Дисквалификация: правовые основания
Одним из распространенных в настоящее время наказаний за нарушение трудового законодательства становится дисквалификация. И данное наказание имеет наиболее серьезные последствия, поскольку устанавливает запрет на замещение в течение определенного времени руководящих должностей. Что такое дисквалификация, в каких случаях она применяется, каковы последствия дисквалификации - расскажем в настоящей статье.
Дисквалификация: понятие и порядок назначения
Дисквалификация как мера административной ответственности за нарушение трудового законодательства установлена ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ. В частности, дисквалификация на срок от года до трех лет следует за нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, которое ранее было подвергнуто административному наказанию за аналогичное административное правонарушение. Под дисквалификацией согласно ст. 3.11 КоАП РФ понимается лишение физического лица права замещать должности федеральной государственной гражданской службы, государственной гражданской службы субъекта РФ, муниципальной службы, занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ. Дисквалификация может быть применена к лицам, замещающим указанные должности, лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров (наблюдательного совета), к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также к занимающимся частной практикой.
Наиболее часто встречаются такие нарушения норм трудового законодательства:
- невыполнение окончательного расчета в день увольнения работника;
- оплата командировочных не в полном объеме;
- выплата заработной платы один раз в месяц;
- выплата заработной платы работникам без выдачи расчетных листов по заработной плате;
- неознакомление работников с требованиями охраны труда;
- необеспечение учета сверхурочных работ и оплаты работ за пределами нормативной продолжительности рабочего времени работников;
- непредоставление ежегодных оплачиваемых отпусков более двух лет подряд;
- выплата отпускных позже чем за три дня до начала отпуска.
Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей. Производство по делу об административном правонарушении по ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ могут инициировать должностные лица государственной инспекции труда в форме протокола или прокурор в виде постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.
Протокол составляется по результатам выявленного факта совершения административного правонарушения. В протоколе об административном правонарушении должны быть указаны:
- дата и место его составления;
- должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;
- сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении;
- фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие;
- место, время совершения и событие административного правонарушения;
- объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело;
- иные сведения, необходимые для разрешения дела (ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ).
Кроме этого, должностные лица при составлении протокола об административном правонарушении обязаны разъяснить участникам производства по делу их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, и сделать соответствующую запись в протоколе.
Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении направляется судье в течение трех суток с момента составления (вынесения) (ст. 23.1 и 28.8 КоАП РФ). В свою очередь суд, рассмотрев представленные материалы, выносит постановление (решение) о назначении административного наказания в виде дисквалификации либо о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Копия постановления о дисквалификации (вступившего в законную силу) направляется судом в МВД РФ и в министерство внутренних дел, управление (главное управление) внутренних дел соответствующего субъекта РФ по месту вынесения постановления. Согласно п. 4 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 24.10.2006 N 115 "О некоторых вопросах, касающихся исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях" решение о назначении наказания в виде дисквалификации считается приведенным в исполнение с момента его вступления в законную силу. С указанного момента дисквалифицированное лицо не вправе осуществлять деятельность по управлению юридическим лицом.
В силу ч. 2 ст. 33.11 КоАП РФ исполнение постановления о дисквалификации производится путем прекращения договора (контракта) с дисквалифицированным лицом на осуществление им деятельности по управлению юридическим лицом, то есть дисквалифицированное лицо должно быть уволено по п. 8 ч. 1 ст. 83 ТК РФ.
Условия применения дисквалификации в качестве меры ответственности
Необходимо обратить внимание на формулировку "аналогичное административное правонарушение", имеющуюся в ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ. Содержание данного положения было раскрыто в п. 17 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (ред. от 11.11.2008, далее - Постановление N 5). В частности, было указано, что под аналогичным правонарушением, указанным в части 2 статьи 5.27 КоАП РФ, следует понимать совершение должностным лицом такого же, а не любого нарушения законодательства о труде и охране труда (например, первый раз должностное лицо не произвело расчет при увольнении одного, а позднее - при увольнении другого работника).
В то же время, если было совершено административное правонарушение в виде нарушения законодательства о труде или охране труда, но оно не аналогично совершенному ранее, дисквалификация как мера ответственности не может быть применена. В этом случае следует руководствоваться ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ. Рассмотрим пример из судебной практики.
Из Постановления ВС РФ от 28.02.2006 N 59-ад06-1 известно, что Л. привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде дисквалификации сроком на один год. Судами апелляционной и кассационной инстанции судебное постановление мирового судьи по Благовещенскому городскому судебному участку N 7 Амурской области от 03.11.2004 о привлечении к административной ответственности в виде дисквалификации было оставлено без изменения. Но ВС РФ нашел данное решение подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела видно, что Л. являлся президентом Амурской торгово-промышленной палаты (далее - АТПП). По заявлению работника АТПП В. Государственной инспекцией труда в Амурской области проведена проверка соблюдения трудового законодательства, которая выявила нарушение ст. 62, 282 ТК РФ в отношении В., принятой в АТПП на условиях совместительства. Нарушение заключается в том, что с ней не был заключен письменный трудовой договор.
Ранее президент АТПП Л. постановлением Государственной инспекции труда в Амурской области N 63 от 11.06.2004 был привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 2 000 руб. за нарушение ст. 116 ТК РФ (непредоставление работникам ежегодного дополнительного отпуска продолжительностью восемь календарных дней) и ст. 183 ТК РФ (неоплата листков нетрудоспособности).
Исходя из п. 17 Постановления N 5 вывод судьи о том, что действия Л. должны быть квалифицированы по ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ, нельзя признать обоснованным, поскольку нарушения трудового законодательства, допущенные Л., не являются аналогичными. Значит, Л. субъектом правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ, не является и его действия не могут быть квалифицированы по этой статье. При таких обстоятельствах постановление мирового судьи по Благовещенскому городскому судебному участку N 7 Амурской области от 03.11.2004 и решение судьи Благовещенского городского суда Амурской области от 07.02.2005 были отменены.
Кроме того, необходимо помнить о дате совершения первого из аналогичных правонарушений, поскольку для квалификации действий должностного лица по ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ имеет значение совершение им нарушения законодательства о труде и об охране труда в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания за аналогичное административное правонарушение. Это следует из ст. 4.6 КоАП РФ. По ее норме лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания. Данная позиция Президиума ВС РФ была изложена в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за IV квартал 2006 года, утвержденном Постановлением от 07.03.2007. Истечение указанного годичного срока к моменту рассмотрения дела об административном правонарушении (а не к моменту совершения аналогичного правонарушения) на квалификацию действий лица по ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ не влияет.
Поскольку п. 2 ст. 5.27 КоАП РФ наступление административной ответственности не ставится в зависимость от того, совершены ли аналогичные правонарушения должностным лицом на одном предприятии или же за время работы в разных организациях, руководитель, ранее привлеченный к административной ответственности за нарушение законодательства о труде и об охране труда по п. 1 ст. 5.27 КоАП РФ в одной организации, а затем в течение одного года совершивший аналогичное нарушение, являясь руководителем другой организации, может быть привлечен к ответственности согласно п. 2 ст. 5.27 КоАП РФ вне зависимости от указанных выше обстоятельств.
Проверка лица на наличие дисквалификации
Заключая трудовой договор с руководителем, уполномоченное лицо должно запросить в органе, ведущем реестр дисквалифицированных лиц, информацию о наличии у нового руководителя дисквалификации, пользуясь Инструкцией о порядке предоставления информации о дисквалифицированных лицах, утвержденной Приказом МВД РФ от 22.11.2006 N 957 (далее - Инструкция).
Согласно п. 2 Постановления Правительства РФ от 11.11.2002 N 805 "О формировании и ведении реестра дисквалифицированных лиц" (далее - Постановление N 805) этот реестр формируется и ведется МВД РФ и министерствами внутренних дел, управлениями (главными управлениями) внутренних дел субъектов РФ в целях обеспечения учета лиц, дисквалифицированных на основании вступивших в силу постановлений судов о дисквалификации, а также для обеспечения заинтересованных лиц информацией о дисквалифицированных.
В реестре указываются следующие сведения о дисквалифицированном лице (п. 3 Постановления N 805):
- фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, место жительства;
- в какой организации и на какой должности указанное лицо работало во время совершения правонарушения;
- дата совершения правонарушения, его суть и квалификация (указывается статья КоАП РФ);
- наименование органа, составившего протокол об административном правонарушении;
- срок дисквалификации, даты его начала и истечения;
- наименование суда, вынесшего постановление о дисквалификации;
- сведения о пересмотре постановления о дисквалификации;
- основания исключения из реестра дисквалификационных лиц;
- дата исключения из реестра дисквалифицированных лиц.
Информация, содержащаяся в реестре, является открытой для ознакомления. Заинтересованные лица вправе получить ее за плату в виде выписок о конкретном лице. Непосредственное исполнение запросов на получение информации из реестра в отношении конкретных лиц осуществляется главным информационным аналитическим центром МВД России и информационными центрами МВД, ГУВД, УВД по субъектам РФ. Срок предоставления информации, содержащейся в реестре, составляет не более пяти дней с даты получения указанными центрами соответствующего запроса. При наличии в реестре сведений о проверяемом лице инициатору запроса выдается выписка из реестра, а при отсутствии сведений - справка.
Запросы, направляемые с нарушением предъявленных требований, возвращаются заявителю без исполнения.
Рассмотрим подробнее условия получения сведений о наличии дисквалификации конкретного лица.
Во-первых, непосредственно гражданин, в отношении которого необходимо получить сведения о наличии дисквалификации, может самостоятельно обратиться в управление внутренних дел субъекта РФ с соответствующим запросом и бесплатно получить данные сведения в порядке, указанном выше. Образец заявления установлен в приложении 4 к Инструкции.
Приложение 4 к Инструкции о
порядке предоставления информации
о дисквалифицированных лицах
Образец
Начальнику ИЦ
МВД, ГУВД, УВД по по г. Пермь
--------------------------
(наименование субъекта РФ)
Заявление
Я, гражданин Российской Федерации
------------------------------------------------------------
(указать гражданство)
Смирнов
-------------------------------------------------------------------------
(настоящая фамилия, в скобках имевшиеся ранее)
Георгий Викторович
-------------------------------------------------------------------------
(имя, отчество)
16.04.1958, г. Пермь
-------------------------------------------------------------------------
(число, месяц, год и место рождения)
57 99 N 159273, выдан 14.08.1999 УВД Свердловского района г. Перми.
-------------------------------------------------------------------------
(серия, N паспорта, когда и кем выдан)
614990, г. Пермь, ул. Сибирская, д. 32, кв. 54,
-------------------------------------------------------------------------
(место регистрации)
Прошу сообщить информацию о наличии сведений обо мне в Реестре
дисквалифицированных лиц.
Информацию прошу выдать на руки, направить в ОВД по месту регистрации.
-----------------------------------------------------
(ненужное зачеркнуть)
"6" апреля 2010 г. Смирнов
-- ------------- - ---------------
(подпись)
Однако следует помнить, что работодатель не вправе требовать от работника предоставления такой справки, поскольку она не входит в перечень документов, предъявляемых при заключении трудового договора, указанных в ст. 65 ТК РФ. Работодатель может лишь попросить кандидата на вакантную должность представить такую справку, но в случае отказа будет вынужден сам обратиться в УВД субъекта с аналогичным запросом, с той разницей, что запрос будет составляться по форме, установленной в приложении 7 к Инструкции (образец см. на стр. 25), и при этом придется заплатить пошлину за предоставление соответствующей информации в установленном Правительством РФ размере (один МРОТ). Согласно п. 5 Федерального закона от 19.06.2006 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" с 01.01.2001 до внесения изменений в соответствующие федеральные законы, определяющие порядок исчисления налогов, сборов, штрафов и иных платежей, исчисление налогов, сборов, штрафов и иных платежей, осуществляемое в соответствии с законодательством РФ в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится исходя из базовой суммы, равной 100 руб. Квитанцию об оплате необходимо приложить к заявлению.
Если дисквалифицированное лицо в течение срока дисквалификации осуществляет деятельность по управлению юридическим лицом на прежней работе, а равно на новом месте работы, то в соответствии со ст. 14.23 КоАП РФ руководителю грозит наложение административного штрафа в размере 5 000 руб. А заключение с дисквалифицированным лицом договора (контракта) на управление юридическим лицом, а равно неприменение последствий прекращения его действия влечет наложение административного штрафа на юридическое лицо в размере до 100 000 руб.
Поэтому во избежание негативных последствий для организации, в том числе во избежание признания всех юридически значимых действий, совершенных в период руководства дисквалифицированным руководителем, недействительными в силу ничтожности, при приеме на работу руководителя необходимо проверять его по реестру дисквалифицированных лиц, а при наличии решения суда о дисквалификации - не затягивать расторжение трудового договора.
Приложение 7 к Инструкции о
порядке предоставления информации
о дисквалифицированных лицах
Образец
Начальнику ИЦ
МВД, ГУВД, УВД по по г. Пермь
--------------------------
(наименование субъекта РФ)
Запрос
Федеральное государственное унитарное предприятие
-------------------------------------------------------------------------
"Научно-исследовательский институт полимерных материалов"
-------------------------------------------------------------------------
(полное наименование организации)
614113, г. Пермь, ул. Чистопольская, 16.
-------------------------------------------------------------------------
(место регистрации юридического лица)
4713114570
-------------------------------------------------------------------------
(ИНН юридического лица)
614113, г. Пермь, ул. Чистопольская, 16.
-------------------------------------------------------------------------
(фактический адрес юридического лица)
в лице Вороновой Ирины Олеговны
-------------------------------------------------------------------------
(Ф.И.О.)
57 03 N 591224, выдан 08.01.2004 ОВД Кировского района г. Перми
-------------------------------------------------------------------------
(серия, N паспорта, когда и кем выдан)
г. Пермь, ул. Кировоградская, д. 98, кв. 47,
-------------------------------------------------------------------------
(место жительства, регистрации)
действующий на основании доверенности N 5 от 12.04.2009,
-------------------------------------------------------------------------
(наименование документа)
Прошу сообщить информацию о наличии сведений в отношении
Смирнова Георгия Викторовича
-------------------------------------------------------------------------
(настоящая фамилия, в скобках имевшиеся ранее, имя, отчество)
16.04.1958 года рождения, уроженца г. Пермь
------------------- -----------------------------
(число, месяц, год)
-------------------------------------------------------------------------
(полные сведения о месте рождения)
в Реестре дисквалифицированных лиц.
Квитанция о перечислении в федеральный бюджет платы за предоставление
информации, содержащейся в Реестре, и копия документа, подтверждающего
полномочия получения информации, прилагаются.
Информацию прошу выдать на руки, направить в ОВД по месту регистрации.
--------------------------------------------------------
(ненужное зачеркнуть)
"6" апреля 2010 г. Воронова
-- ------------- - ---------------
(подпись)
Г.А. Соловьева,
эксперт журнала "Отдел кадров бюджетного учреждения"
"Отдел кадров бюджетного учреждения", N 6, июнь 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"