Практика защиты товарных знаков на примере ОАО "ТНК-ВР Холдинг"
Существенные изменения на рынке товарной продукции, рост объемов контрафактной продукции, отсутствие должного взаимодействия государственных и судебных органов, нарушение прав производителя и незаконное использование товарного знака приводят к необходимости разработки средств обеспечения правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности.
В открытом акционерном обществе (ОАО) "ТНК-ВР Холдинг" (далее - ТНК-ВР, Компания) отработана своя система защиты товарных знаков. Имея ряд товарных знаков, компания использует их в различных случаях, в основном при оформлении автозаправочных станций (АЗС) / автозаправочных комплексов (АЗК) и при маркировке готовой продукции. На рисунке 1 приведены товарные знаки ОАО "ТНК-ВР Холдинг", наиболее часто "копируемые" нарушителями при оформлении собственных АЗС.
"Рис. 1. "Наиболее часто "копируемые" нарушителями оригинальные товарные знаки ОАО "ТНК-ВР Холдинг"
В настоящее время Компания постепенно заменяет на своих АЗС/АЗК два товарных знака старого дизайна (273266 и 308808) на новый - оранжевые круги на синем фоне (334198). Основная масса выявленных нарушений касалась этих товарных знаков старого дизайна.
На фотографиях (рис. 2а и 2б) показаны АЗС-нарушители, незаконно использовавшие знаки как старого, так и нового дизайна. Оформление очень похожее и практически неотличимое. Иногда осуществляется прямое копирование, а иногда создается некоторое подобие оформления товарного знака ТНК-ВР.
"Рис. 2а. "Фото АЗС с нарушениями дизайна товарного знака ОАО "ТНК-ВР" старого дизайна"
"Рис. 2б. Фото АЗС с нарушениями дизайна товарного знака ОАО "ТНК-ВР" нового дизайна"
По статистике незаконного использования товарных знаков ТНК-ВР, за период с 2006 по май 2010 года выявлено 346 нарушений, 325 из которых устранены, а в отношении 21 нарушения ведется работа по устранению. Следует отметить, что количество нарушений снижается. Так, если в 2006 году было выявлено около 130, в 2007 году около 120, то в 2008 году было выявлено только 80 случаев. В 2009 году были зафиксированы 16 нарушений. Однако на фоне сокращения нарушений в целом увеличивается доля нарушений, связанных с использованием товарного знака ОАО "ТНК-ВР" нового дизайна. В таблице приведены способы защиты товарных знаков, предусмотренные российским законодательством.
Каждый из представленных в таблице способов защиты прав на товарные знаки имеет как "плюсы", так и "минусы". Наиболее оперативный и наименее сложный по процессуальным действиям способ борьбы с нарушителями - обращение в территориальное управление Федеральной антимонопольной службы (ФАС России). Напрямую нормы статьи 14.10 "Незаконное использование товарных знаков" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) не относятся к компетенции ФАС России.
Составление протокола - это компетенция Министерства внутренних дел Российской Федерации, таможни и Роспотребнадзора, а собственно рассмотрение дел - компетенция судов. Однако статья 14 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) запрещает недобросовестную конкуренцию, осуществляемую, в числе прочего, путем введения в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, продукции, работ и услуг. Таким образом, при подаче заявления в ФАС России в отличие от заявления в ОВД на основании статьи 14.10 КоАП РФ логическая цепочка удлиняется на одно звено: факт нарушения - незаконное использование - недобросовестная конкуренция.
Для признания нарушителей недобросовестными конкурентами необходимо подать заявление в ФАС России и представить доказательства (сведения) о незаконном использовании товарного знака компании. В дальнейшем, при рассмотрении дела по существу, ФАС России может потребовать представления дополнительных материалов, например заключения специалиста (эксперта) о сходстве изображений товарных знаков компании и знаков, используемых нарушителем. Обычно такое заключение выдается патентным поверенным или специалистами Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент).
Существенным для способа защиты является многогранность последствий признания нарушителя недобросовестным конкурентом, а именно:
для крупных компаний, доминирующих на рынке, чей товарный знак был незаконно использован, это возможность отказать нарушителю (не нарушая антимонопольного законодательства) в поставке товара до устранения им нарушения;
санкции, предусмотренные статьей 14.33 КоАП РФ, гораздо более серьезные по сравнению с санкциями, предусмотренными статьей 14.10 КоАП РФ;
при наличии вступившего в силу решения (постановления) УФАС отсутствует необходимость доказывания факта нарушения в суде по иску о взыскании компенсации.
Таблица
Способы защиты прав на товарные знаки
Способ защиты | Вид ответственности | Что необходимо доказать | Ответственность, предусмотренная законодательством | Что можно потребовать от нарушителя | Комментарий |
Подача искового заявления в арбитражный суд | Гражданско-правовая (ст. 1515 ГК РФ) | Факт нарушения права на товарный знак Причинение убытков (не нужно в случае требования выплаты компенсации) | Возмещение убытков либо выплата компенсации в размере от 10 тысяч до 5 миллионов рублей | Прекращения нарушения Публикации судебного решения с целью восстановления деловой репутации компании | На практике суды в любом случае требуют обосновать размер компенсации, иными словами, представить что-то вроде расчета убытков |
Подача заявления в ОВД либо в орган государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей (Роспотребнадзор) После возбуждения дела об административном правонарушении ОВД передает материалы дела в суд для привлечения лица к административной ответственности | Административная (ст. 14.10 КоАП РФ) | Факт нарушения права на товарный знак | Наложение административного штрафа: на граждан - от 1 500 до 2 000 рублей на должностных лиц - от 10 до 20 тысяч рублей на юридических лиц - от 30 до 40 тысяч рублей с конфискацией предметов, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака | Прекращения нарушения | В связи с тем, что решение о привлечении нарушителя к ответственности принимает не ОВД, а суд, процедура рассмотрения дела затягивается Отсутствует механизм контроля за ходом дела ввиду того, что заинтересованное лицо исключено из процесса Сторонами по делу являются милиция и нарушитель |
Подача заявления в территориальное УФАС | (ст. 14.33 КоАП РФ) | Факт нарушения права на товарный знак Факт нарушения законодательства о конкуренции | Наложение административного штрафа: на должностных лиц - от 20 тысяч рублей либо дисквалификация на срок до 3 лет на юридических лиц - от 1 до 15 процентов от суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, но не менее 100 тысяч рублей | Прекращения нарушения | Риски минимальные Это наиболее простой, быстрый и эффективный способ защиты, особенно если в дальнейшем предполагается требовать компенсацию в судебном порядке |
Подача заявления в ОВД | Уголовная (ст. 180 УК РФ) | Факт нарушения права на товарный знак Причинение крупного ущерба (250 тысяч рублей) либо неоднократность совершения нарушения | Наложение штрафа в размере до 200 тысяч рублей или в размере заработной платы осужденного за период до 18 месяцев либо исправительные работы на срок до двух лет | Прекращения нарушения | Поскольку на законодательном уровне методика оценки ущерба не утверждена, доказать размер причиненного ущерба крайне затруднительно (в настоящее время такие прецеденты Компании не известны) |
Примечания: ОВД - отдел внутренних дел. УФАС - Управление Федеральной антимонопольной службы. Роспотребнадзор - Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. ГК РФ - Гражданский кодекс Российской Федерации. УК РФ - Уголовный кодекс Российской Федерации. |
Отсутствие детального описания в Законе N 135-ФЗ процедуры производства по делу о нарушении антимонопольного законодательства можно отнести как к плюсам (отсутствие излишней формализованности, упрощение процесса доказательства), так и к минусам, поскольку в некоторых случаях это приводит к затягиванию рассмотрения дела как со стороны ответчика, так и со стороны УФАС. Например, в связи с отсутствием в законодательстве положений об относимости и допустимости доказательств имеют место случаи, когда заседания откладываются как по ходатайствам ответчиков, так и по инициативе УФАС до тех пор, пока не будут представлены документы, которые, по существу, не имеют отношения к рассматриваемому делу. Также ФАС России обращает внимание на следующее: поскольку подается заявление о недобросовестной конкуренции, то необходимо, чтобы и заявитель, и нарушитель конкурировали на одном рынке, например на рынке молочных продуктов Тверской области.
Обращение в арбитражный суд с требованием о компенсации зачастую осложняется доказыванием, а точнее обоснованием, ее размера (поскольку это не требование о возмещении ущерба), что связано, например, с трудностями определения количества товара, реализованного нарушителем в период незаконного использования товарного знака. Методика расчета размера компенсации могла бы стать темой отдельного серьезного правового исследования.
В практике Компании имеется дело о взыскании с нарушителя компенсации в размере 782 тысяч рублей за незаконное использование товарного знака (сначала исковое заявление было подано в ОВД, затем в УФАС, после этого - в арбитражный суд). Судами трех инстанций были вынесены судебные акты в пользу Компании, и нарушителем была выплачена компенсация. Кроме того, согласно определению суда это решение было опубликовано ответчиком в региональной прессе.
В настоящее время судами рассматриваются еще два дела по искам Компании о взыскании компенсации в размере 3 500 000 рублей и 1 700 000 рублей. Суды первой инстанции по обоим делам удовлетворили требования Компании. В настоящее время дела находятся на рассмотрении в судах апелляционной инстанции.
Исходя из практики можно утверждать, что такой способ защиты, как обращение с заявлением по статье 14.10 КоАП РФ в ОВД, эффективен в случаях активной позиции ОВД (у Компании имелись как случаи инициативной позиции со стороны ОВД, так и случаи намеренного некачественного выполнения процедур, в результате которых нарушитель избегал административной ответственности). При подаче заявления о привлечении к уголовной ответственности необходимо доказать причинение ущерба в размере не менее 250 тысяч рублей. Для этого ОВД должен провести оперативно-розыскные мероприятия с целью выявления выручки (лучше прибыли) на указанную сумму, иначе факт нарушения не будет установлен.
В практике ТНК-ВР было три уголовных дела по факту незаконного использования товарного знака, которые прекращены за отсутствием состава преступления, четвертое в настоящее время расследуется. Основная сложность при расследовании (и причина прекращения) - определение ущерба.
Следует отметить, что 17 июля 2009 года Роспатентом товарный знак 165005 (см. рис. 1) признан общеизвестным в Российской Федерации с 1 января 2006 года, что несколько облегчает процесс доказательства сходства до степени смешения с ним изображений, используемых нарушителями, и поднимает его цену при решении вопроса о размере компенсации в суде.
В Компании ТНК-ВР имеется специальная служба, занимающаяся выявлением случаев незаконного использования товарных знаков (ТЗ), и отработан алгоритм реализации способов защиты прав на них (см. рис. 3).
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -\
| /----------------------------------------------\
| Фиксирование нарушения | |
| |Способы фиксации выявленных нарушений: |
|- составление актов, протоколов с участием | |
| /-----------\ |свидетелей (сотрудников сторонних организаций,|
| Выявление | |сотрудников ЧОП), привлечение сотрудников | |
\--| нарушения |--|ОВД/УФАС; |--\
\-----------/ |- осуществление фиксирующих закупок с целью | | |
| |получения чека, в котором указаны реквизиты | |
|нарушителя и дата закупки, а также для | | |
| |проведения экспертизы качества топлива | |
\----------------------------------------------/ | |
| /-------------------------\ |
/ - - - - - - |Реагирование на нарушение|-------------/ ||
| \-------------------------/
| \ - - - \ |
|
/---------------------\ /--------------------------\ |
| |Направление претензии|- - - - -\ |- направление материалов |
| нарушителю | |патентному поверенному | |
| \---------------------/ | |- проведение экспертизы |
|на предмет определения | |
| /---------------------\ \ - |степени смешения ТЗ ТНК и |
| Проверка факта | Нет |изображения, используемого| |
| |устранения нарушения|-------\ |нарушителем |
\---------------------/ | |- получение заключения | |
| Да | | \--------------------------/
/---/ | |
|
/----------\ /------------------------\ |
| |Завершение| |- обращение с заявлением|
|работы по| |в ОВД/УФАС/суд | |
| | делу | |- рассмотрение дела |
\----------/ |- вынесение решения | |
| \------------------------/
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - /
|
/-------------------------------------------------------------\
| Желаемый результат: |
|- основной - пресечение, устранение, предупреждение нарушений|
|- привлечение нарушителя к ответственности, возмещение |
|причиненного ущерба |
\-------------------------------------------------------------/
Рис. 3. Процесс реализации защиты прав на товарные знаки
На рисунке 4 приведены два вида актов, составляемых при фиксации нарушения: акт контрольной закупки нефтепродукта и акт фиксации незаконного использования товарного знака. Факт нарушения (как доказательная база) фиксируется фото- или видеосъемкой. Лучше фотографировать на аналоговый (пленочный) фотоаппарат с фиксацией даты, а проявление пленки и печать фотографий производить в специализированной фирме и обязательно получить квитанцию, на которой указана дата выполнения заказа. Таким образом будут получены доказательства факта нарушения и конкретной даты проведения съемки.
Акт
контрольной покупки нефтепродуктов
г. _______________ дата
время
Комиссия в составе (место работы, должность, Ф.И.О.)
Председатель комиссии ___________________________________________________
Члены комиссии __________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
С участием покупателя (Ф.И.О., домашний адрес, автомашина, марка, цвет,
гос. номер),
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
иных лиц (Ф.И.О., домашний адрес) _______________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
который произвел покупку нефтепродукта на АЗС, расположенной по адресу:
_________________________________________________________________________
АЗС реализует топливо __________________________________________________
_________________________________________________________________________
Покупался следующий продукт:
N п/п | Нефтепродукт | Количество | Цена за литр |
К акту прилагаются:
кассовый чек N _____________ на сумму _____________
товарный чек N _____________ на сумму _____________
Кассовый аппарат N ________________________________
Оператор ________________________________________________________________
Настоящий акт составлен в трех экземплярах: один экземпляр для нарушителя,
два - для комиссии
Акт прочитан (вслух, лично) _____________________________________________
Данные акта подтверждаю:
Покупатель подпись ______________
Иные лица
подпись ______________
подпись ______________
Комиссия
1. _______________ подпись ______________
2. _______________ подпись ______________
3. _______________ подпись ______________
Копию акту получил (представитель собственника АЗС - Ф.И.О., должность,
либо отметка о том, что от подписи отказался)
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Акт
фиксации незаконного использования товарного знака
г. _______________ дата
время
Комиссия в составе (место работы, должность, Ф.И.О.)
Председатель комиссии ___________________________________________________
Члены комиссии __________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
С участием иных лиц (водители автомашин, производивших заправку на момент
проверки, посторонние граждане и т.д.)
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Осмотрев АЗС, расположенную по адресу: __________________________________
________________________________________________________________________,
комиссия подтверждает использование во внешнем цветовом оформлении
указанной АЗС обозначений, характеризующихся
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
АЗС реализует топливо ___________________________________________________
На момент проверки АЗС производили заправку следующие автомашины и
транспортные средства ___________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Проведена фото-, видеосъемка (должность, Ф.И.О., каким аппаратом
производилась фото-, видеосъемка, в какое время суток, при каком
освещении, количество снимков)
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Настоящий акт составлен в 3-х экземплярах: один для нарушителя, два - для
комиссии
Акт прочитан (лично) ____________________________________________________
Данные акта подтверждаю:
Комиссия Иные лица:
1. _________ подпись _________ 1. _________ подпись _________
2. _________ подпись _________ 2. _________ подпись _________
3. _________ подпись _________ 3. _________ подпись _________
Копию акту получил (представитель собственника АЗС - Ф.И.О., должность,
либо отметка о том, что от подписи отказался)
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Рис. 4. Образцы форм актов, фиксирующих нарушения прав использования товарного знака
Для обобщения опыта, учета и анализа правонарушений такого рода в ТНК-ВР создан сетевой ресурс, где размещена база данных, в которую вносится информация с фиксацией поэтапной ликвидации нарушений на конкретных объектах.
В перспективе компания ТНК-ВР планирует проводить следующую работу по защите товарных знаков:
создание судебной практики по взысканию убытков (компенсации) с лиц, незаконно использующих товарные знаки;
создание прецедента привлечения к уголовной ответственности лиц, незаконно использующих товарные знаки компании при реализации топлива через АЗС (в настоящее время практика отсутствует в связи со сложностью доказательства размера причиненного ущерба);
инициирование внесения изменений в статью 180 УК РФ в части замены квалифицирующего признака "причинение крупного ущерба" на "извлечение дохода в крупном размере".
Литература
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18 декабря 2006 года N 230-ФЗ: принят Государственной думой Федерального собрания Российской Федерации 24 ноября 2006 года.
2. О защите конкуренции: Федеральный закон от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ: принят Государственной думой Федерального собрания Российской Федерации 8 июля 2006 года.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года N 63-ФЗ: принят Государственной думой Федерального собрания Российской Федерации 24 мая 1996 года.
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года N 195-ФЗ: принят Государственной думой Федерального собрания Российской Федерации 20 декабря 2001 года.
О.В. Осокин,
заместитель директора Департамента правового
обеспечения переработки и трейдинга
ОАО "ТНК-ВР Менеджмент" (г. Москва)
"Имущественные отношения в Российской Федерации", N 6, июнь 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Имущественные отношения в Российской Федерации"
Общероссийский информационно-аналитический и научно-практический журнал - единственное ежемесячное издание, регулярно освещающее практически все аспекты имущественных отношений в нашей стране, включенное в перечень ВАК.
Авторы - ведущие специалисты крупнейших российских компаний, сертифицированные оценщики, юрисконсульты ведущих фирм России, ученые-исследователи и практики в сфере имущественных отношений, представители министерств и ведомств, занимающиеся вопросами имущественной политики.