О применении МРОТ
В прошлом номере журнала нами рассматривались решения Конституционного суда от 17.12.2009 N 1557-О-О и от 25.02.2010 N 162-О-О, которые были вынесены по искам граждан о нарушении их конституционных прав Федеральным законом N 54-ФЗ*(1). В частности, речь шла о том, что из ст. 129 ТК РФ было исключено определение МРОТ, в связи с чем правоприменительная практика позволяет работодателю в настоящее время при наращении работнику заработной платы до МРОТ учитывать в ней районный коэффициент и процентную надбавку к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. При этом нормы ст. 133 ТК РФ не нарушаются и не противоречат правилам ст. 2, 132, 135, 146, 148, 315-317 ТК РФ. Такая постановка вопроса уравнивает заработную плату (при установлении ее размера равным МРОТ) работников, выполняющих свои трудовые обязанности в особых климатических поясах и в обычной местности. Учитывая то, что в последнее время участились обращения граждан в судебные инстанции относительно решения этого вопроса, Президиум ВС РФ в Постановлении от 10.03.2010 дал разъяснения по поводу того, следует ли включать в величину МРОТ при установлении месячной заработной платы работника компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера). Поскольку приведенные разъяснения в корне отличаются от тех решений, которые раньше выносили судебные инстанции, мы представляем небольшой обзорный комментарий по данной теме.
Президиум ВС РФ отмечает, что установление МРОТ регламентировано ст. 133 ТК РФ, которая предусматривает: минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом. Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже МРОТ.
Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, включающими размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера. При этом, как следует из содержания ст. 129 ТК РФ, тарифные ставки, оклады (должностные оклады), представляющие собой фиксированный размер оплаты труда работника, соответственно за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени либо за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц, а равно базовые оклады (базовые должностные оклады), то есть минимальные оклады (должностные оклады), ставки заработной платы работников государственных или муниципальных учреждений, осуществляющих профессиональную деятельность по профессиям рабочих или должностям служащих, входящих в соответствующую профессиональную квалификационную группу, устанавливаются без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
В силу сказанного именно размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), как и базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы, определяющие месячную заработную плату работников, полностью отработавших за этот период норму рабочего времени и выполнивших нормы труда (трудовые обязанности) в нормальных условиях труда, не могут быть ниже МРОТ, указанного в ч. 1 ст. 133 ТК РФ, также без учета компенсационных, стимулирующих, а равно социальных выплат, которые, в свою очередь, могут устанавливаться работникам лишь свыше названного минимального размера оплаты труда.
Таким образом, следуя разъяснениям Президиума ВС РФ, при разработке положений об оплате труда следует исходить из того, что оклад (должностной оклад) работника не может быть меньше установленного в настоящее время МРОТ, равного 4 330 руб.
С. Валова,
эксперт журнала "Бюджетные организации:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", N 7, июль 2010 г.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 20.04.2007 N 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"