На заметку малым и средним "субъектам"
В сфере грузовых и пассажирских перевозок есть место всем, как крупным автопредприятиям, так и небольшим транспортным компаниям и предпринимателям. В условиях острой конкуренции субъектам малого и среднего предпринимательства непросто без поддержки государства. Приняты различные нормативные акты для развития малого бизнеса, мы решили осветить одну из последних инициатив - Приказ Минтранса РФ от 23.03.2010 N 70. Им утверждена программа по созданию условий для развития малых и средних перевозчиков в сфере транспорта. О ней, а также о других интересных для перевозчика документах пойдет речь в данном материале.
О чем говорят цифры?
Становление и развитие в России малого и среднего предпринимательства, в том числе на транспорте, является одной из приоритетных задач, обозначенных в Основных направлениях деятельности Правительства РФ на период до 2012 года*(1). В сфере малого бизнеса заложен потенциал для развития конкуренции, расширения налоговой базы, увеличения числа рабочих мест, валового внутреннего продукта. Количество малых предприятий в России постоянно растет. В настоящее время малые и средние предприятия транспортного комплекса составляют почти 4,5% от общего числа таких предприятий по экономике в целом. Анализ деятельности малого бизнеса говорит о его значимой роли в обеспечении потребностей населения и отраслей экономики в услугах транспорта.
В 2008 году объем услуг малых и средних предприятий транспортного комплекса в стоимостном выражении составил около 300 млрд. руб. (без учета микропредприятий и предпринимателей), то есть почти 11% от общего объема услуг. Доля выручки малых и средних предприятий (с учетом микропредприятий и предпринимателей) достигла 500 млрд. руб., более 16% от общего объема выручки предприятий транспортного комплекса. Удельный вес малых предприятий и предпринимателей в услугах пассажирского автомобильного транспорта достигает 50%, грузового автомобильного транспорта - 67%.
К сведению. Малое и среднее предпринимательство приносит в бюджеты экономически развитых стран более 50% дохода. Например, доля малых и средних предприятий в ВВП Великобритании, США, Германии колеблется от 50 до 54%, Японии - 52-55%, Италии и Франции - около 60%.
По данным Росстата, в 2008 году среднесписочная численность работающих на малых предприятиях транспортного комплекса составила 315 тыс. чел. (без микропредприятий и предпринимателей), средних - 101 тыс. чел. или соответственно 10,5% и 3,5% от общей численности занятых в транспортном комплексе. Численность индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки грузов и пассажиров на автомобильном транспорте общего пользования, превышает 215 тыс. чел.
Уровень развития малого и среднего предпринимательства в транспортном комплексе существенно различается по видам транспорта и сегментам рынка. Так, в части грузовых перевозок формирование конкурентной среды на рынке услуг уже практически завершено, и в настоящее время наблюдается процесс концентрации производства - доля грузооборота, выполняемого небольшими перевозчиками, не увеличивается. В части же пассажирских перевозок, наоборот, продолжает наблюдаться рост доли пассажирооборота, выполняемого субъектами малого и среднего предпринимательства.
Как видим, малое и среднее предпринимательство становится все более значимой областью развития транспортных услуг, но в силу ряда объективных и субъективных причин потенциал этого сектора реализован не полностью. Серьезным испытанием для малого и среднего бизнеса стал, безусловно, мировой финансовый и экономический кризис.
Сдерживающими факторами развития малого и среднего предпринимательства в транспортном комплексе также являются несовершенство нормативной базы и недостаточная правовая защищенность перевозчиков. Нельзя не отметить ограниченные возможности использования финансово-кредитных механизмов для пополнения оборотного капитала и обновления подвижного состава из-за его высокой стоимости и, как правило, отсутствия достаточного для банка залогового обеспечения. Состояние транспортных средств и техники порой оставляет желать лучшего. Возрастная структура и техническое состояние парка грузовых автотранспортных средств у малого и среднего бизнеса являются неудовлетворительными: 70% этого парка требует незамедлительного списания из-за неэффективности и непригодности к эксплуатации. По-прежнему низок уровень доступности субъектов малого предпринимательства для государственных и муниципальных заказов и недостаточно высоко качество предоставляемых ими пассажирских автотранспортных услуг. Что и говорить, проблем у малого бизнеса хватает.
Улучшение положения малого и среднего предпринимательства в транспортном бизнесе возможно при условии комплексной государственной поддержки дополнительно к уже имеющейся системе поддержки малого бизнеса, базисом которой является Закон о развитии малого и среднего предпринимательства*(2). Программа Минтранса является логическим продолжением реализации государственной политики поддержки малого и среднего предпринимательства в транспортной сфере в 2010-2012 годах.
Кто относится к малым и средним субъектам?
За ответом на этот вопрос обратимся к Закону о развитии малого и среднего предпринимательства. В нем для малого и среднего бизнеса есть ряд критериев, по которым можно судить, кто вправе претендовать на государственную поддержку.
Так, для организаций, оказывающих транспортные услуги, доля участия других юридических лиц (не являющихся "малышами" и "середнячками") не должна превышать 25%. Такой же барьер есть для участия в транспортной компании органов власти и иностранных инвесторов.
Следующий критерий - это средняя численность работников за предшествующий календарный год. Она не должна превышать установленные законом предельные значения:
а) от 101 до 250 чел. включительно для средних предприятий;
б) до 100 чел. включительно для малых предприятий;
в) до 15 чел. - для микропредприятий.
Также нормируется для субъектов малого и среднего предпринимательства выручка от реализации товаров (работ, услуг), которая принимается к расчету без НДС и определяется по правилам налогообложения. Выручка за предшествующий календарный год не должна превышать следующие величины (Постановление Правительства РФ от 22.07.2008 N 556):
а) 1000 млн. руб. - для средних предприятий;
б) 400 млн. руб. - для малых предприятий;
в) 60 млн. руб. - для микропредприятий;
Есть еще один критерий - балансовая стоимость активов (остаточная стоимость ОС и НМА), но по нему Правительством РФ пока не установлено предельных значений. Однако и без этого критерия ясно, что перевозчики могут попасть в любую категорию.
Обращаем внимание: транспортной компании, предпринимателю-перевозчику нужно подтвердить свой статус ("малыша" или "середнячка") документально. Для этого понадобятся документы о структуре уставного капитала (список участников), подтверждающие численность работников (формы статистики, расчеты по налогам и сборам в бюджет и внебюджетные фонды) и объем полученной выручки (данные налогового учета организации, книга учета доходов и расходов предпринимателя).
Каковы приоритетные направления программы?
Приоритетами развития сектора пассажирских автомобильных перевозок станут:
- совершенствование системы размещения заказов на перевозку пассажиров для государственных и муниципальных нужд;
- поддержка создания в крупных городах системы транспортного обслуживания лиц с ограниченной подвижностью;
- формирование и реализация стандартов по допуску к профессии.
В результате, считают чиновники, будет дан импульс активному формированию конкурентной среды на рынке пассажирских автотранспортных услуг.
Для грузового автомобильного транспорта эффективные направления развития таковы:
- последовательное обновление парка транспортных средств с целью улучшения экологических характеристик;
- внедрение новых технологий и методов работы;
- взаимовыгодное сотрудничество индивидуальных предпринимателей - перевозчиков с экспедиторскими или иными организациями, что позволит существенно повысить безопасность перевозок и качество транспортных услуг.
В приоритетных направлениях даны общие формулировки, перевозчиков же интересуют конкретные действия государства и отраслевого ведомства. Поэтому выделим основные меры, которые планирует реализовать Минтранс.
Какие мероприятия намечены на ближайшую перспективу?
Перечень основных мероприятий программы представлен в приложении 2. На взгляд автора, наиболее перспективными и востребованными являются следующие этапы:
1. В связи с тем, что доля малого и среднего предпринимательства в секторе внешнеторговых автомобильных перевозок составляет около 90%, программой предусматривается совершенствование нормативного правового обеспечения этого сектора. Речь идет о подготовке предложений по внесению дополнений в правовые акты РФ с целью расширения перечня расходов при расчете налогооблагаемой базы по упрощенной системе налогообложения. В частности, транспортное ведомство подготовит предложения по внесению в перечень учитываемых на "упрощенке" расходов, связанных с приобретением документов (разрешения на въезд, книжки МДП), уплатой сборов за пользование транспортной инфраструктурой (платные дороги и сборы с ТС за рубежом).
2. В сфере государственных закупок для снятия административных барьеров будет продолжена работа по максимальному привлечению субъектов малого и среднего предпринимательства к поставке товаров (работ и услуг) для государственных нужд, включая организацию конкурсного размещения госзаказов у небольших перевозчиков. Преодолеть административные барьеры можно будет с помощью четких правовых норм, регулирующих отношения перевозчиков и государственных (муниципальных) заказчиков.
3. Ужесточение требований к экологической безопасности эксплуатации ТС ставит транспортное ведомство перед необходимостью выработки конкретных предложений по господдержке (субсидированию) приобретения (замены) магистральных тягачей категории Евро 3 и выше отечественного производства. От Минтранса будем ждать не только предложений, но и конкретных действий по оказанию помощи в обновлении парка малых и средних грузоперевозчиков, а также индивидуальных предпринимателей.
4. В качестве социального проекта планируется разработать предложения по созданию системы транспортного обслуживания лиц с ограниченной подвижностью и возможностями. Стоит заметить, что в отдельных городах и регионах на общественном транспорте уже проводится эксперимент по обслуживанию таких граждан.
5. Достаточно интересна разработка мер, стимулирующих развитие малых и средних компаний, которые оказывают услуги придорожного сервиса (кафе, мастерских, гостиниц, кемпингов и др.). Согласитесь, в современных условиях без придорожного сервиса водителю трудно обойтись.
На что выделены бюджетные деньги?
Общий объем финансирования программы по созданию условий для развития малого и среднего бизнеса составляет 121 млн. руб., которые будут выплачены из федерального бюджета. Куда же планируется потратить эти средства? Ответ содержится в приложении 4 к рассматриваемой программе. Деньги будут потрачены на следующие мероприятия:
- совершенствование системы нормативно-правового обеспечения перевозок;
- разработка предложений по обновлению подвижного состава;
- создание специализированных транспортных технопарков и промзон;
- развитие конкурентных рынков услуг пассажирского транспорта;
- подготовка предложений по строительству транспортной инфраструктуры (автовокзалы, автостанции, терминалы) и передаче их в управление малому бизнесу.
- формирование инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса;
- повышение в целом эффективности функционирования субъектов среднего и малого предпринимательства в транспортном комплексе.
Как видим, непосредственно к перевозчикам финансирование имеет мало отношения, это, скорее всего, работа подготовительного характера, с прицелом на будущее.
Как будет контролироваться программа?
Контроль за ходом выполнения программы по созданию условий для развития малого и среднего бизнеса возложен на Минтранс и его департаменты. В случае неэффективной реализации программы по итогам ежегодной оценки формируется соответствующее заключение о внесении в нее изменений или о досрочном прекращении реализации. В приложении 3 есть специальная методика по оценке эффективности реализации программы, основанная на оценке целевых индикаторов и показателей деятельности малого и среднего бизнеса. Последние определены на основе данных статистической, бухгалтерской отчетности (управленческого учета) в разрезе видов деятельности на автомобильном транспорте.
Учитывая эти многочисленные показатели и индикаторы, позволяющие следить за ходом выполнения программы, чиновники не исключают макроэкономических рисков, обусловленных влиянием мирового экономического кризиса на социально-экономическое развитие страны. Это может привести к дальнейшему падению спроса на транспортные услуги и оказать негативное влияние на развитие малого предпринимательства. Также результативность программы может снизиться вследствие медленного совершенствования нормативной базы, регулирующей деятельность малого и среднего предпринимательства. На правовом поле следует обратить внимание, так как документы малого и среднего бизнеса представлены не только законом и программой Минтранса.
На что еще могут рассчитывать "малыши" и "середнячки"?
Приказом Минэкономразвития РФ от 30.01.2009 N 31 в рамках реализации иных мероприятий субъектов РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства утвержден антикризисный пакет мер, предполагающий в том числе выделение субсидий на гарантийные фонды (фонды поручительств). В рамках антикризисного пакета выделяются также субсидии на развитие микрофинансирования. Помимо названных субсидий антикризисный пакет включает мероприятия по субсидированию процентных ставок по кредитам.
Субсидируются затраты из расчета не более ставки рефинансирования Центрального банка РФ на момент уплаты процентов субъектами малого и среднего предпринимательства. Субсидирование предоставляется малым и средним предпринимателям, принявшим на себя обязательство по сохранению общего количества рабочих мест на период не менее шести месяцев со дня получения поддержки (Письмо Минэкономразвития РФ от 12.03.2010 N Д05-686). Думаем, бухгалтеру будет небезынтересен учет и налогообложение субсидирования процентных ставок по кредитам, выданным перевозчикам.
Учетные моменты субсидирования
При выделении и поступлении бюджетных средств на осуществление или компенсацию тех или иных расходов предприятию - получателю таких средств следует руководствоваться ПБУ 13/2000 "Учет государственной помощи". В нем прописаны правила учета средств бюджетных поступлений, предназначенных для:
- оплаты финансирования капитальных расходов, связанных с покупкой, строительством или приобретением иным путем внеоборотных активов;
- текущих расходов.
Каждый из этих вариантов предусматривает свой порядок учета - доходы в виде целевых бюджетных поступлений признаются в учете равномерно или единовременно. В пункте 9 ПБУ 13/2000 сказано, что суммы бюджетных средств на финансирование капитальных расходов списываются на протяжении срока полезного использования внеоборотных активов, а средства на финансирование текущих расходов - в периоды признания таких расходов. Именно с данной ситуацией могут столкнуться перевозчики, приобретающие ТС с использованием кредитных средств и субсидий.
Пример 1
Перевозчик 01.07.2010 взял целевой кредит в сумме 6 млн. руб. на пять лет под 12% годовых. Проценты по кредиту уплачиваются частично за счет средств транспортной организации (4,25%), частично за счет средств департамента развития малого и среднего предпринимательства (7,75%) непосредственно банку по графику платежей. На заемные средства закуплены автомобили общей стоимостью 6 млн. руб. (без НДС), которые введены в эксплуатацию 30.08.2010, срок их полезного использования - пять лет. В целях упрощения в примере не рассматриваются налоговые обязательства и учет отложенных налогов, установленный ПБУ 18/02 и не применяемый малыми перевозчиками.
Представим в виде таблицы график платежей перевозчика:
Период | Остаток долга, руб. | Срок использования, дней | Проценты, уплачиваемые перевозчиком, руб. | Проценты, финансируемые департаментом, руб. |
Июль 2010 года | 6 000 000 | 31 | 21 658 | 39 493 |
Август 2010 года | 900 000 | 31 | 21 297 | 38 835 |
Сентябрь 2010 года | 5 800 000 | 30 | 20 260 | 36 945 |
Для малых и средних предприятий целевой кредит в учете неудобен тем, что он выдан для приобретения определенных видов активов и затраты в виде процентов включаются в их первоначальную стоимость. После того, как объект принят к учету, проценты за кредит признаются прочими текущими расходами. Аналогичная картина вырисовывается в части учета бюджетных поступлений на уплату процентов по кредиту.
Бюджетные средства, принятые к учету, согласно п. 7 ПБУ 13/2000 отражаются как возникновение целевого финансирования и задолженности по этим средствам (Дебет 76 Кредит 86). Те из них, что выделены на компенсацию "капитальных" процентов, начисленных до принятия объекта к учету и начисления по нему амортизации, нужно включать в состав доходов равномерно. При этом бюджетное финансирование учитывается в качестве доходов будущих периодов при вводе объектов в эксплуатацию с последующим отнесением в течение срока их полезного использования в размере начисленной амортизации на финансовые результаты как прочие доходы (Дебет 86 Кредит 98, Дебет 98 Кредит 91-1).
Средства департамента, выделенные на компенсацию "текущих" процентов, начисленных после принятия объекта к учету и в период начисления по нему амортизации, включаются в доходы единовременно (Дебет 86 Кредит 91-1). Это следует из принципа соответствия полученных доходов и понесенных расходов, заложенного в методологии учета.
В бухгалтерском учете перевозчика будут сделаны следующие проводки:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. | |||
Июль 2010 г. | ||||||
Предоставлен кредит на приобретение автомобилей | 6 000 000 | |||||
Перечислены заемные средства за автомобилей | 6 000 000 | |||||
Поставлено транспортные средства | 6 000 000 | |||||
Погашена основная сумма долга за кредит | 100 000 | |||||
Начислены проценты по кредиту (21 658 + 38 493) руб. | 61 151 | |||||
Отражена задолженность по финансированию | 39 493 | |||||
Уплачены проценты за счет средств организации | 21 658 | |||||
Погашена задолженность за счет средств бюджета | 39 493 | |||||
Финансирование признано доходом будущих периодов | 39 493 | |||||
Август 2010 г. | ||||||
Погашена основная сумма долга за кредит | 100 000 | |||||
Начислены проценты по кредиту (21 297 + 38 835) руб. | 60 132 | |||||
Отражена задолженность по финансированию | 38 835 | |||||
Уплачены проценты за счет средств организации | 21 297 | |||||
Погашена задолженность за счет средств бюджета | 38 835 | |||||
Финансирование признано доходом будущих периодов | 38 835 | |||||
Транспортные средства введены в эксплуатацию (6 000 000 + 61 151 + 60 132) руб. | 6 121 283 | |||||
Сентябрь 2010 г. | ||||||
Погашена основная сумма долга за кредит | 100 000 | |||||
Начислены проценты по кредиту | 57 205 | |||||
Отражена задолженность по финансированию | 36 945 | |||||
Уплачены проценты за счет средств организации | 20 260 | |||||
Погашена задолженность за счет средств бюджета | 36 945 | |||||
Финансирование учтено в текущих доходах | 36 945 | |||||
Начислена амортизация (6 121 283 руб. / 60 мес.) | 102 021 | |||||
Списана часть доходов будущих периодов ((39 493 + 38 835) руб. / 60 мес.) | 1 305 |
Можно заметить, что учет достаточно трудоемок, особенно для субъектов малого предпринимательства. Однако упростить порядок значит нарушить требования нормативных актов по бухгалтерскому учету, о которых упоминалось выше. В такой ситуации перевозчику нужно побыстрее вводить ТС в эксплуатацию, чтобы целевое финансирование отражалось не в будущих, а в текущих доходах получателя средств. Данный способ подойдет тогда, когда целевое финансирование запаздывает и поступает на расчетный счет уже лишь в качестве компенсации понесенных организацией расходов.
Организации, имеющие дело с целевыми средствами, при налогообложении руководствуются п. 2 ст. 251 НК РФ, позволяющим исключить такие поступления из состава налогооблагаемых доходов. При этом обязательным условием применения данной нормы является раздельный учет расходов, осуществленных за счет целевого финансирования и не учитываемых при налогообложении, и расходов, произведенных самим предприятием и потому включаемых в налоговую базу.
***
Как видим, субъектом малого и среднего предпринимательства в отдельных случаях быть выгодно, но нужно знать, как грамотно воспользоваться тем или иным преимуществом. Надеемся, что прокомментированные документы помогут небольшим транспортным компаниям и перевозчикам воспользоваться бюджетной поддержкой, если, конечно, им выпадет такой шанс поправить свое финансовое положение.
Д.В. Дурново,
главный редактор издательства "Аюдар Пресс"
"Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", N 4, июль-август 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Утверждены Распоряжением от 17.11.2008 N 1663-р.
*(2) Федеральный закон от 31.07.2007 N 209-ФЗ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"