Собираетесь дать взятку? Это надо знать
Есть такая старая русская традиция - взятка. Наверняка каждому из нас приходилось "выражать благодарность", "откупаться" или "давать на лапу". Наверное, уже даже дети знают разницу между взяткой и подарком.
Все мы знаем, что дача взятки - тоже преступление, но ведь велик соблазн решить дело побыстрее и подешевле...
И несмотря на антикоррупционные инициативы, уголовных дел по факту дачи или получения взяток возбуждается все больше.
Говоря о взяточниках, т.е. тех, кто берет взятки, часто забывают, что факт одной взятки - это совершение двух видов преступлений:
получение взятки (ст. 290 УК РФ);
дача взятки (ст. 291 УК РФ).
Давайте поговорим о том, чем отличается взятка от подарка, а также о том, что надо знать, чтобы не "попасть под статью".
Подарок подходящий, без последствий
Статья 575 ГК РФ запрещает подарки:
работникам образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, и аналогичных организаций, в том числе организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, гражданами, находящимися в них на лечении, содержании или воспитании, супругами и родственниками этих граждан;
лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, государственным служащим, муниципальным служащим, служащим Банка России в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей;
в отношениях между коммерческими организациями.
Подарки же, полученные госслужащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и другими официальными мероприятиями, признаются федеральной собственностью и собственностью субъекта РФ и передаются по акту в государственный орган, в котором государственный служащий замещает должность государственной службы, за исключением случаев, установленных ГК РФ.
Исключение указано в той же статье 575 ГК РФ: госслужащим и служащим органов муниципальных образований можно преподносить "обычные" подарки не дороже 3000 руб. (на Новый год, 8 марта, 23 февраля, День защиты детей или День учителя и т.п.).
Статья 17 Федерального закона от 27.07.04 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" запрещает госслужащим получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от граждан и компаний (подарки, денежные средства, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Впрочем, гражданский служащий, сдавший подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, служебной командировкой или другим официальным мероприятием, может его выкупить.
Речь идет именно о подарке, заметьте это! А смысл дарения любого подарка - безвозмездная передача имущества, обязательство передать его, освобождение от передачи и т.д.; короче говоря, это акт, который не предусматривает встречной передачи вещи или прав либо встречного обязательства (ст. 572 ГК РФ).
Когда подарок становится взяткой
Подарок становится взяткой тогда, когда его стоимость превышает установленный законом порог.
Но если условием вручения такого подарка является выполнение одаряемым определенных действий (либо воздержание от них) с использованием служебного положения, то подарок становится взяткой независимо от того, сколько он стоит. Преподнесли, к примеру, чиновнику телефон Vertu, изготовленный из стали с черной керамикой (цена у официальных дилеров более 10 000 евро), а он на поверку оказывается изготовленным в Китае и стоит всего-то-навсего 2500 руб.
Вроде бы цена подходящая. Однако если будет доказано, что условием вручения такого телефона выступало, например, получение положительного заключения, необходимого разрешения и т.д., то есть все основания для возбуждения уголовного дела.
Кто он, взяточник?
Не каждый чиновник или госслужащий может быть привлечен за получение взятки. В соответствии с примечанием к статье 285 УК РФ получателем взятки может быть лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию:
осуществляющее функции представителя власти либо
выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
К представителям власти относятся:
лица, осуществляющие законодательную, исполнительную или судебную власть;
работники государственных, надзорных или контролирующих органов, наделенные в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, а также организациями независимо от их ведомственной подчиненности.
Организационно-распорядительные функции - это, например:
руководство коллективом;
расстановка и подбор кадров;
организация труда или службы подчиненных;
поддержание дисциплины;
применение мер поощрения;
наложение дисциплинарных взысканий.
К административно-хозяйственным функциям могут быть, в частности, отнесены:
управление и распоряжение имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций и учреждений, воинских частей и подразделений;
принятие решений о начислении заработной платы, премий;
осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения и т.п.
Не могут быть привлечены за получение взятки работники государственных органов и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, исполняющие в них профессиональные или технические обязанности, которые не относятся к организационно-распорядительным или административно-хозяйственным функциям.
Статья 290 Уголовного кодекса
Согласно статье 290 УК РФ получение должностным лицом лично или через посредника взятки за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно и за общее покровительство или попустительство по службе наказывается штрафом в размере от 100 000 до 500 000 руб.
Максимальное наказание - лишение свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Крупный размер взятки (свыше 150 000 руб.), участие в передаче и приеме взятки группы лиц по предварительному сговору, а также сопряженное с вымогательством - это квалифицирующие признаки преступления, усиливающие ответственность.
Если за взятку совершаются незаконные действия (бездействие), то взяточник может быть наказан лишением свободы от трех до семи лет с запретом занимать определенные должности или вести определенную деятельность на срок до трех лет.
Под действиями (бездействием) должностного лица, которые оно должно совершить в пользу взяткодателя, понимаются такие действия, которые он правомочен или обязан был выполнить в соответствии с возложенными на него служебными полномочиями.
Незаконные действия должностного лица не вытекают из его служебных полномочий, совершаются вопреки интересам службы и могут содержать признаки преступления либо иного правонарушения.
Борзыми щенками? Это совсем иное дело...
Бытует мнение, что брать и давать можно, но только не деньгами, а "борзыми щенками" - путевочку на курорт, КамАЗ щебня, ремонт в квартире. Увы, по смыслу закона предметом взятки или коммерческого подкупа наряду с деньгами, ценными бумагами и иным имуществом могут быть выгоды или услуги имущественного характера, оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате, - те же путевки, ремонты, песок и щебень. А также занижение стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими ссудами.
Более того, получение таких благ "не себе, а деткам", т.е. родным и близким должностного лица с его согласия либо при отсутствии его возражений, также квалифицируется как получение взятки.
Дача взятки - тоже криминал
Взяткодатель тоже без внимания Уголовного кодекса не остался. Специально для него статья 291 УК РФ предусматривает санкции за дачу взятки должностному лицу лично или через посредника - штраф до 200 000 руб. или лишение свободы до трех лет.
Взятка должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий (бездействия) влечет за собой более суровое наказание - штраф до 500 000 руб. или лишение свободы на срок до восьми лет.
Есть два условия, при которых взяткодатель освобождается от уголовной ответственности:
имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица или
взяткодатель добровольно сообщил органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки.
По поводу второго условия, полагаем, все понятно. Более того, сообщение (письменное или устное) должно признаваться добровольным независимо от мотивов, которыми руководствовался заявитель. Не может признаваться добровольным сообщение, сделанное в связи с тем, что о даче взятки или коммерческом подкупе стало известно органам власти.
Однако что следует понимать под вымогательством?
Вымогательство - это требование должностного лица или лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, дать взятку либо передать незаконное вознаграждение в виде денег, ценных бумаг, иного имущества при коммерческом подкупе под угрозой совершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересам гражданина либо поставить последнего в такие условия, при которых он вынужден дать взятку либо совершить коммерческий подкуп с целью предотвращения вредных последствий для его правоохраняемых интересов.
Не является вымогательством угроза совершения правомерных действий. Пример из практики: директор получил деньги за то, что подписал акты приемки работ по капремонту, которые в реальности были выполнены не в полном объеме. Суд признал, что угроза сообщить в уполномоченный орган о некачественно выполненной подрядчиком работе не образует состава вымогательства. Недоделки имели место, а угроза со стороны взяткополучателя совершить в отношении взяткодателя законные действия, хотя и ущемляющие его интересы, не является вымогательством (определение Верховного суда N 72-Д09-12).
Взятку получил "не тот"
Чиновник получил взятку за совершение действий, которые он не мог совершить (из-за отсутствия служебных полномочий или невозможности использовать свое служебное положение). Это не взятка - это мошенничество, т.е. статья 159 УК РФ.
Однако тот, кто вручил ему эту взятку, будет отвечать за покушение на дачу взятки или коммерческий подкуп, если передача ценностей преследовала цель совершения желаемого для него действия (бездействия) указанными лицами.
Неудачное посредничество
Некое лицо получает от кого-либо деньги или иные ценности якобы для передачи должностному лицу или лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, в качестве взятки либо предмета коммерческого подкупа и, не намереваясь этого делать, присваивает их.
В таком случае речь идет не о взятке, а о мошенничестве.
При этом владелец денег или иных ценностей подлежит привлечению к ответственности за покушение на дачу взятки или коммерческий подкуп.
Не имеет значения, называлось ли конкретное должностное лицо или лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, которому предполагалось передать взятку или незаконное вознаграждение при коммерческом подкупе.
А как же деньги?
Но что происходит с деньгами, ценностями и иным имуществом, которое было получено в результате передачи взятки?
Все эти блага подлежат конфискации (ст. 104.1 УК РФ) и обращению в доход государства как нажитые преступным путем (п. 4 ч. 3 ст. 81 УПК РФ).
Освобождение взяткодателя от уголовной ответственности по мотивам добровольного сообщения о совершении преступления не означает отсутствия в действиях этих лиц состава преступления. Они не могут признаваться потерпевшими и не вправе претендовать на возвращение им ценностей, переданных в виде взятки.
Иное дело, если в отношении лица были заявлены требования о даче взятки или о незаконной передаче денег, ценных бумаг, иного имущества в виде коммерческого подкупа, если до передачи этих ценностей лицо добровольно заявило об этом органу, имеющему право возбуждать уголовное дело, и передача денег, ценных бумаг, иного имущества проходила под их контролем с целью задержания с поличным лица, заявившего такие требования.
В таком случае предмет взятки подлежит возврату их владельцу. Если для предотвращения вредных последствий лицо было вынуждено передать вымогателю деньги, другие ценности, то они подлежат возврату их владельцу.
А. Князев,
кандидат юридических наук
"Практический бухгалтерский учет", N 7, июль 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Практический бухгалтерский учет"
ООО Издательский дом "Бухгалтерия и банки"
Издание зарегистрировано в Министерстве по печати, телерадиовещанию и средствам массовой коммуникации РФ ПИ N 77-11140
Адрес редакции: 127055, Москва, а/я 3
Тел.: (495) 684-27-04, 684-27-820
Факс: (495) 631-13-22
E-mail: post@pbu.ru
Адрес в Internet: www.pbu.ru
Подписные индексы:
"Роспечать" - 80500
"Почта России" - 99455