БСО в учреждении
Многие учреждения оказывают платные услуги. В связи с этим бланки строгой отчетности становятся просто необходимы. О том, как учесть их приобретение, и рассказано в статье.
Организации и индивидуальные предприниматели могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ. Но при условии, что, оказывая услуги населению, они выдают бланки строгой отчетности (п. 2 ст. 2 Закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ, далее - Закон N 54-ФЗ).
Это справедливо и для организаций, которые являются плательщиками ЕНВД (п. 2.1 ст. 2 Закона N 54-ФЗ, письмо Минэкономразвития России от 16 февраля 2010 г. N Д05-399), при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа), подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).
Для учреждений такими документами являются квитанция (ф. 0504510) и приходный кассовый ордер (ф. 0310001). Об этом сказано в пункте 105 Инструкции по бюджетному учету (утверждена приказом Минфина России от 30 декабря 2008 г. N 148н). При приеме наличных денежных средств уполномоченное лицо ежедневно сдает в кассу учреждения полученные денежные средства с приложением реестра документов и копий квитанций.
Как изготовить?
Бланк документа изготавливается типографским способом или формируется с использованием автоматизированных систем (п. 4 Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утвержденного постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. N 359, далее - Положение). В последнем случае для одновременного заполнения бланка документа и выпуска документа должно обеспечиваться выполнение следующих требований:
а) автоматизированная система должна иметь защиту от несанкционированного доступа, идентифицировать, фиксировать и сохранять все операции с бланком документа в течение не менее пяти лет;
б) при заполнении бланка документа и выпуске документа автоматизированной системой сохраняются уникальный номер и серия бланка.
Надо заметить, что для признания документа БСО он должен содержать (п. 3 Положения):
наименование документа, шестизначный номер и серию;
наименование и организационно-правовую форму учреждения;
место нахождения постоянно действующего исполнительного органа учреждения;
ИНН;
вид услуги;
стоимость услуги в денежном выражении;
размер оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты;
дату осуществления расчета и составления документа;
должность, фамилию, имя и отчество лица, ответственного за совершение операции и правильность ее оформления, его личную подпись, печать учреждения;
иные реквизиты, которые характеризуют специфику оказываемой услуги и которыми учреждения вправе дополнить документ.
А в документах, которые изготовлены типографским способом, также должны содержаться: сведения об изготовителе бланка документа (сокращенное наименование, идентификационный номер налогоплательщика, место нахождения, номер заказа и год его выполнения, тираж), если иное не предусмотрено нормативно-правовыми актами об утверждении форм бланков таких документов.
Если квитанции не будут содержать предусмотренных реквизитов и печати, налоговики могут пересчитать налоги (постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 15 февраля 2010 г. по делу N А33-9452/2007). Другое дело, что, если организация сможет представить соответствующие договоры на оказание услуг и акты приема-передачи услуг, судьи поддержат ее, а не инспекторов.
Заметим, организации, оказывающие услуги населению, для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники вправе использовать самостоятельно разработанный документ, в котором должны содержаться реквизиты, установленные пунктом 3 Положения. Утверждения формы такого документа уполномоченными федеральными органами исполнительной власти не требуется (письмо Минфина России от 22 августа 2008 г. N 03-01-15/10-303, постановление ФАС Уральского округа от 16 марта 2010 г. по делу N Ф09-1646/10-С1).
Порядок выдачи и хранения
В случае применения БСО наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники осуществляются в следующем порядке (п. 20 Положения):
а) при оплате услуг наличными денежными средствами уполномоченное лицо организации:
заполняет бланк документа, за исключением места для личной подписи (при наличии такого реквизита);
получает от клиента денежные средства;
называет сумму полученных денежных средств и помещает их отдельно на виду у клиента;
подписывает документ (при наличии места для личной подписи);
называет сумму сдачи и выдает ее клиенту вместе с документом, при этом бумажные купюры и разменные монеты выдаются одновременно;
б) при оплате услуг с использованием платежной карты уполномоченное лицо организации:
получает от клиента платежную карту;
заполняет бланк документа, за исключением места для личной подписи (при наличии такого реквизита);
вставляет платежную карту в устройство для считывания информации с платежных карт и получает подтверждение оплаты по платежной карте;
подписывает документ (при наличии места для личной подписи);
возвращает клиенту платежную карту вместе с БСО и документом, подтверждающим совершение операции с использованием платежной карты;
в) при осуществлении смешанной оплаты, при которой одна часть услуги оплачивается наличными денежными средствами, а другая - с использованием платежной карты, выдача документа и сдачи, а также возврат платежной карты производятся одновременно.
Внимание. Отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу) влечет наложение административного штрафа: на граждан - в размере от 1500 до 2000 рублей, на должностных лиц - от 3000 до 4000, на юридических лиц - от 30 000 до 40 000 рублей (ст. 14.5 КоАП РФ).
Таким образом, бланки строгой отчетности следует выдавать непосредственно в момент осуществления денежных расчетов (постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20 января 2010 г. по делу N 17АП-12789/2009-АК). Причем это справедливо и для предоплаты. Ограничиваться лишь оформлением ПКО без выдачи бланков строгой отчетности неправильно. За это грозит штраф по статье 14.5 Кодекса об административных правонарушениях.
С работником, который ответственен за получение, хранение, учет, выдачу, а также прием от населения наличных денежных средств, должен быть заключен договор о материальной ответственности. Поступившие бланки такой работник принимает в присутствии комиссии, образованной руководителем учреждения (п. 15 Положения). Приемка производится в день поступления бланков документов. При этом проверяется соответствие фактического количества, серий и номеров бланков документов данным, указанным в сопроводительных документах (накладных, квитанциях и т.п.), и составляется акт приемки бланков документов. Акт, утвержденный руководителем учреждения, является основанием для принятия бланков документов на учет этим работником.
Согласно пункту 17 Положения инвентаризация БСО осуществляется одновременно с инвентаризацией наличных денежных средств. При осуществлении контроля за надлежащим использованием бланков документов проверяется наличие печати организации и подписи главного бухгалтера (бухгалтера) на обложках (наклеенных на книжки листах) использованных книжек с квитанциями (сброшюрованных бланков), а также наличие копий документов (корешков документов), отсутствие в них исправлений, соответствие сумм, указанных в копиях (корешках документов), суммам, отраженным в кассовой книге.
Нереализованные бланки строгой отчетности списываются и уничтожаются в порядке и сроки, которые утверждены приказом руководителя учреждения. Для этого служит Акт о списании бланков строгой отчетности (ф. 0504816). Его форма применяется и для списания испорченных БСО (в том числе трудовых книжек и вкладышей к ним). Акт подписывается членами комиссии и утверждается руководителем учреждения на основании ведомости расхождений по результатам инвентаризации.
Копии квитанций, корешки бланков строгой отчетности, подтверждающие суммы принятых наличных денег, должны храниться в учреждении в упакованном виде в архиве или на складе в течение пяти лет.
Бюджетный учет
Бюджетный учет бланков строгой отчетности осуществляется на счете 03 "Бланки строгой отчетности". Здесь учитывают находящиеся на хранении и выдаваемые под отчет бланки ценных бумаг, квитанционные книжки, аттестаты, дипломы, бланки удостоверений, бланки трудовых книжек (вкладыши к ним) и другие бланки строгой отчетности. БСО учитываются в условной оценке 1 рубль за 1 бланк. Аналитический учет по счету ведется по каждому виду бланков и местам их хранения в Книге по учету бланков строгой отчетности. Листы книги должны быть пронумерованы, прошнурованы и подписаны руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) учреждения, а также скреплены печатью (штампом) (п. 13 Положения).
Приемка изготовленных в типографии бланков производится по накладной и счету типографии представителем заказчика по доверенности. Расходы на оплату договоров на изготовление и приобретение бланочной продукции (в том числе бланков строгой отчетности, первичных учетных документов, регистров бюджетного учета и отчетности и пр.) следует относить на подстатью 226 "Прочие работы, услуги".
Отражение в учете поступивших из типографии бланков строгой отчетности производят следующими записями:
Дебет 1 401 01 226 (2 106 04 340)
"Расходы на прочие работы, услуги" ("увеличение стоимости изготовления материальных запасов, готовой продукции (работ, услуг)")
Кредит 0 302 09 730
"Увеличение кредиторской задолженности по оплате прочих работ, услуг"
- приобретены бланки строгой отчетности (запись делается на сумму произведенных расходов);
Дебет 0 302 09 830
"Уменьшение кредиторской задолженности по оплате прочих работ, услуг"
Кредит 1 304 05 226 (2 201 01 610)
"Расчеты по платежам из бюджета с финансовыми органами по оплате работ, услуг" ("Выбытия денежных средств учреждения со счетов")
- отражена сумма произведенной оплаты согласно договору с типографией,
одновременно отражают поступление БСО на забалансовом счете:
- увеличение счета 03 "Бланки строгой отчетности"(материально ответственное лицо).
Выдачу бланков производят записью:
Увеличение счета 03 "Бланки строгой отчетности"(касса);
Уменьшение счета 03 "Бланки строгой отчетности"(материально ответственное лицо).
Бланки строгой отчетности, подлежащие списанию, отражают в Акте о списании БСО (ф. 0504816). На его основании документы уничтожают и списывают с забалансового счета 03 "Бланки строгой отчетности":
- уменьшение счета 03 "Бланки строгой отчетности?
Примечание. Вопрос в тему
Вправе ли налоговый инспектор проводить контрольную закупку и по ее результатам (если организация не выдала ему БСО) назначать административный штраф?
Осуществление контроля за применением ККТ возложено на налоговые органы статьей 7 Закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ, статьей 7 Закона от 21 марта 1991 г. N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", пунктом 5.1.6 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе". Инспекторы вправе проводить проверки для осуществления контроля за использованием контрольно-кассовой техники. Однако указанные нормативно-правовые акты не определяют методов и порядка проведения таких проверок и полномочий должностных лиц налоговых органов при их проведении.
Между тем проверочная закупка в силу Закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (далее - Закон) допускается как оперативно-розыскное мероприятие, проводимое полномочным органом в случаях и порядке, предусмотренных названным Законом. Согласно статье 13 Закона налоговики не наделены правом проводить оперативно-розыскные мероприятия.
Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона (п. 3 ст. 26.2 КоАП РФ). Поэтому протокол об административном правонарушении, составленный при проведении должностным лицом инспекции проверочной закупки при осуществлении контроля за применением ККТ, не может расцениваться как доказательство, полученное в соответствии с требованиями законодательства, и подтверждающее событие правонарушения.
В силу сказанного в данном случае у инспекторов нет оснований для привлечения организации к административной ответственности по статье 14.5 Кодекса об административных правонарушениях. Согласны с таким выводом и судьи (постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 18 февраля 2010 г. по делу N А41-36277/09).
А.Ю. Бунина,
аудитор
"Бюджетный учет", N 6, июнь 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бюджетный учет"
Ежемесячное издание для бухгалтеров бюджетной сферы
Учредитель ООО "Бюджет"
Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации ПИ N ФС77-30617 от 14 декабря 2007 г.
Редакция: 107078, Москва, ул. Басманная Новая, д. 10, стр. 1, подъезд 6, а/я 100