"Терминальные" расчеты. Обойдемся без ККТ?
С 1 апреля 2010 года все компании - платежные агенты, которые используют в расчетах терминалы, обязаны оборудовать их контрольно-кассовой техникой и зарегистрировать ее в налоговом органе*(1). Но некоторые "терминальщики" нашли способ, позволяющий им избежать хлопот с контрольно-кассовой техникой. Ситуацию прокомментировала ФНС России.
Закон о приеме платежей от физических лиц платежными агентами вступил в силу с января 2010 года, а отдельные его положения, которые касаются расчетов с применением платежных терминалов, оборудованных контрольно-кассовой техникой, - с апреля 2010 года*(2). То есть к апрелю все компании, принимающие оплату через терминалы, должны были успеть приобрести и установить ККТ на каждый свой терминал, а также зарегистрировать ее в налоговом органе по месту своего учета. В результате из-за таких сжатых сроков и существенных затрат на переоборудование многие компании - платежные агенты не успели "перестроиться" и были вынуждены отключить свои терминалы во избежание проблем с налоговиками. Напомним, что ведение деятельности юридическим лицом без применения ККТ в данном случае карается штрафом от 30 до 40 тысяч рублей*(3).
Но нашлись компании, которые стали применять способ, позволяющий им обойти проблемы, связанные с приобретением и регистрацией ККТ. Он состоит в следующем. Компания - платежный агент заключает с банком договор купли-продажи, по которому банк приобретает терминал в собственность. Условиями этого договора предусмотрен обратный выкуп терминала платежным агентом, а в качестве залога банку передается вексель компании (обычно на сумму значительно ниже рыночной стоимости терминала). То есть юридически собственником терминала становится банк (на чеке, который выдается клиенту, печатаются его реквизиты), но всю деятельность по приему платежей от физических лиц (заключение договоров аренды мест под установку платежных терминалов, оплату услуг GPRS-связи, техническое обслуживание оборудования и т.д.) продолжает осуществлять платежный агент.
Насколько законна такая схема и чем может обернуться ее применение для компании - платежного агента?
С точки зрения закона...
Законодательно деятельность платежных агентов, которые используют "терминальные" расчеты, регулируется 2 основными нормативными актами. Это Закон N 103-ФЗ и Федеральный закон о применении ККТ*(4).
Для начала определимся с терминами. Понятия "платежный агент", "платежный терминал" даны в статье 2 Закона N 103-ФЗ. Итак, платежный агент - это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, занимающиеся деятельностью по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент. Теперь выясним, кто является оператором по приему платежей и субагентом. Оператор - это юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц. А платежными субагентами признаются организация или предприниматель, заключившие с оператором по приему платежей договор о ведении деятельности по приему платежей физических лиц.
Федеральный закон от 3 июня 2009 г. N 103-ФЗ
Платежный агент при приеме платежей (в т.ч. и через терминалы) обязан использовать ККТ с фискальной памятью и контрольной лентой*(5). Терминалы должны иметь ККТ и печатать на кассовом чеке свой номер и реквизиты в некорректируемом виде. "Терминальный" кассовый чек обязательно должен содержать:
1) наименование документа - кассовый чек;
2) наименование оплаченного товара (работ, услуг);
3) общую сумму принятых денежных средств;
4) размер вознаграждения, который уплачивает плательщик (в случае его взимания);
5) дату время приема денежных средств, номера кассового чека и ККТ;
6) адрес места приема денежных средств;
7) наименование, место нахождения и ИНН платежного агента;
8) номера контактных телефонов.
Информация, зарегистрированная на кассовом чеке, контрольной ленте и в фискальной памяти ККТ, должна совпадать*(6).
ККТ в составе платежного терминала должна быть зарегистрирована в налоговом органе по месту учета компании - платежного агента. При регистрации необходимо указать адрес места ее установки (местонахождение платежного терминала)*(7).
Таким образом, у платежных агентов, использующих "терминальные" расчеты, те же обязанности, что и у компаний, применяющих обычные ККТ. И они также должны*(8):
- предоставлять налоговым органам паспорт ККТ и информацию, зарегистрированную в фискальной памяти, в случаях, установленных законом;
- вести и хранить всю документацию, связанную с приобретением, регистрацией и эксплуатацией ККТ;
- обеспечивать беспрепятственный доступ представителям налогового органа при проверке к соответствующей ККТ и документам.
При этом действие Закона N 54-ФЗ не распространяется на банки. Порядок применения банками ККТ и используемых в ней программных продуктов утверждает Центробанк. Но на сегодняшний день такой порядок не утвержден*(9).
Таким образом, платежный агент, передавший терминал в собственность банка, освобождается от обязанности оснащения терминала ККТ, так как больше не является его собственником, а банк, в свою очередь, не должен этого делать, потому что это не предусмотрено банковским законодательством.
Мнение налоговиков
Не так давно налоговая служба выпустила информационное письмо*(10), в котором прокомментировала ситуацию, сложившуюся в связи с массовым "уходом" от ККТ компаний - платежных агентов. По данным проверок, из всех платежных терминалов, используемых для приема платежей, только треть оборудована зарегистрированными в установленном порядке ККТ. При этом почти 30 процентов всех терминалов принадлежит банкам. Что касается законности применения подобной схемы, то тут чиновники вынуждены были признать, что "действие полномочий налоговых органов по контролю за соблюдением законодательства о применении ККТ на кредитные организации не распространяется". Кстати, о последствиях применения схемы для платежных агентов в этом письме - ни слова.
Последствия могут быть серьезными
Судебная практика по аналогичным делам пока что отсутствует. И тем не менее существует риск, что сделка по передаче платежным агентом терминала в собственность банка будет признана судом недействительной. Ведь фактически банк становится собственником только на бумаге, а всю деятельность по-прежнему ведет платежный агент. Цель такой сделки для платежного агента - исключительно уход от налоговых проблем, связанных с установкой ККТ.
А значит, судьи могут признать такую сделку мнимой (совершенной лишь для вида) или притворной (совершенной с целью прикрыть другую сделку). Мнимая и притворная сделки - ничтожны, то есть недействительны*(11).
Кроме того, при подобной схеме ухода от ККТ компания - владелец терминала полностью теряет контроль над бизнесом, в том числе над поступлением выручки. А агентское вознаграждение банка, которое обычно зависит от общего денежного оборота через терминал, может свести на нет все доходы компании - платежного агента.
Также следует помнить, что формально банк "покупает" терминал за вексель. И если впоследствии этот вексель будет им погашен, банк станет полноправным собственником терминала. А поскольку практически во всех случаях стоимость векселя значительно ниже рыночной цены терминала, выгода банка очевидна.
М.В. Кузьмина,
эксперт журнала
Экспертиза статьи:
А.Г. Барсегян,
служба Правового консалтинга ГАРАНТ, юрисконсульт
Примечание
Д.С. Липатов, юрист юридической компании "Налоговик"
За невыдачу кассового чека несет ответственность владелец терминала, частью 2 статьи 14.5 Кодекса об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность в виде штрафа для должностных лиц - от 3000 до 4000 рублей; для юридических лиц - от 30 000 до 40 000 рублей. Но в случае, когда терминал находится в собственности банка, данная статья Кодекса не применяется, поскольку у банка нет обязанности по оснащению терминала ККТ.
Плюсы данной схемы не ограничиваются только отсутствием отношений с налоговыми органами и проблем с ККТ - функции по контролю за терминалом переходят в ЦБ РФ, все проблемы с ведением специального счета ложатся на банк.
Но в том, что банк фактически владеет терминалом, заключается и главный риск этой схемы. Во-первых, в Госдуме уже лежит на рассмотрении законопроект о фискализации банковских терминалов, во-вторых, в случае проблем у самого банка (отзыв лицензии, арест имущества) неизбежны трудности с обслуживанием платежей. Да и вообще терминал, а также вся оборотная наличность, проходящая через него, фактически и юридически будут собственностью банка, по векселю вряд ли удастся получить обратно интересующее имущество быстрее, чем чью-то задолженность.
Примечание
С.А. Тараканов, советник государственной гражданской службы РФ III класса
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 3 июня 2009 года N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" платежные агенты при приеме платежей вправе использовать платежные терминалы. При этом платежный терминал, используемый платежным агентом при приеме платежей, должен содержать в своем составе контрольно-кассовую технику.
Это условие сформулировано вне зависимости от наличия у платежного агента платежного терминала в собственности либо на праве аренды. То есть это требование поставлено в зависимость от статуса лица, использующего платежный терминал.
Поскольку контрольно-кассовая техника, входящая в состав платежного терминала, должна соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов (п. 4 ст. 6 Федерального закона N 103-ФЗ), то неприменение платежным агентом (поскольку фактически применяет терминал платежный агент) контрольно-кассовой техники влечет за собой ответственность, предусмотренную частью 2 статьи 14.5 Кодекса об административных правонарушениях.
Поскольку кредитная организация, не смотря на нахождение платежного терминала у нее в собственности, фактически не применяет платежный терминал, переданный в аренду платежному агенту, у нее будут отсутствовать обязанности в отношении данного платежного терминала, предусмотренные статьей 6 Федерального закона от 22 мая 2003 года N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт".
"Актуальная бухгалтерия", N 8, август 2010 г.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 03.06.2009 N 103-ФЗ (далее - Закон N 103-ФЗ)
*(2) ст. 9 Закона N 103-ФЗ
*(3) ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ
*(4) Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ (далее - Закон N 54-ФЗ)
*(5) ч. 12 ст. 4, ч. 1 ст. 6 Закона N 103-ФЗ
*(6) ч. 3 ст. 6, ч. 2 ст. 5 Закона N 103-ФЗ
*(7) п. 1.1 ст. 4 Закона N 54-ФЗ
*(8) ст. 5 Закона N 54-ФЗ
*(9) п. 2 ст. 4 Закона N 54-ФЗ; п. 1.16 Положения ЦБР от 24.04.2008 N 318-П
*(10) письмо ФНС России от 23.04.2010 N ШТ-37-2/551
*(11) ст. 170 ГК РФ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Актуальная бухгалтерия"
Особенный журнал о налоговом и бухгалтерском учете. Решение сложных профессиональных вопросов, возникающих у бухгалтера в повседневной работе; оперативные и подробные комментарии к изменениям в законодательстве; консультации по вопросам, связанным с работой бухгалтерии. Все это излагается в доступной форме, сопровождается наглядными примерами, схемами, таблицами и рисунками.
"Ноу-хау" "Актуальной бухгалтерии" - многоступенчатая проверка информации экспертами редакции, независимыми специалистами в области налогов и бухгалтерии, а также со стороны авторитетных чиновников Минфина и ФНС России. Ошибки практически исключены. Периодичность - 1 раз в месяц. Ежемесячник выпускается компанией "ГАРАНТ".
Чтобы регулярно получать "Актуальную бухгалтерию", обратитесь к Официальному партнеру компании "Гарант", который Вас обслуживает.