Частные охранные организации: новое в законодательстве*(1)
В настоящее время практически все юридические лица, основная деятельность которых не связана с охранными функциями, не могут создавать свои собственные службы безопасности. Этого права их лишил документ*(2), значительно "перекроивший" закон "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации"*(3). Однако для отдельных категорий юридических лиц все же сделано исключение. Комментируемые Правила устанавливают порядок и условия, при которых такие компании вправе создавать свои охранные организации (структуры).
Требования к частным охранным организациям
Прежде чем приступить к рассмотрению новых Правил, остановимся на требованиях, которые законодатель предъявляет к частной охранной организации*(4). Полный перечень таких требований приведен в ст. 15.1 Закона РФ N 2487-1.
В соответствии с нормой закона ЧОО создается для оказания на возмездной договорной основе охранных услуг юридическим и физическим лицам с целью защиты их законных прав и интересов. В частности, речь идет об услугах по защите жизни и здоровья, по охране имущества физических и юридических лиц, по обеспечению внутриобъектного и пропускного режимов на объектах, по охране порядка в местах проведения массовых мероприятий и т.п. Такую деятельность частная охранная организация вправе осуществлять только в соответствии со специальным разрешением (лицензией).
Фрагмент документа
Части первая и вторая ст. 11.2 "Лицензирование частной охранной деятельности" Закона Российской Федерации от 11.03.1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации"
Закон определяет единственную организационно-правовую форму, в которой может быть создана ЧОО, - это общество с ограниченной ответственностью, и устанавливает жесткое ограничение: частная охранная организация не должна осуществлять иную деятельность, кроме охранной. При этом предъявляются требования к уставному капиталу организации. По общему правилу его отсчет должен начинаться от ста тысяч рублей*(5).
Перечислен в законе и круг лиц, которые не могут выступать в качестве учредителей (участников) создания ЧОО. В частности, это общественные объединения; граждане, состоящие на государственной службе либо замещающие выборные оплачиваемые должности в общественных объединениях; иностранные граждане (при отсутствии соответствующего международного договора Российской Федерации)*(6); граждане, имеющие судимость за совершение умышленного преступления, а также юридические лица, в составе учредителей (участников) которых имеются указанные лица.
История вопроса
Теперь, когда мы определились с основными требованиями, которые закон предъявляет к созданию ЧОО, перейдем непосредственно к истории вопроса. Выясним, что Правительству РФ послужило основанием для утверждения Правил, о которых идет речь. Для этого обратимся к Федеральному закону N 272-ФЗ.
Внесение данным нормативным актом в 2008 году изменений в Закон РФ N 2487-1 было связано прежде всего с решением законодателя на официальном уровне запретить существование многочисленных "частных армий", порой полукриминального характера, активно действовавших под "маской" службы безопасности и напрямую подчинявшихся только руководителю компании.
После принятия Федерального закона N 272-ФЗ право создавать свои собственные охранные структуры получили только те юридические лица, охранная деятельность которых была отражена в уставе в качестве основной. Правда, при этом сохранялась возможность и для других компаний при соблюдении ряда условий иметь собственную службу безопасности. Что это за компании, на каких условиях и в каком порядке они вправе создавать собственные охранные структуры, должно было определить Правительство РФ. Что оно и сделало, приняв 24 февраля 2010 года Постановление N 82, утвердившее комментируемые Правила.
Для кого сделано исключение?
В соответствии с Правилами право создавать свои собственные структуры безопасности получили три группы юридических лиц. Первая - стратегические предприятия*(7) или стратегические акционерные общества. Вторая - субъекты естественных монополий. Третья - государственные корпорации или государственные компании (пункт 2 Правил)*(8).
Справка. Словарь профессиональных терминов
Стратегическое предприятие - предприятие, осуществляющее хозяйственную деятельность в стратегически важном для государства направлении.
Субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии*(9).
Государственная корпорация (ГК) - организационно-правовая форма некоммерческих организаций. Государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно-полезных функций корпорация.
Фрагмент документа
Федеральный закон от 17.08.1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях", ст. 4 "Сферы деятельности субъектов естественных монополий"
Однако принадлежность юридического лица к одной из перечисленных выше групп автоматически не наделяет его правом создавать собственные структуры безопасности. Для этого также должна быть выполнена определенная процедура. Прежде всего подано заявление в Министерство внутренних дел Российской Федерации, в котором юридическое лицо четко и аргументированно обосновывает необходимость создания собственной службы безопасности.
О заявлении
В соответствии с пунктом 3 Правил к заявлению должны быть приложены копии учредительных документов юридического лица*(10). В том случае, если копии документов не имеют нотариального заверения, в подтверждение их достоверности нужно представить также и оригиналы.
Заявление и прилагаемые к нему документы должны быть зарегистрированы принимающим чиновником и включены в опись. А копия описи вручена заявителю. В срок не более чем 45 дней (со дня регистрации заявления) организация вправе рассчитывать на получение от МВД ответа по вопросу о предоставлении права учреждения ЧОО. Причем не обязательно, что реакция ведомства будет положительной.
Что ответит МВД
Перед тем как вынести решение по заявлению юридического лица, МВД обязано провести проверку полноты и достоверности представленных в нем сведений. И только после этого подготовить соответствующее заключение. При подготовке заключения должны быть учтены следующие моменты. Первое - цели, для которых планируется создать частную охранную организацию. Второе - состояние криминогенной обстановки в местах расположения объектов (а также на самих объектах), для охраны которых предполагается учредить частную охранную организацию. Третье - возможность обеспечения охраны таких объектов другими (специализированными) организациями. Четвертое - специфика деятельности юридического лица, которая предполагают наличие у лиц, привлекаемых к охране объектов, специальных знаний, умений и навыков.
Подготовленное заключение в любом случае (положительное оно или нет) согласовывается с Федеральной службой безопасности РФ и Федеральной службой охраны РФ. Если документ имеет положительный характер, в дальнейшем он ляжет в основу проекта решения Правительства Российской Федерации о предоставлении права юридическому лицу создавать собственную частную охранную организацию.
В том случае, если Министерство внутренних дел придет к выводу о невозможности предоставления права учреждения частной охранной организации, оно должно направить в адрес заявителя соответствующую информацию (п. 8 Правил).
Итого...
Указанные Правила внесли определенность в вопрос о том, какие организации (кроме специализированных) вправе учреждать собственные службы безопасности и что для этого нужно сделать. Таким образом, из практики исключена ситуация, при которой важные стратегические объекты и государственные корпорации могут остаться без должной охраны своих активов.
В Закон Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" в 2008 году были внесены изменения:
- уточнено понятие частной детективной и охранной деятельности;
- из числа субъектов частной детективной и охранной деятельности исключены службы безопасности юридических лиц;
- исключено право частных детективов на использование специальных средств;
- органам внутренних дел предоставлены дополнительные полномочия в целях совершенствования государственного контроля за частной охранной и детективной деятельностью; внесено изменение в порядок взаимодействия частной охранной организации с правоохранительными органами в обеспечении правопорядка;
- закреплена обязанность охранной организации уведомлять органы внутренних дел о начале и об окончании оказания охранных услуг в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; закреплен особый порядок участия иностранных юридических и физических лиц, а также общественно-политических организаций в деятельности по созданию и управлению частными охранными организациями;
- из числа учредителей (участников) частной охранной организации исключены общественные объединения; дополнен перечень охранных услуг;
- внесены дополнения, определяющие правовой статус частного охранника и требования к осуществлению частной охранной деятельности;
- внесены дополнения в порядок лицензирования охранной деятельности;
- внесены изменения в порядок использования оружия в частной охранной деятельности.
И. Савельева,
юрист
"Кадровая служба и управление персоналом предприятия", N 5, май 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Постановлением Правительства РФ от 24.02.2010 г. N 82 утверждены "Правила предоставления права учреждения частной охранной организации юридическим лицом, осуществляющим иную деятельность, кроме охранной" (далее - Правила).
*(2) Федеральный закон от 22.12.2008 г. N 272-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного контроля в сфере частной охранной и детективной деятельности" (далее - Федеральный закон N 272-ФЗ).
*(3) Закон о Российской Федерации от 11.03.1992 г. N 2487-1 (далее - Закон РФ N 2487-1).
*(4) В результате изменений, внесенных Федеральным законом N 272-ФЗ в Закон РФ N 2487-1, частные охранные предприятия стали называться частными охранными организациями.
*(5) Для частной охранной организации, которая оказывает (или намерена оказывать) услуги по вооруженной охране имущества, уставный капитал не может быть менее двухсот пятидесяти тысяч рублей.
*(6) А также граждане РФ, имеющие гражданство иностранного государства, лица без гражданства, иностранные юридические лица, организации, в составе учредителей (участников) которых имеются указанные граждане и лица.
*(7) За исключением предприятий ведомственной охраны.
*(8) См. также Указ Президента РФ от 04.08.2004 г. N 1009 "Об утверждении Перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ"; Федеральный закон от 17.08.1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях"; Федеральный закон от 12.01.1996 г. "О некоммерческих организациях".
*(9) На сегодняшний день в России насчитывается более 3,5 тысяч юридических лиц субъектов естественных монополий и порядка 550 предприятий, имеющих статус оборонных или стратегических.
*(10) С 01.07.2009 г. из числа учредительных документов исключен учредительный договор. См. Федеральный закон РФ от 30.12.2008 г. N 312-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и некоторые законодательные акты".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Кадровая служба и управление персоналом предприятия"
Учредитель и издатель ООО "Бизнес-Арсенал"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-37544 от 17.09.2009.