Учет автомобильных шин
Одним из основных элементов ходовой части автомобиля являются пневматические шины.
Автомобильные шины различаются по назначению, способу герметизации, конструкции и форме профиля. На основании руководства по эксплуатации для каждой конкретной марки и модели автомобиля, автобуса, троллейбуса, прицепа или полуприцепа выбирается свой тип пневматических автомобильных шин: по размерам, моделям, несущей способности, скорости, типу рисунка протектора.
Комплект пневматических шин для камерных шин легковых автомобилей состоит из покрышки и камеры с вентилем, снабженным колпачком или колпачком-ключиком. А для камерных шин грузовых автомобилей - из покрышки, камеры с вентилем и ободной ленты.
Для бескамерных шин легковых и грузовых автомобилей в комплект шин входит лишь покрышка.
В отличие от других запасных частей шины имеют свою специфику: их замена производится не только в связи с износом, но и в связи с изменениями природно-климатических условий. Ведь с наступлением зимнего сезона в целях безопасности дорожного движения даже новые летние шины могут быть заменены на зимние. Весной же летние шины возвращаются на автомобиль, а летние - на склад.
Некоторые организации предпочитают экономить на резине и приобретают так называемые всесезонные шины, которые пригодны для эксплуатации и зимой и летом.
Бухгалтерский учет автомобильных шин
Приобретение автомобильных шин
Автомобильные шины, приобретенные отдельно от транспортного средства, включаются в состав материально-производственных запасов и учитываются на субсчете 10-5 "Запасные части" (Инструкция по применению Плана счетов, утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).
Так как автомобильные шины могут не только находиться на складе, но и передаваться сторонней организации для ремонта и восстановления, к субсчету 10-5 открываются регистры аналитического учета:
- "Автомобильные шины на складе";
- "Автомобильные шины в ремонте и на восстановлении".
В процессе эксплуатации транспортного средства организация может ежесезонно менять зимнюю резину на летнюю и наоборот, а также производить замену полностью изношенных автомобильных шин на аналогичную новую резину.
Поэтому на субсчете "Автомобильные шины на складе" раздельно учитываются:
- новые шины, находящиеся на складе;
- автошины, снятые со списанных автомобилей и прицепов, но годные к дальнейшему использованию без ремонта;
- отремонтированная и подлежащая восстановлению автомобильная резина.
Учет автомобильных шин осуществляется в соответствии с ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов" (утв. приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н).
Напомним, что с 1 января 2008 года вступил в силу приказ Минфина России от 06.03.2007 N 26н, который внес в ПБУ 5/01 существенные изменения. В частности, из пункта 4 было исключено положение, согласно которому ПБУ 5/01 не применялось к активам, срок полезного использования которых превышает 12 месяцев. В результате исчезло последнее противоречие в нормативных актах по бухгалтерскому учету, которые регулируют порядок учета автомобильных шин, которые в свою очередь используются организацией свыше 1 года.
Автомобильные шины, приобретенные у поставщика, отражаются в бухгалтерском учете по фактической стоимости (п. 5 ПБУ 5/01). Она складывается из продажной стоимости, расходов по доставке и других затрат, связанных с их покупкой.
Сезонная замена шин
Нельзя рассматривать замену летней резины на зимнюю как частичную ликвидацию основного средства с его последующим дооборудованием.
Заметим, что в нормативных документах по бухгалтерскому учету нет четкого определения понятий "частичная ликвидация" и "дооборудование". Поэтому мы будем опираться на те положения, которые приведены в ПБУ 6/01 "Учет основных средств" (утв. приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н) в отношении частичной ликвидации.
При частичной ликвидации происходит частичное выбытие основного средства без замены выбывшей части на аналогичную (п. 29 ПБУ 6/01). Иными словами, при частичной ликвидации демонтируется часть объекта без дальнейшего восстановления. В этом случае первоначальная стоимость основного средства изменяется (п. 14 ПБУ 6/01). Так как часть объекта выбывает, то первоначальная стоимость основного средства должна быть уменьшена на стоимость выбывшей части.
Определение "дооборудование" мы возьмем из налогового законодательства. Там сказано, что к дооборудованию объекта основных средств относятся работы, которые вызваны изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами (п. 2 ст. 257 НК РФ).
Как известно, при сезонной замене шин автомобиль не приобретает новых качеств, его технологическое или служебное назначение не меняется. Следовательно, установку сезонной резины нельзя рассматривать как дооборудование автомобиля.
Получается, что сезонную замену шин нельзя рассматривать как совокупность двух процессов - частичную ликвидацию и дооборудование.
Передача в эксплуатацию сезонного комплекта шин не может рассматриваться как ремонт автомобиля. Как известно, под ремонтом понимается комплекс работ, проводимых с целью восстановления работоспособности основного средства, потерянной в результате отказа, повреждения, износа или выработки ресурса. При замене зимней резины на летнюю целью проводимых работ является не замена изношенных комплектующих частей на новые, а адаптация транспортного средства к местным климатическим условиям.
В зимний сезон замена летних шин на зимние является необходимым условием поддержания эксплуатационных свойств автомобиля, поскольку зимние шины позволяют автомобилю свободно двигаться на обледенелых и заснеженных дорогах. Использование же зимних шин в летний сезон может привести к аварийной ситуации, поскольку по сравнению с летними они снижают курсовую устойчивость и управляемость, комфортабельность и тормозные качества автомобиля.
Поэтому замену сезонных шин следует рассматривать как содержание основного средства с целью поддержания эксплуатационных свойств этого объекта (п. 66 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утв. приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н).
Установка сезонных шин
Поскольку шины в бухгалтерском учете отражаются на счете 10, их передача в эксплуатацию близка по экономическому смыслу к передаче материалов в производство.
При передаче шин в эксплуатацию в бухгалтерском учете производится единовременное списание их стоимости на счета учета затрат (п. 93 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утв. приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н).
При этом все условия для признания расхода, установленные пунктом 16 ПБУ 10/99 "Расходы организации" (утв. приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н), будут выполнены:
- расход произведен в соответствии с обычаями делового оборота;
- сумма расхода может быть достоверно определена;
- в результате установки шин на транспортное средство произошло уменьшение экономических выгод организации.
При передаче в использование автомобильные шины оцениваются, как правило, по себестоимости каждой единицы (п. 16 ПБУ 5/01).
Пример 1
ООО "Добрый путь" зимой 2009 года приобрело легковой автомобиль с зимним комплектом шин. Автомобиль используется в управленческих целях.
В апреле 2010 года был приобретен комплект летней резины (4 шт.) за 7 080 руб., в том числе НДС - 1 080 руб. В том же месяце он был установлен на автомобиль.
В бухгалтерском учете ООО "Добрый путь" были сделаны следующие проводки:
6 000 руб. - на склад оприходован комплект летней резины;
1 080 руб. - отражена сумма "входного" НДС;
Дебет 68, субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19
1 080 руб. - сумма "входного" НДС предъявлена к налоговому вычету;
6 000 руб. - шины установлены на легковом автомобиле.
Заметим, что на счете 10 "Материалы" не могут числиться активы, которые находятся в эксплуатации. Исключением в данном случае являются специальные инструменты, приспособления, оборудование, одежда. Передача специальной оснастки и специальной одежды в производство (эксплуатацию) отражается в бухгалтерском учете:
- по дебету счета 10 "Материалы", субсчет "Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации",
- и по кредиту счета 10 "Материалы", субсчет "Специальная оснастка и специальная одежда на складе".
Это установлено пунктом 20 Методических указаний по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды, утвержденных приказом Минфина России от 26.12.2002 N 135н.
Однако автомобильные шины не относятся ни к специальным приспособлениям, ни к специальному оборудованию. Поэтому учитывать их подобным образом нельзя.
Учет сезонных шин, снятых с автомобиля
Сезонные шины, которые были сняты с транспортного средства в связи со сменой сезона и оприходованы на склад, не относятся ни к неиспользованным материалам, ни к возвратным отходам. С одной стороны, они уже находились в эксплуатации (были использованы), а с другой - они не утратили своих потребительских свойств.
Тем не менее, оприходование сезонных шин следует отражать по дебету счета 10-5 "Запасные части" в корреспонденции с кредитом счета учета затрат (20, 23, 26, 29, 44...). Таким образом, производится уменьшение затрат на производство (или расходов на продажу) текущего отчетного периода на сумму возвращенных на склад автомобильных шин.
Снятые с автомобилей шины, которые еще можно использовать без ремонта, учитываются по стоимости, рассчитанной с учетом износа, который определяется исходя из пробега.
Для того чтобы определить стоимость снятых с колес автошин, организация может самостоятельно установить нормы эксплуатационного пробега, ориентируясь на технические характеристики соответствующих шин. В этой работе бухгалтеру помогут Временные нормы эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств РД 3112199-1085-02. Было установлено, что указанные нормы действуют лишь до 1 января 2004 года, однако Распоряжением Минтранса России от 05.01.2004 за N АК-1-Р их действие было продлено до 1 января 2007 года.
По решению комиссии Минтранса России от 18.04.2006 его действие опять же было продлено до вступления в силу соответствующих технических регламентов (Информационное письмо Минтранса России от 07.12.2006 N 0132-05/394). Подобное решение принято в целях обеспечения безопасности эксплуатации автотранспортных средств и рационального нормирования пробега автомобильных шин.
Нормы эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств устанавливаются организациями на основе среднестатистического пробега шин, поправочные коэффициенты к которым используются в зависимости от условий эксплуатации транспортного средства. При этом норма эксплуатационного пробега шины не должна быть ниже 25% от среднестатистического пробега (п. 3.3 Временных норм).
Среднестатистический пробег шин российского производства для легковых автомобилей составляет приблизительно 40-45 тыс. км, для шин зарубежного производства - 50-55 тыс. км. Пробег шин грузовых автомобилей существенно выше:
- для отечественных шин он может достигать 100 тыс. км;
- шин зарубежного производства - до 180 тыс. км.
Для того чтобы рассчитать стоимость шин, возвращенных на склад, бухгалтеру необходимо на основании путевых листов определить пробег автомобильных шин за время их фактической эксплуатации. А затем рассчитать необходимый показатель по формуле:
Стоимость Норма Норма Цена
возвращенных = (пробега - фактический) : пробега х приобретения
на склад шин шины пробег шины шины
Пример 2
Используем условия примера 1.
В октябре 2010 года комплект летней резины был снят с автомобиля и оприходован на склад.
Первоначальная стоимость каждой шины составляет 1 500 руб. Норма пробега этих шин, установленная организацией, равна 50 тыс. км. За период эксплуатации фактический пробег составил 20 тыс. км. Следовательно, стоимость возвращенных на склад каждой шины равна 900 руб. ((50 000 км - 20 000 км) : 50 000 км х 1 500 руб.).
В бухгалтерском учете ООО "Добрый путь" были сделаны такие проводки:
3 600 руб. (900 руб. х 4 шт.) - на склад оприходован комплект летней резины, снятый с легкового автомобиля.
Налоговый учет автомобильных шин
Транспортное средство, которое организация приобретает, учитывается как единый инвентарный объект не только в бухгалтерском учете, но и в целях налогообложения.
Автомобильные шины, которые приобретаются организацией отдельно от автомобиля, в состав амортизируемого имущества не включаются, а учитываются в составе расходов на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном (актуальном) состоянии (пп. 2 п. 1 ст. 253 НК РФ).
Если осуществляется замена сезонных шин, то расходы на приобретение нового комплекта шин следует квалифицировать как материальные расходы на приобретение материалов, используемых на содержание основных средств (пп. 2 п. 1 ст. 254 НК РФ).
Если происходит замена изношенных шин, то расходы на их приобретение квалифицируют как ремонт основных средств и признают для целей исчисления налога на прибыль на основании п. 1 ст. 260 НК РФ.
Расходы на приобретение автомобильных шин следует признавать в целях налогообложения на дату передачи их в использование, то есть на дату установки шин на автомобиль (п. 2 ст. 272 НК РФ).
Что касается сезонных шин, снятых с автомобиля и переданных на склад, то в налоговом учете стоимость этих активов не отражается. Дело в том, что сумма материальных расходов уменьшается на стоимость:
- остатков материально-производственных запасов, переданных в производство, но не использованных в производстве на конец месяца (п. 5 ст. 254 НК РФ);
- возвратных отходов (п. 6 ст. 254 НК РФ).
Остатки материально-производственных запасов оцениваются по той же стоимости, по которой они были включены в состав расходов при списании.
Шины, снятые с транспортного средства, не могут быть квалифицированы как товарно-материальные ценности, не использованные в производстве на конец месяца. Ведь шины были установлены на автомобиле, а значит, использовались, изнашивались и утратили свое первоначальное состояние. В то же время использованные шины нельзя рассматривать в качестве возвратных отходов.
Под возвратными отходами понимаются остатки сырья и материалов, полуфабрикатов и других видов материальных ресурсов, образовавшихся в процессе производства товаров (выполнения работ, оказания услуг), частично утратившие потребительские качества исходных ресурсов и в силу этого используемые с повышенными расходами или не используемые по прямому назначению. Сезонные шины под это определение не подпадают.
Следовательно, в целях налогообложения они не могут рассматриваться ни как остатки запасов, ни как возвратные отходы. А значит, сумма материальных расходов не уменьшается на стоимость сезонных шин, снятых с транспортного средства.
В результате при оприходовании снятых шин на склад в бухгалтерском учете образуется налогооблагаемая временная разница: сумма расходов по данным бухгалтерского учета меньше, чем сумма расходов по данным налогового учета (п. 12 ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций", утв. приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н). На основании этой разницы формируется отложенное налоговое обязательство.
Пример 3
Используем условия предыдущих примеров.
В налоговом учете стоимость автомобильных шин, оприходованных на склад, не учитывается. В результате возникает налогооблагаемая временная разница в размере 3 600 руб., на основании которой сформировано отложенное налоговое обязательство:
Дебет 68, субсчет "Расчеты по налогу на прибыль" Кредит 77
864 руб. (3 600 руб. х 24%) - сформировано отложенное налоговое обязательство.
Временная разница будет погашена при установке комплекта летней резины на автомобиль.
Приобретение автомобиля
Транспортные средства являются основными средствами, которые принимаются к учету как отдельные инвентарные объекты со всеми устройствами, принадлежностями и комплектующими, необходимыми для их эксплуатации (п. 6 ПБУ 6/01). При покупке автомобиля шины включаются в его комплектацию, то есть являются той частью транспортного средства, которая необходима для его нормальной работы. Отдельно от автомобиля шины не могут выполнять свои функции.
Несмотря на то что срок полезного использования шин существенно отличается от срока полезного использования транспортного средства, учитывать шины как самостоятельный инвентарный объект основных средств нельзя.
По своей сути автомобильные шины являются комплектующими изделиями, а не средством труда. Они не относятся к основным средствам и упомянуты в Общероссийском классификаторе основных фондов (ОК 013-94, утвержден постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359).
Поэтому автомобильные шины, которые поступили вместе с автомобилем (на колесах и в качестве "запаски"), учитываются вместе с автомобилем как один инвентарный объект. В первоначальную стоимость транспортного средства включаются стоимость запасного колеса с покрышкой, камерой и ободной лентой, а также комплекта инструментов. Об этом говорится в пункте 10 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н.
Аналогичное положение можно найти и в Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета и финансово-хозяйственной деятельности. В инструкции к счету 10 "Материалы", субсчет 10-5 "Запасные части", сказано, что автомобильные шины (покрышка, камера и ободная лента), находящиеся на колесах и в запасе при транспортном средстве, включаемые в его первоначальную стоимость, учитываются в составе основных средств.
При замене комплекта шин, стоимость которых включена в первоначальную стоимость автомобиля, в бухгалтерском учете проводки делать не следует, поскольку стоимость этих шин определить невозможно. В то же время необходимо вести количественный учет автомобильных шин, поступивших на склад и выданных со склада в связи со сменой сезона.
Учет расходов на ремонт и восстановление шин
В процессе эксплуатации шины изнашиваются. Если рисунок протектора шины достиг предельно допустимой отметки, автомобильные шины снимаются с эксплуатации.
Предельным износом рисунка протектора считается такой износ, когда остаточная высота выступов рисунка протектора имеет минимально допустимую величину, при которой шина должна сниматься с эксплуатации. Подобный "минимум" составляет:
- для шин легковых автомобилей - 1,6 мм;
- шин грузовых автомобилей - 1,0 мм;
- шин автобусов и троллейбусов - 2,0 мм;
- шин мотоциклов и мопедов - 0,8 мм;
- шин на прицепах и полуприцепах - такая же, как и для шин автомобилей, с которыми они работают.
Шины, подлежащие восстановлению и дополнительной нарезке рисунка протектора, отражаются в бухгалтерском учете по цене их возможного использования. Эта цена рассчитывается пропорционально пробегу шины.
Ремонт и восстановление автошин может производиться как самим предприятием, так и на специализированных автосервисах. В случае самостоятельного ремонта предприятие несет расходы на закупку запчастей к автомашинам (камер, покрышек, ободов колес, балансировочных грузов и пр.) и оплату труда рабочим, которые производят ремонт.
Если отремонтировать автошины без специального оборудования невозможно, предприятие может воспользоваться услугами специализированных предприятий. В этом случае запчасти к автомашинам могут быть закуплены самостоятельно. При этом предприятие оплачивает автосервису только услуги по их замене и установке. Или же стоимость запчастей будет учтена в стоимости ремонтных работ автосервиса.
При передаче шин для восстановления на шиноремонтные заводы их стоимость переносится в бухгалтерском учете на субсчет 10-7 "Материалы, переданные в переработку на сторону".
Расходы на ремонт автошин отражаются в бухгалтерском учете на счетах учета затрат - 20, 23, 25, 26, 29, 44. Для целей налогообложения расходы на ремонт шин можно учесть как прочие расходы, связанные с производством и реализацией.
Если шины имеют разрушения, которые не подлежат местному ремонту или восстановлению путем наложения нового протектора, они списываются в утиль. На склад такие шины приходуются по весу по прейскурантным ценам, по которым они сдаются на шиноремонтные заводы. В учете они зачисляются на счет 10-6 "Прочие материалы". Снять шины с эксплуатации можно только по решению специальной комиссии, созданной на предприятии.
Пример 4
ЗАО "Энергетик" использует в своей деятельности легковой автомобиль. В апреле 2009 года для автомобиля были приобретены 5 шин по 2 000 руб. (без НДС) за 1 шт. и четыре из них были установлены на автомашину. Спустя год рисунок протектора шин легкового автомобиля достиг предельно допустимой отметки. Поэтому было принято решение снять шины с автомобиля и заменить на новые. Одна шина была направлена в ремонт, другая - на восстановление, третья - на дополнительную нарезку протектора, а четвертая - списана в утиль.
На склад были оприходованы 4 шины по цене возможного использования (750 руб., 450 руб., 400 руб., 100 руб. соответственно).
ООО "Химбэк" оказал услуги по ремонту и восстановлению шин. Ремонт шины обошелся в 600 руб., восстановление шины - 800 руб., нарезка рисунка протектора - 700 руб. без учета НДС. После ремонта и восстановления шины вновь были установлены на легковой автомобиль.
Вместе с ними была установлена одна новая шина.
В бухгалтерском учете ЗАО "Энергетик" были сделаны следующие записи:
В апреле 2009 года
Дебет 10-5, субсчет "Автомобильные шины на складе" Кредит 60
10 000 руб. (2 000 руб. х 5 шт.) - новые шины оприходованы на склад;
Дебет 26 Кредит 10-5, субсчет "Автомобильные шины на складе"
8 000 руб. (2 000 руб. х 4 шт.) - шины переданы в эксплуатацию и установлены на легковой автомобиль.
В марте 2010 года
100 руб. - на склад передана шина, не пригодная к восстановлению, и учтена по цене возможной реализации;
Дебет 10-5, субсчет "Автомобильные шины, подлежащие восстановлению" Кредит 26
1 600 руб. (750 руб. + 450 руб. + 400 руб.) - на склад переданы шины, подлежащие восстановлению;
Дебет 10-7 Кредит 10-5, субсчет "Автомобильные шины, подлежащие восстановлению"
1 600 руб. - автомобильные шины переданы в ремонт и на восстановление специализированной организации;
2 100 руб. (600 руб. + 800 руб. + 700 руб.) - отражены расходы на ремонт и восстановление шин;
378 руб. (2 100 руб. х 18%) - отражена сумма "входного" НДС по расходам на ремонт и восстановление шин;
Дебет 68, субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19
378 руб. - "входной" НДС предъявлен к налоговому вычету;
Дебет 10-5, субсчет "Автомобильные шины на складе" Кредит 10-7
1 600 руб. - на склад оприходованы отремонтированные и восстановленные шины;
Дебет 26 Кредит 10-5, субсчет "Автомобильные шины на складе"
3 600 руб. (1 600 руб. + 2 000 руб.) - шины, в том числе одна новая, вновь переданы в эксплуатацию.
В налоговом учете движение шин никак не отражается.
Отметим, что в настоящее время нормативные документы, устанавливающие нормы затрат на восстановление износа и ремонт автомобильных шин, отсутствуют. Поэтому эти затраты являются расходами на проведение текущего ремонта, которые включаются в себестоимость продукции, работ, услуг как затраты по поддержанию основных средств в рабочем состоянии. При этом нормирование этих расходов не предусмотрено.
Складской учет шин
Правила эксплуатации автомобильных шин (АЭ 001-04), утвержденные Распоряжением Минтранса России от 21.01.2004 N АК-9-р, утратили силу еще в 2008 году, но в настоящее время на смену так ничего и не утверждено. Возникает закономерный вопрос: как же следует производить учет автомобильных шин?
В отмененном документе содержались очень полезные указания для учета автомобильных шин. Поэтому организациям можно рекомендовать взять их за основу: норм закона они таким образом не нарушат.
Напомним основные моменты учета шин согласно Правилам N АЭ 001-04.
На каждую шину заводится Карточка учета работы шины. Причем заводить Карточку надо и на ту, что поступила вместе с автомобилем, и на ту, которая установлена на автотранспортном средстве позже. Карточка ведется до выхода шины из строя. Форма Карточки приведена в приложении к Правилам.
В карточке нужно указать порядковый номер, дату изготовления и фирму - изготовителя шины. Кроме того, в ней отмечается техническое состояние шины, находящейся на автомобиле (дефекты, характер и размер повреждений), ежемесячно вносится фактический пробег и остаточная высота рисунка протектора.
Когда шина снимается с эксплуатации, в Карточке учета работы шины необходимо указать:
- дату демонтажа;
- полный пробег;
- причину снятия, установленную комиссией;
- остаточную высоту рисунка протектора;
- куда направлена шина.
Снятые с эксплуатации шины могут направляться в ремонт, на восстановление, дополнительную нарезку рисунка протектора или сдаваться в утиль. После ремонта местных повреждений учет работы шины продолжается по той же Карточке. А вот на восстановленную шину или шину с углубленным рисунком протектора заводится новая карточка.
Если шины направляются на восстановление, на углубление рисунка протектора или в утиль, то Карточка учета работы шины закрывается и является актом на списание шины. На шины, поступившие после восстановления, заводятся новые Карточки учета их работы. Пробег шины с углубленным рисунком протектора нарезкой начинается с нуля в ранее заведенной Карточке учета работы шины, а при обезличенной нарезке заводится новая карточка учета.
Порядок отражения в учете операций по продаже шин
Если старые автошины пригодны для дальнейшей реализации на сторону, то они приходуются на склад по цене, рассчитанной пропорционально пробегу.
Доходы от продажи шин отражаются в бухгалтерском учете по кредиту счета 91, субсчет "Прочие доходы". Одновременно в дебет субсчета 91-2 "Прочие расходы" списывается их балансовая стоимость.
Для целей налогообложения выручка от реализации не полностью изношенных шин является доходом от реализации прочего имущества (п. 1 ст. 248 НК РФ). Поскольку их стоимость была полностью учтена в составе материальных расходов при передаче в эксплуатацию и не подлежит восстановлению, расходы по данной сделке в налоговом учете в виде первоначальной стоимости шин отсутствуют.
Пример 5
Торговая организация ЗАО "Мегалайн" в связи со сменой зимних шин на летние оприходовала на склад 4 зимние шины по стоимости, пропорциональной пробегу, - по 510 руб. за 1 штуку.
Руководителем организации было решено продать зимний комплект шин за 2 950 руб., в том числе НДС - 450 руб.
В бухгалтерском учете ЗАО "Мегалайн" были сделаны такие проводки:
2 040 руб. (510 руб. х 4 шт.) - оприходован зимний комплект шин по цене возможного использования;
2 950 руб. - отражена задолженность покупателя за приобретенные шины;
2 040 руб. - списана балансовая стоимость зимнего комплекта шин;
Дебет 91-2 Кредит 68, субсчет "Расчеты по НДС"
450 руб. - отражена сумма НДС;
460 руб. (2 950 руб. - 2 040 руб. - 450 руб.) - отражена прибыль от реализации автошин;
2 950 руб. - погашена задолженность покупателя за приобретенные шины.
В налоговом учете доход от реализации автошин составит 2 500 руб. (2 950 руб. - 450 руб.).
Если бывшие в эксплуатации шины не проданы, а списаны по иной причине, бухгалтеру необходимо обратить внимание на соотношение фактического и нормативно установленного пробега шины. Если фактический пробег изношенной шины существенно меньше нормативно установленного пробега, бухгалтер должен выяснить причины преждевременного износа рисунка протектора и определить виновных лиц.
О.А. Курбангалеева,
генеральный директор ООО "Консалтинг Успешного Бизнеса"
"Советник бухгалтера", N 6, июнь 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Советник бухгалтера"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации: ПИ N 77-18369 от 21 сентября 2004 г. выданное Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия
Учредитель: ООО "Издательство "Советник бухгалтера"
Юридический и почтовый адрес редакции: 117997, Москва, Люсиновская ул., 51, оф. 584
Отдел подписки и распространения: (495) 258-00-27, (499) 236-33-89, 237-77-95
Подписные индексы:
Каталог "Роспечать" - 84674, 20407
Каталог "Пресса России" - 87860, 87920
Каталог "Почта России" - 99029, 79060