Новые требования к подбору банковских специалистов
Полтора года наша банковская система находится в вынужденном простое. Однако малейшего намека на улучшение ситуации было достаточно, чтобы активизировать ее. И вот уже банкиры, преисполненные желанием поскорее начать действовать, начали переманивать сотрудников. Но они не из тех людей, кто поддается первому порыву. В банках все ставки выверены. Следовательно, если подбирается персонал - значит, это необходимо.
Найм под обеспечение
Спрос возвращается поэтапно. Первая позиция, которая стала в последнее время востребована в банках, - специалисты по работе с клиентами. С наступлением финансового кризиса модель carry trading*(1) перестала действовать. "Российская банковская система лишилась источников длинных и дешевых заимствований на зарубежных рынках, что в свою очередь привело к сокращению объемов корпоративного кредитования и росту стоимости кредитных ресурсов для отечественных компаний, - поясняет Андрей Вишняков, заместитель директора департамента сетевых продаж "Москоммерцбанка". - Таким образом, банкам пришлось искать средства на внутреннем рынке". При этом, по словам эксперта, на руках у граждан было значительное количество "неработающих" наличных денег, которые они поспешно забрали с депозитов. Банки начали активно привлекать данные средства. В погоне за клиентом началось "ралли" процентных ставок по вкладам, которые били все мыслимые рекорды. Акцент был сделан также на систему страхования вкладов, гарантировавшую возврат сбережений (в пределах 700 000 руб.). По данным анализа, проведенного Агентством по страхованию вкладов (АСВ), вклады физических лиц в банках - участниках системы страхования вкладов в 2009 г. увеличились на 26,8%. Это максимальный прирост за последние годы. Однако население не может компенсировать недостающие пассивы, в том числе и корпоративную составляющую, а объем средств на счетах и депозитах юридических лиц уменьшился из-за серьезного падения производства в прошлом году. В связи с этим банки пытаются найти специалистов, готовых привести эти пассивы. Причем нужны не просто квалифицированные специалисты, а те, кто может гарантировать свою эффективность. Сегодня многие работодатели просят кандидатов составить план привлечения средств, а некоторые даже, как одно из условий найма, предлагают подписать обязательства обеспечить приток конкретного объема капитала по результатам работы (за 3, 6, 12 месяцев). Те, кто прошел процедуру собеседования, говорят, что многие банки также запрашивают список клиентов, которых готов привести соискатель в случае найма. Требования к специалистам по работе с клиентами очень высокие. При этом, обращаясь в кадровое агентство, клиент сразу определяет круг банков, которые он бы хотел видеть в трудовой книжке кандидата в качестве последнего места работы. В этом списке, как правило, пятерка или десятка ведущих компаний той или иной специализации, а переход в лучших докризисных традициях сопровождается повышением уровня компенсации. Предложение для соискателей на место специалиста по работе с клиентами - 30 000-45 000 руб., начальника отдела - 70 000-100 000 руб., вице-президента - от 100 000 до 150 000 руб. Все специалисты и руководители (по клиентской работе) также получают процент от привлеченных средств, который выплачивается ежеквартально или по итогам года.
Следовательно, развиваться банки, конечно, планируют. Но пока предпочитают делать это за счет конкурентов, так как прогнозы на будущее пока не очень радужные. Так, в докладе на XXI съезде Ассоциации российских банков (АРБ) директор Агентства по страхованию вкладов Александр Турбанов оценил ситуацию в банковской системе "как стабильную стагнацию". В докладе же самой Ассоциации, предложенном к обсуждению в апреле этого года, говорится, что "кризис продолжается и будет оказывать негативное воздействие на экономику и социальную сферу России в ближайшие 1,5-2 года". Настроения среди игроков сектора тоже не самые оптимистичные. Согласно исследованию, проведенному в декабре 2009 г. Комиссией АРБ по проблемным активам банков среди членов Ассоциации, 71% респондентов заявили, что они оценивают экономическое положение страны на момент проведения опроса как нестабильное.
Повышение спроса на специалистов по кредитованию
В конце прошлого года повысился спрос на специалистов по кредитованию, обоснованный курсом на его стимулирование, который выбрало наше правительство в качестве ориентира. Как заметил Андрей Вишняков, "сегодня очень важно наладить кредитование крупных, средних и малых предприятий через банковскую систему в объемах, необходимых для нормального функционирования и развития экономики, что в свою очередь позволит снизить безработицу, будет способствовать повышению уровня жизни населения, росту спроса на продукты и услуги и, как следствие, увеличению объемов производства".
Однако начинать пришлось с конца - на первом этапе активизировались розница и ипотека. К сожалению, настроения банкиров отразились на условиях предложений. По данным доклада АБР в III квартале 2009 г., проценты по кредитам достигли "запретительно высоких уровней (по потребительским - около 30% годовых)". Правительство Российской Федерации упорно намекало, что такая политика не вписывается в выбранную модель восстановления экономики. Но банки стали уменьшать проценты только после снижения ставки рефинансирования Банка России. Правильность курса оправдывали оценки ожиданий наших граждан. Если взглянуть на Индивидуальные индексы потребительского настроения, которые использует Сбербанк России, то мы увидим, что показатель спроса на кредиты начал расти с середины ноября 2009 г. и к марту 2010 г. поднялся примерно на 40% (с пунктов 33 до 47). Таким образом, даже после окончания новогодних распродаж, которые и стали локомотивом этого роста, население продолжило пользоваться заемными деньгами. Банки поддерживают этот интерес, для чего понемногу увеличивают штат кредитных отделов. Согласно исследованию кадрового центра "ЮНИТИ", средняя зарплата специалиста по кредитам с декабря 2009 г. выросла примерно на 5000 руб. В зависимости от величины банка сегодня она составляет от 25 000 до 40 000 руб.
Конечно, более действенным шагом стало снижение ставок, которое продолжается и сегодня. Постепенно стали улучшаться условия по жилищным кредитам. О своих программах заявили "Альфа-Банк", "Банк Москвы" "Транскредитбанк", "Запсибкомбанк", "Юникредит банк", "Райффайзенбанк" и др. Уменьшаются проценты и суммы первоначального взноса.
Подбор специалистов по работе с клиентами
По оценкам рекрутеров, следующая волна спроса в марте 2010 г. показала заинтересованность в специалистах по работе с клиентами корпоративного сектора. Эта потребность - пока только взгляд в будущее, хоть и обоснованный прогнозами, поскольку более-менее стабильная ситуация в течение 2009 г. наблюдалась лишь у госбанков, а у остальных объемы кредитов предприятиям постоянно снижались. В начале этого года предоставление новых займов организациям было по-прежнему затруднено, так как большинство из них находится в тяжелом финансовом положении. Так, по оценкам эксперта Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) Михаила Мамонова, показатель, характеризующий соотношение финансового результата убыточных и прибыльных производств (убыток к прибыли), в 2009 г. составил в производстве транспортных средств 676% (6% - в 2007 г.), в химическом производстве - 42% (6% - в 2007 г.), в строительстве - 20% (7% - в 2007 г.).
Но уже в конце 2009 г. эксперты Центра прогнозировали оживление кредитования реального сектора во II квартале 2010 г., делая основную ставку на общефедеральные государственные и частные московские банки. Последние имеют по сравнению с остальными группами более высокие темпы прироста привлеченных средств на фоне длительного сокращения кредитного портфеля. По оценкам многих экспертов, текущий момент благоприятен для стимулирующей экономической активности, поскольку ослабевают инфляция и давление на валютном рынке, значительно замедлились темпы оттока капитала.
С постепенным восстановлением работы предприятий связан еще один кадровый тренд. Сегодня активизировали свою деятельность инвестиционные компании и банки, а у кадровых агентств появились заказы на подбор руководителей проектов, специалистов по работе с клиентами, инвестиционных аналитиков и даже генеральных директоров. По-видимому, компании готовятся к ожидаемому в 2010 г. ощутимому росту общего объема сделок слияний и поглощений. Согласно прогнозам экспертов консалтинговой компании КПМГ, "в первую очередь этому будут способствовать такие факторы, как заметно возросшая уверенность участников рынка на фоне начавшегося экономического роста, продолжающаяся расчистка балансов компаний с высокой долговой нагрузкой за счет продажи отдельных активов, а также все более активный возврат на рынок иностранных покупателей".
Открытие филиалов
Улучшение ситуации на кредитном рынке задало и тренд на возобновление региональной экспансии. Несмотря на то что многие эксперты сегодня ратуют за формирование пула так называемых локальных (чисто региональных) банков, крупные компании продолжают открывать филиалы. По информации доклада АРБ, сегодня на 100 тыс. человек в Российской Федерации приходится в среднем 4 банковских отделения (филиала), а в отдельных регионах - менее 3 (Южный - 2,7, Сибирский - 2,5), тогда как в США - 33, а в Германии - 58 банковских офисов.
В последнее время все чаще крупные компании стали обращаться с заказами на поиск руководителей филиалов. Как правило, подбор осуществляется в регионе, поскольку для работодателя важно наличие наработанных местных связей. Уровень оплаты, предлагаемый специалистам, от 70 000 до 150 000 руб. Сегодня требования в банках достаточно высокие, в том числе здесь в первую очередь обращают внимание на опыт работы. При этом перерыв в трудовом стаже более 6 месяцев воспринимают с настороженностью. Так что те специалисты, которые решили пересидеть кризис, сегодня сталкиваются с определенными проблемами при трудоустройстве.
Новые стандарты работы
Однако на фоне обнадеживающей картины оживления спроса на кредиты ситуация с возвратом долгов для банков становится все более сложной. В течение 2009 г. росла просрочка по выданным займам. Причем в условиях практически свернутых программ кредитования (и корпоративного, и розничного) портфели банков уменьшались за счет естественного выбытия хороших заемщиков, в связи с чем доля плохих становилась еще больше. Банки бросили все силы на оздоровление - часть долгов была реструктурирована. Однако, по прогнозам ЦМАКП, "пик" доли "плохих долгов" придется на середину 2010 г. Фактический уровень составит около 19%, а отчетный (с учетом возможности "приукрашивания" банками реального качества долга) - 13-14%".
По мнению банковского сообщества, причина ухудшения ситуации - в излишне положительных ожиданиях банков в отношении российской экономики и заемщиков. Система риск-менеджмента во многом продолжает быть формальной. В части кредитования, по мнению эксперта "Москоммерцбанка", стало очевидно, что старые подходы к оценке заемщиков должны быть пересмотрены (с учетом новых реалий) вместе с кредитными программами, которые также требуют серьезных изменений. Обострение проблемы заставляет организации изменять стандарты работы своих подразделений. Одно из направлений совершенствования - повышение статуса и полномочий руководителей служб риск-менеджмента и улучшение качества подготовки персонала. Последнее проявилось в расслоении кандидатов по квалификации и увеличении "вилки" заработных плат. Так, верхняя граница предложения в течение года, согласно исследованиям кадрового центра "ЮНИТИ", не изменялась (70 000 руб.), в то время как нижняя опустилась с 50 000 до 40 000 руб. Спрос на специалистов данной сферы активизировался еще в начале прошлого года, когда банки начали сталкиваться с проблемой невозвратов. В ближайшее время на пике проблемы, которую прогнозируют эксперты, многие риск-менеджеры могут остаться без работы.
Можно сказать, что российская банковская система адаптировалась к новым экономическим условиям. Однако за время кризиса большинство компаний, у которых было время сосредоточиться на своих ошибках и проблемах, пришло к выводу, что банковская система Российской Федерации требует реформирования. Как это скажется на кадровых вопросах, покажет время. Пока, по данным кадрового центра "ЮНИТИ", зарплаты нагоняют докризисный уровень - не хватает 15-20%. Постепенно восстанавливаются объемы социальных льгот. Например, в большинстве банков всем сотрудникам вернули услуги добровольного медицинского страхования. Однако бонусная система пока заморожена. Многие заняты ее пересмотром, как, например, МДМ-банк, который планирует ввести схему отложенных выплат сотрудникам, участвующим в принятии решений, связанных с риском, распределив бонусы на 10 лет.
О. Фисенко,
консультант по подбору персонала
Кадровый центр "ЮНИТИ"
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 31, июль 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Стратегия carry trade состоит в заимствовании средств в национальной валюте государства, установившего низкие процентные ставки, конвертации и инвестировании их в национальной валюте государств, установивших высокие процентные ставки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"
Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"
Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.
Регистрационное свидетельство N 012947
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71