Возврат субсидии
Как известно, одна из основных задач, стоящих перед автономным учреждением, - выполнение задания учредителя. В рамках выполнения задания АУ занимается основной деятельностью - деятельностью, непосредственно направленной на достижение целей, ради которых учреждение создано. При этом учредитель не только выдает задание, но и финансирует его путем предоставления субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ. В каких случаях учредитель может потребовать возврата субсидии?
Задание учредителя АУ является не чем иным, как государственным (муниципальным) заданием, используемым в соответствии с п. 2 ст. 69.2 БК РФ при составлении проектов бюджетов для планирования бюджетных ассигнований на оказание государственными (муниципальными) учреждениями и иными некоммерческими организациями государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ). Именно поэтому со следующего года оно так и будет именоваться в Законе об автономных учреждениях*(1) (в редакции Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ): "государственное (муниципальное) задание". Автономное учреждение не вправе отказаться от выполнения задания учредителя.
Определение условий и порядка формирования задания, а также порядка финансового обеспечения его выполнения лежит на плечах:
- Правительства РФ - в отношении федеральных автономных учреждений;
- высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ - в отношении государственных автономных учреждений;
- местной администрации - в отношении муниципальных автономных учреждений.
При составлении задания учитываются требования п. 1 ст. 69.2 БК РФ, в котором приведены условия, подлежащие обязательному включению в государственное (муниципальное) задание. Итак, государственное (муниципальное) задание должно содержать:
- выписку из реестра расходных обязательств по расходным обязательствам, исполнение которых необходимо для выполнения задания;
- показатели, характеризующие состав, качество и объем (содержание) оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ). Эти показатели определяются на основании установленных в соответствии с законодательством нормативных требований к составу, качеству и объему услуг, порядку их оказания (например, государственные и муниципальные стандарты). В случае отсутствия указанных нормативных требований обозначенные показатели определяются учредителем для каждого автономного учреждения с учетом особенностей организации предоставления услуг в данном учреждении и его материально-технического обеспечения;
- порядок контроля за исполнением задания, в том числе условия и порядок его досрочного прекращения;
- требования к отчетности об исполнении государственного (муниципального) задания.
Кроме того, государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам, помимо вышеизложенных условий, должно содержать:
- определение категорий физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг. Здесь указываются категории потребителей, имеющих право на получение в рамках задания услуг на бесплатной и (или) частично платной основе, а также количество потребителей этих услуг. К потребителям, имеющим право на получение частично платных услуг, относятся те потребители, обслуживание которых частично финансируется субсидией, предоставляемой учредителем автономного учреждения для выполнения задания. Причем в перечне потребителей услуг такие потребители указываются обособленно;
- порядок оказания соответствующих услуг. Здесь, как правило, описываются основные процедуры оказания услуг автономным учреждением, порядок информирования потенциальных потребителей об оказании услуг, приводится перечень оснований для приостановления оказания услуг или отказа в оказании услуг;
- предельные цены (тарифы) на оплату соответствующих услуг физическими или юридическими лицами в случаях, если законодательством РФ предусмотрено их оказание на платной основе, либо порядок установления указанных цен (тарифов).
Финансовое обеспечение выполнения задания осуществляется за счет бюджетных ассигнований путем предоставления автономному учреждению:
- субсидии на возмещение нормативных затрат на оказание им услуг (выполнение работ) физическим и юридическим лицам;
- субсидии на возмещение нормативных затрат на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за АУ учредителем или приобретенного учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем для этих целей, а также на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки. Субсидия не выделяется на содержание имущества, сданного с согласия учредителя в аренду.
Напоминание. Недвижимым и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за АУ учредителем или приобретенным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества, автономное учреждение без согласия учредителя распоряжаться не вправе (п. 2 ст. 3 Закона об автономных учреждениях). В противном случае учредитель может отобрать это имущество, как используемое не по целевому назначению.
Размер субсидий определяется исходя из нормативных затрат на оказание услуг (выполнение работ) и нормативных затрат на содержание имущества АУ. В свою очередь, размер нормативных затрат рассчитывается учредителем на основании утвержденных нормативов затрат на оказание услуг физическим и юридическим лицам в рамках задания и норматива затрат на содержание соответствующего недвижимого и особо ценного движимого имущества и уплату налогов. О том, как производится данный расчет, мы писали в N 5, 2010 (стр. 44). В том случае, если услуги будут оказываться частично за плату, возмещение части нормативных затрат, финансируемой за указанную плату, за счет субсидий не осуществляется.
Учтите, размер нормативных затрат на оказание услуг зависит от количества потребителей услуг, а размер нормативных затрат на содержание имущества - нет.
В том случае, если фактически автономное учреждение выполнит задание не в полном объеме либо оказанные услуги не будут соответствовать качеству, определенному в задании, учредитель вправе сократить размер субсидии либо потребовать частичного или полного возврата предоставленной АУ субсидии. При этом, каким образом определяется размер субсидии, подлежащей возврату, нигде не сказано, другими словами, в этой части учредитель, как говорится, хозяин-барин. В то же время логично предположить, что в случае выполнения задания не в полном объеме (например, оказания услуг потребителям в меньшем объеме), учредитель может потребовать возврата субсидии, размер которой будет определен:
- исходя из норматива затрат на оказание услуги одному потребителю (за вычетом средств, подлежащих к оплате от потребителей, если услуги должны были быть оказаны на частично платной основе);
- исходя из количества потребителей, которым услуги не были оказаны.
Пример 1
Автономному учреждению с целью выполнения задания были выделены субсидии в размере 2 500 000 руб., в том числе на оказание услуг 4 500 посетителям на бесплатной основе - 1 800 000 руб. и содержание имущества - 700 000 руб. Автономное учреждение в рамках выполнения задания оказало услуги 3 000 посетителей.
Автономное учреждение выполнило задание учредителя не в полном объеме, поэтому учредитель потребовал возврата субсидии в размере 600 000 руб. (1 800 000 руб. / 4 500 пос. х 1 500 пос.).
Пример 2
Автономному учреждению было выдано задание оказать услуги потребителям (физическим и юридическим лицам) на бесплатной (1 000 потребителей) и частично платной (4000 потребителей) основе. Финансовое обеспечение выполнения задания осуществлено в виде субсидий в размере 2 860 000 руб., в том числе на оказание бесплатных услуг - 800 000 руб., оказание частично платных услуг - 1 400 000 руб., содержание имущества - 660 000 руб. Автономное учреждение оказало услуги на бесплатной основе 750 потребителям, а на платной - 3 800 потребителям.
В рассматриваемой ситуации учредитель потребовал возврата субсидии в размере 270 000 руб. (800 000 руб. / 1 000 пот. х 250 пот. + 1 400 000 руб. / 4 000 пот. х 200 пот.).
А потребует ли учредитель возврата субсидии, если задание в части оказания частично платных услуг будет перевыполнено, а по бесплатным услугам, наоборот, недовыполнено? Скорее всего, да, если объем задания не будет пересмотрен.
Как правило, в соглашении, заключаемом между учредителем и автономным учреждением, указывается, что учредитель вправе принять решение об изменении задания в случае фактического исполнения задания учреждением в большем объеме, чем это предусмотрено заданием, повлекшем увеличение расходов АУ. Поэтому рекомендуем обратиться к учредителю с просьбой об изменении объема задания до того, как оно будет перевыполнено, поскольку учредитель может и не профинансировать перевыполнение. Либо согласовать с учредителем, увеличит ли он объем финансового обеспечения при фактическом исполнении задания в большем объеме.
Пример 3
Изменим условия примера 2. Автономное учреждение оказало услуги на частично платной основе 4 200 потребителям.
Поскольку объем задания не был пересмотрен, учредитель потребовал возврата субсидии в размере 200 000 руб. (800 000 руб. / 1 000 пот. х 250 пот.). Тот факт, что в отношении частично платных услуг задание было перевыполнено, роли не играет.
* * *
Одна из основных обязанностей автономного учреждения - выполнение задания учредителя, финансирование которого осуществляется последним путем предоставления субсидий. При выполнении задания объем субсидии не может быть сокращен. Однако если задание будет выполнено в меньшем объеме, чем это предусмотрено заданием учредителя, или с качеством, не удовлетворяющим установленному заданию либо требованиям к соответствующим услугам, то учредитель вправе уменьшить объем субсидии и (или) потребовать полного возврата предоставленных АУ субсидий. При фактическом исполнении задания в большем объеме учредитель вправе (но не обязан) пересмотреть объем субсидии. В связи с этим автономному учреждению следует осторожно относиться к перевыполнению задания учредителя.
О.В. Давыдова,
главный редактор журнала "Автономные организации:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Автономные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", N 7, июль 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"