Правовые аспекты демографической проблемы в России
Вопросы демографической политики всегда находятся в центре внимания политиков. Это находит свое отражение в том, что в каждом очередном Послании Президента РФ Федеральному Собранию рассматривается и дается оценка демографическому положению в стране. В условиях демографического кризиса в России в обществе сложился консенсус в понимании того, что преодоление демографического кризиса становится ключевой для всей страны проблемой.
Из трех основных составляющих демографического положения - показателей смертности, миграции населения и рождаемости, особое внимание было уделено программе стимулирования рождаемости. Президентом был предложен комплекс финансовых и административных мер поддержки молодых семей, женщин, материального стимулирования рождения второго ребенка. Однако для решения этой проблемы должны быть привлечены не только финансовые, но и другие возможные и доступные способы, в том числе меры правового порядка.
Возможность регулирования демографическими процессами на уровне государственно-правового контроля за рождаемостью была известна уже греческой цивилизации. Аристотель в "Политике" рекомендовал: "Пожалуй... должно поставить предел скорее для деторождения, нежели для собственности, так, чтобы не рождалось детей сверх какого-либо определенного числа. Это число можно было бы определить, считаясь со всякого рода случайностями, например с тем, что некоторые браки окажутся бездетными. Если же оставить этот вопрос без внимания, что и бывает в большей части государств, то это неизбежно приведет к обеднению граждан, а бедность - источник возмущений и преступлений"*(1). В IV-III вв. до н.э. демографический вопрос в Древней Греции решался ограничением рождения одного-двух детей в семье. Для Аристотеля основным средством строгого и обязательного соблюдения этой нормы был аборт. Он полагал: "Если же у состоящих в супружеском сожитии должен родиться ребенок сверх (этого) положенного числа, то следует прибегнуть к аборту, прежде чем у зародыша появится чувствительность и жизнь"*(2).
Нельзя не обратить внимание, что в центре внимания Аристотеля проблемы "перенаселения", в качестве основного средства решения которых он выбирает аборт. Не логично ли предположить, что в условиях недонаселения, следует обратить внимание на механизмы государственно-правового регулирования производства абортов в стране с целью уменьшения их числа? Положение в государстве, с одной стороны, теряющего население катастрофическими темпами, с другой, законодательно никак не ограничивающего массового производства абортов, вряд ли можно определить как нормальное. Именно такая ситуация сложилась в России. С одной стороны, в стране фиксируется устойчивая тенденция падения рождаемости, с другой, не предпринимается никаких мер, для ограничения самого большого в мире - (от 1,5 до 7 миллионов в год!) - производства абортов, как основного фактора регулирования рождаемости.
За последние 5 лет отечественные юристы все чаще поднимают вопросы о необходимости совершенствования конституционно-правового регулирования репродуктивных прав человека.*(3)
Наши предложения касаются ст. 36 "Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан" (N 5487-1 от 22.06.1993 г.)*(4). Статья 36 называется "Искусственное прерывание беременности" и начинается с утверждения "Каждая женщина имеет право самостоятельно решать вопрос о материнстве". В контексте данной статьи искусственное прерывание беременности рассматривается как право каждой женщины. На уровне общественного морально-этического сознания этот принцип равнозначен суждению: "Каждая женщина имеет право на детоубийство". Для традиционного морального сознания данный принцип является предельным выражением аморализма. Именно морально-этическая некорректность искусственного прерывания беременности веками сохраняла за абортом статус преступления "против жизни, против семьи и общественной нравственности" в законодательствах европейских государств. В Уголовном Уложении России - с 1832 г. (первое издание) до революции 1917 г. - "изгнание плода" классифицируется как вид смертоубийства. Даже в СССР с 1937 г. по 1955 г. аборт был уголовно наказуемым действием.*(5)
Учитывая принципиальную роль права, которое наряду с моральными принципами является основной формой регулирования поведения человека, мы предлагаем:
- принять новую редакцию ст. 36, исключив первую фразу "Каждая женщина имеет право самостоятельно решать вопрос о материнстве", и заменив ее на следующее положение: "Каждая женщина решает вопрос о материнстве после беседы с врачом и в соответствии со своими нравственными и религиозными убеждениями";
- добавить в текст статьи положение, отражающее политику государства, терпящего убыль населения: "Врач при беседе должен исходить из презумпции деторождения, естественных законов природы". Это означает: 1) врач первой фразой должен предложить рожать; 2) врач не вправе принуждать беременную к проведению аборта;
- внести изменения во второй абзац данной статьи в целях ограничения доступности аборта. Это означает необходимость утвердить проведение искусственного прерывания беременности по желанию женщины при сроке беременности до 12 недель только в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения вне рамок обязательного медицинского страхования через систему предоставления платных медицинских услуг (ст. 50 Гражданского Кодекса РФ). Это обеспечит право большинства налогоплательщиков, закрепленное в ст. 28 Конституции РФ не финансировать действия, противоречащие их совести, нравственным чувствам и религиозным убеждениям;
- сократить перечень социальных показаний к искусственному прерыванию беременности с 4*(6) до 1 позиции: для беременностей после изнасилования;
- легализовать право врача отказаться от производства абортов, закрепленное в п. 6 Декларации Всемирной медицинской ассоциации "О медицинских абортах" (Осло, 1983), согласно которому в том случае, "если личные убеждения не позволяют врачу сделать медицинский аборт, он должен перепоручить пациентку компетентному коллеге". Привести "Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан" в отношении свободы отказа от аборта в соответствие со статьей 28 Конституции РФ.
Мы против введения уголовной ответственности за аборт. В то же время мы считаем допустимым наряду с предложенными мерами рассмотреть и такую возможность, как исключение статьи 36 из "Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан" и переход к регулированию данной медицинской процедуры наравне с другими медицинскими процедурами нормативными ведомственными актами. Данная мера предотвратит правовой "пиар" превращения опасного с точки зрения медицины, преступного с точки зрения морали, катастрофического для государства и трагического для каждой женщины выбора в категорию ее неотъемлемых прав.
Перечисленные меры, безусловно, будут способствовать совершенствованию этической корректности российского медицинского права, что найдет свое отражение в изменении морального отношения в обществе к абортам, что в свою очередь рассматривается нами как важнейший этико-правовой фактор решения демографических проблем страны.
И.В. Силуянова,
доктор философских наук, профессор,
заведующая кафедрой биомедицинской этики
Российского государственного медицинского университета
В.В. Яковлев,
научный сотрудник НИЛ "Биоэтика и правовые
проблемы здравоохранения" РГМУ
"Медицинское право", N 3, III квартал 2010 г.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Аристотель. Политика. Т. 4. М. 1984, c. 416-417.
*(2) Аристотель. Политика. Соч., т. 4, М. 1984, с. 624.
*(3) См. Перевозчикова Е.В., Панкратова Е.А. Конституционное право на жизнь и правовой статус эмбриона человека. / Медицинское право. N 2(14), 2006, с. 16-22, К.А. Чернега. Юридические аспекты права врача отказаться от производства абортов. / Православие и проблемы биоэтики. Вып. 2, М. 2006, с. 79-84, Рубанова Н.А. Право человека на жизнь в законодательстве РФ: понятие, содержание, правовое регулирование. Автореферат кандидатской диссертации. Ростов-на-Дону, 2006 и др.
*(4) Приводим полный текст: "Статья 36. Искусственное прерывание беременности. Каждая женщина имеет право самостоятельно решать вопрос о материнстве. Искусственное прерывание беременности проводится по желанию женщины при сроке беременности до 12 недель, по социальным показаниям - при сроке беременности до 22 недель, а при наличии медицинских показаний и согласии женщины - независимо от срока беременности.
Искусственное прерывание беременности проводится в рамках программ обязательного медицинского страхования в учреждениях, получивших лицензию на указанный вид деятельности, врачами, имеющими специальную подготовку.
Перечень медицинских показаний для искусственного прерывания беременности определяется Министерством здравоохранения Российской Федерации, а перечень социальных показаний - положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
Незаконное проведение искусственного прерывания беременности влечет за собой уголовную ответственность, установленную законодательством Российской Федерации".
*(5) УК РСФСР. Ст. 140 (а, б). Аборт. Госюриздат, М. 1953 г., с. 45.
*(6) Постановление Правительства Российской Федерации от 11 августа 2003 г. N 485 "О перечне социальных показаний для искусственного прерывания беременности" / Российская газета. Опубликовано 15 августа 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Федеральный научно-практический журнал "Медицинское право"
Зарегистрирован в Министерстве по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Рег. ПИ N 77-12155 от 29.03.2002. Выходит один раз в квартал.
Учредители: Национальная ассоциация медицинского права,
Издательская группа "Юрист"
Основные темы статей: Актуальные проблемы медицинского права, деонтологии и биоэтики. Правовое регулирование медицинской деятельности, медицинского страхования и фармации. Защита прав пациента. Профессиональные и должностные правонарушения в сфере здравоохранения. Судебная практика по "врачебным делам".
Телефон/факс отдела подписки: (495) 953-91-20, 953-77-90
Подписка на сайте: www.lawinfo.ru, www.med-law.ru