Международная политика России в сфере труда: к юбилею МОТ
В статье автор обратит внимание читателя на стороны деятельности Международной организации труда, которые могли бы помочь правильно оценить происходящие процессы в России и привлечь внимание к необходимым рекомендациям, на которые, в свою очередь, государственные деятели и бизнесмены опирались бы в поиске целесообразных решений в кризисных ситуациях.
Политика России в отношении МОТ
В основе всей деятельности МОТ можно выделить четыре стратегические цели:
- развитие и реализация норм и основополагающих принципов и прав в сфере труда;
- создание более широких возможностей для женщин и мужчин по обеспечению достойной занятости;
- расширение охвата и повышение эффективности социальной защиты для всех;
- укрепление трехсторонней структуры и поддержание социального диалога.
Со времени образования этой организации было разработано и принято свыше 185 конвенций и более 190 рекомендаций, позволивших создать достаточно продуманную и обоснованную систему рекомендуемых нормативов и стандартов в области труда.
В практической деятельности организации большое значение имеют Международные конференции труда, которые проводятся ежегодно, а каждые два года на них принимается двухгодичная программа деятельности и бюджет, финансируемый государствами - членами МОТ.
Учитывая всемирное признание эффективности деятельности и в связи с 50-летней годовщиной, в 1969 году МОТ присуждена Нобелевская премия мира.
Не очень приятно говорить, что среди 39 государств - членов МОТ, ратифицировавших 50 и более конвенций (по состоянию на начало 2006 года), Российская Федерация вместе с Колумбией занимала последние места. А такие страны, как Испания, Франция, Италия, Норвегия, Уругвай и Нидерланды, ратифицировали более 100.
В то же время необходимо отметить, что сотрудничество России с Международной организацией труда приобретает более стабильный характер. Например, разрабатывают долгосрочные программы взаимодействия. Достаточно успешно прошла реализацию Программа сотрудничества между РФ и МОТ на 2006-2009 годы, главной целью которой стало дальнейшее совершенствование социально-трудовой сферы.
Россия никогда не прекращала работу по подготовке к ратификации конвенций МОТ. Так, в новом году РФ может ратифицировать девять конвенций, по пяти идет активная подготовка, а некоторые из этих при успешном завершении работы могут быть также ратифицированы в 2010 году.
Россия применяет особую, давно сложившуюся практику ратификации конвенций МОТ, в основе которой можно выделить, по крайней мере, три существенных момента.
В числе документов, которые планируется ратифицировать в ближайшее время, - Конвенция N 130 "О медицинской помощи и пособиях по болезни", которая принята 40 лет назад, в 1969 году. В этом списке находится и Конвенция N 132 "Об оплачиваемых отпусках", принятая МОТ в 1970 году.
Последующая после ратификации большинства документов, предлагаемых МОТ, практика их внедрения и дальнейшего применения связана с дополнительными финансовыми издержками - либо со стороны Госбюджета, либо со стороны работодателей, либо одновременно с обеих сторон.
В таком положении оказалась Конвенция N 102 "О минимальных нормах социального обеспечения", принятая в 1952 году и предусматривающая 40-процентный уровень средней заработной платы в качестве минимальной величины пенсии. Во многих странах этот уровень давно превышен, а у нас он составляет только 26%.
Кроме названных Конвенций N 130 и 132, на очереди еще семь, в том числе Конвенция N 158 "О прекращении трудовых отношений по инициативе предпринимателей", Конвенция N 174 "О предотвращении крупных промышленных аварий", Конвенция N 183 "Об охране материнства" и другие. По этим документам российское законодательство уже полностью подготовлено.
Вторая группа конвенций МОТ может быть рекомендована к ратификации после некоторой корректировки национального законодательства и в том случае, если они не вызывают с российской стороны принципиальных возражений. В частности, Конвенция N 140 "Об оплачиваемых учебных отпусках" могла бы быть представлена к ратификации в ближайшее время, ибо все в ней соответствует нашим законам, кроме одного: оплачиваемому отпуску обучающемуся профсоюзному деятелю. По информации представителя Минздравсоцразвития, Правительство планирует внести необходимое изменение в соответствующее законодательство.
Наконец, существует и третья группа конвенций, по которым продолжаются дискуссии между МОТ и Россией, например, Конвенция N 160 "О статистике труда" или Конвенция N 161 "О службах гигиены труда", другие - Конвенция N 177 "О надомном труде" или Конвенция N 181 "О частных агентствах занятости" - уже включены в ранее подготовленную Программу сотрудничества России и МОТ на 2006-2009 годы и подписанную в Европейской штаб-квартире ООН в Женеве, которые ожидают своей очереди на ратификацию в Государственной Думе, исходя из приоритетов, сформулированных Президентом и Правительством России.
Наука от Международной организации в кризис
Что же поучительного в условиях кризиса можно извлечь из деятельности МОТ? Хотелось бы сразу оговориться, что мы обратим внимание только на некоторые из тех рекомендаций, которые, по нашему мнению, не в полном объеме нашли применение в нашей стране.
О том, что кризис сопровождается усилением безработицы и структурными изменениями занятости, в экономической науке известно давно. Но вот управлять процессом занятости в нужном перспективном направлении для дальнейшего социально-экономического развития, как в докризисный период, так и после него, пока не научились.
Вопросы занятости населения постоянно находятся в поле зрения не только МОТ, но представляют интерес для практической деятельности управления экономикой.
В Конвенции 1964 г. о политике в области занятости (N 122), вступившей в силу 15.07.1966 г. и ратифицированную нашим государством на следующий год, как в преамбуле, так и в ст. 1, понятие занятости увязывается со словами "полная, продуктивная и свободно избранная". Через несколько десятилетий в мир выходит заявление Генеральной Ассамблеи ООН, суть которого в необходимости "обеспечения полной и производительной занятости, достойной работы для всех..." в качестве одной из центральных задач национальной и международной политики и стратегий национального развития, включая стратегии сокращения масштабов нищеты.
Закон РФ от 19.04.1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" в ст. 5 "Государственная политика в области содействия занятости населения" обязывает государство проводить политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.
Предварительный анализ последнего мирового финансово-экономического кризиса дает возможность по-новому оценить сущность и содержание понятия "занятость" и высказать ряд соображений по его трансформации. Построение понятия занятости на использовании слов "полной, продуктивной и свободно избранной" не только устарело, но и приносит больше вреда, чем пользы.
Попробуем объяснить свою позицию, анализируя каждое слово.
Полная занятость. Практически невозможно в исторически обозримом периоде вспомнить хотя бы одну страну, где она была бы достигнута даже на короткий период. Следовательно, здесь желаемое хочется выдать за действительное, что в условиях периодически возникающих продолжительных и коротких кризисов циклически развивающейся рыночной экономики ставит под большое сомнение возможность достижения полной занятости.
Продуктивная занятость. В принципе соответствует целям и задачам, но озвучено другое словосочетание - производительная занятость, которое в большей степени соответствует современному этапу развития мировой экономике.
По нашему мнению, понятие "производительной занятости" еще до конца не получило своего глубокого осмысления в России. Проблема производительной занятости у нас пока утонула в вопросах просто занятости, обеспечивающей, по крайней мере, необходимый минимальный прожиточный уровень населения и отвлекающая людей от вредных привычек и противоправных действий.
Свободно избранная занятость. Не это ли слово внесло определенную лепту в формирование сложившегося в последние годы рынка труда?
Глава Минобрнауки страны заявил о необходимости переориентировать студентов на получение востребованных профессий, поскольку в государстве существуют проблемы с трудоустройством гуманитариев, экономистов и юристов. "Для выпускников гуманитарных специальностей в стране сейчас нет рабочих мест. У нас почти 2 млн. экономистов, 750 тыс. юристов, которые не востребованы", - сказал министр, выступая на совещании с ректорами высших учебных заведений.
Высказанные соображения по поводу соответствия современной трактовки понятия занятости характеру развития рыночной экономики, ее основным целям и задачам как на современном этапе, так и на ближайшую перспективу, ставит на повестку дня поиск новых формулировок, привычных для слуха, но не отвечающих современным потребностям.
Особенно это стало очевидно, когда мы очутились в нынешнем социально-экономическом кризисе. Сегодня проблема занятости населения страны становится в число главных критериев, определяющих глубину кризисных проявлений, широко используется как сторонниками, так и оппонентами рыночных отношений.
Для убедительности приведем несколько цифр, отражающих сложившуюся ситуацию и прогнозируемую на ближайший год. Так, на начало 2010 года число безработных в нашей стране достигло 7 млн. человек, и, как считают некоторые специалисты, пока рано говорить о его ощутимом снижении.
В чем же основные причины современного кризиса, который, по мнению специалистов, может нанести ощутимый социально-экономический ущерб?
Многие эксперты склоняются к тому, что главная ошибка была сделана еще в начале перехода к рыночным отношениям, когда проблемы труда были отодвинуты в сторону и оказались на втором плане в период реформирования экономики. Именно тогда государство практически ушло от регулирования социально-трудовых отношений, оставив за собой законодательный контроль МРОТ и формирование величины минимального прожиточного уровня различных групп населения и оказания посильной помощи малоимущим и малообеспеченным слоям российского общества.
Для доказательства своей позиции сошлемся только на некоторые известные факты.
Во-первых, было ликвидировано Министерство по труду и резко сокращено финансирование всех его учреждений.
Во-вторых, прекращена поддержка профсоюзов на предприятиях и в организациях.
В-третьих, ослаблен контроль за подготовкой специалистов для народного хозяйства.
В-четвертых, пущено в свободное плавание соотношение в доходах между крайними группами населения.
В-пятых, изменена роль заработной платы в перераспределении трудовых ресурсов между отраслями экономики.
В-шестых, ограничен статус вновь созданных организаций - Федеральной службы по труду и занятости и Федеральной инспекции труда. Тем самым снижена способность активного государственного управления одним из важнейших институтов социально-экономического развития.
Кадровая политика
Учитывая невозможность полностью рассмотреть все аспекты проблемы занятости, мы решили остановиться на одной из начальных ее составляющих, связанной с кадровой политикой на всех уровнях управления экономикой, - государственном, региональном и корпоративном, ее соответствия провозглашенной МОТ производительной занятости.
Новые задачи служб кадров и управления персонала должны заключаться в том, что они совместно с руководством низовых звеньев производства должны готовить соответствующие рабочие места для новых кадров, учитывая их хорошую теоретическую подготовку и, как правило, недостаточную практическую. При желании и дальновидности сделать это не так сложно, если предоставить им на некоторое время льготы, предусматривающие пониженную загрузку в работе, возможность выбора ее графика или сокращенного режима. То есть всего того, что необходимо для ускоренного освоения профессиональных знаний и дополнительной шлифовки полученных трудовых навыков. Таким образом, бизнес и государство получает незаменимого работника, способного за короткий срок адаптироваться к любым кризисным явлениям в рыночной экономике.
Какова же ситуация на рынке труда и что необходимо делать, чтобы направить ее в рациональное русло, обеспечив устойчивую занятость населения при одновременном решении новых социально-экономических задач?
Анализ рынка вакансий во многих регионах страны обозначил тенденцию разрыва между численностью подготавливаемых профессиональных работников, наличием их на рынке труда и количеством вакансий, предлагаемых предприятиями и организациями всех форм собственности. Причем этот процесс идет на фоне изменения занятости за счет роста безработных. Вполне очевидно, что в период выхода из кризиса этот разрыв будет только увеличиваться, если не предпринять кардинальных мер.
Целесообразными возможностями решения проблем производственной занятости можно считать:
1) создание мощных, технически оснащенных новейшим оборудованием межведомственных государственных центров, финансируемых через бюджетный механизм;
2) организация подготовки высококвалифицированных кадров с учетом потребности среднего и малого бизнеса с использованием накопленного опыта крупного бизнеса, на базе отдельных предприятий и фирм с привлечением бюджетных средств;
3) организация подготовки высококвалифицированных кадров на коммерческой основе, без привлечения бюджетных средств на условиях кооперации всех заинтересованных предприятий и организаций на базе крупных коммерческих структур.
А. Молчанов,
преподаватель Московской школы бизнеса, кандидат экономических наук
"Кадровая служба и управление персоналом предприятия", N 5, май 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Кадровая служба и управление персоналом предприятия"
Учредитель и издатель ООО "Бизнес-Арсенал"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-37544 от 17.09.2009.