делегированию части своих полномочий и права принятия решений "посторонним" людям.
Кроме того что компания может передавать часть своих функций другой стороне, она также может привлекать извне специалистов и рабочих для выполнения определенных задач. Такая форма деятельности носит название аутстаффинг (в английском варианте - outstaffing, образовано от слов оut - "вне" и staff - "персонал"). Услуги аутстаффинга предоставляются кадровыми агентствами, которые заключают договор с работниками, выплачивают им заработную плату, если предусмотрено - предоставляют соцпакеты, уплачивают налоги, ведут кадровое делопроизводство. В этом случае работники выполняют свои служебные функции в компании-клиенте, но являются штатными единицами кадрового агентства.
В аутстаффинге можно выделить два направления. Первое - это когда компания выводит из штата уже имеющийся персонал, продолжая использовать его на прежних должностях. При этом работники становятся сотрудниками кадрового (рекрутингового) агентства. Такой вариант позволяет уменьшить налоговые платежи, сократить нагрузку на отдел персонала и бухгалтерию и имеет ряд других преимуществ. Этот вид в большинстве случаев и называют собственно аутстаффингом.
Второе направление - это когда компания привлекает специалистов и рабочих извне под определенные нужды, например под заранее оговоренный срочный проект. При этом они являются сотрудниками кадрового агентства. Компания-клиент получает работника нужной квалификации на нужный срок, не занимаясь его оформлением и избегая той ответственности, которая легла бы на ее плечи при оформлении данного работника в свой штат. Такой вид использования кадров извне в большинстве случаев называют лизингом персонала.
Как аутсорсинг, так и аутстаффинг выгодны не только крупным компаниям. Благодаря эффекту от масштаба, гибкости и удобству такие схемы активно используют быстроразвивающиеся относительно небольшие компании.
Следует отметить, что на Западе услуги аутсорсинга и аутстаффинга имеют под собой отработанную законодательную базу, целый ряд организаций и ассоциаций специализируются на поставке этих услуг. К сожалению, в России пока не принято специальных законов по данной тематике и компаниям приходится действовать в рамках договорных отношений, в рамках существующих трудового и налогового законодательств.
Неотрегулированность правовых вопросов порождает конфликты. Если налоговые инспекции спокойно относятся к затратам компаний на аутсорсинг услуг по уборке, то в расходах компаний на аутстаффинг или лизинг персонала нередко усматривают желание сэкономить на налогах, и, следовательно, возникают претензии. О специфических проблемах компаний при передаче на аутсорсинг кадрового документооборота, читайте в журнале "В курсе правового дела", 2010, N 4, стр. 80.
Е.Р. Богатова,
к.э.н., генеральный директор группы компаний "Русское золото",
председатель Контрольно-ревизионной комиссии РСПП
"В курсе правового дела", N 13, июль 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "В курсе правового дела"
Практический журнал для бухгалтера, кадровика, юриста, руководителя. В нем вы найдете новости законодательства, обзор арбитражно-налоговой практики, разъяснения специалистов министерств и ведомств, статьи экспертов-практиков и другие интересные материалы. Качество и актуальность информации выгодно отличают журнал "В курсе правового дела" от других профессиональных изданий.
Учредитель: ООО "Специализированный Центр Правовой Информации ПРАВОВЕСТ"