В прошлый век качества
Государственная Дума планирует внести в Градостроительный кодекс изменения, направленные на ужесточение контроля качества строительных работ. В развитых странах мира такой подход к обеспечению качества продукции и услуг считается давно устаревшим. Но и современными методиками российские строители пользоваться не спешат.
В Государственную Думу Федерального Собрания РФ внесен Проект федерального закона N 252540-5 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Законопроект). В случае его принятия появится еще один вид контроля за деятельностью саморегулируемой организации - теперь со стороны национальных объединений саморегулируемых организаций. Также в пояснительной записке к Законопроекту сказано о намерении предусмотреть возможность передачи обязанностей застройщика (заказчика) по осуществлению строительного контроля привлекаемому на основании договора юридическому или физическому лицу. Итак, в качестве мер по улучшению качества строительства и повышению безопасности строительных объектов предлагается, с одной стороны, увеличивать объем контроля силами национальных объединений саморегулируемых организаций, с другой стороны, передавать контроль качества строительства сторонним организациям. Насколько эти меры могут быть эффективными?
Подтверждение отсталости
Современный европейский (а также американский и японский) менеджмент уже пережил этап, когда качество продукции или услуг пытались обеспечить увеличением контрольного аппарата и расширением его полномочий. Несостоятельность концепции контроля качества на основе инспекторских проверок была доказана почти век назад. В результате появились идеи встроенного качества, то есть обеспечения качества в ходе выполнения работ. Неважно, какие это работы. Важно осознание того, что качество обеспечивается тем, кто создает продукт или услугу, а не тем, кто проверяет (контролирует) соответствие этого продукта требованиям стандартов. То есть качество обеспечивается технологией организации и выполнения работ. Контрольные функции в современном менеджменте заменены аудитами, проводимыми межфункциональными командами с целью поиска возможностей проведения корректирующих и предупреждающих действий для исключения самой вероятности появления некачественной продукции. В результате применения такого подхода выиграли все.
Примечание. Несостоятельность концепции контроля качества на основе инспекторских проверок была доказана почти сто лет назад. В результате появились идеи обеспечения качества в ходе выполнения работ.
У нас в стране до сих пор не прижились современные управленческие подходы к обеспечению качества. Руководители большинства российских строительных компаний по-прежнему в большей степени уповают на инспекторские проверки, не доверяя людям, непосредственно создающим продукцию, и не утруждая себя выстраиванием системы взаимоотношений, основанной на доверии и отказе от принуждения.
Предложения по изменению Градостроительного кодекса в сторону ужесточения контроля убедительно доказывают, что российский менеджмент отстает от западного, по крайней мере в строительной отрасли, на целый век.
Современный менеджмент зафиксировал идею встроенного качества в международных стандартах ИСО серии 9000. К сожалению, у нас в России очень мало примеров эффективного применения этих стандартов. Руководители российских строительных организаций склонны винить саму идею, философию качества, принципы, сформулированные в стандартах ИСО, но не себя. При этом они ссылаются на наш менталитет, беспробудное пьянство персонала, невежество чиновников...
Качество со стороны
Намерение авторов Законопроекта законодательно закрепить норму, в соответствии с которой организации смогут передавать функции контроля в строительстве сторонним организациям, характеризует стремление российских строителей снять с себя ответственность за результат. Руководитель группы компаний "Приоритет" В.А. Лапидус называет это явление "качеством, вынесенным на аутсорсинг". То есть мы не раздумываем над тем, как улучшить процесс, как обеспечить качество в ходе выполнения работ, а стремимся переложить ответственность за результаты наших бизнес-процессов на орган по сертификации. Но аудитор органа по сертификации не знает, как устроена система менеджмента в конкретной строительной компании, как ее подразделения взаимодействуют между собой. Не стоит рассчитывать на то, что аудитор будет заинтересованно искать возможности для улучшения системы менеджмента, ведь руководители большинства российских строительных организаций подходят к проблеме сертификации формально, требуя только наличия всех необходимых документов и оплачивая лишь их подготовку. И тем более неправильным будет подход, при котором предприятие, бездумно занимаясь устранением несоответствий, обнаруженных аудитором, рассчитывает на улучшение положения в бизнесе. Улучшения должны быть результатом заинтересованного анализа со стороны руководства предприятия при максимальном вовлечении сотрудников в процесс преобразований.
Примечание. Мы не хотим думать над тем, как улучшить процесс, как обеспечить качество в ходе выполнения работ, а стремимся переложить ответственность за результаты наших бизнес-процессов на орган по сертификации.
Думается, строительным компаниям надо сосредоточиться на достижении основных целей саморегулируемых организаций, сформулированных в Градостроительном кодексе:
1) предупреждение причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц...;
2) повышение качества выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Достигать этих целей следует не посредством увеличения объемов контроля и не с помощью сторонних осуществляющих контроль качества строительных работ организаций, а путем серьезного изменения структуры менеджмента, его принципов.
Всем нам памятен советский подход к выполнению строительных работ, который известен многим как пример неэффективности и расточительства. Вспомним, как это происходило. Вначале копали траншею, чтобы проложить электрические коммуникации. Проложив коммуникации, укладывали асфальт. Затем приходили связисты, вскрывали недавно уложенный асфальт, прокладывали свои коммуникации, опять укладывали асфальт. Затем по той же схеме велись работы по прокладке канализации, водоснабжения и теплоснабжения. При этом последующие "копатели" зачастую обрывали коммуникации, ранее уложенные другим ведомством. Происходило это оттого, что у подрядчиков не было общих целей, интересов и принципов. Каждый стремился достичь собственных, а не общих результатов. Такой подход и свидетельствует об отсутствии менеджмента по предупреждению несоответствий и обеспечению качества.
От контроля к менеджменту
Сегодня спасение строительного бизнеса и защиту интересов потребителя надо искать не в увеличении контрольного аппарата, а в изменении самой системы менеджмента. Основой для таких изменений могут стать стандарты ИСО серии 9000. Предприятиям необходимо заново осмыслить эти стандарты, причем не только в части требований ИСО 9001, но и в части рекомендаций по улучшениям ИСО 9004. Осознанное применение данных стандартов на начальном этапе, выстраивание отношений на основе баланса интересов и с соблюдением принципов менеджмента по ИСО 9000 позволит в дальнейшем организовать эффективные бизнес-процессы. При этом следует помнить о совершенных ошибках, о причинах, по которым такие ошибки были допущены, и стараться предотвратить их повторное проявление. Конечно, придется заново определять ценности компании, разрабатывать политику, философию бизнеса - то, чего добиваются или к чему стремятся. Нужно будет сформулировать политику организации в отношении затрат, рисков и безопасности... Эта работа, возможно, потребует культурных изменений в масштабе всей компании. Трудно? Да! Но только таким образом в обозримом будущем можно будет побеждать в борьбе на конкурентном рынке.
С.С. Котов,
ведущий специалист СМЦ "Приоритет"
"Руководитель строительной организации", N 7, июль 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Руководитель строительной организации"
В журнале собраны рекомендации специалистов по кадровым, юридическим и экономическим вопросам управления строительной компанией; представлены материалы о состоянии, тенденциях и перспективах развития строительной отрасли, а также профессиональный опыт, идеи и практические рекомендации руководителей строительных предприятий.
Основу материалов издания составляют статьи по актуальным для руководителей вопросам строительной отрасли:
- технические регламенты по строительству,
- строительные нормы и правила;
- производственные мощности и кадровые ресурсы строительной организации;
- организация материально-технического обеспечения строительных работ;
- порядок разработки и утверждения планов капитального строительства;
- основы планирования,
- стратегическое и оперативное планирование;
- бухучет и налогообложение в строительстве;
- порядок составления и согласования бизнес-планов производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельности строительной организации.