Организация планирует провести рекламную кампанию нового продукта. Для этого рекламному агентству заказано производство аудиоролика, а также плакатов, листовок и календарей с новой продукцией. Что из перечисленного может быть расценено для целей налогообложения прибыли как нематериальный актив?
Согласно п. 1 ст. 257 НК РФ основное средство - это часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией первоначальной стоимостью более 20 000 руб. Пункт 3 ст. 257 НК РФ предусматривает, что нематериальный актив - это результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности (исключительные права на них), приобретенные и (или) созданные налогоплательщиком. Нематериальный актив нужно использовать в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) или для управленческих нужд организации. Причем такой актив следует применять в течение длительного времени (продолжительностью свыше 12 месяцев). Для того чтобы признать объект нематериальным активом, необходимо выполнение следующих условий:
способность приносить налогоплательщику экономические выгоды (доход);
надлежаще оформленные документы, которые подтверждают существование самого нематериального актива и (или) исключительного права у налогоплательщика на результаты интеллектуальной деятельности.
Таким образом, каждый результат выполнения работ (оказания услуг) нужно рассматривать на предмет определения того, можно ли его признать нематериальным активом или нет. Например, для признания видеоролика с рекламой нового товара нематериальным активом необходимо:
убедиться в наличии у него способности приносить налогоплательщику экономические выгоды (доход);
использовать его в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) или для управленческих нужд организации более 12 месяцев;
располагать оформленными документами, которые подтверждают существование самого нематериального актива и (или) исключительного права у налогоплательщика на результаты интеллектуальной деятельности.
Обратите внимание, что срок полезного использования нематериального актива нужно определять исходя из срока действия свидетельства и (или) других ограничений сроков использования объекта интеллектуальной собственности либо полезного срока, обусловленного соответствующим договором (п. 2 ст. 258 НК РФ). При этом из письма УМНС по г. Москве от 15.09.03 г. N 26-12/51408 следует, что если в соответствии с договором на создание видеоролика исключительные права приобретены на срок более 12 месяцев, то это право налогоплательщик должен отразить в составе нематериальных активов. Согласно письму у налогоплательщика нет права самостоятельно определять срок полезного использования нематериального актива исходя из ожидаемого срока использования, в течение которого организация может получать экономические выгоды (доход).
Также нужно учитывать, что если исключительные права на аудиоролик приобретены не непосредственно у его автора, а через посредника, то нужно проверить, обладал ли последний правомочиями на передачу таких прав (п. 1 ст. 1233 ГК РФ). Ведь в отсутствие у посредника документов, подтверждающих приобретение им исключительных прав, говорить о правомерности передачи их организации будет нельзя. В таком случае можно рекомендовать перед заключением сделки запросить у посредника соответствующие документы.
Е. Ситникова,
юрист
8 июля 2010 г.
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 28, июль 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"
Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"
Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.
Регистрационное свидетельство N 012947
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71