Внутренний аудит и конкурентоспособность предприятия
Рассматриваются основные задачи, методы и аналитические процедуры, применяемые в системе внутреннего аудита на предприятии. Показана роль внутреннего аудита в формировании эффективной организационно-экономической стратегии хозяйствующего субъекта.
В современных экономических условиях хозяйствующие субъекты постоянно вынуждены разрешать проблемы, связанные с обеспечением своей конкурентоспособности. Существенную роль в процессе формирования действенной организационно-экономической стратегии предприятия играют управленческий учет и экономический анализ. Применимость, целесообразность и эффективность инструментов, дающих базу для принятия стратегических и тактических управленческих решений, подтверждаются при проведении внутреннего аудита.
Внутренний аудит предназначен для того, чтобы:
оценить систему внутреннего контроля в части достоверности информации;
убедиться в соблюдении законодательства;
проанализировать сохранность и эффективность использования активов;
проверить эффективность использования собственных и заемных источников;
оценить результативность деятельности компании в целом, а также ее отдельных филиалов и подразделений.
проанализировать систему управления рисками, а также предполагаемые направления снижения рисков;
установить соответствие системы корпоративного управления компании принципам корпоративного управления;
убедиться в адекватности используемых информационных технологий насущным информационным потребностям.
Таким образом, внутренний аудит позволяет удостовериться в согласованности действующей системы управления и обоснования управленческих решений, с одной стороны, и имеющихся рыночных и законодательных требований - с другой. Отсюда следует, что современный внутренний аудит должен быть основан не только на сравнительном анализе факта и плана, но и на соответствии требованиям рынка (сравнительный анализ с показателями в среднем по рынку и эталонным предприятием). Сказанное требует совокупного рассмотрения факторов внутренней и внешней среды.
К факторам внешней среды относятся спрос на продукцию, положение предприятия на рынке, состояние рынка капитала и его влияние на финансы предприятия. К факторам внутренней среды - действующие активы (основные, оборотные), наличие и возможности привлечения источников финансирования, трудовые ресурсы и качество менеджмента компании.
Одной из основных задач внутреннего аудита является обоснование выбора тех видов продукции (услуг), которые предприятию выгодно производить (предоставлять), в каком объеме и по какой цене предлагать свою продукцию (услуги) на рынке, какие ресурсы (основные, материальные и трудовые) и какие источники финансирования для этого использовать, чтобы результаты его производственно-коммерческой деятельности соответствовали финансовой стратегии и долгосрочным целям.
Внутренний аудит может быть квалифицирован как комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности предприятия, в общей системе которого особая роль должна быть отведена аналитическому аудиту.
В ходе внутреннего аудита решаются аналитические взаимосвязанные задачи и, что позволяет:
оптимально управлять объемом продаж, его ассортиментом (структурой), прибылью и себестоимостью;
эффективно использовать основные, материальные, трудовые и денежные ресурсы;
открывать новые производства по выпуску товаров, соответствующих рыночной конкуренции;
разрабатывать бизнес-планы по производству конкретных продуктов и их мониторинг;
внедрять оптимальные способы мотивации сотрудников для достижения поставленных целей;
применять оптимальный и активный стиль управления предприятием на основе долгосрочных прогнозов и планов, осуществлять жесткий контроль высшим руководством наиболее важных проблем, делегировать полномочия по решению менее важных проблем подчиненным;
управлять текущей финансовой устойчивостью предприятия, его ликвидностью, платежеспособностью, источниками краткосрочного финансирования и производственными рисками;
обеспечивать долгосрочную рыночную устойчивость в развитии предприятия;
использовать долгосрочные источники финансирования имущества, управлять финансовыми рисками;
формировать оптимальный портфель инвестиций, снижать инвестиционные риски;
выходить на международные рынки капитала;
управлять природоохранной (экологической) деятельностью компании.
Для внутреннего аудита на предприятии могут использоваться известные экономические аналитические или численные (статистические) методы исследования.
Ряд методов описывают аналитические процедуры на логическом уровне (экспертные оценки, сценарии, психологические, сравнительные методы, методы относительных показателей, построение типовых аналитических таблиц, графиков). Применение этих методов аудитором требуют интуиции, опыта и знаний.
Другие методы строятся на достаточно строгих формализованных аналитических зависимостях:
традиционные методы анализа хозяйственной деятельности (средних и относительных величин, группировки, индексный, элементарные методы обработки рядов динамики, цепных подстановок, абсолютных и относительных разниц, балансовый, процентных чисел);
математико-статистические методы изучения связей (дифференциальный, логарифмический, интегральный, простых и сложных процентов, дисконтирования, корреляционный анализ, регрессионный анализ, дисперсионный анализ, факторный анализ, метод главных компонент, кластерный анализ);
эконометрические методы (матричные методы, гармонический анализ, спектральный анализ, методы теории производственных функций, методы теории межотраслевого баланса);
методы экономической кибернетики и оптимального программирования (системного анализа, машинной имитации, линейное программирование, нелинейное программирование, динамическое программирование);
методы исследования операций и теории принятия решений (теория графов, метод деревьев, теория игр, теория массового обслуживания, методы сетевого планирования и управления).
Исходной базой для внутреннего аудита являются данные бухгалтерского учета и отчетности (аналитический просмотр которых должен создать ясную картину всех основных аспектов хозяйственной деятельности и совершенных операций в обобщенной форме) и вся имеющаяся управленческая информация (данные управленческого учета и отчетности) о деятельности хозяйствующего субъекта. Эффективность внутреннего аудита непосредственно зависит от качества и полноты используемой информации, при этом немаловажную роль играет методика анализа.
В общем виде методика внутренне го аудита включает ряд последовательных этапов.
1. Подготовка к проведению внутреннего аудита (сбор и оценка полноты и качества исходной документации, сбор дополнительной информации, в том числе использование методов анкетирования и интервьюирования персонала, проведения бесед с руководством, и т.д.).
2. Оценка и анализ:
организационно-распорядительной документации предприятия, регламентирующей бухгалтерскую и финансовую деятельность (положения, инструкции, приказы);
форм финансового и управленческого учета и отчетности (бухгалтерская отчетность, аналитика счетов; бюджеты, платежные календари, бизнес-планы, сведения о динамике и структуре затрат, отчеты об объемах продаж, отчеты о состоянии запасов, балансы оборотных средств, ведомости-расшифровки задолженности дебиторов и кредиторов);
кредитных соглашений, договоров, кредитных заявок, гарантийных писем, залоговых свидетельств, реестров акционеров, эмиссионных документов, счетов-фактур, платежной документации и иных документов, регулирующих финансовые отношения между предприятием и иными юридическими (физическими) лицами;
внешних и внутренних факторов функционирования.
3. Построение алгоритма и процедуры аудита определенного объекта.
4. Разработка рекомендаций по повышению эффективности функционирования изучаемого объекта.
Предложенная методика может быть успешно применена практически к любому аналитическому объекту. Остановимся на основных особенностях проведения анализа в рамках внутреннего аудита лишь по некоторым объектам (направлениям деятельности).
Основные средства. Следует проанализировать:
источники, размеры, динамику и структуру вложений капитала предприятия в основные средства, их соответствие главным функциональным особенностям производственной деятельности;
используемые методы оценки альтернативных вариантов финансирования приобретения производственного оборудования (лизинг, приобретение имущества);
техническое состояние и движение основных средств, эффективность использования производственных мощностей, а также показатели амортизационной емкости, фондоотдачи, фондоемкости, рентабельности, относительной экономии основных фондов в результате изменения фондоотдачи, увеличения сроков службы средств труда.
Незавершенное строительство.
Следует проанализировать:
сферы (капитальное строительство, инновации, финансовый капитал) и объекты инвестиционной деятельности;
стоимостные границы инвестиций центров ответственности (подразделений);
источники (внутренние, внешние; заемные - долгосрочные или краткосрочные) и методы (акционирование, кредитование, лизинг) инвестирования;
процедуры принятия инвестиционных решений;
методы оценки инвестиционных проектов, варианты оптимизации инвестиционных портфелей, организационные процедуры их изучения и принятия инвестиционных решений (в том числе зависимость процедур их согласования от стоимостных границ, критерии выбора воспроизводственных альтернатив, рисков, чувствительности, должностных лиц, участвующих в принятии решений, информацию для принятия решений, этапы процедуры принятия решений и контроля их выполнения).
Кроме того, необходимо оценить:
целесообразность принимаемых решений о приобретении новых активов в целях: обновления имеющейся материально-технической базы, наращивания объемов производственной деятельности, освоения новых видов деятельности, рыночных сегментов;
экономическую, научно-техническую, экологическую и социальную эффективность отдельных инвестиционных проектов, их согласованность и общий эффект;
устойчивость потока денежных средств от инвестиционной деятельности;
эффективность распоряжения средствами на осуществление инвестиционных проектов.
Долгосрочные и краткосрочные финансовые вложения. Следует выяснить цели и финансовые стратегии предприятия, финансовые программы развития, направления долгосрочных финансовых вложений в ценные бумаги, а также проанализировать организационно-распорядительную и учетно-финансовую документацию по управлению ценными бумагами.
При этом устанавливаются:
цели портфеля (сохранность и приращение капитала, доступ через ценные бумаги к имущественным и неимущественным правам, расширение сферы влияния, страхование от рисков и т.д.), их адекватность целям и стратегиям организации;
тип сформированного портфеля (сбалансированный, разбалансированный);
виды организации управления (самостоятельное управление, передача в доверительное управление);
оптимальность принятых портфельных стратегий;
оптимальность набора различных ценных бумаг в портфеле (по доходности, риску и ликвидности);
эффективность инвестирования в ценные бумаги, их инвестиционное качество.
Оборотные активы. Следует проанализировать:
состав и структуру источников формирования оборотных средств;
используемые методы расчета потребности в оборотном капитале (в том числе оценить достаточность оборотных средств для обеспечения производственного процесса);
степень выполнения установленных нормативов оборотных средств;
соотношение долей оборотных активов разных степеней риска;
мероприятия, направленные на ускорение оборачиваемости оборотных средств;
динамику, структуру и эффективность использования оборотных средств по показателям оборачиваемости, емкости, снижения затрат ресурсов на производство, продолжительность производственного, операционного и финансового циклов.
Необходимо оценить динамику и структуру запасов.
Дебиторская задолженность. Структура дебиторской задолженности в динамике оцениваются по таким показателям, как:
сроки погашения;
типы дебиторов (покупатели, заемщики);
удельный вес отдельных крупных дебиторов (по их значимости или суммам задолженности);
уровни задолженности (перед предприятием и его структурными звеньями);
качество (вероятность оплаты в срок).
Выявляются нормативы кредитоспособности заказчиков и причины несоблюдения платежной дисциплины контрагентами. При этом изучаются организационно-нормативные документы, регламентирующие предоставление коммерческих кредитов заказчикам (покупателям) и порядок погашения дебиторской задолженности покупателей, а также применяемые процедуры работы с дебиторами.
Уровень фактического исполнения предписанных регламентов определяется:
наличием соответствующих санкций (виз) на документах;
наличием материалов, свидетельствующих об анализе финансового состояния (платежеспособности) и деловой порядочности заказчиков;
соответствием сумм и сроков предоставленных кредитов установленным группам риска заказчиков или нормативам кредитоспособности.
При анализе политики инкассации проверяются:
рассылка дебиторам напоминаний об оплате;
сверка дебиторской задолженности (направление покупателям актов сверки для подтверждения числящейся за ними задолженности и порядка ее погашения);
своевременность истребования задолженностей в полном соответствии с претензионным и судебным порядком урегулирования споров;
передача дел в организацию, специализирующуюся на взыскании долгов (при необходимости), факторинг.
Эмиссия ценных бумаг. Следует изучить цели и финансовые стратегии предприятия, финансовые программы развития и проанализировать:
документы, содержащие сведения об основании, учреждении организации и ее правовой форме;
документы, содержащие общие сведения об учредителях, акционерах, инвесторах;
|организационно-распорядительную и учетно-финансовую документацию, подтверждающую принятие решений и фактическую эмиссию ценных бумаг (отчеты о выпусках ценных бумаг).
В процессе проверки оцениваются:
структура и виды ценных бумаг (акций, облигаций и др.), выпущенных предприятием;
общий объем выпуска (по номинальной стоимости), количество размещенных ценных бумаг;
права владельцев ценных бумаг и степень их соблюдения;
порядок и условия выпуска акций и степень его соблюдения;
степень выполнения законодательно установленных требований к эмиссии ценных бумаг предприятия (порядок регистрации, сертификаты акций - для документарной формы, проспект эмиссии и т.д.), ведению реестров акционеров.
Капитал и обязательства. Необходимо рассмотреть:
используемые методы планирования финансовых потребностей;
сроки заемного финансирования, своевременность погашения долгов;
соотношение заемного и собственного капиталов, уровень финансового левериджа, зависимость уровня левериджа от структуры финансирования, размер и структуру заемного финансирования (краткосрочного, долгосрочного);
эффективность использования собственного и заемного капиталов;
рациональность процедур и оптимальность условий заемного финансирования (формы договоров и степень их выполнения, цена заемных источников и уровень риска их несвоевременного исполнения);
цену собственного капитала и цену предприятия, тенденции их изменения, используемые методы оптимизации структуры капитала (расчет соотношения между собственными и заемными источниками средств исходя из критерия минимума стоимости капитала).
Кредиторская задолженность. В рамках этого направления изучается система расчетов с кредиторами, а именно:
формы расчетов по договорам (факты совершения сделки, наличие предоплаты, условия оплаты - акцептная, аккредитивная, расчеты требованиями, поручениями или с использованием векселей);
уровень исполнения предприятием своих платежных обязательств, исполнения платежных обязательств перед предприятием;
применяемые методы обеспечения платежных обязательств (залог, гарантии);
своевременность и надлежащее оформление расчетно-платежной документации, своевременность рассмотрения причин отказа контрагентов выполнить свои платежные обязательства, результативность претензионной работы.
Структура кредиторской задолженности оценивается по:
срокам погашения;
удельному весу отдельных крупных кредиторов;
типам кредиторов (обязательства перед бюджетом должны быть рассмотрены по их структуре);
качеству.
По результатам проверки даются рекомендации, позволяющие оценить возможности:
погашения задолженности предприятия перед бюджетом и внебюджетными фондами (филиалы, дочерние и зависимые организации, счета в зарубежных банках и т.д.);
проведения реструктуризации задолженности по платежам в бюджет;
ликвидации задолженности по оплате труда (при ее наличии);
снижения неденежных форм расчетов.
Финансовые результаты деятельности предприятия. Следует изучить учетную политику предприятия и изменения в ней за последние годы. На основании этой работы оцениваются:
динамика, структура и качество прибыли до налогообложения;
совокупный финансовый результат за период и факторы, повлиявшие на его величину;
показатели, влияющие на изменение прибыли от продаж (объем и структура продаж, себестоимость реализованной продукции и ее структура, операционный леверидж).
Об оптимальной динамике финансовых результатов деятельности предприятия свидетельствуют:
рентабельность (доходность) продаж, продукции, капитала (или финансового роста);
уровень финансового рычага;
скорость оборота капитала (коэффициентов и времени оборачиваемости).
Важен также анализ дивидендной политики компании. Здесь желательно оценить дивидендную доходность, долю дивидендных выплат, базовую и разводненную прибыль на акцию.
Денежные потоки. Этот объект внутреннего аудита играет одну из ведущих ролей, так как от достаточности денежных средств в нужном объеме и в нужное время зависит жизнеспособность предприятия. Поэтому необходимо проанализировать и оценить достаточность денежных средств, продолжительность финансового цикла, приток и отток денежных средств в целом и в разрезе направлений деятельности, чистый денежный поток.
Эффективность менеджмента организации. На этом заключительном этапе следует проанализировать показатель общей ресурсоотдачи, темп устойчивости роста, экономическую стоимость предприятия как имущественного комплекса и возможности его роста в будущем.
Качественный внутренний аудит позволит упорядочить организацию и структуру бизнес-процессов, что будет способствовать существенной экономии средств предприятия. Кроме того, в условиях несовершенства законодательства и нестабильности рынка поможет обеспечить правильный выбор оптимальной гибкой стратегии по отношению к внешним и внутренним условиям, сформировать современные подходы к повышению конкурентоспособности предприятия. Следует отметить, что выход на международные рынки капитала создает необходимость организовывать в компаниях службы внутреннего аудита. Наличие в компании внутреннего аудита - обязательное условие для внесения ценных бумаг в котировальные списки фондовых бирж, т.е. существенная составляющая профессионального имиджа компании. Для потенциальных инвесторов и кредиторов наличие хорошо поставленного внутреннего аудита будет способствовать повышению инвестиционной привлекательности компании.
Литература
1. Барнгольц С.Б., Мельник М.В. Методология экономического анализа деятельности хозяйствующего субъекта. - М.: Финансы и статистика, 2003.
2. Бороненкова С.А. Управленческий анализ: Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2004.
3. Волкова О.Н. Бюджетирование и финансовый контроль в коммерческих организациях. - М.: Финансы и статистика, 2005.
4. Зудилин А.П. Анализ хозяйственной деятельности предприятий развитых капиталистических стран. - Екатеринбург: Каменный пояс, 1992.
5. Иванова Е.И. Аудит эффективности в рыночной экономике: Учеб. пособие / Под ред. С.И. Гайдаржи. - М.: Кнорус, 2007.
6. Мельник М.В. Основы аудита: Учеб. пособие / Под ред. М.В. Мельник. - М.: Инфра-М, 2008.
7. Мельник М.В., Когденко В.Г. Экономический анализ в аудите: Учеб. пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
8. Ришар Ж. Аудит и анализ хозяйственной деятельности предприятия / Пер. с франц. - М.: "Аудит", изд-во ЮНИТИ, 2001.|
Д.Е. Щепетова,
старший преподаватель
Нижегородский государственный технический университет
им. Р.Е. Алексеева
"Аудиторские ведомости", N 7, июль 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Аудиторские ведомости"
Учредители: Аудиторская палата России, Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ
Международный еженедельник "Финансовая газета"
Издатель: Международный еженедельник "Финансовая газета"
Журнал зарегистрирован в Комитете Российской Федерации по печати 31 января 1997 г.
Свидетельство о регистрации N 015676
Адрес редакции: 103006, Москва, ул. Ткацкая, 17а