В феврале 2010 года между организацией-собственником здания и специализированным медицинским учреждением, оказывающим медицинские услуги по искусственному прерыванию беременности, заключен договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, размещаемой на крыше здания, с рекламой оказываемых учреждением услуг. Может ли суд признать данный договор недействительным?
В соответствии с п. 1 ст. 166 Гражданского кодекса РФ сделка недействительна по основаниям, установленным Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения (ст. 168 ГК РФ).
В пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 6, Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 N 8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что, учитывая, что ГК РФ не исключает возможности предъявления исков о признании недействительной ничтожной сделки, споры по таким требованиям подлежат разрешению судом в общем порядке по заявлению любого заинтересованного лица.
Согласно п. 1 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ) распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований указанной статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.
Установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором (п. 5 ст. 19 Закона N 38-ФЗ). Договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции заключается на срок пять лет, за исключением договора на установку и эксплуатацию временной рекламной конструкции, который может быть заключен на срок не более чем двенадцать месяцев.
В соответствии с ч. 11 ст. 24 Закона N 38-ФЗ (в редакции, действующей до вступления в силу Федерального закона от 17.12.2009 N 320-ФЗ "О внесении изменений в статью 24 Федерального закона "О рекламе", далее - Закон N 320-ФЗ) реклама медицинских услуг по искусственному прерыванию беременности должна содержать предупреждение о возможности наступления вредных последствий для здоровья женщины.
Положения Закона N 38-ФЗ (в редакции, действующей до вступления в силу Закона N 320-ФЗ) не содержат положений, устанавливающих, где не должна размещаться реклама медицинских услуг по искусственному прерыванию беременности (по аналогии с соответствующими ограничениями, установленными ч. 2 ст. 21, ч. 2 ст. 22 и ч. 2 ст. 23 Закона N 38-ФЗ в отношении рекламы алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, а также табака, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок и других подобных товаров).
Законом N 320-ФЗ внесены изменения в ч. 11 ст. 24 Закона N 38-ФЗ, в соответствии с которыми реклама медицинских услуг по искусственному прерыванию беременности должна содержать предупреждение о возможности наступления вредных последствий для здоровья женщины и не должна размещаться:
1) в предназначенных для несовершеннолетних печатных изданиях, аудио- и видеопродукции;
2) на первой и последней полосах газет, а также на первой и последней страницах и обложках журналов;
3) в теле- и радиопрограммах, при кино- и видеообслуживании;
4) на всех видах транспортных средств общего пользования и на объектах транспортной инфраструктуры (вокзалах, аэропортах, станциях метрополитена и других подобных объектах);
5) с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их;
6) в детских, образовательных, санаторно-курортных, оздоровительных организациях, театрах, цирках, музеях, домах и Дворцах культуры, концертных и выставочных залах, библиотеках, лекториях, планетариях, в физкультурно-оздоровительных, спортивных сооружениях и на расстоянии ближе чем сто метров от занимаемых ими зданий, строений, сооружений.
Согласно статье 2 Закона N 320-ФЗ данный закон вступает в силу по истечении тридцати дней после дня его официального опубликования (опубликован в "Российской газете" 22.12.2009), следовательно, действует с 22 января 2010 года.
Исходя из изложенного, договор, заключенный в феврале 2010 года между организацией-собственником здания и специализированным медицинским учреждением, оказывающим медицинские услуги по искусственному прерыванию беременности, на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, размещаемой на крыше здания, с рекламой оказываемых учреждением услуг противоречит требованиям законодательства и является ничтожным.
Таким образом, указанный договор является ничтожным независимо от признания его таковым судом. Более того, суд может признать данный договор недействительным по заявлению любого заинтересованного лица.
Более того, прежде чем установить рекламную конструкцию, следует получить соответствующее разрешение. Причем разрешение должно быть получено до того, как договор будет заключен. В противном случае в судебном порядке договор может быть признан ничтожным.
Для этого нужно подать заявление, приложив к нему необходимые документы, и уплатить государственную пошлину в размере 3 000 руб.
Закрытый перечень оснований для отказа в выдаче разрешения приведен в п. 15 ст. 19 Закона N 38-ФЗ. В их числе несоответствие проекта рекламной конструкции и ее территориального размещения требованиям технического регламента, нарушение требований нормативных актов по безопасности движения транспорта или архитектурного облика сложившейся застройки населенного пункта.
Отказывая в выдаче разрешения, местные органы власти должны мотивировать свое решение. Иначе его можно признать незаконным (см., например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 05.08.2008 N Ф04-4689/2008(9125-А46-43)).
Ю.М. Лермонтов,
консультант Минфина России
1 мая 2010 г.
"Советник бухгалтера в здравоохранении", N 4, май-июнь 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Советник бухгалтера в здравоохранении"
Зарегистрирован в Государственном комитете РФ по печати
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N 77-18370 от 21.09.2004 г.
Учредитель: ООО "Издательство "Советник бухгалтера"
Юридический почтовый адрес редакции:
115998 г., Москва, ул. Люсиновская д. 51, оф. 584
Телефоны редакции: (495) 258-00-27, 236-33-89, 748-46-71, 748-46-72
Отдел подписки и распространения: (495) 748-46-71, 748-46-72
Отдел рекламы: (495) 748-46-71, 748-46-72
E-mail: sb@ministry.ru, sb@sde.ru
Подписка на сайте: www.sovbuh.ru
Подписка на почте:
Каталог "Роспечать" - 20406, 84673
Каталог "Пресса России" - 87921, 87859