Договор возмездного оказания интернет-услуг
Рассмотрим особенности существенных условий, присущих договору оказания услуг, заключаемому с использованием Интернета, с общепринятых позиций гражданского права. Так, в соответствии с ч. 2 п. 1 ст. 432 ГК РФ существенными условиями договора являются: условия о предмете договора, условия, названные в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для данного вида, а также условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Действующее гражданское законодательство*(1) не содержит института, посвященного регулированию договора на оказание информационных услуг, в том числе и интернет-услуг как особого типа договорных обязательств. Исключение составляет ч. 2 ст. 779 ГК РФ, где указано, что правила гл. 39 ГК РФ ("Возмездное оказание услуг") применяются к договорам оказания информационных услуг. Это означает, что в настоящее время независимо от специфики услуги любой из договоров, заключенный с целью оказания таковой, может рассматриваться как разновидность предусмотренного ст. 779 ГК РФ договора возмездного оказания услуг. Следовательно, дать правовую характеристику договора оказания информационных услуг с использованием системы Интернет можно через нормы ГК РФ, касающиеся возмездного оказания услуг.
Для того чтобы понять круг услуг, правовое регулирование которых осуществляется вне рамок ГК РФ, и возможность включения в этот круг так называемых интернет-услуг, обратимся к определению понятия "услуга"*(2). В соответствии со ст. 779 ГК РФ услуга представляет собой определенные действия или определенную деятельность, осуществляемую исполнителем по заданию заказчика.
Если рассматривать предмет договора оказания информационных услуг по Интернету, то он действительно подпадает под понятие, очерченное ГК РФ как деятельность по предоставлению услуг. Однако ряд его отличительных особенностей, с нашей точки зрения, все же существует. Кратко рассмотрим их.
1. В отличие от традиционного договора возмездного оказания информационных услуг договор об оказании интернет-услуг не всегда является возмездным (например, существуют открытые базы нормативных правовых документов, доступ к которым является бесплатным, а то эфирное время, за которое мы платим провайдеру, обеспечивающему доступ к этим базам, - это тоже плата за оказание услуг, но предмет этих услуг заключается в предоставлении соответствующего вида связи).
2. Субъектный состав лиц, участвующих в договоре оказания интернет-услуг, практически всегда абстрактен, т.е. нет возможности оценить юридическую чистоту совершаемой сделки (например, неизвестно, с юридическим или с физическим лицом ты вступаешь в правоотношения; обладает ли твой партнер право- и дееспособностью; правомочен ли он заключать сделки подобного рода; имеется ли у него практический опыт оказания услуг подобного рода и т.д.), что в конечном итоге приводит к значительному коммерческому риску, заключающемуся в возможности признать сделку ничтожной в любой момент времени.
3. До того момента, пока юридически не будут закреплены средства, позволяющие идентифицировать субъектов, заказывающих и обеспечивающих исполнение интернет-услуг, не будет возможности доказать наличие между ними договорных обязательств, а это означает невозможность применения мер ответственности в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств.
4. В случае нарушения личных неимущественных либо имущественных прав третьего лица нет возможности привлечь виновного к установленной законом ответственности, так как заказчик, заказывая определенную интернет-услугу, не имеет возможности удостовериться, правомочен ли исполнитель предоставлять такую услугу, имеет ли он соответствующее разрешение на это.
5. В отличие от традиционного договора, в котором всегда имеются реальные физические лица, исполнителем по договору оказания интернет-услуги может выступать сама ЭВМ или, точнее, определенная программа (например, заказчик формирует запрос по базе данных, а сама программа выделяет и формирует данные, соответствующие этому запросу).
6. В случае изменения существенных условий традиционного договора стороны могут договориться на взаимных условиях принять его новую редакцию. Интернет-услуги, ряд из которых характеризуется практически мгновенным направлением результата заказчику, не имеют возможности оперативного изменения, поэтому для получения результата, содержащего новые заданные условия, заказчик вынужден обращаться к исполнителю повторно.
Помимо указанных особенностей в договоре оказания интернет-услуг специфику будет иметь и сам характер предоставляемой услуги.
В качестве характерных признаков услуги как предмета обязательства называются*(3): во-первых, деятельность услугодателя не воплощается в овеществленном результате, во-вторых, услугодатель не гарантирует достижения предполагаемого результата. С нашей точки зрения, отсутствие овеществленного результата, являющегося следствием оказания интернет-услуг, не всегда закономерность. Например, если заказчик желает, чтобы ему был предоставлен какой-либо документ, то он на экране компьютера будет иметь форму электронного документа. Следовательно, можно предполагать, что документ, существующий в электронно-цифровой форме в Интернете, зафиксирован на материальном носителе. Законодательное определение электронного документа изначально подразумевает необходимость его фиксации на определенном материальном носителе, следовательно, документ, представленный в электронно-цифровой форме на экране компьютера, - это овеществленный результат предоставляемой услуги. Кроме того, для признания данного овеществленного результата электронным документом необходима совокупность реквизитов, позволяющих его идентифицировать.
Таким образом, возможность отнесения результата услуги к категории электронного документа может быть применена лишь в каждом конкретном случае при условии его соответствия реквизитам, указанным в Федеральном законе от 10 января 2002 г. N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи"*(4).
Однако наличие овеществленного результата интернет-услуги, с нашей точки зрения, не является существенным условием такого договора, так как предмет договора прежде всего составляет осуществление исполнителем надлежащим образом определенной деятельности, а отсутствие ожидаемого материального результата не будет являться нарушением договора оказания услуг при условии должного выполнения исполнителем всех требуемых от него действий. Гарантированность же ожидаемого результата оказываемой интернет-услуги можно определить условием о ее качестве. Поэтому одним из следующих существенных условий договора оказания интернет-услуг является ее качество.
Существует предположение, что под качеством услуги подразумевается совокупность свойств и характеристик продукции или услуг, которые определяют их способность удовлетворять установленным или предполагаемым требованиям*(5). Например, в случае предоставления информации из компьютерной базы данных заказчик сам будет вправе определить, отвечает ли предоставленная информация тем требованиям, которые он к ней предъявлял. Далее возможно двоякое развитие ситуации: либо заказчик оценивает предоставленную информацию как удовлетворительную и выходит из системы, тем самым расторгая договор, либо заказчик признает информацию неудовлетворительной и обращается в систему с повторным запросом. При этом гарантированный ожидаемый результат интернет-услуги может не наступить по различным причинам, например по некорректному формированию запроса, отсутствию у исполнителя требуемых в заказе документов, из-за технических сбоев системы, несоответствия технических характеристик компьютера заказчика предъявляемым требованиям, необходимым для ознакомления с документом.
С нашей точки зрения, вопрос об ответственности исполнителя за качество, своевременность предоставления интернет-услуги, за наличие у заказчика положительного результата от ее использования должен согласовываться с заказчиком и исполнителем в каждом конкретном случае. Например, заказчиками нередко высказывается мнение о том, что исполнитель даже в случае надлежащего качества результата должен нести ответственность за недостижение заказчиком того положительного эффекта, на который он рассчитывал при заключении договора. Однако при подобной постановке вопроса не учитываются те обстоятельства, что информация подвержена постоянному изменению, и с момента направления запроса до момента получения результатов, если в этом состоит суть услуги, может пройти много времени, в результате чего информация может утратить свою актуальность и достоверность. В силу этого принятие на себя исполнителем ответственности за своевременность предоставления информации означало бы принятие исполнителем обязанности, выполнение которой он не может гарантировать даже в обычных условиях хозяйственного оборота. Поэтому в российском законодательстве следует установить перечень требований, определяющих качество информационной услуги, предоставляемой по Интернету. В связи с этим считаем возможным для определения оценки качества услуг применять положения Временной инструкции по проверке наличия и оценке качества услуг, предоставляемых службой электронной почты общего пользования, утвержденной приказом Главгоссвязьнадзора при Госкомсвязи РФ от 30 ноября 1998 г. N 91*(6).
В договоре целесообразно предусмотреть условие о сроке предоставления услуги, так как несвоевременное получение нужной информации может повлечь негативные последствия для заказчика; если срок в договоре не оговорен, то возможно применение общих норм, в частности п. 2 ст. 314 ГК РФ. Специфика договора оказания интернет-услуг заключается в том, что большинство из них исполняется незамедлительно, т.е., как правило, время требуется лишь на сортировку, формирование и направление заказчику истребуемой информации. Поэтому в случаях, когда система функционирует подобным образом, целесообразно установить обязанность исполнителя сформировать программу, обрабатывающую запрос заказчика таким образом, чтобы после его получения исполнителем заказчик уведомлялся о времени, в течение которого система будет обрабатывать запрос.
Ранее было отмечено, что в отличие от традиционного договора возмездного оказания услуг договор оказания интернет-услуг может иметь как возмездный, так и безвозмездный характер. В случае, когда договор предполагается возмездным, о его стоимости заказчик должен быть уведомлен до момента акцепта оферты, если конкретная стоимость услуг не указана, но заказчик получает уведомление, что оказываемые услуги не являются бесплатными, следует руководствоваться п. 3 ст. 424 ГК РФ (если в возмездном договоре цена не предусмотрена и не может быть определена исходя из условий договора, исполнение может быть оплачено по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные услуги). Если оказываемые исполнителем услуги являются бесплатными, возможно уведомление заказчика об этом факте либо необходимо законодательно закрепить "...презумпцию бесплатности предоставляемой информации, действующую в настоящее время. Таким образом, отношение будет считаться платным, возмездным только в случаях, когда об этом заблаговременно заявил оферент"*(7).
С нашей точки зрения, по договору интернет-услуг исполнитель несет следующие обязанности: оказать услугу по запросу заказчика; направить заказчику результат услуги, отвечающий требованиям, установленным в его задании; оказать услугу в срок и в порядке, предусмотренных договором; устранить в определенный договором или законом срок недостатки в предоставленном результате услуги, обусловленные отступлением от условий договора. Кроме обязанностей исполнитель имеет следующие права: требовать выплаты вознаграждения, если договор предполагается возмездным; требовать предоставления заказчиком запроса в объеме, необходимом для его выполнения; требовать в ходе оказания услуги содействия, например при необходимости предоставления дополнительной информации; отказаться от исполнения договора, если заказчик не исполняет своих обязанностей.
К числу основных корреспондирующих прав и обязанностей заказчика относятся следующие: предоставить запрос исполнителю в объеме, необходимом для его исполнения; уплатить вознаграждение, если он уведомлен о возмездности заключенного договора; принять результат услуги в сроки и в порядке, предусмотренных соглашением сторон или законом; немедленно заявить исполнителю при обнаружении отступлений от условий договора путем направления повторного запроса и права: установить разумный срок для устранения недостатков в предоставленном результате услуги, если они вызваны отступлением от условий договора; требовать предоставления услуги; содействовать исполнению договора и т.д.
Рассмотрев ряд наиболее существенных условий, характеризующих договор предоставления интернет-услуг, обратимся к одному из проектов федерального закона "О правовом регулировании оказания интернет-услуг"*(8), подготовленного экспертом Комитета по информационной политике ГД РФ Станиславом Петровским, и отметим, что многие предлагаемые им нормы не совпадают с нашими.
В частности, под интернет-услугами понимаются услуги, оказание которых осуществляется путем передачи или приема данных по каналам Интернета. Интернет же, в свою очередь, представляет собой сеть электросвязи общего пользования, обеспечивающую передачу данных компьютерными устройствами, в которую входят все взаимоувязанные сети электронной связи, осуществляющие передачу компьютерных данных, за исключением выделенных и ведомственных сетей (ст. 1).
Услуги считаются оказанными под юрисдикцией Российской Федерации в случае, когда местом оказания услуг, определяемым в соответствии с настоящим законом, является Российская Федерация (ст. 3).
Моментом исполнения обязательства по передаче данных при оказании интернет-услуг, если иное не предусмотрено договором, считается время получения данных от должника оператором, обязанным в силу договора с должником передать данные в адрес кредитора или иного указанного им лица (ст. 12)
Местом оказания интернет-услуги считается место регистрации по месту жительства, проживания потребителя услуги - физического лица или место государственной регистрации потребителя услуги - юридического лица, если иное не указано в настоящем или ином федеральном законе (ст. 13). Рассматриваемый законопроект включает в себя также нормы, касающиеся особенностей правового регулирования отдельных видов интернет-услуг (электронной почты, подключения к сети Интернет, хостинга, рекламных интернет-услуг).
Как следует из п. 1 ст. 407 ГК РФ, гражданско-правовое обязательство может быть прекращено по различным основаниям, предусмотренным федеральным законом, иными правовыми актами или договором. ГК РФ различает основания прекращения обязательств и основания прекращения действия договора. Если проводить аналогию рассматриваемого нами договора со ст. 425 ГК РФ, то действие договора возмездного оказания информационных услуг прекращается с окончанием исполнения его сторонами обязательства либо окончанием срока действия договора, если условие о сроке оговорено сторонами, а также при расторжении договора. В соответствии с абз. 2 п. 3 ст. 425 ГК РФ "договор, в котором отсутствует условие о сроке окончания его действия, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства". Фактически это означает, что договор прекращается после того, как исполнитель предоставил заказчику необходимую информацию.
По общему правилу, основанием изменения или прекращения договора является соглашение сторон (ст. 450 ГК РФ). Односторонний отказ от исполнения договора возможен, когда это предусмотрено законом или договором. С нашей точки зрения, при нарушении в одностороннем порядке исполнителем обязательства по оказанию услуги договор может быть расторгнут заказчиком в следующих случаях:
если исполнитель своевременно не приступил к оказанию услуги или во время ее оказания стало очевидным, что ее результат не будет предоставлен в предусмотренный договором срок, а также в случае просрочки исполнения обязательства;
если исполнитель не устранил недостатки оказанной услуги в предусмотренный договором или законом срок либо заказчиком обнаружены существенные недостатки оказанной услуги либо представленного результата, а также какие-либо существенные отступления от условий договора.
Интересен факт, когда для обоих из рассматриваемых случаев характерно, что, например, если мы говорим о получении ответа на запрос в поисковой системе, то односторонний отказ любой из сторон от принятых на себя обязательств не повлечет за собой каких-либо юридических последствий, в том числе и имущественных. Таким образом, для правильного понимания характера существующих между сторонами отношений нужно в каждом конкретном случае оценивать особенности предоставляемой услуги. Например, к числу основных признаков можно отнести возмездность, стоимостную оценку, срок предоставления, значимость, отражаемость на материальном носителе и т.д. Возможно, следует законодательно регламентировать каждый из указанных признаков, т.е. если сущность услуги состоит в необходимости подбора по заданию заказчика определенной информации, стоимость оказываемых услуг значительна, срок исполнения заказа длителен и результат требует определенной фиксации, то отказ исполнителя от предоставления услуги влечет, с нашей точки зрения, применение п. 2 ст. 782 ГК РФ. В соответствии с данной статьей исполнитель вправе отказаться от своих обязательств по договору возмездного оказания информационных услуг при условии полного возмещения заказчику всех убытков, в понятие которых традиционно включается как реально понесенный ущерб, так и упущенная выгода.
Исполнитель вправе отказаться от выполнения договора, например, при наличии следующих обстоятельств: заказчик не исполняет обязанностей по оплате цены услуги; заказчик не предоставляет либо предоставляет необходимую для оказания услуги информацию в ненадлежащий срок.
Помимо указанных нами законодательно предусмотрены и иные основания изменения и расторжения договора, например по решению суда*(9); в связи с существенным изменением обстоятельств (ст. 451 ГК РФ) и т.д.
Основное отличие от обычного порядка расторжения договора состоит в том, что суд по требованию любой из сторон должен определить последствия расторжения договора, т.е. суд вправе учесть все расходы, произведенные сторонами. Если же договор расторгается в обычном порядке, стороны не вправе требовать возвращения того, что было исполнено до момента расторжения договора, если иное не установлено законом или соглашением сторон*(10).
Изложенное приводит к выводу о том, что в любом случае прекращение или расторжение договора при отсутствии взаимного согласия сторон на это может повлечь за собой юридические последствия, выражающиеся в желании стороны, права которой нарушены, защитить их.
Как известно, защита интересов личности обеспечивается совокупностью гражданско-правовых способов защиты, определяемых ст. 12 ГК РФ.
Между тем в юридической литературе отмечается, что данный перечень нельзя назвать научно обоснованным, так как некоторые из указанных способов защиты "перекрывают друг друга". Тем не менее, закрепление в законе такого перечня является положительным фактором, поскольку облегчает потерпевшему лицу выбор в зависимости от специфики защищаемого права и характера нарушения возможного инструментария средств защиты.
Каждый из способов защиты может применяться в определенном процессуальном или процедурном порядке. Этот порядок именуется формой защиты гражданского права. Традиционно различают юрисдикционную форму защиты (т.е. деятельность уполномоченных государством органов по защите нарушенных или оспариваемых субъективных прав) и неюрисдикционную (т.е. защита гражданского права самостоятельными действиями управомоченного лица без обращения к государственным органам). Поскольку та или иная форма защиты реализуется путем выбора конкретных способов защиты, а возможность его реализации обеспечивается комплексом средств как "юридических действий лица, основанных на институционных дозволениях законодательства и служащих достижению целей лица, не противоречащих закону и обществу"*(11), рассмотрим их применительно к вышеизложенным нами отношениям.
Обязательственные отношения по поводу оказания информационных услуг регулируются соответствующими институтами гражданского права и при определении способов защиты их в случае нарушения прав сторон в обязательственном правоотношении необходимо руководствоваться той информацией, по поводу которой соответствующие отношения возникли, так как осуществление правомочий субъекта в связи с обладанием информацией как нематериальным благом и ее защитой в качестве таковой, естественно, выходят за рамки только гражданского права.
Таким образом, рассмотрение отношений, возникающих по поводу информации, как имущественных и личных неимущественных будет иметь существенное значение для определения не только условий заключаемого договора, но и способов защиты нарушенных прав, выбора оснований ответственности стороны, ненадлежаще исполняющей свои договорные обязательства.
При нарушении конкретных договорных обязательств в сфере предоставления интернет-услуг можно указать на практический пример "конкуренции исков", так как нарушение обязательств по оказанию информационной услуги одной из сторон потенциально влечет нарушение нематериального блага другого лица (применительно только к физическим лицам).
В этой связи достаточно правомерно высказывание о том, что правовое регулирование отношений в Интернете требует дальнейшего развития законодательства.
С нашей точки зрения, сфера оказания интернет-услуг - это та сфера, на которую должно распространяться действие § 3 гл. 59 ГК РФ, т.е. правила об ответственности исполнителя информационной услуги за вред, причиненный вследствие ее недостатков независимо от его вины. Однако подобный подход будет целесообразен только при условии четкой нормативной регламентации всех правовых отношений в Сети и когда в России будет создана адекватная правовая основа для формирования и проведения единой государственной политики в области информатизации и защиты информации с учетом интересов национальной безопасности страны.
Библиографический список
1. Гражданское право / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 1997. Ч. 2.
2. Дозорцев В.А. Система правового регулирования товарных информационных отношений. Информация как объект правоотношений // НТИ. Сер. 1. Организация и методика информационной работы. 1997. N 9.
3. Калмыков Ю.Х. К понятию обязательства по оказанию услуг // Сов. государство и право. 1966. N 5.
4. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 26. Ч. 1.
5. Найговзина Н.Б., Астовецкий А.Г. Качество медицинской помощи и ее экспертиза // Экономика здравоохранения. 1998. N 1.
6. Научно-практический комментарий к части первой Гражданского кодекса РФ для предпринимателей. 2-е изд. М., 1999.
7. Пугинский Б.И. Основные проблемы теории гражданско-правовых средств: Автореф. дисс. ... докт. юрид. наук. М., 1985.
8. Соловьев В.Н. Гражданско-правовое регулирование отношений, возникающих при реализации конституционного права граждан на медицинскую помощь: Дисс. ... канд. юрид. наук. Красноярск, 1999.
Н.К. Нарозников,
кандидат юридических наук,
профессор
"Законы России: опыт, анализ, практика", N 5, май 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) До введения в действие ч. 2 ГК РФ регулирование отношений по поводу оказания услуг как самостоятельного типа договорных обязательств вообще не осуществлялось.
*(2) Ю.Х. Калмыков связывает услуги с общеэкономической сферой обслуживания и выделяет два ее специфических признака: предоставление каких-нибудь льгот или создание определенных удобств и поэтому относит к обязательствам по оказанию услуг бытовой подряд, куплю-продажу товаров в кредит, договор проката и т.д. (подробнее см.: Калмыков Ю.Х. К понятию обязательства по оказанию услуг // Сов. государство и право. 1966. N 5. С. 17). Рядом других авторов услуга определяется как "...деятельность, работа, при которой труд оказывает полезное действие не в качестве вещи, а в качестве деятельности" (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 26. Ч. 1. С. 149). Общепризнано, что "в то время как достижение материального результата опосредуется обязательствами по производству работ, при отсутствии такой цели работа выполняется на основе обязательства по оказанию услуг... В договоре услуг считается, что контрагент выполняет принятое на себя обязательство, хотя бы ожидаемый эффект не наступил" (Соловьев В.Н. Гражданско-правовое регулирование отношений, возникающих при реализации конституционного права граждан на медицинскую помощь: Дисс. ... канд. юрид. наук. Красноярск, 1999. С. 131); "...действие, приносящее пользу, помощь другому" (Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. 20-е изд. М., 1988. С. 686). Таким образом, практически всеми авторами признается, что услуга - это определенная деятельность, которая в договоре возмездного оказания информационных услуг конкретизируется заданием заказчика и результат которой должен быть передан ему за определенную плату.
*(3) См.: Гражданское право / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 1997. Ч. 2. С. 540.
*(4) СЗ РФ. 2002. N 2. Ст. 127.
*(5) См.: Найговзина Н.Б., Астовецкий А.Г. Качество медицинской помощи и ее экспертиза // Экономика здравоохранения. 1998. N 1. С. 7.
*(6) Подробнее см.: Временная инструкция по проверке наличия и оценки качества услуг, предоставляемых службой электронной почты общего пользования, утвержденная приказом Главгоссвязьнадзора при Госкомсвязи РФ от 30 ноября 1998 г. N 91 // Связьинформ. 1999. N 5.
*(7) Дозорцев В.А. Система правового регулирования товарных информационных отношений. Информация как объект правоотношений // НТИ. Сер. 1. Организация и методика информационной работы. 1997. N 9. С. 10.
*(8) КЛИКЗ.ру - ежедневный журнал о рекламе в Интернете. Технологии онлайн-рекламы // www.clickz.ru/_v.shtml?id=23.07&book...
*(9) В частности, это случаи, когда другой стороной существенно нарушены условия договора и эти действия могут быть квалифицированы как приносящие контрагенту такой ущерб, что он в значительной степени лишается того, на что он был бы вправе рассчитывать при заключении договора, а также иные случаи, предусмотренные ГК РФ, другими законами или договором.
*(10) См.: Научно-практический комментарий к части первой Гражданского кодекса РФ для предпринимателей. 2-е изд. М., 1999. С. 580.
*(11) Пугинский Б.И. Основные проблемы теории гражданско-правовых средств: Автореф. дисс. ... докт. юрид. наук. М., 1985. С. 5.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Договор возмездного оказания интернет-услуг
Автор
Н.К. Нарозников - кандидат юридических наук, профессор
"Законы России: опыт, анализ, практика", 2010, N 5