Новый правовой статус бюджетного учреждения
Совсем недавно был принят Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Закон N 83-ФЗ), проект которого активно обсуждался в прессе. Закон N 83-ФЗ вносит значительные изменения в уже имеющиеся нормативные акты, в результате чего правовой статус ныне существующих бюджетных учреждений будет сильно изменен. О нормах указанного закона, касающихся бюджетных учреждений, мы поговорим в этой статье.
Закон N 83-ФЗ является неким вестником, вслед за которым существующая на сегодняшний день нормативная законодательная база претерпит значительные изменения. В соответствии с его положениями вносятся существенные правки:
- в Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании";
- в Закон РФ от 09.10.1992 N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре";
- в части 1 и 2 Гражданского кодекса;
- в Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон о некоммерческих организациях);
- в Федеральный закон от 26.05.1996 N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации";
- в Федеральный закон от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне";
- в Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете";
- в Бюджетный кодекс;
- в Налоговый кодекс;
- в другие законодательные акты.
Рассмотрим отдельные аспекты деятельности новых бюджетных учреждений.
Бюджетное учреждение - некоммерческая организация
С 1 января 2011 года деятельность некоммерческих учреждений регулируется не БК РФ, а Законом о некоммерческих организациях. Статьей 9.2 Закона о некоммерческих организациях в новой ее редакции установлено, что бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом.
Закон о некоммерческих организациях является "базовым" законом, ограничивающим режим распоряжения имуществом, устанавливающим требования публичности информации о деятельности бюджетного учреждения и др.
Бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения (новая редакция ст. 298 ГК РФ).
В настоящее время Закон о некоммерческих организациях не распространяется на бюджетные учреждения (п. 5 ст. 1 Закона о некоммерческих организациях). Относительно осуществления приносящей доход деятельности в действующей ст. 298 ГК РФ сказано, что бюджетное учреждение может осуществлять ее, если такое право предусмотрено учредительными документами.
Вывод. Закон N 83-ФЗ вносит норму о том, что бюджетные учреждения являются некоммерческими организациями с ограничениями сферы осуществления приносящей доход деятельности.
Порядок распоряжения имуществом, закрепленным за учреждением. Погашение кредиторской задолженности за счет имущества
Согласно статьям 120, 296 ГК РФ бюджетное учреждение владеет, пользуется имуществом, закрепленным за ним на праве оперативного управления, в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия его собственника.
На основании п. 3 ст. 298 ГК РФ (в новой редакции) бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником. Эта норма касается и недвижимого имущества. Остальным находящимся у него на праве оперативного управления имуществом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не предусмотрено п. 13 и 14 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях (п. 10 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях).
Для справки. В пункте 13 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях речь идет о крупных сделках, совершаемых бюджетным учреждением. Это понятие введено для бюджетных учреждений впервые. Крупные сделки могут быть совершены только с предварительного согласия учредителя бюджетного учреждения. Для целей Закона N 83-ФЗ крупной сделкой признаются сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанные с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества (которым в соответствии с федеральным законом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей данного имущества в пользование или в залог при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10% балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом бюджетного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.
Крупная сделка, совершенная с нарушением данных требований, может быть признана недействительной по иску бюджетного учреждения или его учредителя, если будет доказано, что другая сторона сделки знала или должна была знать об отсутствии предварительного согласия учредителя бюджетного учреждения.
Руководитель бюджетного учреждения несет перед бюджетным учреждением ответственность в размере убытков, причиненных бюджетному учреждению в результате совершения крупной сделки с нарушением требований, установленных к ней данным пунктом, независимо от того, была ли эта сделка признана недействительной.
В пункте 14 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях говорится о том, что бюджетные учреждения не вправе размещать денежные средства на депозитах в кредитных организациях, а также совершать сделки с ценными бумагами, если иное не предусмотрено федеральными законами.
В 2010 году положения данных пунктов звучат следующим образом. Имущество находится у учреждения на праве оперативного управления, владение и распоряжение таким имуществом осуществляется с согласия его собственника (ст. 120 и 296 ГК РФ).
Бюджетное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества (ст. 298 ГК РФ).
Вывод. Бюджетное учреждение вправе распоряжаться объектами движимого имущества (за исключением особо ценного) без согласия собственника, причем вне зависимости от того, за счет каких источников оно приобретено. В связи с этим движимое имущество может быть направлено на погашение задолженности учреждения. Заметим, что движимым имуществом в соответствии с п. 2 ст. 130 ГК РФ являются вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги.
Порядок финансирования государственного (муниципального) задания
Обратимся опять к ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях (новая редакция). В ней сказано, что государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя. Бюджетное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ. Уменьшение объема субсидии, предоставленной на выполнение государственного (муниципального) задания, в течение срока его выполнения осуществляется только при соответствующем изменении государственного (муниципального) задания.
Бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Порядок определения указанной платы устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Порядок формирования государственного (муниципального) задания и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания определяются:
1) Правительством РФ в отношении федеральных бюджетных учреждений;
2) высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ в отношении бюджетных учреждений субъекта РФ;
3) местной администрацией в отношении муниципальных бюджетных учреждений.
В настоящее время из п. 6 БК РФ следует, что государственное (муниципальное) задание - документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ). Планирование бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам осуществляется с учетом государственного (муниципального) задания на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период), а также его выполнения в отчетном финансовом году и текущем финансовом году (п. 3 ст. 174.2 БК РФ). Государственное задание для бюджетного учреждения должно содержать, в частности, предельные цены (тарифы) на оплату соответствующих услуг в случаях, если законодательством предусмотрено их оказание на платной основе, либо порядок установления указанных цен и тарифов (ст. 69.2 БК РФ). Однако на сегодняшний день все эти положения БК РФ работают не в полной мере, и бюджетные учреждения чаще всего выполняют свои функции в рамках бюджетной сметы и сметы по приносящей доход деятельности.
Вывод. Из всего вышесказанного следует: Закон N 83-ФЗ уточняет действующие нормы о том, что платные услуги могут оказываться только сверх государственных (муниципальных) заданий. В рамках государственных (муниципальных) заданий они предоставляются, только если это установлено федеральными законами.
Повышение заинтересованности бюджетных учреждений в результатах их деятельности и в качестве оказываемых услуг
Уже давно ведется борьба за повышение качества услуг, оказываемых бюджетными учреждениями. Органы власти стараются повысить заинтересованность бюджетных учреждений в результатах их деятельности. Многочисленные нормативные акты, устанавливающие критерии качества работы бюджетных учреждений, - это один из этапов перехода от затратной модели управления государственными финансами к результативной. Предоставление финансовых ресурсов бюджетным учреждениям в рамках выполнения государственных (муниципальных) заданий является следующим этапом построения результативной модели управления государственными финансами. Здесь большую роль, на наш взгляд, играет качество составления этого задания и расчет норматива затрат на его реализацию. Предполагается, что государственное (муниципальное) задание будет устанавливать показатели эффективности, объема, категории получателей государственной (муниципальной) услуги и результаты оказания услуг. Таким образом, устанавливается связь между финансовым обеспечением учреждения и качеством (результатом) его работы.
В настоящее время финансовое обеспечение деятельности бюджетных учреждений осуществляется по смете. Таким образом, цель бюджетного учреждения - потратить выделенные ему финансовые ресурсы до конца финансового года и обосновать увеличение сметы на следующий год. Прямая связь между финансированием и результатами деятельности учреждения отсутствует: осуществляется содержание действующей сети учреждений, а не объема услуг (ст. 161, 221 БК РФ).
Вывод. Законом N 83-ФЗ финансовое обеспечение увязывается с результатом и показателями эффективности оказания государственной (муниципальной) услуги.
Применение Закона о государственных закупках*(1)
Согласно вносимым в Закон о государственных закупках изменениям, регулирующим отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, бюджетные учреждения будут обязаны использовать его нормы.
Под нуждами федеральных бюджетных учреждений, бюджетных учреждений субъектов РФ, муниципальных бюджетных учреждений понимаются обеспечиваемые федеральными бюджетными учреждениями, бюджетными учреждениями субъектов РФ, муниципальными бюджетными учреждениями (независимо от источников финансового обеспечения) потребности в товарах, работах, услугах (ст. 3 Закона о государственных закупках).
По результатам размещения заказов на поставку товаров, работ, услуг бюджетными учреждениями заключаются гражданско-правовые договоры (ст. 5 Закона о государственных закупках) - на срок, не превышающий трех лет, за исключением гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, реставрации, капитальному ремонту, обслуживанию и (или) эксплуатации объектов капитального строительства, а также образовательных (высшее и среднее профессиональное образование) услуг, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, которые могут заключаться на срок, превышающий три года, в случае, если длительность производственного цикла выполнения данных работ, услуг составляет более трех лет. Сроки, на которые заключаются указанные договоры, а также иные виды гражданско-правовых договоров бюджетного учреждения на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, которые могут заключаться на срок, превышающий три года, и сроки, на которые они заключаются, могут быть установлены Правительством РФ (ст. 9 Закона о государственных закупках).
Вывод. Применение Закона о государственных закупках предусмотрено для усиления контроля над использованием бюджетным учреждением денежных средств, находящихся в его распоряжении.
Лицевые счета бюджетных учреждений.
Контроль за списанием с них денежных средств
На сегодняшний день контроль за осуществлением расходов на соответствие содержания операции доведенным лимитам бюджетных обязательств осуществляется на этапе санкционирования кассовых выплат с лицевых счетов, отрытых учреждениям в Федеральном казначействе или финансовом органе (ст. 161, 219 БК РФ). Помимо органов Федерального казначейства или финансового органа, финансовый контроль производится Федеральной службой финансово-бюджетного надзора, главными распорядителями, распорядителями бюджетных средств.
Статья 30 Закона N 83-ФЗ также предусматривает, что операции со средствами бюджетных учреждений проводятся на лицевых счетах. Лицевые счета федеральным бюджетным учреждениям, бюджетным учреждениям субъектов РФ, муниципальным бюджетным учреждениям для учета операций со средствами, поступающими им в соответствии с законодательством РФ (за исключением операций, осуществляемых в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления бюджетными учреждениями, находящимися за пределами территории соответственно РФ, субъекта РФ, муниципального образования, а также операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством РФ), открываются и ведутся соответственно в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов РФ, финансовых органах муниципальных образований.
Лицевые счета, открываемые федеральным бюджетным учреждениям в территориальных органах Федерального казначейства, открываются и ведутся в порядке, установленном Федеральным казначейством. Лицевые счета, открываемые бюджетным учреждениям субъектов РФ (муниципальным бюджетным учреждениям) в финансовом органе субъекта РФ (муниципального образования), открываются и ведутся в порядке, установленном финансовым органом субъекта РФ (муниципального образования).
К сведению. Операции со средствами бюджетных учреждений учитываются по кодам классификации операций сектора государственного управления (п. 5 ст. 30 Закона N 83-ФЗ).
Кассовые выплаты за счет средств бюджетных учреждений осуществляются территориальными органами Федерального казначейства, финансовыми органами субъектов РФ (муниципального образования) в порядке, установленном соответственно Федеральным казначейством, финансовым органом субъекта РФ (муниципального образования), от имени и по поручению указанных учреждений в пределах остатка средств, поступивших бюджетным учреждениям.
Операции со средствами, поступающими федеральным бюджетным учреждениям, бюджетным учреждениям субъекта РФ, муниципальным бюджетным учреждениям из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ (в редакции Закона N 83-ФЗ в нем говорится о субсидиях, выделенных в рамках государственного и муниципального задания) в порядке, установленном соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией муниципального образования, учитываются на отдельном лицевом счете бюджетного учреждения. При расходовании этих средств не требуется представлять в орган Федерального казначейства или в финансовый орган документы, подтверждающие возникновение денежного обязательства (п. 15 ст. 30 Закона N 83-ФЗ). Расходование иных целевых субсидий осуществляется только после проверки документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств, и установления соответствия содержания операции кодам классификации операций сектора государственного управления и целям предоставления субсидии в соответствии с порядком санкционирования указанных расходов, установленным соответствующим финансовым органом (п. 16 ст. 30 Закона N 83-ФЗ).
Вывод. Органы Федерального казначейства и финансовые органы не будут контролировать целевое использование бюджетных средств при их списании с лицевых счетов учреждения.
Предание гласности информации о деятельности бюджетного учреждения
Статья 32 Закона о некоммерческих организациях дополнена п. 3.3, из которого следует, что государственное (муниципальное) учреждение обеспечивает открытость и доступность следующих документов:
1) учредительные документы государственного (муниципального) учреждения, в том числе внесенные в них изменения;
2) свидетельство о государственной регистрации государственного (муниципального) учреждения;
3) решение учредителя о создании государственного (муниципального) учреждения;
4) решение учредителя о назначении руководителя государственного (муниципального) учреждения;
5) положения о филиалах, представительствах государственного (муниципального) учреждения;
6) план финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, составляемый и утверждаемый в порядке, определенном соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, и в соответствии с требованиями, установленными Минфином;
7) годовая бухгалтерская отчетность государственного (муниципального) учреждения;
8) сведения о проведенных в отношении государственного (муниципального) учреждения контрольных мероприятиях и их результатах;
9) государственное (муниципальное) задание на оказание услуг (выполнение работ);
10) отчет о результатах своей деятельности и об использовании закрепленного за ним государственного (муниципального) имущества, составляемый и утверждаемый в порядке, определенном соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, и в соответствии с общими требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности.
Вывод. В результате положений, предусмотренных Законом N 83-ФЗ, деятельность бюджетных учреждений станет "прозрачной", а информация о ней общедоступной.
Ответственность руководителя бюджетного учреждения
Кроме предусмотренной в настоящее время законодательством РФ ответственности (административной, уголовной), руководитель несет персональную ответственность за просроченную кредиторскую задолженность бюджетного учреждения, превышающую предельно допустимые значения. В пункте 27 ст. 30 Закона N 83-ФЗ установлено, что орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения, при заключении трудового договора с руководителем бюджетного учреждения предусматривает в нем условие о расторжении трудового договора по инициативе работодателя в соответствии с ТК РФ при наличии у бюджетного учреждения просроченной кредиторской задолженности, превышающей предельно допустимые значения, установленные органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя. Как мы упоминали ранее, руководитель бюджетного учреждения несет перед бюджетным учреждением ответственность в размере убытков, причиненных в результате совершения крупной сделки, в случае если эта сделка не была предварительно согласована с учредителем (п. 12 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях в новой редакции).
Вывод. Установление норм ответственности за просроченную кредиторскую задолженность: сверх установленного размера - увольнение, за убыток, принесенный учреждению совершением крупной сделки, - взыскание размера убытка - требует от руководителя постоянного мониторинга финансового состояния бюджетного учреждения.
Порядок обращения взыскания на средства бюджетных учреждений
В пункте 20 ст. 30 Закона N 83-ФЗ прописан порядок обращения взыскания на средства бюджетных учреждений. Из него следует, что если счета бюджетному учреждению - должнику открыты в учреждении ЦБ РФ или кредитной организации, то исполнение исполнительного документа производится в соответствии с Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве). То есть порядок обращения взыскания на средства бюджетного учреждения в этом случае будет такой же, как и порядок обращения взыскания на средства коммерческой организации. В случае если лицевые счета учреждения открыты в органах Федерального казначейства или в соответствующем финансовом органе, обращение взыскания производится так.
Обращение взыскания на средства бюджетного учреждения - должника осуществляется на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте РФ, а также в соответствии с установленными законодательством РФ требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву в сроке предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
Исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства бюджетного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с комплектом документов в соответствующий орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника. Этот орган не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет бюджетному учреждению - должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и о дате его приема к исполнению с приложением заявления взыскателя. Бюджетное учреждение - должник в течение 30 рабочих дней со дня получения уведомления о поступлении исполнительного документа представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, платежный документ на перечисление средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах общего остатка средств, учтенных на его лицевом счете. Он самостоятельно определяет, с какого из лицевых счетов, открытых ему, должно производиться списание средств для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
При отсутствии либо недостаточности денежных средств для исполнения предъявленных исполнительных документов бюджетное учреждение - должник обязано представить в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, платежный документ на перечисление средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа не позднее следующего рабочего дня после дня поступления средств на определенный им лицевой счет.
При нарушении бюджетным учреждением - должником данных требований орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений.
Если выплаты по исполнению исполнительного документа имеют периодический характер, бюджетное учреждение - должник одновременно с платежным документом представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, информацию о дате ежемесячной выплаты по данному исполнительному документу.
При нарушении бюджетным учреждением - должником этого требования, а также срока ежемесячной выплаты по исполнительному документу, указанному в представленной им информации, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, приостанавливает осуществление операций по расходованию средств на всех его лицевых счетах, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе.
Орган Федерального казначейства, финансовый орган субъекта РФ (муниципального образования) ведет учет и осуществляет хранение исполнительных документов и иных документов, связанных с их исполнением, в порядке, установленном соответственно Федеральным казначейством, финансовым органом субъекта РФ (муниципального образования).
В случае невозможности осуществления взыскания денежных средств с бюджетного учреждения - должника в связи с отсутствием на лицевых счетах должника денежных средств более трех месяцев исполнение исполнительного документа производится путем обращения взыскания на имущество должника в соответствии с Законом об исполнительном производстве.
На сегодняшний день порядок обращения взыскания на средства бюджета, выделенные бюджетному учреждению, прописан в гл. 24.1 БК РФ. Нормы этой главы, за исключением отдельных положений, аналогичны нормам обращения взыскания на средства бюджетных учреждений, чьи лицевые счета открыты в органах Федерального казначейства или в финансовом органе субъекта РФ. Заметим, что после вступления в силу Закона N 83-ФЗ положения гл. 24.1 БК РФ будут распространяться только на казенные учреждения.
Вывод. Обращение взыскания на средства бюджетных учреждений по-прежнему осуществляется посредством суда. Если не принимать во внимание положение о том, что если счета бюджетному учреждению - должнику открыты в учреждении ЦБ РФ или кредитной организации, то исполнение исполнительного документа производится в соответствии с Законом об исполнительном производстве, а это возможно, поскольку таких учреждений будет крайне мало, в целом механизм обращения взыскания остается прежним.
Послесловие
Закон N 83-ФЗ вступает в силу с 1 января 2011 года, за исключением отдельных его положений. С 1 января 2011 года до 1 июля 2012 года устанавливается переходный период (п. 13 ст. 33 Закона N 83-ФЗ).
Представим все вышесказанное в схемах.
Основные изменения в статусе бюджетных учреждений
/---------------------------\
| Полученные доходы |
| не являются доходами |
| бюджета. Они остаются в |
| распоряжении учреждения |
/-----------------------------\ | и используются на | /-------------------------------\
| Переход от исполнения | | достижение целей, | | |
| бюджетной сметы | | ради которых оно создано | | Расширение самостоятельности |
|к выполнению государственных | | (ст. 5 Закона N 83-ФЗ) | | по использованию средств, |
| (муниципальных) заданий, | \---------------------------/ | получаемых из бюджета |
| в рамках которых | | (ст. 5, 6 Закона N 83-ФЗ) |
| выделяются субсидии | | | |
| (ст. 6 Закона N 83-ФЗ) | | | |
\-----------------------------/ | \-------------------------------/
|
\-----------------------------------\ | /-------------------------------------/
/---------------------------\
| Новое бюджетное |
| учреждение |
\---------------------------/
/-----------------------------------/ | \-------------------------------------\
|
/----------------------------\ | /-------------------------------\
| Отмена субсидиарной | | Расширение прав |
|ответственности государства | /---------------------------\ | по распоряжению |
|по обязательствам учреждения| | Заключение гражданско- | | движимым имуществом |
| (ст. 5, 33 Закона N 83-ФЗ) | | правовых договоров, | | (ст. 5, 6 Закона N 83-ФЗ) |
\----------------------------/ | приобретение прав и | \-------------------------------/
| обязанностей от |
| своего имени |
|(ст. 21, 33 Закона N 83-ФЗ)|
\---------------------------/
Позиции, которые останутся неизменными у бюджетного учреждения при смене статуса
/--------------------------\ /----------------------------\
| Счета учреждения | | Недвижимым имуществом |
| открываются в органах | | без согласия собственника |
|Федерального казначейства | | распоряжаться не вправе |
| или финансовом органе | |(п. 3 ст. 5 Закона N 83-ФЗ) |
| (ст. 30 Закона N 83-ФЗ) | | |
\--------------------------/ \----------------------------/
\----------------------\ /----------------------/
/----------------------\ | | /--------------------------\
| Имущество | /-----------------------\ | Закупка товаров, работ, |
| не перезакрепляется | | Новое бюджетное | | услуг осуществляется |
| за учреждением |---| учреждение |---| согласно нормам Закона |
| (п. 1, 2 ст. 31 | \-----------------------/ |о государственных закупках|
| Закона N 83-ФЗ) | | | | (ст. 31 Закона N 83-ФЗ) |
\----------------------/ | | \--------------------------/
/----------------------/ \----------------------\
/-----------------------------\ /----------------------------\
| Лицензии, свидетельства, | | Не требуется |
| аккредитации, выданные | | переназначение |
| учреждению, продолжают | | руководителя учреждения |
| действовать | | и его работников |
|(п. 12 ст. 31 Закона N 83-ФЗ)| |(п. 7 ст. 31 Закона N 83-ФЗ)|
\-----------------------------/ \----------------------------/
Т. Сильвестрова,
редактор журнала "Бюджетные организации:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", N 7, июль 2010 г.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"