Комментарии к нормативным документам
Федеральный закон от 05 апреля 2010 г. N 41-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
В соответствии с Федеральным законом N 41-ФЗ не признаются объектом налогообложения НДС выполнение работ (оказание услуг) в рамках дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, реализуемых в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации.
Установлен особый порядок учета выплат, полученных на содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с программами, утверждаемыми соответствующими органами государственной власти. Такие выплаты учитываются в составе доходов в течение трех налоговых периодов с одновременным отражением соответствующих сумм в составе расходов в пределах фактически осуществленных расходов каждого налогового периода, предусмотренных условиями получения указанных сумм выплат. В случае нарушения условий получения выплат, суммы полученных выплат в полном объеме отражаются в составе доходов налогового периода, в котором допущено нарушение. Если по окончании третьего налогового периода сумма полученных выплат превышает сумму расходов, оставшиеся неучтенные суммы в полном объеме отражаются в составе доходов этого налогового периода. Соответствующие изменения внесены как для физических лиц, уплачивающих НДФЛ, так и для организаций, уплачивающих налог на прибыль, либо работающих на спецрежимах (ЕСХН, УСН). Вышеуказанный порядок учета выплат вступил в силу 07.04.2010 г. и распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2009 г.
Не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц с 01.01.2010 г. суммы частичной оплаты за счет средств федерального бюджета стоимости нового автотранспортного средства в рамках эксперимента по стимулированию приобретения новых автотранспортных средств взамен вышедших из эксплуатации и сдаваемых на утилизацию.
Федеральным законом N 41-ФЗ внесены дополнения в гл. 25.3 "Государственная пошлина". С 01.09.2010 г. вводится новая ст. 333.32.1 НК РФ, в которой определены размеры госпошлины за регистрацию лекарственных препаратов.
Федеральный закон от 05 апреля 2010 г. N 50-ФЗ "О внесении изменения в статью 164 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
В новой редакции изложен подп. 9 п. 1 ст. 164 НК РФ. Налогообложение налогом на добавленную стоимость производится по ставке 0% при реализации выполняемых российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте:
- работ (услуг) по перевозке или транспортировке экспортируемых за пределы территории РФ товаров и вывозу с таможенной территории РФ продуктов переработки на таможенной территории РФ;
- работ (услуг), связанных с перевозкой или транспортировкой, стоимость которых указана в перевозочных документах на перевозку экспортируемых товаров (вывозимых продуктов переработки).
Вышеуказанные положения применяются при условии, что на перевозочных документах проставлены указанные в п. 5 ст. 165 НК РФ отметки таможенных органов.
Начало действия документа - 01.07.2010 г.
Федеральный закон от 07 апреля 2010 г. N 60-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Внесены изменения в Уголовный кодекс РФ. В частности, в гл. 22 "Преступления в сфере экономической деятельности", внесены поправки, касающиеся вопросов уголовной ответственности в данной сфере.
Усилена ответственность за воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности (ст. 169 УК РФ). Неправомерный отказ в государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица либо уклонение от их регистрации, неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности либо уклонение от его выдачи, ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица, а равно незаконное ограничение самостоятельности либо иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица, если эти деяния совершены должностным лицом с использованием своего служебного положения, - будет наказываться, в том числе, штрафом в размере от 200 тысяч до 500 тысяч руб. В новой редакции изложена ст. 174.1 УК РФ "Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления".
Изменены критерии крупного размера. Например, в ряде статей гл. 22 "Преступления в сфере экономической деятельности" крупным размером, крупным ущербом, доходом либо задолженностью в крупном размере признаются стоимость, ущерб, доход либо задолженность в сумме, превышающей 1 млн. руб., особо крупным - 6 млн. руб.
Данный документ вступил в силу со дня официального опубликования (опубликован в "Российской газете" - 09.04.2010 г.).
Приказ Минюста России от 29 марта 2010 г. N 72 "Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций"
Вышеуказанным приказом утверждены следующие формы отчетов для некоммерческих организаций:
- формы отчетов о деятельности некоммерческой организации, персональном составе ее руководящих органов, а также о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства.
- форма отчета об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании;
- форма отчета о деятельности религиозной организации, о персональном составе ее руководящих органов, о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства;
- формы отчетов структурного подразделения иностранной некоммерческой неправительственной организации об объеме получаемых данным структурным подразделением иностранной некоммерческой неправительственной организации денежных средств и иного имущества, их предполагаемом распределении, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании, о предполагаемых для осуществления на территории Российской Федерации программах, а также о расходовании предоставленных физическим и юридическим лицам указанных денежных средств и об использовании предоставленного им иного имущества.
Письмо Минфина России от 01 февраля 2010 г. N 03-04-08/6-18
Минфин России разъяснил порядок налогообложения налогом на доходы физических лиц дохода в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами.
В соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 223 НК РФ при получении доходов в виде материальной выгоды дата фактического получения доходов определяется как день уплаты налогоплательщиком процентов по полученным заемным (кредитным) средствам.
Положений, предусматривающих определение налоговой базы по налогу на доходы физических лиц в отношении доходов в виде материальной выгоды в иные сроки, гл. 23 "Налог на доходы физических лиц" НК РФ не содержит.
Таким образом, доход в виде материальной выгоды возникает и учитывается при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц в том налоговом периоде, в котором налогоплательщиком производится выплата процентов по займу (кредиту). Если в налоговом периоде выплата процентов по займу (кредиту) не производится, доход а в виде материальной выгоды, подлежащего налогообложению налогом на доходы физических лиц, в данном налоговом периоде не возникает.
Письмо Минфина России от 11 февраля 2010 г. N 03-03-05/25
С 1 января 2010 г. расходы в виде страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование учитываются в составе прочих расходов на основании подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ. Данную позицию подтверждает и то, что до 1 января 2010 г. единый социальный налог, который заменили страховые взносы, учитывался в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией.
Письмо Минфина России от 2 марта 2010 г. N 03-03-06/1/100
В письме дается ответ на вопрос относительно сроков списания дебиторской задолженности. Согласно п. 1 ст. 266 НК РФ сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.
Пунктом 2 ст. 266 НК РФ безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения на основании акта государственного органа или ликвидации организации.
В соответствии с п. 8 ст. 63 Гражданского кодекса РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
Документальным подтверждением ликвидации организации-должника может служить выписка из ЕГРЮЛ, порядок получения которой установлен ст. 6 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Таким образом, безнадежный долг может быть учтен в расходах для целей налогообложения прибыли после внесения записи в ЕГРЮЛ о завершении ликвидации организации и прекращении ее существования.
Письмо Минфина России от 18 марта 2010 г. N 03-03-06/1/150
В письме рассмотрен вопрос выплаты компенсации за ис пользование грузового транспорта. В соответствии со ст. 188 Трудового кодекса Российской Федерации при использовании работником с согласия или ведома работодателя и в его интересах личного имущества работнику выплачивается компенсация за использование, износ (амортизацию) инструмента, личного транспорта, оборудования и других технических средств и материалов, принадлежащих работнику, а также возмещаются расходы, связанные с их использованием. Размер возмещения расходов определяется соглашением сторон трудового договора, выраженным в письменной форме.
Согласно подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов в пределах норм, установленных Правительством Российской Федерации. Расходы на компенсацию за использование личного грузового транспорта работника гл. 25 НК РФ не предусмотрены. Вместе с тем, учитывая, что перечень прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, не является исчерпывающим, Минфин России высказывает мнение, что суммы компенсации, начисленные работникам за использование ими личного грузового транспорта, для выполнения служебного задания, могут быть учтены для целей налогообложения прибыли в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, при условии, что они отвечают требованиям ст. 252 НК РФ.
При этом ввиду того, что ст. 188 ТК РФ предусматривает компенсацию за использование принадлежащего работнику имущества, в целях гл. 25 НК РФ такое грузовое транспортное средство должно принадлежать работнику на праве собственности.
Письмо Минфина России от 22 марта 2010 г. N 03-03-06/4/26
В письме Минфин России разъяснил порядок учета для целей налогообложения прибыли представительских расходов. Согласно подп. 22 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся представительские расходы, связанные с официальным приемом и обслуживанием представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и поддержания сотрудничества, в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 264 НК РФ.
На основании п. 2 ст. 264 НК РФ к представительским расходам относятся расходы налогоплательщика на официальный прием и (или) обслуживание представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания совета директоров (правления) или иного руководящего органа налогоплательщика, независимо от места проведения указанных мероприятий. К представительским расходам относятся расходы на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для указанных лиц, а также официальных лиц организации-налогоплательщика, участвующих в переговорах, транспортное обеспечение доставки этих лиц к месту проведения представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно, буфетное обслуживание во время переговоров, оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика, по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий. К представительским расходам не относятся расходы на организацию развлечений, отдыха.
Представительские расходы в течение отчетного (налогового) периода включаются в состав прочих расходов в размере, не превышающем 4% от расходов налогоплательщика на оплату труда за этот отчетный (налоговый) период. По мнению Минфина России, могут быть учтены в составе расходов расходы на завтраки, обеды и ужины участников деловых переговоров, в размере, не превышающем 4% от расходов налогоплательщика на оплату труда за отчетный (налоговый) период. Однако затраты на подобные мероприятия должны быть экономически оправданными.
В письме приводится перечень документов, необходимых для подтверждения представительских расходов:
- приказ (распоряжение) руководителя организации об осуществлении расходов на указанные цели;
- смета представительских расходов;
- первичные документы, в том числе в случае использования приобретенных на стороне каких-либо товаров для представительских целей, оплаты услуг сторонних организаций;
- отчет о представительских расходах по проведенным представительским мероприятиям, в котором отражаются:
а) цель представительских мероприятий, результаты их проведения;
б) иные необходимые данные о проведенном мероприятии, а также сумма расходов на представительские цели.
При этом все расходы, перечисленные в отчете, должны быть подтверждены соответствующими первичными документами.
Письмо ФНС России от 16 марта 2010 г. N ШС-22-3/182@ "О перечне банков, соответствующих требованиям пункта 4 статьи 176.1 Налогового кодекса Российской Федерации"
В соответствии со ст. 176.1 НК РФ право на применение заявительного порядка возмещения НДС имеют налогоплательщики, представившие вместе с налоговой декларацией действующую банковскую гарантию. Банковская гарантия должна быть представлена банком, включенным в перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.
Вышеуказанным письмом ФНС России информирует, что во исполнение требований п. 4 ст. 176.1 НК РФ на официальном сайте Минфина России (www.minfin.ru) в разделе "Официальная информация" 10.03.2010 г. размещен Перечень банков, соответствующих требованиям п. 4 ст. 176.1 НК РФ.
Указание ЦБ РФ от 26 марта 2010 г. N 2415-У "О размере ставки рефинансирования Банка России"
С 29.03.2010 г. ставка рефинансирования Банка России устанавливается в размере 8,25% годовых.
"Консультант бухгалтера", N 5, май 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант бухгалтера"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-24863 от 30.06.2006 г.
Издается с сентября 1993 г.
Адрес редакции: 107014, г. Москва, а/я 112
Телефоны редакции: (495) 963-19-26
Адрес электронной почты - zakaz@dis.ru
Адрес в Интернете - www.dis.ru