Лицензированию перевозок посвящается...
Лицензирование пассажирских перевозок - один из вопросов, без решения которого невозможно оказание транспортных услуг на законных основаниях. Практика показывает, что не все пассажирские перевозчики спешат соблюдать лицензионные условия и требования, но, как оказывается, и законодательная база не совершенна, к тому же она меняется. Какой же недочет нашел Верховный суд в минтрансовском документе? Как изменились размеры госпошлины, взимаемой за получение лицензии с транспортной компании?
О чем говорится в Приказе Минтранса РФ от 06.04.2010 N 80?
Сразу скажем, что названный документ издан с целью приведения нормативной базы Минтранса в соответствие с нормами законодательства, которые пояснил чиновникам Верховный суд в Решении от 07.08.2009 N ГКПИ09-642. Камнем преткновения стал абз. 5 п. 14.6 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта*(1). В частности, им определено, что на автотранспортное средство (ТС) может быть выдана только одна выписка из документа, подтверждающего наличие лицензии (лицензионная карточка). Рассмотрев эту норму, суд пришел к выводу, что она нарушает права лицензиатов на получение дополнительных выписок из документа, подтверждающего наличие лицензии (лицензионных карточек), и является незаконной, так как накладывает не установленные законодательством ограничения.
Арбитры напомнили чиновникам, что лицензионная карточка является документом, подтверждающим наличие лицензии, и удостоверяет право лицензиата на осуществление пассажирских перевозок на конкретном ТС. Она подлежит возврату перевозчиком в лицензирующий орган на время приостановления действия лицензии, при ее аннулировании, а также в случае выведения ТС из состава транспортных средств, используемых лицензиатом для перевозок пассажиров. При этом, заметьте, не установлена ответственность за невыполнение лицензиатом требования о возврате лицензионной карточки, а также запрет на использование данного транспортного средства для перевозки пассажиров другим лицензиатом, имеющим лицензию и владеющим данным авто на законном основании.
А если прежний лицензиат не вернет карточку на ТС? Тогда новому соискателю может быть отказано в выдаче лицензионной карточки на том основании, что согласно оспариваемой норме на ТС может быть выдана только одна выписка из документа, подтверждающего наличие лицензии (лицензионной карточки). Применение этой нормы фактически ставит право лицензиата на занятие лицензионным видом деятельности в зависимость от исполнения условия по возврату лицензионной карточки другим перевозчиком, что противоречит документам, регулирующим вопросы лицензирования. Кроме того, содержание оспариваемой нормы предполагает наличие права только одного лицензиата на использование конкретного транспортного средства для перевозки пассажиров, что также не основано на законе. В итоге абз. 5 п. 14.6 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта признан ВС РФ недействующим со дня вступления в силу Решения от 07.08.2009 N ГКПИ09-642. Минтранс с этим официально согласился только в апреле 2010 года, исключив Приказом от 06.04.2010 N 80 оспариваемую норму из административного регламента Ространснадзора.
К сведению. Нужно отметить, что спорный вопрос уже рассматривался в арбитражных судах. Так, в ходе проведения проверки управлением Ространснадзора выявлено наличие действующей лицензионной карточки на одно из заявленных предпринимателем ТС, что послужило одним из оснований для отказа заявителю в выдаче лицензионных карточек. Однако суд посчитал отказ лицензирующего органа незаконным (Постановление ФАС УО от 29.04.2010 N Ф09-3009/10-С1). Поэтому рано или поздно норма административного регламента, нарушавшего права перевозчиков, должна была быть признана недействующей.
Когда можно обойтись без лицензии?
Лицензия не нужна, если автотранспорт используется для собственных нужд юридического лица (предпринимателя). Да, это действительно так. Положение о лицензировании перевозок пассажиров*(2) касается перевозок пассажиров, за исключением случая, когда указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица. Но в положении не сказано, что считать собственными нуждами.
Одно дело, если автобусы используются для доставки сотрудников организации к месту их работы. Здесь вопросов не возникает: это внутренняя даже для транспортной организации операция, и она вполне подходит под собственные нужды, для чего лицензия не нужна. Другое дело, если автобус используется пусть и для разовых перевозок, но иных лиц, не являющихся работниками организации. Здесь не прослеживаются собственные нужды перевозчика, скорее, это расходы, связанные с оказанием возмездных или безвозмездных транспортных услуг. Значит, без лицензии не обойтись, как на регулярных, так и на нерегулярных пассажирских перевозках. Нормы ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ предусматривают административную ответственность за осуществление такой деятельности без специального разрешения независимо от количества перевозок (Постановление ФАС ЗСО от 25.03.2010 N А67-9403/2009). В подтверждение укажем еще на один нюанс.
За пределами территории автобусного парка ТС является участником дорожного движения, и его владелец должен выполнять лицензионные требования, направленные на обеспечение безопасности дорожного движения. Если читатель с этим согласен, ему следует знать, что нужно для получения лицензии. Если - нет, то следует быть готовым к претензиям со стороны Ространснадзора, и если ревизоров не удастся переубедить, придется за деятельность без лицензии поплатиться. Чтобы не рисковать, можно либо перевозить иных лиц автобусами малой вместимости (менее восьми человек, что не всегда удобно и выгодно), либо получить лицензию на перевозки пассажиров, не являющихся работниками автопредприятия.
Какие документы нужны для лицензии?
Не секрет, что практически любые юридически значимые действия начинаются с заявления соискателя. Для получения лицензии в нем нужно указать реквизиты, перечисленные в ст. 9 Закона о лицензировании*(3). Но самого заявления, безусловно, мало, нужны, по крайней мере, документы, подтверждающие отраженные в нем сведения. Это копии учредительных документов, подтверждающих уплату госпошлины, свидетельств о регистрации, постановке на учет в налоговой инспекции. Помимо документов общей направленности, владельцу автобуса нужно позаботиться о документах, подтверждающих возможность соблюдения лицензионных норм и требований. Пакет специальных документов, которые прилагаются к заявлению, приведен в п. 6 Положения о лицензировании перевозок пассажиров и по сей день практически не менялся. Лицензирующий орган (Ространснадзор) не вправе требовать иные, не предусмотренные указанными нормативными актами документы.
Проверяют чиновники не только документы, но и возможность выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий. При этом они не имеют права выходить за рамки полномочий, предоставленных Законом о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля*(4). Если все документы в порядке и заявитель в состоянии перевозить пассажиров по установленным правилам, то одновременно с документом, подтверждающим наличие лицензии, на каждое транспортное средство, предполагаемое к использованию для перевозок, лицензирующий орган выдает лицензионную карточку.
Отметим: наличие у пассажирского перевозчика документа, подтверждающего наличие лицензии, нередко является обязательным требованием к конкурсной документации, предоставляемой организацией для участия в конкурсе на право осуществления пассажирских перевозок по регулярным маршрутам. При этом сама лицензия может быть использована для оценки опыты работы перевозчика на маршрутах в ходе определения победителя конкурса на право получение госзаказа на оказание транспортных услуг.
Сколько с этого года платить за лицензию?
Плата за лицензирование перевозок пассажиров в автомобильном транспорте включает:
- пошлину за предоставление лицензии - 2600 руб.;
- сбор за переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, - 200 руб.;
- сбор за выдачу дубликата, подтверждающего наличие лицензии, - 200 руб.;
- пошлину за продление срока действия лицензии - 200 руб.
Такие расценки на получение лицензии установлены гл. 25.3 "Государственная пошлина" НК РФ с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 27.12.2009 N 374-ФЗ. Нетрудно заметить, что по сравнению с ранее установленными тарифами действующая с 2010 года пошлина повышена в два раза, что лишь увеличивает бюджет расходов лицензиатов. У них могут быть и иные расходы, связанные с получением лицензии, например, плата за консультационные услуги, заверение копий документов. В частности, за удостоверение копий учредительных документов государственная пошлина взимается в размере 500 руб. (пп. 8 п. 1 ст. 333.24 НК РФ). Данные расходы включаются в состав затрат, связанных с получением лицензии, которые учитываются в особом порядке.
Каковы правила учета и налогообложения?
В бухгалтерском учете уплата государственной пошлины отражается по статье затрат "Налоги, сборы и неналоговые платежи". Причем если пошлина платится за лицензирование, то ее нужно списывать равномерно исходя из срока действия полученной владельцем транспортного средства лицензии. Согласно Отраслевой инструкции по учету доходов и расходов на автомобильном транспорте лицензионные сборы относятся к прочим расходам по обычным видам деятельности перевозчика.
С налогообложением все проще. Пошлина за получение лицензии относится к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. По какому основанию? В силу норм пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ, которые разрешают учесть в расходах суммы налогов и сборов, таможенных пошлин и сборов, начисленные в установленном законодательством порядке. В таком случае уплата госпошлины относится к косвенным расходам, учесть которые можно единовременно в уменьшение полученной прибыли в периоде их возникновения. При этом между бухгалтерским учетом и налогообложением могут возникнуть временные разницы, связанные с тем, что различается порядок признания расходов по времени. Поясним, о чем идет речь, на примере.
Пример
Организация уплатила пошлину за предоставление лицензии в размере 2600 руб. За заверение необходимых документов у нотариуса заплачено 2400 руб. Иные расходы, связанные с получением лицензии (на консультационные услуги), составили 1000 руб. Лицензия получена на пять лет, исходя из этого срока списываются в учете расходы на ее получение. Для целей налогообложения данные затраты признаются единовременно в полном объеме.
В учете организации будут сделаны следующие проводки:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
В момент предоплаты | |||
Произведена оплата лицензирующему органу, нотариусу и консультанту (2600 + 2400 + 1000) руб. | 5000 | ||
Осуществленные затраты отражены в составе расходов будущих периодов | 5000 | ||
Начислено отложенное налоговое обязательство (5000 руб. x 20%) | 1000 | ||
Ежемесячно в период действия лицензии | |||
Доля расходов будущих периодов включена в состав общехозяйственных затрат за квартал (5000 руб. / 60 мес. x 3 мес.) | 250 | ||
Списана часть отложенного налогового обязательства*(1) | 50 | ||
*(1) В примере отражены проводки, интересные для плательщиков налога на прибыль. Если перевозчик применяет "вмененку" или "упрощенку", он ограничится списанием расходов на лицензирование. Сумма несущественна, эффект от ее распределения между несколькими отчетными периодами малозначителен, поэтому организация может принять решение списать в учете расходы единовременно, совместив тем самым бухгалтерский учет с налогообложением. Выбор за бухгалтером. |
За какие нарушения можно поплатиться?
Чтобы получить лицензию, перевозчик должен выполнить ряд условий Положения о лицензировании перевозок пассажиров, которые основываются на требованиях документов в сфере перевозок и дорожного движения, к ним есть соответствующие отсылочные нормы. Не будем перечислять все лицензионные требования, укажем нарушения, за которые можно поплатиться штрафом.
Вид нарушения | Судебное решение |
Нарушение режима труда и отдыха водителей, а также порядка заполнения путевых листов (сведения одометра и время возвращения) | Постановление ФАС ВВО от 22.04.2010 N А31-8013/2009 |
Непроведение предрейсовых медицинских осмотров водителей междугородных маршрутов | Постановление ФАС ВВО от 02.02.2010 N А79-12772/2009 |
Не согласование расписания движения транспорта на маршруте с местной администрацией | Постановление ФАС ВСО от 13.11.2009 N А33-6418/2009 |
Неисполнение обязанности по созданию удобств и культурному обслуживанию пассажиров | Постановление ФАС ДВО от 15.04.2010 N Ф03-2075/2010 |
Нарушение продолжительности рабочей смены водителей автобусов | Постановление ФАС ЗСО от 02.03.2010 N А03-11745/2009 |
Перевозка пассажиров количеством, превышающим предельную вместимость автобуса | Постановление ФАС ПО от 22.03.2010 N А12-20015/2009 |
Эксплуатация ТС, в конструкцию которых внесены изменения без разрешения ГИБДД | Постановление ФАС ПО от 19.01.2010 N А06-2676/2009 |
В путевых листах нет реквизитов предпринимателя, сведений о водителях и медицинских работниках | Постановление ФАС ПО от 14.01.2010 N А49-6533/2009 |
Осуществление перевозок после прекращения действия договора о транспортном обслуживании | Постановление ФАС СЗО от 09.02.2010 N А56-35037/2009 |
Эксплуатация автобуса с неисправным спидометром | Постановление ФАС СЗО от 14.01.2010 N А05-4687/2009 |
Огнетушители без пломб и с истекшими сроками годности, неукомплектованная аптечка | Постановление ФАС ЦО от 18.12.2009 N А09-5522/2009 |
Использование транспортных средств, не имеющих лицензионных карточек установленного образца | Постановление ФАС УО от 04.05.2010 N Ф09-3058/10-С1 |
Непроведение обследования и согласования маршрута, который пересекают железнодорожные переезды | Постановление ФАС УО от 08.04.2010 N Ф09-2272/10-С1 |
Нет паспорта и схемы маршрута с указанием опасных участков | Постановление ФАС ЦО от 27.02.2010 N А09-9102/2009 |
Отсутствие организационно-технических условий для поддержания ТС в исправном состоянии | Постановление ФАС УО от 30.03.2010 N Ф09-2020/10-С1 |
Отсутствие на ТС документов, предусмотренных правилами дорожного движения | Постановление ФАС УО от 22.03.2010 N Ф09-1804/10-С1 |
Истечения срока временной регистрации ТС, срока годности медицинской справки водителя | Постановление ФАС УО от 08.02.2010 N Ф09-179/10-С1 |
Как видим, у Ространснадзора, являющегося органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере транспорта (Письмо Минэкономразвития РФ от 27.04.2009 N Д05-2102), достаточно поводов для наложения штрафных санкций на перевозчика, не выполняющего те или иные лицензионные условия. Ространснадзор с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право применять предусмотренные законодательством меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, что подтверждает судебная практика.
В такой ситуации пассажирским перевозчикам ничего не остается, как либо работать по закону и соблюдать все лицензионные требования, как бы трудно это не было, либо перевозить пассажиров с небольшими на первый взгляд нарушениями до первой проверки Ространснадзора, после чего перевозчика могут не только оштрафовать, но и лишить лицензии и права заниматься пассажирскими перевозками.
Обратим внимание на грубые нарушения:
- совершение действий, в результате которых произошло дорожно-транспортное происшествие, повлекшее человеческие жертвы, причинение тяжкого вреда здоровью, причинение средней тяжести вреда здоровью не менее пяти человек;
- использование транспортных средств, не допущенных в установленном порядке к эксплуатации и не прошедших предрейсового технического осмотра.
За такие нарушения ст. 14.1 КоАП РФ предусмотрены как штрафные санкции, так и административное приостановление деятельности, что для перевозчиков чревато более значительными убытками, чем налагаемые проверяющими административные штрафы.
На заметку перевозчикам пассажиров ближнего зарубежья
Российская Федерация Федеральным законом от 01.02.2010 N 2-ФЗ ратифицировала Конвенцию о международных автомобильных перевозках пассажиров и багажа, подписанную от имени Правительства РФ в городе Бишкеке 9 октября 1997 года. В рамках конвенции перевозки пассажиров в международном сообщении выполняются российскими перевозчиками автобусами, имеющими более восьми мест для сидения, не считая места водителя. Для перевозок такими транспортными средствами в РФ нужна лицензия. Однако при пересечении границы водители автобусов российских перевозчиков вместо лицензии будут предъявлять карточку допуска, предусмотренную законодательством РФ. Форма такой карточки есть в приложении 4 к Приказу Минтранса РФ от 22.11.2004 N 36.
***
Итак, для пассажирских перевозчиков лицензия обязательна, равно как и соблюдение лицензионных требований и условий в ходе транспортного обслуживания пассажиров. Надеемся, что приведенные в статье комментарии помогут не только получить лицензию, но и ее сохранить, избежав штрафных санкций со стороны лицензирующего органа.
Ю.А. Васильев,
д.э.н., генеральный директор КГ "Аюдар",
автор многочисленных книг, статей и публикаций
по бухгалтерскому учету и налогообложению
"Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", N 4, июль-август 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по исполнению государственной функции по лицензированию деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утв. Приказом Минтранса РФ от 18.12.2006 N 153.
*(2) Утверждено Постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 N 637.
*(3) Федеральный закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ.
*(4) Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"