Будут определены грубые нарушения порядка составления счетов-фактур
В конце прошлого года в Госдуму*(1) поступил законопроект, предлагающий внести изменения в ст. 169 НК РФ. В частности, этот законопроект предлагает определить перечень грубых недостатков в оформлении счета-фактуры.
Как такая законодательная инициатива отразится на налогоплательщиках? Какова судьба данного законопроекта? Об этом читайте в предложенном материале.
Причины предлагаемых изменений
Как отмечено в пояснительной записке к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статью 169 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", данный проект направлен на совершенствование налогового законодательства РФ с целью создания условий для добросовестных налогоплательщиков по более полной реализации права на применение налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость, для налоговых органов по борьбе с недобросовестными налогоплательщиками.
Статьей 169 НК РФ установлены требования, предъявляемые к счету-фактуре - основному документу, служащему основанием для покупателя принять к вычету суммы НДС, предъявленные продавцом товаров (работ, услуг).
В пунктах 5, 5.1, 6 указанной статьи перечислены обязательные реквизиты, которые должен содержать счет-фактура. Согласно п. 2 ст. 169 НК РФ счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением установленного порядка, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм НДС к вычету или возмещению.
На первый взгляд, требования, установленные ст. 169 НК РФ, не вызывают никаких трудностей, однако на практике огромное количество стабильно работающих предприятий столкнулись с неразрешимой на сегодняшний день проблемой.
По результатам налоговых проверок налоговые органы предъявляют предприятиям к уплате НДС, ранее принятый к вычету, в отношении продукции, приобретенной якобы у фирм-однодневок. Налоговыми органами в качестве основания используется формальное несоответствие счета-фактуры требованиям ст. 169 НК РФ, а именно подписание счетов-фактур поставщиков за руководителя и главного бухгалтера так называемыми "неустановленными лицами". В результате уплаченный поставщику НДС признается документально неподтвержденным.
Указанные факты налоговые органы подтверждают в порядке оперативно-розыскных мероприятий, проводимых совместно с органами УВД, в ходе опросов физических лиц, числящихся руководителями организаций-поставщиков, а также результатами почерковедческих экспертиз.
Примечание. Предлагаемые изменения позволят направить усилия налоговых органов на борьбу с лицами, действительно уклоняющимися от уплаты налогов, и защитят права добросовестных налогоплательщиков.
Предприятия в ходе своей коммерческой деятельности лишены реальной возможности устанавливать подлинность подписей на счетах-фактурах. В отличие от правоохранительных органов предприятия не имеют ни права, ни возможности производить допросы, отбирать образцы почерка, требовать предоставления документов и т.д. Покупатель, убедившись из открытых официальных источников в том, что организация-поставщик действительно зарегистрирована, поставлена на налоговый учет, не может знать о том, что учредители и руководители организации в дальнейшем будут заявлять о непричастности к ее деятельности.
Возложение на налогоплательщиков обязанности по контролю за финансово-хозяйственной деятельностью поставщиков противоречит не только НК РФ, но и Конституции РФ, которая провозглашает свободу экономической деятельности, поддержку конкуренции и обязывает органы государственной власти и должностных лиц соблюдать Конституцию РФ и законы.
Налоговые органы имеют множество законных средств, методов и возможностей борьбы с фирмами-однодневками, в частности на основании ст. 61 ГК РФ, ст. 76 НК РФ, ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Бороться со схемами ухода от налогов необходимо, но только в том случае, если такая схема выявлена налоговыми органами и ее участники установлены. Для разрешения конфликтной ситуации предлагается внести изменение в п. 2 ст. 169 НК РФ.
Измененная формулировка даст возможность направить усилия налоговых органов на борьбу с лицами, действительно уклоняющимися от уплаты налогов, и защитит права добросовестных налогоплательщиков.
Суть предлагаемых изменений
Законопроектом предлагается изложить п. 2 ст. 169 НК РФ в следующей редакции:
"2. Счета-фактуры, составленные и выставленные с грубым нарушением порядка, установленного пунктами 5, 5.1 и 6 настоящей статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
Под грубым нарушением порядка составления счетов-фактур понимается отсутствие в счете-фактуре обязательных сведений (реквизитов), предусмотренных пунктами 5 и 5.1 настоящей статьи, отсутствие в счете-фактуре подписи руководителя организации либо иного лица, уполномоченного на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации либо индивидуального предпринимателя, а также подписание счета-фактуры неуполномоченным лицом, указание в счете-фактуре заведомо ложных сведений, очевидных для покупателя при получении счета-фактуры.
Под заведомо ложными сведениями, очевидными для покупателя при получении счета-фактуры, понимаются сведения, указанные в счете-фактуре и не соответствующие данным Единого государственного реестра юридических лиц, официально опубликованным в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации.
Невыполнение требований к счету-фактуре, не предусмотренных пунктами 5, 5.1 и 6 настоящей статьи, а также требований, не относящихся к грубому нарушению порядка составления счетов-фактур, не может являться основанием для отказа принять к вычету суммы налога, предъявленные продавцом".
Состояние законопроекта
Законопроект будет рассматривается в первом чтении. Как отмечено в заключении правового управления, законопроект требует юридико-технической доработки.
В.А. Лесникова,
эксперт журнала
"Налоговая проверка"
"Налоговая проверка", N 4, июль-август 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Текст законопроекта приведен на официальном сайте Госдумы - www.duma.gov.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"