Некоторые вопросы работы колледжа в учреждении
федеральной системы исполнения наказаний
Современное кризисное состояние российского общества характеризуется увеличением числа уголовно-наказуемых преступлений, совершаемых в обществе. При этом количество молодежи, отбывающей наказание в исправительных учреждениях России, неуклонно растет. Все меньше людей, однажды оказавшихся в местах лишения свободы, возвращается после освобождения к полноценной жизни.
Исправительная колония-2 Федеральной службы исполнения наказаний России по Свердловской области является одним из государственных учреждений входящих в пенитенциарную систему страны, направленную на исправление осужденных, возвращение в социум людей, способных без постороннего контроля вести достойную жизнь. Специфика процесса исправления состоит в том, что он происходит в рамках исполнения уголовного наказания.
На наш взгляд, важной задачей общества является не исправление человека, уже преступившего закон, а создание таких условий, при которых возможность совершения следующего правонарушения бывшим преступником в принципе исключается. Одним из подобных условий является возможность получения профессионального образования непосредственно в учреждениях исполнения наказания, что будет способствовать адаптации личности в обществе и даст каждому вышедшему на свободу больше возможностей при поиске своего места на рынке труда.
Возможность активного участия общества, организаций и учреждений в процессе реформирования пенитенциарной системы России является одним из показателей того, что уголовно-исполнительная система становится более открытой и доступной для всех, кто готов к плодотворному и взаимовыгодному сотрудничеству.
Однако ее решение ограничено реальным состоянием дел. В настоящий момент в учреждениях исполнения наказаний дается начальное профессиональное образование (обучение в профессиональных училищах, филиалы которых создаются в местах лишения свободы) и осуществляется профессиональная подготовка (обучение на производстве). Безусловно, данные возможности ограничивают осужденных в выборе уровней образования и специальностей.
Одним из перспективных направлений обучения осужденных является дистанционное обучение. Необходимость его введения вызвана отдаленностью исправительных учреждений от населенных пунктов, невозможностью оплачивать поездки преподавателей и др.
Расширению использования дистанционных форм обучения осужденных способствуют изменения, связанные с компьютеризацией образовательной среды, развитием телекоммуникационных технологий, позволяющих быстро получать информацию, иметь инструменты для ее передачи, обработки и хранения. Дистанционное обучение обладает рядом возможностей: построение индивидуальной образовательной траектории; консультации с преподавателем по электронной почте; профессиональное освоение персонального компьютера, современных средств коммуникации; организация самостоятельного обучения в условиях учебной информационной среды.
Несмотря на очевидные достоинства, организация дистанционного профессионального обучения осужденных наталкивается на ряд проблем.
Многие инициативы содействия осужденным чаще всего реализуются как временные проекты, что связано со сроками их реализации. Заканчиваются выделенное время и деньги - прекращается инициатива обучения осужденных. Необходимы долгосрочные отношения между учреждениями профессионального образования и исправительными учреждениями, которые ориентированы на конечный результат - успешное завершение образования и получение диплома.
Процесс обучения лиц в местах лишения свободы связан с финансированием образовательных программ. В адрес исправительных учреждений поступают обращения из учреждений высшего и среднего профессионального образования с предложением обучать осужденных, однако чаще всего они продиктованы стремлением получить прибыль.
Пенитенциарные учреждения совместно с учреждениями профессионального образования должны обеспечивать конституционные права осужденных на получение образования, требования законодательства по социальной реабилитации осужденных путем повышения их профессионального и образовательного уровня на бесплатной основе.
Необходимо отметить, что в настоящее время отмечается повышенный интерес к получению среднего профессионального образования со стороны самих осужденных. Образование осужденных должно быть направлено на то, чтобы, освободившись из мест лишения свободы, они смогли стать полноправными гражданами, обладающими знаниями и умениями, необходимыми для полноценной жизни в современном обществе. Это станет возможным, если учреждения профессионального образования будут постоянными участниками процесса социальной и профессиональной реабилитации осужденных.
С октября 2009 г. в Колледже автоматизации и информационных технологий N 20 Департамента образования г. Москвы организована заочная форма обучения с использованием дистанционных технологий для 14 осужденных, отбывающих наказание в исправительной колонии в Екатеринбурге. Обучение осуществляется по специальности "Прикладная информатика". Это первый опыт работы учреждения среднего профессионального образования г. Москвы в пеницитарной системе.
В рамках сотрудничества между колледжем и Исправительной колонией N 2 был заключен договор о сотрудничестве сторон по организации получения среднего профессионального образования для лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы в учреждении исполнения наказания. Обязанности между участниками соглашения были распределены следующим образом. Колледж обязуется организовать образовательный процесс в соответствии с учебными планами и программами с учетом особенностей режима отбывания наказания обучающихся, оказывать помощь администрации в воспитании обучающихся, их социальной адаптации, ходатайствует перед администрацией исправительного учреждения (ИУ) о поощрении обучающихся за успехи в учебе. В свою очередь ИУ берет на себя ответственность за ведение учета осужденных, подлежащих обучению, обеспечивает безопасность работников колледжа во время их нахождения на территории ИУ. Ниже дана схема сотрудничества колледжа и ИУ.
Схема
/-----------------\ /--------------------\
| ГОУ СПО Колледж | | ФБУ Исправительная |
| автоматизации и |----------------| колония-2 |
| информационных | | |
| технологий N 20 | Взаимовыгодное | |
|-----------------| сотрудничество |--------------------|
|Колледж получает:| | УИС получает: |
|- дополнительный |----------------|- возможность расши-|
|контингент; | |рения образователь- |
|- ресурс развития| |ной деятельности, |
|образовательного | |обладающей ресурсом |
|учреждения (уп- | |социальной и профес-|
|равленческий, | |сиональной реалиби- |
|кадровый, мате- | |тации осужденных |
|риальный, инфор- | | |
|мационный) | | |
\-----------------/ \--------------------/
В процессе реализации программ дистанционного обучения нами активно используется:
- кейсовая (портфельная) технология - технология, основанная на комплектовании наборов (кейсов) мультимедийных учебно-методических материалов (на бумажных, электронных и прочих носителях) и рассылке их обучающимся для самостоятельного обучения;
- интернет-технология - технология, базирующаяся на использовании современных "образовательных оболочек", которые включают инструментарий индивидуального, группового, тренингового обучения, форм интерактивного взаимодействия студентов с преподавателем и друг с другом, а также групповое проектирование и администрирование учебного процесса на основе широкого использования глобальной и локальной компьютерных сетей.
Реализация дистанционных технологий обучения предполагает наличие соответствующей материальной базы, которая создана в условиях колледжа. Она включает учебные кабинеты, оснащенные аудио- и видеотехникой, кабинеты персональных компьютеров, объединенных в локальную сеть, библиотеку, укомплектованную учебниками, учебными пособиями, планами и программами по всем изучаемым дисциплинам, а также комплектами аудио- и видеокурсов по ряду изучаемых дисциплин.
Для обучения осужденных студентов были разработаны информационные образовательные ресурсы по каждому модулю изучаемых дисциплин, представляющие собой учебно-методические комплексы, обеспечивающие эффективную работу по всем видам занятий в соответствии с учебным планом профессиональной образовательной программы по специальности 080802 "Прикладная информатика".
Заочное и дистанционное обучение осужденных в учреждении среднего профессионального образования способствует улучшению дисциплины, а стремление к получению знаний является важным условием повышения адаптационных способностей осужденных. Практика показывает, что рецидив преступности среди обучающихся оказывается во много раз ниже, чем у лиц, не обременяющих себя учебой в период отбывания наказания. Многие осужденные, которые в ходе отбывания наказания поступили учиться в учреждения профессионального образования, и после отбытия наказания, как правило, продолжают учебу.
Помимо обучения лиц, отбывающих наказание, перспективным, на наш взгляд, является и организация в учреждениях среднего профессионального образования профессионального обучения, переподготовки и повышения квалификации сотрудников учреждений исправительной системы, образовательный уровень которых, как правило, недостаточно высок.
Таким образом, развитие и совершенствование форм предоставления образования в виде дистанционного обучения способны удовлетворять запросы не только осужденных с учетом их профессиональных устремлений, но и сотрудников системы исполнения наказания.
Е.Е. Пашохонова,
заместитель директора ГОУ СПО Колледж автоматизации
и информационных технологий N 20,
кандидат педагогических наук
А.Д. Бирюкова,
методист ГОУ СПО Колледж N 20
"Гражданин и право", N 7, июль 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Некоторые вопросы работы колледжа в учреждении федеральной системы исполнения наказаний
Авторы
Е.Е. Пашохонова - заместитель директора ГОУ СПО Колледж автоматизации и информационных технологий N 20, кандидат педагогических наук
А.Д. Бирюкова - методист ГОУ СПО Колледж N 20
"Гражданин и право", 2010, N 7