Торговый бизнес: проблемы и решения
Сегодня низкие доходы российских граждан и, как следствие, уменьшение покупательской способности является наиболее острой проблемой. Эти данные приводит в Обзоре розничной торговли международная консалтинговая компания Ernst&Young. Но даже на фоне возрождающегося спроса деятельность торговых сетей не становится более прибыльной. Банки напоминают про долги, а правительство "учит" жить по новым законам.
Чтобы проявить заботу о покупателях, большинство ритейлеров в качестве основной прошлогодней меры сократили ассортиментный ряд. "Игроки, не относящиеся к категории premium, пересмотрели продуктовую линейку, - поясняет заместитель председателя правления Национальной факторинговой компании Корнелиу Робу. - При этом сети сократили ассортимент в целом и отказались от дорогих позиций. Приоритет по закупкам был отдан тем товарам, которые прошли жесткую селекцию по цене и потребляются населением независимо от кризисных явлений в экономике".
Сокращение ассортимента позволило торговым сетям уменьшить количество производителей, которые, чтобы не потерять крупных заказчиков, готовы снижать цены. Для себя компании смогли получить дополнительную экономию, проведя оптимизацию численности персонала. И хотя уровень заработной платы в ритейле в прошлом году практически не понижался, издержки уменьшали за счет урезания соцпакета и отмены бонусов, но в настоящее время настроения в этой сфере стали более оптимистичными. В частности, начался постепенный рост числа заказов на подбор специалистов в ритейле. Срок их исполнения, особенно на персонал высшего управленческого звена, в нынешних условиях значительно сократился. Поиск облегчает возросшее число высвободившихся специалистов. Характерный пример - категорийный менеджер. До кризиса кандидаты на эту должность были большой редкостью, о них все слышали, но увидеть их на рынке доводилось мало кому. Сегодня они стали вполне реальными соискателями, причем работодатели активно сбивают цены.
По большинству вакансий уровень заработной платы и бонусов сейчас практически достиг докризисной отметки. Наиболее перспективными благодаря своей стабильности по-прежнему остаются крупнейшие федеральные и международные сети продуктового сектора.
Говоря об устойчивости нынешнего положения ритейла по сравнению с другими отраслями, Корнелиу Робу отмечает, что отрасль добилась этого не антикризисными мерами, а исключительно благодаря своей специализации. Невзирая на вынужденный пересмотр потребительской корзины, люди так или иначе приходят с "живыми" деньгами в магазины и покупают товары первой необходимости, т.е. неэластичный спрос стал крепким фундаментом для сохранения стабильного входящего денежного потока в ритейле. Ему даже удалось отвоевать пару процентов от доли рынка (с 28,3 до 30,5%) у несетевой розницы. По данным исследования агентства "INFOLine", в прошлом году только 70 крупнейших сетей FMCG увеличили площадь своих торговых объектов на 879,1 тыс. м2. При этом почти половина новых магазинов приходится всего на две компании "Магнит" и Х5 Retail Group.
Процесс слияния и поглощения
Временные денежные проблемы покупателей не прошли бесследно. В сочетании с нехваткой заемного капитала падение потребительского спроса обусловило переход части розничных сетей в сети финансовые. Сообщения о том, что тот или иной ритейлер переходит под контроль банка, давно стали обыденностью. За примерами далеко ходить не надо.
Сбербанк РФ получает долю (51%) в бизнесе калининградского ритейлера "Вестер" (в обмен на реструктуризацию его задолженности) и контрольный пакет акций сети гипермаркетов "Мосмарт". Он же продает помещения сибирской сети гипермаркетов "Алпи". Сеть "Техносила" переходит под контроль "МДМ-банка" в счет погашения долга. 30% акций "Азбуки вкуса" и ее основные торговые марки - в залоге у Европейского банка реконструкции и развития. У банка "Северный морской путь" целая коллекция торговой недвижимости, доставшейся от сетей "Самохвал" и "Гроссмарт", а также от российского лицензиата сети Reebok.
В связи с происходящим сегодня переделом рынка количество вакансий, особенно руководящих, ограничено. В процессе слияний и поглощений высвобождаются профессионалы высокого уровня, что позволяет заинтересованным компаниям-работодателям выдвигать более высокие по сравнению с докризисными требования при подборе. Однако эти изменения сильно не повлияли на уровень компенсации управленческого персонала. По данным кадрового центра "ЮНИТИ", управляющий небольшого магазина (100-200 м2), занимающийся исключительно административной работой, получает 30 000-40 000 руб. Если в его функции входит взаимодействие с поставщиками и проверяющими органами, решение стратегических вопросов, то зарплата повышается до 50 000-65 000 руб. В крупных сетях (площадь магазина от 1000 м2) предложение - 50 000-60 000 руб. (административный функционал), от 100 000 руб. - полный спектр управленческих задач.
Принятие закона о торговле
Тем не менее российский рынок ри-тейла является наиболее привлекательным для инвестиций. В рейтинге Global Retail Development Index (Глобальный индекс развития розницы) компании A.T. Kearney Россия занимает 2-е место (после Индии). Это должно радовать, если бы не сомнительная роль в данном достижении фактора финансовой неустойчивости игроков, которая дает активным компаниям реальный шанс на завоевание рынка.
Зарубежных инвесторов привлекает в первую очередь "неразвитость" отечественных сетей. Даже в столице, по оценкам специалистов "INFOLine", не достигнут пороговый показатель насыщенности (в 500 м2 торговых площадей на 1000 человек). Хотя именно в Москве и Московской области сосредоточена треть объектов российского ритейла. Правительство Российской Федерации пытается стимулировать бизнес, в том числе и в отдаленных от центра регионах. Так, в ближайшем будущем, возможно, желающим начать торговлю в Сибири, на Дальнем Востоке или на Северном Кавказе будут предоставлять бесплатно землю, отменять налог с продаж, давать льготы по региональным налогам, возвращать часть налога на прибыль.
Однако в прошлом году рост таможенных пошлин привел к тому, что некоторые непродуктовые сети полностью сократили отделы, связанные с внешней экономической деятельностью, отказываясь от прямой работы с импортом. Цепочки от производителя до потребителя удлиняются, что не может не сказаться на конечной цене импортных товаров.
С 1 февраля вступил в силу Федеральный закон от 28.12.09 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации". Несмотря на бурные дискуссии, которые развернулись в преддверии вступления в силу документа, ритейлеры понимали неизбежность реформ. Так, Корнелиу Робу предполагает, что сети заранее начали адаптацию к данному Закону, который, в частности, устанавливает ограничения по срокам оплаты товара сетями. Такой вывод эксперт Национальной факторинговой компании делает на основании того, что значительного роста уровня просрочек по оплатам в данной отрасли сегодня не наблюдается. Однако неприятным сюрпризом стало намерение сетей сделать платной процедуру подтверждения задолженности перед поставщиком.
Таким образом, новые ограничения рождают новые схемы, которые, по мнению большинства экспертов, приведут к росту стоимости товаров и сокращению ассортимента. При этом в Государственную Думу Российской Федерации уже внесен законопроект, устанавливающий административную ответственность в виде штрафов за неисполнение Закона о государственном регулировании торговой деятельности.
Т. Голубниченко,
руководитель группы подбора персонала
Кадровый центр "ЮНИТИ"
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 28, июль 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"
Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"
Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.
Регистрационное свидетельство N 012947
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71