"Недвижимость как ресурс" (интервью с О. Скуфинским, председателем Общественного совета Росреестра, главой комитета ТПП РФ по оценке и экономике недвижимости)
У нас есть серьезнейший несырьевой ресурс для развития экономики России - рынок недвижимости, нужно только "проявить" этот ресурс. Сегодня поступления от земельных и имущественных платежей в сумме составляют около одного триллиона рублей. Примерно половину дают имущественные налоги. Налог на недвижимость призван заместить земельный и имущественный налоги, то есть при его введении сборы могут составить сопоставимые показатели - около 500 млрд. рублей ежегодно. Однако существуют и значительные налоговые резервы; например, пока в кадастре содержатся сведения далеко не обо всех объектах недвижимости, в том числе не завершенных строительством. При этом необоснованно увеличивать налоговую нагрузку на бизнес и граждан нельзя. На эту тему рассуждает председатель Общественного совета Росреестра, глава комитета ТПП РФ по оценке и экономике недвижимости Олег Скуфинский.
Какие вопросы экономики недвижимости сегодня самые острые?
- Кадастровая оценка, земельные платежи, перспективы и условия введения налога на недвижимость в России. Эти вопросы касаются буквально всех.
Комитет ТПП РФ подготовил аналитические материалы, сформировал предложения к законопроекту "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и другие законодательные акты Российской Федерации", определил концептуальные предложения по условиям введения налога на недвижимость. Замечу в связи с этим, что многие наши предложения "работают", находят отражение в законопроектах, распорядительных документах министерств и ведомств.
Например?
- В 10 регионах страны мы выявили факты завышения органами власти кадастровой стоимости земли и добились устранения нарушений. Мы предлагаем отнести оценочную деятельность, в том числе кадастровую оценку, к экспертной деятельности, потому что это позволит поднять уровень квалификационной составляющей при проведении конкурсов и в конечном итоге повысить качество оценочных работ. Если говорить о налоге на недвижимость, то, по нашему мнению, нужно устанавливать налоговую базу с дисконтом - это позволит нивелировать возможные ошибки.
Мы считаем, что надо увязать налоговые платежи с их целевым расходованием - на развитие инженерной и социальной инфраструктуры муниципальных образований. Нужно также применять налоговый вычет в виде норматива площади на одного проживающего, вместо того чтобы устанавливать фиксированный норматив для всей страны. Кроме того, комитет предложил законодательно повысить ответственность участников оценочной деятельности - из-за их вольных или невольных ошибок не должны страдать другие. В субъекты Федерации мы направили рекомендации по методологии проведения анализа результатов кадастровой оценки; цель - установить экономически обоснованные земельные платежи, учитывать материальные возможности налогоплательщиков... И так далее.
В прошлом году было заключено Соглашение о сотрудничестве между ТПП РФ и Росреестром - главным в России ведомством по недвижимости. А недавно Вас избрали председателем Общественного совета Росреестра. Это взаимосвязанные события?
- Вернее было бы сказать, что все это - развитие одной темы. Миссия Общественного совета Росреестра во многом совпадет с миссией ТПП РФ в этой области. Главное отличие в том, что Совет служит не только для диалога бизнеса и власти, но и для защиты интересов граждан. В целом же речь идет, повторю, о развитии и углублении темы.
Что в ближайших планах Совета?
- Есть критические замечания относительно деятельности Росреестра, есть обращения граждан и организаций, связанные с работой его территориальных органов. Поэтому наша первоочередная задача - систематизация проблем и их обсуждение.
Вторая задача - создание системы общественного контроля и мониторинга качества государственных услуг, представляемых Росреестром.
Важным документом, определяющим работу Росреестра, является Концепция создания единой федеральной системы в сфере государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости, утвержденная приказом Минэкономразвития России. Если положения концепции будут выполняться в сроки и с надлежащим качеством, то в российском обществе проблем станет гораздо меньше.
Об этом, если можно, подробнее.
- Остановлюсь на наиболее важных моментах.
Во-первых, в Концепции названы принципы, которые должны быть реализованы при создании системы: открытость, доступность и минимизация сроков предоставления государственных услуг, снижение издержек участников оборота недвижимости, комфортность обслуживания потребителей и недискриминационный доступ к информационным ресурсам. Надо организовать контроль их соблюдения, отслеживать динамику, чтобы не получилось по-примаковски "как всегда".
Во-вторых, Концепция предусматривает использование принципа "одного окна". Логично использовать для приема заявлений граждан создаваемые в регионах многофункциональные центры. Это весьма непростая логистическая и системная задача.
В-третьих, предусмотрено широкое внедрение электронных и экстерриториальных способов подачи заявлений, увеличения объема информационных услуг. Планируется внедрение современных средств управления очередью и контроля действий сотрудников территориальных органов, например видеокамер. Данный пакет мер очень важен для борьбы с коррупцией и может принести быстрый эффект. В этом направлении Росреестром сегодня уже многое делается.
В-четвертых, системные потребители регистрационно-кадастровых действий, то есть нотариусы, кадастровые инженеры, финансовые институты и т.д., отнесены концепцией в отдельную группу. Неразумно ставить в одну очередь заявителей - граждан и профессиональных, то есть постоянных, участников рынка недвижимости. Следовательно, им надо предложить иные условия взаимодействия.
В-пятых, Концепция предусматривают оплату за предоставление ряда сведений из кадастра недвижимости. Здесь очень важно внимательно посмотреть на состав предоставляемых сведений, определить, что должно быть платным, а что нет. Надо также установить экономически обоснованный размер платы в зависимости от категории заявителей. Следует задуматься и о создании механизма борьбы с "серыми" платежами - их можно легализовать. Хочет посетитель сократить общепринятые сроки регистрации прав и кадастрового учета - пусть платит по установленному гостарифу, а не чиновнику. В этом случае достигаются две цели: исключается коррупция и пополняется бюджет.
Наконец, Концепция предусматривает создание системы обучения и профессиональной подготовки кадров. На мой взгляд, это одна из самых важных задач. На фоне высокой динамики нормативно-правового регулирования отрасли и внедрения новых технологий уровень квалификации и сотрудников территориальных органов Росреестра и потребителей системы уже, так сказать, морально устарел.
На бумаге гладко. А на деле?
- Ряд положений Концепции реализован. Принят так называемый закон о мостиках - Федеральный закон N 334-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Этот документ, который увязал системы регистрации прав и кадастрового учета, будет действовать до принятия единого закона. Существенно оптимизирован процесс регистрации прав и постановки объектов недвижимости на кадастровый учет.
Росреестром принят также целый ряд распорядительных документов, в том числе, что очень важно, антикоррупционного характера. В некоторых субъектах Федерации уже начали устанавливать инфоматы и видеокамеры, применять электронные формы управления очередью. Те, у кого есть доступ в Интернет, могут в режиме online наблюдать ситуацию в офисах Росреестра, правда, пока не во всех. Недавно введен в промышленную эксплуатацию портал государственных услуг, предоставляемых Росреестром. Причем все это сделано всего за один год. И потом, не надо забывать о масштабе проводимой Росреестром реорганизации. Такие высокоразвитые страны, как Швеция и Финляндия, реформировали аналогичные системы десятилетиями. Поэтому, на мой взгляд, многие принципиальные решения надо "обкатывать" сперва в пилотных регионах. Да и вековая мудрость нас предупреждает: торопись не спеша.
И где же не надо торопиться?
- Например, вызывает серьезное опасение намеченный срок - 1 января 2011 года, начиная с которого подготовку документов на регистрацию прав и на кадастровый учет должны осуществлять исключительно кадастровые инженеры. Осталось полгода на создание комиссий в каждом субъекте Федерации, на техническую подготовку и сдачу квалификационного экзамена, организуемого по аналогии с экзаменом на получение водительского удостоверения. Не уверен, что на все это хватит времени.
А как обстоят дела с реформированием имущественных налогов и планами по введению налога на недвижимость?
- В Концепции предусмотрен переход от расчета инвентаризационной стоимости объектов капитального строительства к их кадастровой стоимости. Но пока не решены системные вопросы, касающиеся формирования законодательной и методической базы.
По моей информации, количество объектов капитального строительства, поставленных на кадастровый учет и увязанных с земельными участками, на сегодняшний день ничтожно. Получение полных и достоверных сведений об объектах недвижимости - эта задача стала сегодня крайне важной, причем также в связи с планами ввести налог на недвижимость. Но сегодня очевидной стала и рассогласованность планов по формированию кадастра недвижимости и планов по введению налога на недвижимость в России. Нужны продуманные меры, чтобы исправлять ситуацию, причем затягивать это дело нельзя.
Цивилизованный рынок недвижимости, эффективность защиты прав собственности на недвижимое имущество и характеристики его оборота имеют огромное репутационное значение в мире. Данные показатели - предмет постоянного международного мониторинга, а результаты его используются при оценке уровня социально-экономического развития России в международных рейтингах. Иными словами, деятельность Росреестра оказывает прямое влияние на инвестиционный рейтинг России и, естественно, на приток или отток инвестиций. Недвижимость - это огромный несырьевой ресурс для развития экономики и для ее модернизации.
А. Кременской,
(Пресс-служба ТПП РФ)
"эж-ЮРИСТ", N 25, июнь 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "эж-ЮРИСТ"
Издание: Российская правовая газета "эж-ЮРИСТ"
Учредитель: ЗАО ИД "Экономическая газета"
Подписные индексы:
41019 - для индивидуальных подписчиков
41020 - для предприятий и организаций
Адрес редакции: 127994, ГСП-4, г. Москва, Бумажный проезд, д. 14
Телефоны редакции: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Телефоны/факс: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Информация о подписке: (095) 152-0330
E-mail: lawyer@ekonomika.ru
Internet: www.akdi.ru