Постановление Президиума ВС РФ о размерах окладов, тарифных ставок и МРОТ
В пятом номере журнала за 2010 год мы говорили о нарушениях, допускаемых бюджетными учреждениями при применении МРОТ. Сегодня мы вернемся к данной теме, так как появились разъяснения высшей судебной инстанции, исходя из которых во многих бюджетных учреждениях системы оплаты труда подлежат корректировке. Это необходимо, чтобы обеспечить соблюдение норм действующего трудового законодательства с учетом их трактовки, данной Президиумом Верховного суда.
Какое решение вынес Президиум ВС РФ?
Постановлением Президиума ВС РФ от 10.03.2010 утвержден Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за четвертый квартал 2009 года. В нем даются обязательные для применения всеми судами общей юрисдикции страны разъяснения по вопросам, возникающим в судебной практике.
Рассматривая проблемы в рамках трудовых правоотношений, Верховный суд занял, на наш взгляд, единственно верную, но крайне тяжелую для руководителей образовательных учреждений и органов управления образования позицию. Он детально разобрал вопрос, включаются ли в величину минимального размера оплаты труда при установлении месячной заработной платы работника компенсационные и стимулирующие выплаты, защитив при этом права работников.
Верховным судом был сделан вывод: размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), как и базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы, определяющие месячную заработную плату работников, полностью отработавших за этот период норму рабочего времени и выполнивших нормы труда (трудовые обязанности) в нормальных условиях труда, не могут быть ниже минимального размера оплаты труда, указанного в части первой ст. 133 Трудового кодекса, также без учета компенсационных, стимулирующих, а равно социальных выплат, которые, в свою очередь, могут устанавливаться работникам лишь свыше названного минимального размера оплаты труда.
В подавляющем большинстве государственных и муниципальных бюджетных учреждений (кроме некоторых "богатых" регионов, включая г. Москву) тарифные ставки, оклады, базовые должностные оклады (наименования зависят от принятой в регионе "новой системы оплаты труда") значительно ниже МРОТ и составляют 2700-3500 руб., особенно у работников, относящихся к категории хозяйственного персонала. Различными компенсационными и стимулирующими выплатами, работой более чем на ставку им доводят заработную плату до МРОТ. Теперь же все эти дополнительные выплаты должны будут производиться сверх МРОТ.
Чем обосновал свою позицию Президиум ВС РФ?
Для обоснования своей позиции Верховный суд детально исследовал положения Трудового кодекса, регламентирующие понятия "заработная плата", "тарифные ставки", "оклады", "должностные оклады" во взаимосвязи с понятием "минимальный размер оплаты труда".
Заработная плата (оплата труда работника) определена в ч. 1 ст. 129 ТК РФ как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также как компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно ч. 1 и 2 ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, включающими размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера. При этом, как следует из ч. 2-5 ст. 129 ТК РФ, тарифные ставки, оклады (должностные оклады), представляющие собой фиксированный размер оплаты труда работника соответственно за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени, за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц, устанавливаются без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Таким же образом устанавливаются и базовые оклады (базовые должностные оклады), то есть минимальные оклады (должностные оклады), ставки заработной платы работников государственных или муниципальных учреждений, осуществляющих профессиональную деятельность по профессиям рабочих или должностям служащих, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу.
Порядок установления МРОТ регламентирован ст. 133 ТК РФ, которой предусмотрено, в частности, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже МРОТ (ч. 3).
Поскольку работник, полностью отработавший норму рабочего времени и выполнивший трудовые обязанности, имеет право и на оклад (тарифную ставку), и на МРОТ, его оклад (тарифная ставка) не должен быть меньше МРОТ.
Такая позиция высшей судебной инстанции в корне отличается от ранее звучавших мнений различных экспертов, в том числе работников Минздравсоцразвития. Эксперты справедливо полагали, что ст. 129 ТК РФ разделяет понятия "заработная плата" и "оклад", и делали вывод, что оклад является частью заработной платы и не включает в себя компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты.
Как видно из приведенного в ст. 129 ТК РФ понятия "заработная плата", в нее включаются компенсационные выплаты, к которым, в свою очередь, относятся доплаты за работу в ночное время, праздничные дни, за работу во вредных условиях и др.
Однако дальнейшие рассуждения экспертов были неверными. Они считали: раз ст. 133 ТК РФ предусмотрено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже МРОТ, то заработная плата (с учетом компенсационных, стимулирующих и социальных выплат) должна быть не менее установленного Федеральным законом от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" МРОТ - 4330 руб. в месяц, тогда как оклад, являясь составной частью заработной платы, может быть ниже данной величины.
Позиция Верховного суда представляется совершенно обоснованной. Ведь в заработную плату работника стимулирующие или компенсационные выплаты могут как входить, так и не входить. В любом случае должна выполняться норма трудового законодательства: месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже МРОТ.
Хотя такая позиция явно идет вразрез с намерениями законодателя. Не случайно Законом N 54-ФЗ*(1) была признана утратившей силу ч. 4 ст. 133 ТК РФ, которая устанавливала, что размеры тарифных ставок, окладов, а также базовых окладов, ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могут быть ниже МРОТ. Эта норма обеспечивала справедливость при оплате труда неквалифицированных работников. Ведь, кроме оклада, работнику могут выплачиваться и иные денежные суммы - доплаты и надбавки, стимулирующие выплаты. Однако, независимо от их наличия, оклад сотрудника, полностью отработавшего норму рабочего времени, не мог быть ниже МРОТ. Следовательно, если сотрудник хоть как-то проявил себя (показал лучшие результаты труда и т.д.), за что ему в соответствии с положением об оплате труда, принятым в бюджетном учреждении, должны были установить стимулирующие выплаты, его заработная плата должна была превысить МРОТ.
С принятием Закона N 54-ФЗ ситуация изменилась. Теперь не ниже МРОТ должна быть не величина оклада, а вся сумма заработной платы, поэтому многие решили, что можно оклады устанавливать в размере менее МРОТ и при этом предусматривать компенсационные и стимулирующие выплаты с целью доведения заработной платы до МРОТ. На практике это повлекло многочисленные нарушения трудового законодательства: фактически МРОТ выплачивали не просто за отработку месячной нормы рабочего времени и выполнение должностных обязанностей, а за "сверхнормативную" нагрузку, пределы которой определял работодатель, за выполнение различных дополнительных обязанностей, переработку по графику и за его пределами, дополнительную работу в течение рабочего дня (совмещение профессий, должностей, расширение зоны обслуживания и т.д.).
Все это явно противоречило ст. 132 ТК РФ, согласно которой заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, а какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда запрещена.
Однако Верховный суд в Определении от 10.09.2008 N 83-Г08-11 подтвердил правомерность указанного подхода при установлении величины заработной платы исходя из МРОТ. По мнению суда, с 1 сентября 2007 года работодатели освобождены от необходимости выдерживать соотношение размеров тарифных ставок, окладов и МРОТ. При этом тарифные ставки, оклады, базовые ставки зарплаты по профессиональным квалификационным группам работников для отдельных категорий работников могут быть установлены в размерах ниже МРОТ, однако производимые работнику ежемесячные выплаты за полностью отработанное время в общей сумме не могут быть менее МРОТ.
И вот теперь Президиумом ВС РФ такая позиция фактически была пересмотрена в пользу работников.
Последствия решения Президиума ВС РФ
Разъяснения Президиума ВС РФ по вопросам применения трудового законодательства будут учитываться всеми судами общей юрисдикции. Поэтому любой работник, которому установлен оклад менее МРОТ, вправе обратиться в суд с иском к бюджетному учреждению и потребовать установления оклада в размере, превышающем МРОТ. Теоретически он имеет право также взыскать сумму разницы между установленным окладом и МРОТ за предшествующий период.
При этом следует иметь в виду: в соответствии со ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года, а п. 1 ст. 197 ГК РФ определено, что для отдельных видов требований законом могут устанавливаться специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком. Согласно ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
Увеличивая оклады работников до размеров, превышающих МРОТ, бюджетным учреждениям следует обеспечивать их дифференциацию, так как ее отсутствие является нарушением трудового законодательства.
Конституционный суд в Определении от 17.12.2009 N 1557-О-О указал: при разработке системы оплаты труда работодатель должен установить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. В соответствии с международными нормами и требованиями российского трудового законодательства не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях.
Также нужно учитывать и Определение КС РФ N 1160-О-О*(2). В нем подчеркивается, что согласно ст. 2 ТК РФ обеспечивается право каждого работника на справедливые условия труда, которое в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах*(3) включает справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности (ст. 7). При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должны в одинаковой мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже МРОТ, так и правила ст. 2, 130, 132, 135, 146, 148, 315-317 ТК РФ, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях.
Необходимость увеличения окладов ряду категорий персонала бюджетных учреждений повлечет за собой невозможность выполнения без выделения дополнительных средств федерального бюджета п. 11 Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений*(4), согласно которому средства на оплату труда, формируемые за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, могут направляться учреждением на выплаты стимулирующего характера. При этом начиная с 1 января 2010 года объем средств на данные выплаты должен составлять не менее 30% средств на оплату труда, формируемых за счет ассигнований федерального бюджета. Средства на оплату труда, поступающие от приносящей доход деятельности, направляются учреждениями на выплаты стимулирующего характера, если иное не установлено федеральным законом.
Выполнение указанных норм вызывало большие трудности у федеральных бюджетных образовательных учреждений. Однако принятие Постановления Президиума ВС РФ от 10.03.2010, в котором даны разъяснения по вопросам, возникающим в судебной практике, включая вопросы в рамках трудовых правоотношений, делает невозможным выделение не менее 30% средств на оплату труда, формируемых за счет ассигнований федерального бюджета, на выплаты стимулирующего характера без значительного увеличения общего фонда оплаты труда, формируемого за счет средств федерального бюджета.
Ситуация с выполнением указанных норм и в целом с уровнем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений может значительно ухудшиться в 2011 году в связи с принятием Федерального закона N 83-ФЗ*(5). Согласно ч. 8 ст. 31 этого закона первоначальные нормативы затрат на оказание федеральным бюджетным учреждением, тип которого не изменяется, услуг физическим и (или) юридическим лицам определяются федеральным органом исполнительной власти - главным распорядителем средств федерального бюджета в отношении каждого из подведомственных ему бюджетных учреждений исходя из размера бюджетных ассигнований, определенных на обеспечение деятельности федерального бюджетного учреждения в 2010 году:
Установленные таким образом нормативы затрат не учитывают принятых изменений налогового законодательства, а также роста тарифов на коммунальные услуги. В частности, с 2011 года размер начислений на заработную плату (обязательных страховых взносов в различные внебюджетные фонды) возрастет на 8% (с 26 до 34%). Соответственно, размер средств на формирование фонда оплаты труда должен быть пропорционально уменьшен учредителем бюджетного учреждения. Сокращение фонда оплаты труда будет означать неизбежное уменьшение заработной платы работников федеральных бюджетных образовательных учреждений, в том числе ее стимулирующей части. Иным выходом может стать сокращение персонала федеральных бюджетных учреждений.
А. Вифлеемский,
д.э.н., директор Нижегородского
центра экономики образования
"Бюджетные учреждения: ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности", N 7, июль 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 20.04.2007 N 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации".
*(2) Определение КС РФ от 01.10.2009 N 1160-О-О "По жалобе граждан Миткалева Виталия Александровича, Хисаевой Лилии Исмагиловны и Юмагулова Марса Расульевича на нарушение их конституционных прав пунктами 1 и 2 статьи 2 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации".
*(3) Международный пакт от 16.12.1966 "Об экономических, социальных и культурных правах" (вступил в силу для СССР с 3 января 1976 года).
*(4) Утверждено Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 N 583.
*(5) Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"