Реклама в Интернете
На сегодняшний день успешное продвижение в бизнес-пространстве невозможно без использования рекламы. В зависимости от выбранной стратегии развития используются различные рекламные технологии, но практически все серьезные игроки стремятся заявить о своем присутствии на рынке путем размещения рекламы в Интернете.
Об эффективности размещения в Интернете информации о работе компании, о проводимых акциях, выставках, а также новостей и рекламы предлагаемой продукции можно говорить достаточно много. Наличие у компании собственного интернет-сайта позволяет ей полностью контролировать процедуру размещения рекламы и оценивать ее эффективность. Вместе с тем владелец такого интернет-ресурса должен самостоятельно заботиться о его продвижении в верхние строчки рейтингов поисковых систем*(1).
Другой способ размещения рекламы в Интернете - это использование услуг специализированных компаний, которые будут размещать рекламу на тематических сайтах, пользующихся наибольшей популярностью и авторитетом.
И тот и другой случаи требуют затрат, которые требуют учета.
Слагаемые для рекламы
Расходы на рекламу в Интернете складываются из затрат на изготовление текстовых блоков (бегущая строка, контекстные объявления и др.), баннеров, "всплывающих окон" и др., а также расходов на ее размещение. И те и другие затраты образуются в зависимости от того, каким образом изготавливается и размещается такая реклама: собственными силами или с привлечением стороннего подрядчика. Исходя из этого формируется документооборот и порядок учета таких затрат, ведь Налоговым кодексом установлено, что расходами могут быть признаны экономически оправданные и документально подтвержденные затраты (п. 1 ст. 252 НК РФ).
Изготовление и размещение рекламной продукции собственными силами производится работниками компании в рамках служебного задания. При этом работодатель должен проконтролировать порядок договорных отношений с сотрудниками о передаче исключительных прав на изготавливаемый объект интеллектуальной собственности. Кроме того, следует оформить необходимую распорядительную документацию (приказ, распоряжение и др.) о необходимости изготовления рекламной продукции с указанием обоснования (например, маркетинговый план, выпуск нового продукта и др.). Порядок учета затрат при изготовлении рекламного продукта схож с порядком учета затрат по изготовлению интернет-сайта*(1). Окончание работ необходимо оформить актом приема-передачи рекламного макета.
Размещение на собственном интернет-ресурсе (сайте) оформляется соответствующим распоряжением.
Доверимся подрядчику
Если изготовление рекламы производится сторонним подрядчиком, то заключается договор в письменной форме между юридическими лицами (подп. 1 п. 1 ст. 161 ГК РФ). Гражданский кодекс не предусматривает обязательной письменной формы договора при оформлении отношений индивидуальных предпринимателей, однако для предупреждения конфликтов с налоговиками все-таки такой договор следует оформить.
Он обязательно должен содержать сведения:
- о предмете договора (в том числе вид рекламы, ее текст, информация о макете);
- о цене и порядке ее формирования.
Кроме того, если подрядчик обязуется оказать услуги по размещению изготовленной рекламы, то должен быть указан период ее размещения. Отдельно согласуются информационные ресурсы, где она будет размещена.
Окончание работ оформляется актом сдачи-приемки выполненных работ (оказанных услуг), получением от подрядчика счетов, счетов-фактур, а также формированием платежных документов, исходя из условий договора.
Учет рекламных расходов
Налогообложение затрат на рекламу при исчислении налога не будет вызывать трудностей при соблюдении требований об экономической целесообразности и документальном оформлении таких затрат.
Расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передачи по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети относятся к расходам на рекламу (п. 4 ст. 364 НК РФ). При этом Налоговый кодекс относит затраты на рекламу к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (подп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ). Одновременно в нем предусмотрено ограничение размера расходов на рекламу, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода по иным видам рекламы, не определенным в пунктах 2-4 подпункта 4 статьи 264 кодекса, но учитываемым при расчете налога на прибыль. Они принимаются в размере не более 1 процента выручки от реализации.
Законодательство относит сеть Интернет к телекоммуникационным сетям, так как она является информационно-телекоммуникационной сетью - технологической системой, предназначенной для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники (п. 4 ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"). Поэтому затраты на размещение в ней рекламы не нормируются и относятся к прочим расходам в полном объеме.
При этом нельзя забывать, что под рекламой понимается любая информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе"). Схожее мнение выражено и в письмах Минфина России от 29 января 2007 г. N 03-03-06/1/41 и от 15 июля 2009 г. N 03-11-09/248 в случае применения налогоплательщиком УСН.
Реальное размещение
При учете расходов на рекламу, размещенную в Интернете, могут возникнуть трудности с порядком идентификации мест размещения рекламы, например, в баннерообменных сетях. Основная причина возникновения такой ситуации - то, что деятельность сторон сделки может вестись на территории различных стран, и это не позволяет применять к таким отношениям единые стандарты. Возникшие отношения при этом регулируются, как правило, обычаями делового оборота. В этом случае бухгалтера спасает только скрупулезно собранная первичная документация по фактическим затратам, оформленная должным образом и принятая к учету. Конечно, налоговики частенько стараются признать "виртуальные" затраты на рекламу необоснованными, но при наличии первичной документации суд, скорее всего, примет сторону налогоплательщика (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 24 августа 2009 г. N Ф04-4764/2009(12410-А27-49), Ф04-4764/2009(18723-А27-49)).
Доказать размещение рекламы на собственном интернет-сайте будет гораздо проще, особенно если сайт расположен на собственном сервере. И придется бухгалтеру, помимо всего прочего, взять под контроль деятельность маркетологов и PR-менеджеров, которые занимаются распространением рекламы, да и IT-специалистов тоже не обойти вниманием.
В результате получается, что современный бухгалтер при организации бухгалтерского и налогового учета должен быть специалистом не только в сфере своих профессиональных интересов, но и обладать знаниями, прямо не связанными с его обязанностями.
А. Химичев,
ведущий эксперт
"Практическая бухгалтерия", N 7, июль 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) О порядке принятия к учету интернет-сайта читайте в статье "Интернет-сайт - инструмент В2С" на стр. 39.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Практическая бухгалтерия"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Название Журнала говорит само за себя: в нем есть все, что нужно бухгалтеру-практику.
В каждом номере подробно, на конкретных примерах (с проводками и числовыми расчетами) рассматриваются проблемные вопросы налогового и бухгалтерского учета, типичные и нестандартные ситуации, публикуются комментарии специалистов к наиболее интересным для бухгалтера документам, даются конкретные практические рекомендации и советы по вопросам оптимизации бухучета и налогообложения.
Журнал выходит 1 раз в месяц.