Этика ревизоров Федеральной службы финансово-бюджетного надзора
Зачастую ревизоры Росфиннадзора, приходя на проверку, ведут себя не совсем корректно по отношению к работникам проверяемой организации. Вместе с тем нормы их поведения в профессиональной деятельности четко регламентированы. Тому, как должны вести себя работники Росфиннадзора, какие их действия допустимы и не допустимы, посвящена эта статья. Автор, разъясняя нормы поведения таких служащих, руководствовался Этическим кодексом федеральных государственных гражданских служащих Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, который был утвержден 13.06.2007 Приказом Минфина РФ и Росфиннадзора N 75 (далее - Этический кодекс).
Этический кодекс разработан с целью установления правил профессионального поведения государственных гражданских служащих Росфиннадзора (далее - служащие Росфиннадзора) для достойного выполнения ими своего служебного долга. Он определяет (п. 2 ст. 3 Этического кодекса):
а) этические ценности, которыми должны руководствоваться в своей деятельности служащие Росфиннадзора;
б) основные принципы, которые должны соблюдать служащие Росфиннадзора независимо от занимаемой должности;
в) поведение служащих Росфиннадзора при осуществлении профессиональной деятельности.
Изложенные в Этическом кодексе нормы носят рекомендательный характер для всех служащих данного ведомства. Гражданин, поступающий на службу в Росфиннадзор, знакомится с его положениями и соблюдает их в процессе своей служебной деятельности (ст. 2 Этического кодекса).
Основные этические принципы служащих Росфиннадзора (ст. 4 Этического кодекса)
Основные этические принципы служащих Росфиннадзора заключаются в следующем. Служащий Росфиннадзора, сознавая свою ответственность перед государством, обществом и гражданами, обязан защищать права граждан и интересы РФ, строго соблюдать Конституцию РФ, законодательство РФ и обеспечивать их исполнение, быть верным профессиональному долгу.
При выполнении служебных обязанностей служащий Росфиннадзора должен придерживаться безупречных норм личного и профессионального поведения, быть независимым в своих выводах и решениях, добросовестно выполнять свою работу. Основанием для его выводов может быть исключительно проверенная и объективная информация.
При наличии личной заинтересованности, возникающей в ходе выполнения своих обязанностей, служащий Росфиннадзора должен сообщить об этом руководителю.
Этика взаимоотношений с представителями проверяемых организаций (ст. 5 Этического кодекса)
Во взаимоотношениях с проверяемыми организациями служащие Росфиннадзора должны не допускать нарушений законных прав и интересов проверяемых организаций. При проведении контрольных мероприятий они обязаны строго руководствоваться нормами законодательства, своими должностными регламентами, установленными методиками и стандартами. Помимо этого, служащие Росфиннадзора должны быть независимыми от любого политического воздействия и не могут использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций. Публично выражать свое отношение к указанным объединениям и организациям при выполнении своих должностных функций им также нельзя.
Этический кодекс устанавливает, что служащие Росфиннадзора, заботясь о своей независимости, должны избегать любых конфликтов интересов и исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (подарки, вознаграждения и т.п.) и иных интересов, которые могут оказать воздействие на их независимость и честность. Не следует вступать в такие отношения и с руководством, а также сотрудниками проверяемой организации, которые могут скомпрометировать или повлиять на способность действовать независимо.
Служащим Росфиннадзора запрещается использовать свой официальный статус и конфиденциальную служебную информацию в личных целях либо в интересах третьей стороны.
Личные или семейные взаимоотношения служащих Росфиннадзора не должны ставить под угрозу беспристрастность их подхода к выполнению должностных обязанностей.
Этика взаимоотношений с коллегами и подчиненными (ст. 6 Этического кодекса)
В статье, регламентирующей этику взаимоотношений с коллегами и подчиненными, прописаны основные общечеловеческие нормы поведения служащих Росфиннадзора в коллективе. В ней сказано, что они должны способствовать установлению деловых и товарищеских взаимоотношений в коллективе. Их профессионализм и конструктивное сотрудничество друг с другом являются основой эффективной деятельности государственного органа.
Служащий Росфиннадзора, наделенный большими по сравнению со своими коллегами полномочиями, должен с пониманием относиться к коллегам, имеющим собственное профессиональное суждение.
Если служащий Росфиннадзора наделен организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным служащим, он должен быть для них образцом профессионализма, безупречной репутации, примером доброжелательности и внимательности к людям, способствовать формированию в коллективе благоприятного для эффективной работы морально-психологического климата, принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.
В своей работе служащие Росфиннадзора должны руководствоваться исключительно профессиональными критериями и не допускать дискриминации коллег по половым, расовым, национальным, религиозным, возрастным или политическим основаниям.
Им также следует избегать демонстрации религиозной и политической символики, если это может оскорбить чувства коллег.
Этика взаимоотношений с общественностью (ст. 7 Этического кодекса)
Служащий Росфиннадзора должен воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, если это не входит в его служебные обязанности.
Также служащий Росфиннадзора не должен:
а) наносить ущерб авторитету Росфиннадзора, проверяемых организаций, репутации должностных лиц и граждан распространением не полностью проверенной, возможно, необъективной информации;
б) рекламировать свои собственные достижения и полученные результаты;
в) пренебрежительно отзываться о работе коллег по служебной деятельности (в том числе сотрудников органов финансового контроля иных ветвей и уровней государственной власти).
Этические конфликты (ст. 8 и 9 Этического кодекса)
В ходе профессиональной деятельности служащий Росфиннадзора может столкнуться с конфликтными ситуациями, вызванными:
а) просьбами и требованиями иных лиц, направленными на то, чтобы он действовал вразрез со своими должностными обязанностями (в том числе с помощью угроз, слухов, шантажа и т.п.);
б) неправомерным давлением со стороны руководства;
в) отношениями семейного или личного характера, используемыми для воздействия на его служебную деятельность.
Во всех этих и других ситуациях служащий Росфиннадзора должен вести себя выдержанно и достойно, действовать в строгом соответствии с законодательством РФ, своими служебными обязанностями, а также принципами Этического кодекса. Он должен сделать все возможное, чтобы избежать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации и (или) авторитету Росфиннадзора. Если же конфликта избежать не удалось, необходимо согласно п. 2 ст. 9 Этического кодекса обсудить проблему с непосредственным начальником. А если руководитель определенного уровня не может разрешить конфликт или оказывается сам вовлечен в него, служащему Росфиннадзора следует, уведомив об этом своего непосредственного начальника, обратиться к руководителю еще более высокого уровня.
Ответственность за нарушение норм Этического кодекса
В статье 10 Этического кодекса сказано: служащий Росфиннадзора должен понимать, что явное и систематическое нарушение норм Этического кодекса несовместимо с дальнейшей служебной деятельностью в Федеральной службе финансово-бюджетного надзора. Таким образом, это может явиться законным основанием для увольнения сотрудника из Росфиннадзора.
В целях реализации норм Этического кодекса, и в частности ст. 10 , издан Приказ Минфина РФ и Росфиннадзора от 20.12.2007 N 208, которым утвержден Порядок обеспечения исполнения положений Этического кодекса (далее - Порядок N 208).
В соответствии с п. 2 Порядка N 208 информация о нарушении служащим этических норм (требований к служебному поведению) регистрируется в центральном аппарате Росфиннадзора, если она:
- поступила от правоохранительных, судебных или иных государственных органов, организаций, должностных лиц;
- поступила от сотрудников Росфиннадзора или граждан;
- получена в ходе проведения проверок и ревизий в территориальных органах Росфиннадзора.
Данная информация поступает на рассмотрение к руководителю Росфиннадзора, а после направляется комиссии Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата (за исключением заместителей руководителя Федеральной службы финансово-бюджетного надзора), руководителей и заместителей руководителей территориальных управлений Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и урегулированию конфликта интересов (далее - комиссия). Положение о создании такой комиссии и ее работе утверждено Указом Президента РФ от 03.03.2007 N 269. В целях реализации норм этого указа, Этического кодекса, ст. 19 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" издан Приказ Росфиннадзора от 26.02.2008 N 33, которым утвержден Порядок работы комиссии (далее - Порядок N 33). Предлагаем рассмотреть задачи комиссии, ее функции и порядок работы. Основными задачами комиссии являются (п. 3 Порядка N 33):
а) содействие в обеспечении соблюдения федеральными государственными гражданскими служащими центрального аппарата (за исключением заместителей руководителя Росфиннадзора), руководителями и заместителями руководителей территориальных управлений Росфиннадзора (далее - гражданские служащие) требований к служебному поведению;
б) содействие в урегулировании конфликта интересов, способного привести к причинению вреда законным интересам граждан, организаций, общества или РФ.
Комиссия рассматривает вопросы, связанные с соблюдением требований к служебному поведению и урегулированием конфликта интересов, в отношении гражданских служащих. Она создается приказом Росфиннадзора (п. 5 Порядка N 33). В ее состав входят:
- представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из отдела по вопросам государственной службы и кадров административного управления, юридического управления и управления, где гражданский служащий, в отношении которого рассматривается вопрос о соблюдении требований к служебному поведению или об урегулировании конфликта интересов, замещает должность гражданской службы);
- представители научных организаций и образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования;
- представители других организаций, приглашаемые в качестве независимых экспертов - специалистов по вопросам, связанным с государственной гражданской службой РФ (далее - гражданская служба), без указания персональных данных экспертов.
Число независимых экспертов составляет не менее одной четверти от общего числа членов комиссии.
Комиссия состоит из председателя, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии (п. 8 Порядка N 33). Причем все они при принятии решений обладают равными правами.
Основанием для проведения заседания комиссии является (п. 11 Порядка N 33):
а) полученная от правоохранительных, судебных или иных государственных органов, от организаций, должностных лиц или граждан информация о совершении гражданским служащим поступков, порочащих его честь и достоинство, или об ином нарушении таким служащим требований к служебному поведению, предусмотренных ст. 18 Федерального закона N 79-ФЗ;
б) информация о наличии у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов.
Информация, являющаяся основанием для проведения заседания комиссии, должна быть представлена в письменном виде и содержать:
а) фамилию, имя, отчество гражданского служащего и замещаемую им должность гражданской службы;
б) описание нарушения гражданским служащим требований к служебному поведению или признаков личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов;
в) данные об источнике информации.
Из пункта 13 Порядка N 33 следует: представление материалов, подтверждающих нарушение гражданским служащим требований к служебному поведению или наличие у него личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, не обязательно. В нем сказано, что такие материалы могут представляться, следовательно, они могут и не представляться.
Комиссия не рассматривает сообщения о преступлениях и административных правонарушениях, а также анонимные обращения, не проводит проверки по фактам нарушения служебной дисциплины.
После поступления информации, являющейся основанием для работы комиссии, председатель в трехдневный срок со дня ее поступления выносит решение о проведении проверки. Сама проверка осуществляется в месячный срок со дня принятия решения о ее проведении. Срок проверки может быть продлен до двух месяцев по решению председателя комиссии.
Если в комиссию поступила информация о наличии у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, председатель комиссии немедленно информирует об этом представителя нанимателя в целях принятия им мер по предотвращению конфликта интересов:
- усиление контроля за исполнением гражданским служащим его должностных обязанностей;
- отстранение гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы на период урегулирования конфликта интересов;
- иные меры.
Дата, время и место заседания комиссии устанавливаются ее председателем после сбора материалов, подтверждающих либо опровергающих информацию (п. 17 Порядка N 33).
По итогам рассмотрения информации о нарушении норм Этического кодекса служащим Росфиннадзора комиссия может принять одно из следующих решений (п. 23 и 24 Порядка N 33):
а) установить, что в рассматриваемом случае не содержится признаков нарушения норм Этического кодекса;
б) установить факт нарушения требований к служебному поведению.
Решения комиссии принимаются простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии. При равенстве числа голосов голос председательствующего является решающим. Решения оформляются протоколами, которые подписывают члены комиссии, принявшие участие в ее заседании (п. 26 Порядка N 33). Несмотря на то что решения комиссии носят рекомендательный характер, они хранятся в личном деле гражданского служащего (п. 34 Порядка N 33).
Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов в территориальных управлениях Федеральной службы финансово-бюджетного надзора утверждена Приказом Росфиннадзора от 26.08.2008 N 200. В нем сказано, что вопросы урегулирования конфликта интересов в отношении федеральных государственных гражданских служащих, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы, в соответствующем территориальном управлении (за исключением гражданских служащих, замещающих должности руководителя и заместителей руководителя территориального управления) рассматриваются в соответствии с Порядком N 33.
Т. Сильвестрова,
эксперт журнала "Бюджетные учреждения: ревизии и
проверки финансово-хозяйственной деятельности"
"Бюджетные учреждения: ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности", N 7, июль 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"