Комментарий к Распоряжению Правления Пенсионного фонда РФ от 11 мая 2010 г. N 127р "Об утверждении временных методических рекомендаций по организации проведения выездных проверок плательщиков страховых взносов"
Опубликованный документ содержит Временные методические рекомендации по проведению выездных проверок плательщиков страховых взносов (далее - Рекомендации). Он предназначен для использования в работе территориальными органами Пенсионного фонда РФ, но заслуживает внимания и наших читателей, так как рано или поздно ПФР придет к ним с проверкой. Мы постарались извлечь из данных Рекомендаций полезную информацию для плательщиков страховых взносов.
Вступительная часть
Право проводить выездные проверки имеет территориальный орган ПФР по месту нахождения организации или по месту жительства предпринимателя, то есть тот орган, в котором вы состоите на учете. Поэтому, "чужой" контролирующий орган к вам с проверкой прийти не имеет права.
Обратите внимание: проверки будут проводиться пенсионщиками совместно с работниками Фонда соцстраха. Это закреплено в пункте 3 статьи 33 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (далее - Закон).
Указанные органы к концу года (25 декабря) вырабатывают совместный план-график проведения выездных проверок на следующий год. В графике закрепляется перечень плательщиков, у которых будет проводиться выездная проверка, проверяемый период и срок ее проведения. Однако, если вас не включили в такой график, это еще не означает, что проверка обойдет вас стороной. График может быть изменен в течение года (п. 2.5 Рекомендаций).
Как вы узнаете, что вашу фирму наметили к проверке? Когда вам вручат Решение о проведении проверки. Исходя из утвержденного графика, такое Решение принимает руководитель или заместитель вашего территориального органа (п. 3.1 Рекомендаций). Поэтому вручаемый документ должен быть подписан именно этими должностными лицами.
Если есть структурное подразделение
Отдельно рассмотрим особенности проведения выездных проверок в отношении организаций, которые имеют структурные подразделения. Напомним, что организации, имеющие структурные подразделения с отдельным балансом, расчетным счетом и начисляющим выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, обязаны самостоятельно зарегистрироваться в территориальных фондах ПФР и ФСС России по месту нахождения структурных подразделений. Это закреплено в пункте 1 Порядка регистрации и снятия с учета, утвержденного постановлением Правления ПФР от 13.10.2008 N 296п, и подпунктом 2 пункта 1 статьи 2.3 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ.
Поэтому, проверять структурные подразделения будут те органы, в которых и состоят на учете подразделения (п. 1.4 Рекомендаций). При этом, специалисты контролирующих органов планируют проверять головную организацию и ее подразделения одновременно. Для этого, при включении головной организации в план-график, рекомендуется заблаговременно извещать об этом территориальные органы по месту нахождения филиалов (подразделений), чтобы и они смогли включить подопечных страхователей в свой график (п. 2.3 Рекомендаций).
Если все же будет осуществляться одновременная проверка, то в Решении о проведении проверки будут отражены дополнительные сведения об обособленных подразделениях. В Решении о проведении выездной проверки обособленного подразделения, проводимой независимо от наличия проверки в головной организации, специалисты ПФР намерены указывать реквизиты головной фирмы. Но это не значит, что проверять структурное подразделение могут специалисты того территориального органа, где зарегистрирована головная организация. Все проверки осуществляются "местными" органами ПФР и ФСС России.
О сроках
Как часто вас могут проверять? Не чаще одного раза в три года (ч. 10 ст. 35 Закона). Правда, в случае реорганизации или ликвидации компании проверку проведут независимо от времени проведения предыдущей (ч. 20 ст. 35 Закона).
Проверяемый период также не может выходить за рамки трех календарных лет, предшествующих календарному году, в котором вынесено решение о проведении выездной проверки (ч. 9 ст. 35 Закона). В Рекомендациях сделан акцент о целесообразности проверки именно трехлетнего периода. Такая же норма действует в налоговом законодательстве (п. 4 ст. 89 НК РФ). Однако, пока специалисты ПФР и ФСС России могут проверять правильность исчисления и полноту уплаты страховых взносов только за период с 1 января 2010 года. Все прежние расчеты с внебюджетными фондами будут также как и раньше проверять налоговики (ст. 38 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ).
Сама проверка может длиться не более двух месяцев, а срок проведения проверки обособленного подразделения должен ограничиться одним месяцем. Исчисление срока осуществляется от даты вынесения Решения о проведении проверки и до дня составления специалистом фонда справки о результатах проверки (п. 6.2 Рекомендаций).
Срок может быть продлен путем приостановления хода проверки, но только по указанным трем причинам (ч. 15 ст. 35 Закона):
- истребование документов или информации, относящейся к проверке;
- запрос информации от иностранных государственных органов;
- перевод представленных для проверки документов на русский язык.
В отличие от правил, в налоговом законодательстве растянуть проверку в связи с проведением экспертизы, специалистам фондов не удастся.
Общий срок приостановления (в совокупности по всем основаниям, применяемым в конкретной проверке) не может длиться более полгода. Однако, если запрашивают материалы в иностранных органах, то можно ожидать продления приостановления еще на три месяца.
Интересно, что в случае приостановления проведения проверки для истребования необходимых материалов у страхователя, такой запрос в отношении одного лица разрешено делать один раз (п. 6.5 Рекомендаций). Правила истребования документов закреплены в статье 37 Закона. Все они продублированы в пункте 7.2 Рекомендаций.
Что проверят
Согласно части 21 статьи 35 Закона плательщик страховых взносов обязан обеспечить возможность должностных лиц органа контроля за уплатой страховых взносов, проводящих выездную проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой страховых взносов. В Рекомендациях расшифровано, какие документы могут запросить проверяющие (п. 7.1 Рекомендаций). Помимо расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам в список вошли учредительные документы фирмы, положения об учетной и кредитной политике, бухгалтерская отчетность, регистры бухгалтерского и налогового учета, трудовые и гражданско-правовые договора с физическими лицами, а также банковские, кассовые и вообще первичные документы учета. Все эти материалы должны проверяться только в рамках периодов, по которым проводится конкретная проверка.
Кроме того, Рекомендации практически содержат некоторую методику проверки страхователей (п. 7.1, 7.4 Рекомендаций). К примеру, в ходе проверки специалисты фондов будут сверять соответствие показателей, отраженных в расчетах по начисленным и уплаченным страховым взносам, сданными бухгалтерского учета проверяемого лица. При этом, будет изучена и полнота отражения финансово-хозяйственных операций в самом бухгалтерском учете, чтобы выявить факты, влияющие на формирование базы для начисления взносов. В случае же обнаружения таких фактов работники фондов подберут по каждому правонарушению доказательную базу. Исходя из полученной информации и будут доначислены суммы страховых взносов, а также сформированы предложения для устранения выявленных нарушений.
Напомним, что выездная проверка, как правило, осуществляется на территории проверяемого лица (на территории предприятия, в офисе), но возможно проведение проверки и в помещении фонда (ч. 1 ст. 35 Закона). Правда, в Законе такая норма разрешена в случае, если у плательщика страховых взносов отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной проверки. В Рекомендациях же оговорен совершенно иной случай - если плательщик страховых взносов не допустит проверяющих на свою территорию. По существу, это активное препятствование проведению проверки. В этом случае, а также в случаях, когда у проверяемого лица отсутствует учет объектов обложения страховыми взносами или порядок ведения такого учета нарушен, то есть во всех случаях невозможности проверить данные страхователя, суммы страховых взносов будут доначислены расчетным путем. К сожалению, такой методики в опубликованном документе не приводится.
Завершение проверки
По окончании выездной проверки, то есть в последний ее день, специалисты фондов составят соответствующую справку. Первый экземпляр вручат плательщику. Напомним о том, что не нашло отражение в Рекомендациях. В случае, если плательщик страховых взносов (его уполномоченный представитель) уклоняется от получения справки о проведенной проверке, она будет направлена плательщику по почте заказным письмом, и по истечении шести дней со дня направления будет считаться полученной (ч. 23 ст. 35 Закона).
Но на этом проверка еще не закончится. В течение двух месяцев после подписания справки будет составлен акт, первый экземпляр которого в течение пяти рабочих дней должен вручаться проверенному лицу.
Если плательщик откажется подписывать или получать акт, в первую очередь этот факт будет зафиксирован в акте проверки. Акт вышлют плательщику по почте заказным письмом, да еще и с уведомлением. Датой получения будет считаться шестой рабочий день (ч. 4 ст. 38 Закона).
Но и на этом проверка не закончится. Плательщик имеет право представить по выявленным фактам нарушений свои возражения, а также документы, указывающие на смягчающие обстоятельства. Напомним, что срок представления таких материалов составляет пятнадцать рабочих дней со дня получения акта проверки (ч. 5 ст. 38 Закона). И только после истечения этого срока специалисты фондов начнут рассмотрение материалов проверки с целью принятия окончательного решения.
Укажем на некоторую неточность в опубликованном документе. В пункте 9.2 Рекомендаций отмечено, что решение по результатам рассмотрения материалов проверки должно быть принято в течение десяти дней со дня истечения срока, указанного в пункте 8.1 Рекомендаций. Однако, это неверная отсылка. В пункте 8.1 говорится лишь о сроке составления справки в последний день проведения выездной проверки. Как указано выше, решение о результатах проведения выездной проверки должно быть принято после окончания срока, выделенного для представления плательщиком письменных возражений.
Плательщика письменно известят о времени и месте рассмотрения материалов, и он может принять участие в таком мероприятии. В общем случае при неявке, решение будет принято в отсутствие плательщика.
В дополнение приведем полезную, но не отраженную в Рекомендациях информацию.
Например, о том, что срок рассмотрения материалов проверки может быть продлен, но не более чем на один месяц (ч. 1 ст. 39 Закона). Или о том, что в ходе рассмотрения материалов в необходимых случаях могут быть запрошены (истребованы) дополнительные доказательства (материалы) для подтверждения факта совершения правонарушений или наоборот об их отсутствии (ч. 7 ст. 39 Закона).
Нелишне помнить плательщикам и о том, что отсутствие письменных возражений не лишает лицо (его уполномоченного представителя) права давать свои объяснения на стадии рассмотрения материалов проверки (ч. 4 ст. 39 Закона).
В итоге рассмотрения материалов выездной проверки, специалисты фондов примут одно из двух решений: о привлечении к ответственности или об отказе в привлечении к ответственности. Второй вид решения не освобождает плательщика от обязанности заплатить недоимку по страховым взносам, если она была выявлена в ходе проверки, и соответствующие пени.
Немаловажно и то, что решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения вступает в силу по истечении десяти (рабочих) дней со дня вручения его лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (либо его уполномоченному представителю) (ч. 12 ст. 39 Закона).
Завершением проведения выездной проверки можно считать направленное плательщику требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней, а также в необходимом случае штрафа на основании вступившего в силу решения.
Правда, если плательщик не согласен с принятым в отношении него решением, он может обжаловать его. При этом, в решении помимо срока, в течение которого лицо вправе обжаловать решение, будут указаны наименование вышестоящего органа, его место нахождение и другие необходимые сведения для обжалования решения путем обращения в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов в соответствии с нормами статьи 54 и 55 Закона. Одновременно с жалобой плательщик имеет право обратиться в суд. Жалобу в вышестоящий орган контроля можно подать в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав (ч. 2 ст. 55 Закона). Обжалование в судебном порядке осуществляется в соответствии с арбитражно-процессуальными нормами - срок составляет также три месяца (п. 4 ст. 198 АПК РФ).
И.М. Акиньшина,
эксперт "НА"
"Нормативные акты для бухгалтера", N 12, июнь 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормативные акты для бухгалтера"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27066 выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 года.