Актуальные вопросы почасовой оплаты в вузе
Оплата труда в вузе - один из наиболее сложных участков экономики высшего учебного заведения. Многогранность деятельности преподавателей обусловливает необходимость дифференцированного подхода к каждому виду выполняемой ими работы. Наиболее спорным и проблемным вопросом в оплате труда преподавателей является почасовая оплата труда. Переход на новую систему оплаты труда не только не решил множества проблем в этой области, но и добавил новые вопросы. До сих пор ведутся споры в отношении ранее действующего порядка почасовой оплаты и отпускных, выплачиваемых по почасовой оплате.
Размер почасовой оплаты труда до введения новой системы оплаты труда
До введения новой системы оплаты труда (до 01.12.2008) почасовая оплата труда устанавливалась в соответствии с постановлением Минтруда России от 21.01.1993 N 7 "Об утверждении коэффициентов ставок почасовой оплаты труда работников, привлекаемых к проведению учебных занятий в учреждениях, организациях и на предприятиях, находящихся на бюджетном финансировании" (далее - Постановление N 7). Это был единственный документ федерального уровня, который устанавливал порядок расчета почасовой оплаты труда.
В пункте 1 примечания к Постановлению N 7 определен следующий порядок расчета почасовой оплаты труда (рис. 1).
/-------------------\ /-----------------------\ /-----------------------\
| Ставка по часовой | | Размер ставки первого | | Коэффициент ставки |
| оплаты труда, руб.|---|разряда Единой тарифной|---|почасовой оплаты труда,|
| | = | сетки, устанавливаемый| х | предусмотренный |
| |---|Правительством РФ, руб.|---| постановлением |
| | | | | Минтруда России N 7 |
\-------------------/ \-----------------------/ \-----------------------/
Рис. 1. Порядок расчета ставки почасовой оплаты труда в соответствии с Постановлением N 7
Коэффициенты ставок почасовой оплаты труда, предусмотренные Постановлением N 7 (табл. 1).
Таблица 1
Коэффициенты ставок почасовой оплаты труда
Категория обучающихся | Профессор, доктор наук | Доцент, кандидат наук | Преподаватель без ученой степени |
При обучении студентов | 0,25 | 0,20 | 0,10 |
При обучении аспирантов | 0,30 | 0,25 | 0,15 |
При обучении слушателей по повышению квалификации руководящих работников и специалистов | 0,30 | 0,25 | 0,15 |
Однако в вузах не всегда применялось данное постановление. Так, например, в ГОУ ВПО Костромской государственный технологический университет на протяжении длительного времени ставки почасовой оплаты труда устанавливались ректором значительно ниже ставок, рассчитанных в соответствии с Постановлением N 7 (табл. 2).
Таблица 2
Ставки почасовой оплаты труда, применяемые в ГОУ ВПО КГТУ и рассчитанные в соответствии с Постановлением N 7
Учебный год | Дата и номер постановления Правительства РФ | Дата начала действия | Ставка первого разряда, руб. | Ставки в соответствии с Постановлением N 7, руб. | Дата и номер приказа ректора КГТУ | Дата начала действия | Ставки, применяемые в КГТУ при работе со студентами очного обучения, руб. | ||||
Профессор, доктор наук | Доцент, кандидат наук | Преподаватель | Профессор, доктор наук | Доцент, кандидат наук | Преподаватель | ||||||
2003-2004 | |||||||||||
1-й, 2-й семестр | 01.10.2003 | 600 | 150 | 120 | 60 | 15.10.2003 N 472-Л | 01.10.2003 | 75 | 60 | 50 | |
2004-2005 | |||||||||||
1-й семестр | 01.10.2003 | 600 | 150 | 120 | 60 | 15.10.2003 N 472-Л | 01.10.2003 | 75 | 60 | 50 | |
2-й семестр | 01.01.2005 | 720 | 180 | 144 | 72 | 15.10.2003 N 472-Л | |||||
2005-2006 | |||||||||||
1-й семестр | 01.09.2005 | 799,2 | 200 | 160 | 80 | 15.10.2003 N 472-Л | |||||
2-й семестр | 01.05.2006 | 1 100 | 275 | 220 | 110 | 15.10.2003 N 472-Л | |||||
2006-2007 | |||||||||||
1-й семестр | 01.10.2006 | 1 221 | 305 | 244 | 122 | 15.10.2003 N 472-Л | |||||
2-й семестр | 01.10.2006 | 1 221 | 305 | 244 | 122 | 15.10.2003 N 472-Л | |||||
2007-2008 | |||||||||||
1-й семестр | 30.11.2006 N 590 | 01.10.2006 | 1 221 | 305 | 244 | 122 | 15.10.2003 N 472-Л | ||||
2-й семестр | 30.11.2006 N 590 | 01.10.2006 | 1 221 | 305 | 244 | 122 | 15.10.2003 N 472-Л | ||||
2008-2009 | |||||||||||
До 1 декабря | 30.11.2006 N 590 | 01.10.2006 | 1 221 | 305 | 244 | 122 | от 18.08.2008 N 359-Л | 01.09.2008 | 240 | 140 | 90 |
Руководство вуза обосновывает такой размер ставок правом ректора по их установлению, считая, что данное право предусмотрено следующими документами:
- Федеральный закон от 22.08.1996 N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (далее - Закон N 125-ФЗ);
- постановление Комитета по высшей школе Минобрнауки России от 14.11.1992 N 108 "О повышении уровня оплаты труда работников высшей школы" (далее - Постановление N 108);
- статья 8 Трудового кодекса РФ (ТК РФ).
В статье 30 Закона N 125-ФЗ установлено: "высшее учебное заведение в пределах имеющихся у него средств на оплату труда работников, самостоятельно определяет размеры доплат, надбавок, премий и других мер материального стимулирования, а также размеры должностных окладов (ставок) всех категорий работников (без установления предельных размеров должностных окладов (ставок). Высшее учебное заведение самостоятельно формирует фонд оплаты труда работников за счет средств бюджета, направляемых на содержание высшего учебного заведения, и (или) иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации".
Этот закон осуществляет правовое регулирование в области образования. И статья 30 Закона N 125-ФЗ обязывает ректора регулировать экономические вопросы в учреждении, руководителем которого он является. При этом ректор должен соблюдать все нормы права, в том числе и трудового. Следовательно, устанавливая ставки почасовой оплаты самостоятельно, ректор обязан учесть все нормативно-правовые акты, регулирующие трудовые отношения.
Постановлением N 108 утверждено положение о порядке проведения единовременной аттестации работников системы высшей школы. Пунктом 4 примечания к Постановлению N 108 установлено: "ставки почасовой оплаты труда устанавливаются учебными заведениями самостоятельно в соответствии с научно-педагогической квалификацией работников на основе уровня должностных окладов штатных преподавателей".
Таким образом, данный документ обязывает вузы устанавливать ставки почасовой оплаты труда дифференцированно в соответствии с научно-педагогической квалификацией работников. Но при этом также следует руководствоваться нормами трудового права.
Кроме этого, Комитет по высшей школе является структурным подразделением Минобрнауки России. А Постановление N 108 подписано Председателем комитета В.Г. Кинелевым, и текст постановления опубликован в справочном издании "Оплата труда и отпусков работников образования", Москва, 2003 г. Согласно Правилам подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009, разд. 1 п. 2: "структурные подразделения и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти не вправе издавать нормативные правовые акты". Следовательно, Постановление N 108 не может быть более приоритетным, чем Постановление N 7 Минтруда России.
В статье 8 ТК РФ: "работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями". Ссылаясь на эту статью, руководство вуза полагает, что имеет право устанавливать ставки почасовой оплаты в том размере, в котором считает целесообразным.
Но вторая часть этой статьи гласит: "нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 настоящего Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению".
Приоритетность приказа ректора над нормами трудового права недопустима. Согласно ст. 5 ТК РФ "регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами осуществляется:
- трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из настоящего ТК РФ, иных федеральных законов и законов субъектов РФ, содержащих нормы трудового права;
- иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
- указами Президента РФ;
- постановлениями Правительства РФ и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;
- нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов РФ;
- нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права".
В статье 9 ТК РФ указано: "коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению".
Постановление N 7 является нормативным правовым актом федеральных органов исполнительной власти и по уровню регулирования превосходит локальные акты.
Имеются и доводы руководства о том, что при установлении ставки почасовой оплаты труда в вузе применяется иной порядок оплаты труда, отличный от приведенного в Постановлении N 7. Действительно, в п. 4 Постановления N 7 имеется ссылка: "ставки почасовой оплаты, рассчитанные с применением коэффициентов, предусмотренных настоящим приложением, применяются в учреждениях, организациях и на предприятиях, находящихся на бюджетном финансировании, за исключением учреждений, организаций и предприятий, где предусмотрен иной порядок почасовой оплаты труда работников". Что же подразумевает иной порядок?
В отношении иного порядка можно упомянуть ряд писем Минобрнауки России:
- инструктивное письмо Комитета по высшей школе Миннауки России от 11.12.1992 N 08-36-227ин/08-4 "О порядке применения Единой тарифной сетки для работников высшей школы";
- письмо Минобрнауки России и Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 26.10.2004 N АФ-947/96 "О размерах и условиях оплаты труда работников образовательных учреждений в 2005 году";
- письмо Минобразования России от 29.12.1995 N 87-М "О почасовой оплате труда в образовательных учреждениях" (в редакции от 02.11.1995). Согласно Правилам подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009, разд. 1 п. 2: "издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается".
В нормативно-правовых актах федерального уровня отсутствует понятие "иного порядка почасовой оплаты труда". Поэтому, если письмами министерств или локальными актами вуза установлен "иной порядок", то согласно ст. 8 и 9 ТК РФ положение работников не может быть ухудшено, и сумма, выплаченная работнику в соответствии с "иным порядком", не может быть меньше, чем по Постановлению N 7. Это подтверждает и ст. 135 ТК РФ, которая гласит: "условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права".
Вместе с тем согласно ст. 11 ТК РФ "все работодатели (физические лица и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права".
Следовательно, вуз должен был применять нормы Постановления N 7 до его отмены приказом Минздравсоцразвития России от 24.11.2008 N 665.
Размер почасовой оплаты труда после введения новой системы оплаты труда
Приказом Минздравсоцразвития России от 24.11.2008 N 665 с 01.12.2008 Постановление N 7 признано утратившим силу. Приказом Минобрнауки России от 29.11.2008 N 272 утверждено Примерное положение об оплате труда работников федеральных бюджетных учреждений, подведомственных Минобрнауки России, по виду экономической деятельности "Образование". Данный приказ не содержит пояснений в отношении порядка определения размера почасовой оплаты труда.
В пункте 3 постановления Правительства РФ от 05.08.2008 N 583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений" указано, что "заработная плата работников и гражданского персонала (без учета премий и иных стимулирующих выплат), устанавливаемая в соответствии с новыми системами оплаты труда, не может быть меньше заработной платы (без учета премий и иных стимулирующих выплат), выплачиваемой на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений, при условии сохранения объема должностных обязанностей работников (гражданского персонала) и выполнения ими работ той же квалификации".
Следовательно, почасовая ставка в новой системе оплаты труда, применяемая с 01.12.2008, не должна быть ниже ставки, установленной в предшествующем этой дате периоде (рассчитанной по Постановлению N 7 Минтруда России). Так, например, почасовая оплата труда доцента, кандидата наук не может быть ниже 244 руб.
Согласно ст. 132 ТК РФ "запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда". Поэтому ставка почасовой оплаты труда с 01.12.2008 должна быть повышена пропорционально повышению оклада штатного работника.
Так, ставка почасовой оплаты труда кандидата наук, доцента в ГОУ ВПО КГТУ, по мнению авторов, при работе со студентами должна составлять с 01.12.2008 не менее 395 руб. (табл. 3), а при обучении слушателей по повышению руководящих работников и специалистов - 494 руб. В вузе же применяются следующие ставки: руб. и в среднем 200 руб. при обучении студентов специалистов соответственно.
Таблица 3
Расчет ставок почасовой оплаты труда
Показатель | До 01.12.2008 | С 01.12.2008 |
1. Тарифная ставка в соответствии с 15 разрядом ETC. (постановление Правительства РФ от 30.09.2006 N 590 с 01.10.2006 размеры тарифных ставок), руб. | 3 706,96 | |
2. Базовый оклад, установленный в вузе, руб. | 6 000,00 | |
3. Темп роста | 6 000 : 3 706,96 = 1,6185 | |
4. Ставка почасовой оплаты труда при обучении студентов, руб. | 244 | 244 х 1,6185 = 395 |
5. Ставка почасовой оплаты труда при обучении специалистов, руб. | 305 | 305 х 1,6185 = 494 |
Такой размер ставки в 395 руб. и 494 руб. вполне приемлем. Так, например, ставки оплаты труда лиц, привлекаемых к проведению учебных занятий в образовательных учреждениях, находящихся в ведении ФТС России, утвержденные приказом Федеральной таможенной службы РФ от 23.10.2008 N 1315 "О почасовой оплате труда", определены примерно на таком же уровне (табл. 4).
Таблица 4
Размеры ставок почасовой оплаты труда лиц, привлекаемых к проведению учебных занятий в образовательных учреждениях, находящихся в ведении ФТС России, в подразделениях подготовки кадров таможенных органов Российской Федерации
Контингент обучающихся | Ставки почасовой оплаты труда, руб. | ||
Профессор, доктор наук, лица, имеющие звания "Народный" | Доцент, кандидат наук, лица, имеющие звания "Заслуженный" | Лица, не имеющие учетной степени, звания | |
Студенты, слушатели курсов | 520 | 410 | 210 |
Аспиранты, адъюнкты; слушатели, обучающиеся по программам дополнительного профессионального образования (переподготовка, повышение квалификации, стажировка) | 620 | 510 | 310 |
Авторы обращают внимание, что иногда руководители вузов в пользу пониженных ставок почасовой оплаты труда приводят довод о нехватке средств. Особенно часто такой довод звучит при обучении специалистов и студентов на платной основе. Совершенно оправдано, что плату за обучение вузы устанавливают исходя из потребностей рынка в образовательных услугах. Однако руководители при распределении средств, формировании сметы обязаны учитывать нормы трудового права. Руководитель и его специалисты должны так оптимизировать работу вуза, набор платных групп, финансовые потоки, чтобы исполнить все нормы законодательства: трудового, бюджетного, налогового и т.д.
Отпускные с почасовой оплаты труда
Пунктом 2 Постановления N 7 было предусмотрено, что в ставки почасовой оплаты труда включена оплата за отпуск. В соответствии с этим пунктом многие вузы при определении ставки почасовой оплаты труда устанавливали, что в ставку включена оплата за отпуск.
Вместе с тем согласно ст. 114 ТК РФ: "работникам предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка". Словом, ТК РФ определяет единый порядок оплаты отпускных для всех работников без исключения.
В статье 139 ТК РФ установлено, что "для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных настоящим Кодексом, устанавливается единый порядок ее исчисления. Для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат. Особенности порядка исчисления средней заработной платы, установленного настоящей статьей, определяются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений".
Положениями об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденных постановлениями Правительства РФ от 11.04.2003 N 213 и от 24.12.2007 N 922, установлено: "для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат".
Следовательно, изменение порядка выплаты отпускных и невключение в расчет средней заработной платы для отпускных сумм почасовой оплаты труда является нарушением прав и гарантий, установленных ТК РФ для работников.
Положение п. 2 Постановления N 7 о включении в ставку почасовой оплаты за отпуск действовало только до вступления в силу ТК РФ:
- статьей 423 ТК РФ установлено, что "впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Кодексом законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года N 2014-1 "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств", применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу";
- статья 5 ТК РФ "нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации и постановлениям Правительства Российской Федерации". Следовательно, положение Постановления N 7 о том, что в ставку почасовой оплаты труда включаются отпускные, противоречит ТК РФ, а значит, и не действует с 01.02.2002. Именно с этого периода расчет отпускных с почасовой оплаты труда должен был производиться в общем порядке в соответствии с ТК РФ.
Вместе с тем с введением в действие ТК РФ (01.02.2002) Постановление N 7 не было отменено органами власти РФ. Следовательно, оно продолжало действовать в части расчета почасовой оплаты труда и установленных коэффициентов, поскольку они не противоречат ТК РФ. Подтверждением действия этого документа в указанной части является то, что Постановление N 7 было признано приказом Минздравсоцразвития России от 24.11.2008 N 665 утратившим силу только с 01.12.2008.
Не отменив Постановления N 7 с введением в действие ТК РФ, Правительство РФ фактически повысило уровень материального благосостояния работников образования за счет начисления дополнительно отпускных с сумм оплаты по почасовым ставкам. И нет оснований с 01.12.2008 не выплачивать отпускных с почасовой оплаты труда. Однако, например в ГОУ ВПО КГТУ, отпускные с почасовой оплаты труда в 2009 г. выплачены не были. При этом руководство вуза ссылается на приказ ГОУ ВПО КГТУ от 18.08.2008 N 359-Л, в котором имеется положение о включении в ставку почасовой оплаты труда оплаты за отпуск. И сложилась парадоксальная ситуация. С одной стороны, руководство вуза утверждает, что использует иной порядок расчета ставок почасовой оплаты труда, отличный от порядка по Постановлению N 7, с другой, - использует положение этого постановления о включении отпускных в ставку почасовой оплаты труда.
Доказательством того, что в ставке нет отпускных, является тот факт, что при расчете пособия по временной нетрудоспособности для определения средней заработной платы вуз включает всю ставку почасовой оплаты труда без исключения из нее отпускных. Вместе с тем при расчете больничных листов не должны учитываться отпускные. Следовательно, почасовая ставка в ГОУ ВПО КГТУ для работника включает отпускные, а для ФСС РФ - эта ставка отпускных не включает.
Кроме того, чтобы рассчитать отпускные в ставке почасовой оплаты труда, следует решить уравнение. Например, в ГОУ ВПО КГТУ для доцента в ставке 140 руб. отпускные составят 19 руб.: X: (12 х 29,4) х 56 + X = 140 руб., где X = 121 руб. Словом, почасовая оплата труда составляет 121 руб., а 19 руб. - это оплата отпускных из расчета 56 дней отпуска штатного преподавателя, который, как правило, отрабатывает за год около 300 ч с почасовой оплатой. Однако данная ставка применяется и к нештатным преподавателям, объем работы которых может не превышать 30 ч в год. На какое количество дней отпуска таким работникам вести расчет отпускных? Если число дней отпуска для нештатных преподавателей принять в меньшем количестве, чем 56 дней, получится, что в ставке 140 руб. у них оплата будет выше, а отпускные меньше.
Однако в ст. 22 ТК РФ установлена обязанность работодателя по обеспечению работникам равной оплаты за труд равной ценности. Следовательно, при таком расчете отпускных в ставке почасовой оплаты труда выявляется еще одно нарушение трудового законодательства.
Установление почасовой оплаты труда и отпускных в противоречие трудовому законодательству может повлечь за собой дополнительные финансовые издержки. Согласно ст. 392 ТК РФ, "работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки". А согласно ст. 395 ТК РФ, "при признании органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор, денежных требований работника обоснованными они удовлетворяются в полном размере".
Кроме того, в сообщении Верховного Суда РФ (ответы на вопросы второго квартала 2004 г., http://www.supcourt.гu) сказано, что при признании органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор, денежных требований работника обоснованными они удовлетворяются в полном размере без ограничения срока.
Если работники, выявив такие нарушения, в том числе и за длительный период (например с 2003 г.), обратятся в суд, вузу придется не только изыскивать средства на оплату той части почасовой оплаты, которая была не доплачена в соответствии с трудовым законодательством, и отпускные с почасовой оплаты труда, но и на прочие расходы: проценты (денежная компенсация) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Банка России от невыплаченных в срок сумм (ст. 236 ТК РФ) и индексацию задержанных сумм в связи с их обесцениванием вследствие инфляционных процессов (п. 56 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 N 63). Рекомендации по расчету денежной компенсации приведены в письме Роструда от 07.12.2006 N 2042-6-1.
Таким образом, в представленной статье авторы провели исследования возможных нарушений при установлении почасовой оплаты труда в вузе, основываясь на собственном мнении в отношении применения норм трудового законодательства.
Список литературы
1. Об утверждении коэффициентов ставок почасовой оплаты труда работников, привлекаемых к проведению учебных занятий в учреждениях, организациях и на предприятиях, находящихся на бюджетном финансировании: постановление Минтруда России от 21.01.1993 N 7.
2. О высшем и послевузовском профессиональном образовании: Федеральный закон от 22.08.1996 N 125-ФЗ.
3. Трудовой кодекс РФ: Федеральный закон 30.12.2001 N 197-ФЗ.
Т.Н. Левковская,
профессор, аттестованный аудитор,
заведующая кафедрой бухгалтерского учета и аудита
Л.П. Курочкина,
доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита
Костромской государственный технологический университет
"Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", N 14, июль 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях"
Учредитель: АООТ "Фининнова"
Издатель: ООО "Издательский дом "Финансы и Кредит"
Журнал зарегистрирован в Государственном комитете Российской Федерации по печати. Свидетельство о регистрации N 017199
Редакция журнала:
111401, Москва, а/я 10,
ООО "ИД "Финансы и Кредит"
Телефон/факс: (495) 721-85-75
E-mail: post@fin-izdat.ru
Адрес в Internet: http://www.fin-izdat.ru
Журнал реферируется в ВИНИТИ РАН. Журнал включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).