Особенности развития Интернета в 2009 г.
В настоящее время наблюдается переход информации из некоторой абстрактной категории в категорию экономическую. Информация управляет материальными и финансовыми потоками, становясь важной движущей силой экономики. В настоящее время продолжается формирование глобальной информационной среды - Интернета. На рис. 1 показано количество пользователей Интернетом в мире по годам.
"Рисунок 1"
В середине 90-х годов ХХ века роль Интернета в бизнесе существенно возросла. В ряде стран были приняты законы, направленные на повышение роли Интернета. Так, в США был введен закон о льготном налогообложении бизнеса, если он ведется с использованием электронных технологий. Как следствие, начался лавинообразный процесс увеличения количества пользователей Интернета в стране, практически ежегодно оно удваивалось. К 2000 г. в США все взрослое население (~60%) пользовалось Интернетом, в котором работают биржи, банки, магазины, аукционы и многие другие виды услуг - от образования, страхования до развлечений.
Первая американская волна развития Интернета (с 1995 г. по 2000 г.) сменилась второй - восточной, и глобальную сеть активно стали осваивать Япония, Китай, Индия. 2009 год можно назвать переломным в истории развития Интернета: Китай впервые занял лидирующую позицию в мире по количеству пользователей (рис. 2).
"Рисунок 2"
К 2010 г. США выбрали практически весь свой потенциал (227,7 млн. человек - все взрослое население, т.е. 74,1% жителей), а количество пользователей Китая составляет 360 млн. человек, т.е. 26,9% населения. Из рис. 2 видно, что процесс роста количества пользователей в Китае носит не случайный, а закономерный характер, можно прогнозировать дальнейшее увеличение количества пользователей в стране. Это поддерживается и государственными программами, и наличием людских ресурсов.
В 2009 г. пользователи Интернета в мире по странам составили:
в Китае - 20,8%; в США - 13,1%; в Японии - 5,5%; в Индии - 4,7%; в Бразилии - 3,9%, в Германии - 3,1%; в Великобритании - 2,7%; в России - 2,6%; во Франции - 2,5%; в Иране - 1,9%; в Италии - 1,7% и др.
Бурное освоение Интернета Китаем, по-видимому, связано не столько с развитием информационного общества, сколько с освоением сетевых технологий в бизнесе, захватом новых рынков сбыта продукции, созданием и развитием среды ведения жесткой конкурентной борьбы. Конфликт с американской поисковой системой Google может служить этому подтверждением.
По сообщениям агентства China Daily, с июня 2009 г. в Китае закрыта англоязычная версия Google. Власти Китая обвинили его в предоставлении доступа к порнографическим материалам и потребовали переработать поисковый сервис таким образом, чтобы он не выдавал ссылки на сайты с непристойным содержанием. Китайская версия Google выдает отфильтрованные поисковые результаты в соответствии с политикой властей страны. Англоязычная версия поисковика подобной цензуре не подвергается. По данным агентства Bloomberg, также заблокирован и доступ к видеосервису Youtube, принадлежащему Google, который китайские власти критиковали в связи с размещенными на нем различными роликами политического характера.
В середине января 2010 г. китайский поисковый сервер Google.cn прекратил свою деятельность. Компания приняла решение в ответ на попытки китайских хакеров вскрыть находящиеся на ее сервере почтовые ящики известных в стране правозащитников. Google также заявил, что проводились и другие атаки, направленные на взлом компьютеров американских компаний и на кражу корпоративных документов для внутреннего пользования. Госсекретарь США Хиллари Клинтон потребовала от китайского правительства дополнительной информации по поводу проведенной кибератаки.
На рис. 3 показаны первые 12 стран по количеству пользователей Интернетом в 2009 г. по сравнению с количеством жителей в стране. Россия занимает 8-е место - 45,25 млн. пользователей, что составляет 32,3% жителей.
"Рисунок 3"
Таким образом, Интернет прочно освоил функции ведения бизнеса, т.е. функции управления материальными и финансовыми потоками. Сегодня в нашем глобализованном мире он играет значительную роль не только на информационном поле, но и в экономике.
Н. Филина,
д.т.н.,
профессор
"Финансовая газета", N 29 июль 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета"
Учредители: Министерство финансов Российской Федерации, ООО "Международная Медиа Группа"
Газета зарегистрирована в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Регистрационное свидетельство ПИ N ФС77-38355 от 15 декабря 2009 г.
Издается с июля 1991 г.