Альтернативные инвестиции и их банковское обслуживание: предметы коллекционирования
1. In vino veritas!
На фоне нестабильности мировых фондовых рынков во всём мире наблюдается бум нетрадиционных форм инвестиционной активности. После предметов искусства, драгоценных металлов и камней всё большей популярностью начинают пользоваться нумизматика, филателия, библиофилия и другие инвестиционные хобби, например винные коллекции.
Альтернативные инвестиции включают в себя финансовые активы и материальные (реальные) активы*(1). Предметы коллекционирования относятся ко второму виду наряду с арт-инвестициями, драгоценными металлами и камнями, недвижимостью и инвестициями в ресурсы (сырьё). Инвестиции в эти активы очень разнообразны и представляют собой вложения теоретически в любой материальный актив эксклюзивного характера, способный вырасти в цене и сгенерировать прибыль вне зависимости от конъюнктуры рынка. На сегодняшний день материальные активы являются довольно популярным инструментом альтернативных инвестиций не только среди частных инвесторов, но и среди институциональных. Однако прямые инвестиции в категорию реальных активов могут быть трудоёмкими вследствие их сложной и неоднородной природы.
Относительная ликвидность является одним из ключевых свойств практически любого вида реальных инвестиций. Более того, она производна от самого понятия альтернативных инвестиций, подразумевающего любой тип активов, который не продаётся широко на рынке и не входит в категорию традиционных. Другой общей характеристикой данных инвестиций, и предметов коллекционирования в частности, является необходимость владения ими на значительном инвестиционном горизонте, который может составлять 5-10 лет и более. Во многих случаях данные активы отрицательно коррелированны с традиционными инвестиционными активами, благодаря чему инвестиционный портфель может получить дополнительную диверсификацию. Наконец, ограниченность данных о риске и доходности за прошлые периоды присуща многим видам материальных активов. Вследствие того что информация далеко не всегда является доступной, инвестору необходимо осуществлять более глубокий анализ для проведения эффективной оценки и принятия конечного решения о рациональности включения в портфель того или иного актива из данной категории. Подобный анализ должен охватывать всевозможные операционные издержки, мастерство управляющих, а также уровень риска, который инвестор может принять на себя. Большинство экспертов и аналитиков сходятся во мнении, что доля активов, представляющих альтернативные инвестиции, в портфеле не должна превышать 10% от общего объёма инвестиций. У толерантного к риску инвестора, обладающего низкой необходимостью в ликвидности и длинным инвестиционным горизонтом, удельный вес альтернативных инвестиций в портфеле может быть гораздо больше (около 15-25%).
Небольшие размеры рынков предметов коллекционирования и их раздроблённость не позволяют провести подсчёт средней прибыли от инвестиций в целом. Кроме того, участниками рынков являются как коллекционеры, так и спекулянты. Лидирует рынок США, набирают темпы азиатские рынки, в первую очередь китайский и японский. В целом данные инвестиции составляют лишь незначительную часть капиталовложений клиентов банков индивидуального обслуживания, в особенности европейских. Поскольку для большинства предметов торговый цикл обычно составляет не один год, возможность компенсировать затраты невелика. Наиболее популярным типом капиталовложений остаются инвестиции в золото, однако всё больший интерес начинают вызывать арт-инвестиции, в том числе монеты, марки и др.
В систему банковских услуг входят практически все материальные активы. Из предметов коллекционирования наиболее продвинутыми услугами в современном банковском обслуживании являются арт-инвестиции и инвестиции в драгметаллы и вино.
Инвестиции в монеты
В обобщённом виде рынок нумизматики - коллекционных исторических монет, медалей, знаков и банкнот*(2) - традиционно находится в тени своего "старшего брата" - рынка предметов искусства. Однако динамика цен, в частности на российские монеты, за последние 10 лет (в ряде случаев речь идёт о тысячах и даже десятках тысяч процентов роста) привлекает к этому рынку повышенное внимание инвесторов. Количество проданных в мире монет - как инвестиционных, так и коллекционных - измеряется десятками тонн.
Средняя доходность вложений в качественные монеты в предкризисные два года составила более 80% годовых в долларах. Сегодняшнюю ситуацию на рынке диктует дефицит интересных, редких монет при стабильно растущем спросе. Раритеты, купленные состоятельными лицами для частных коллекций, как показывает опыт, редко появляются на рынке раньше чем через 15-20 лет. Поэтому любая редкая монета, выставляемая на аукционе, как правило, вызывает повышенный интерес инвесторов и соответствующий рост цены. Так, "рейхелевская" полтина, выпущенная в 1845 году в количестве не более 10 штук, на аукционе французского банка "Креди де ля Бурже" была продана в 1995 году за 10 тыс. долл., а через 11 лет на аукционе в Москве она была продана уже за 350 тыс. долл. Редкая русская подарочная монета из золота номиналом в 25 руб., стоившая в 1997 году 25 тыс. долл., в 2007 году на аукционе в США была продана уже за 276 тыс. долл.
Однако, как и рынок предметов искусства, нумизматический рынок таит массу нюансов и рисков, без учёта которых можно не заработать, а легко потерять вложенные деньги. Монета - это предмет, который легко помещается в ладони и при этом может стоить сотни тысяч долларов. Подделка исторических монет не является уголовно наказуемым деянием, если только не доказан факт сознательной продажи подделки в качестве подлинника, что квалифицируется как мошенничество. Неудивительно, что рынок за последнее время наводнило большое количество высококачественных фальшивок, которые подчас трудно распознать даже специалисту. Подделки высокого качества под видом подлинных монет можно встретить сегодня даже на авторитетных международных аукционах. Причём зарубежные нумизматические дома очень неохотно возвращают деньги при обнаружении факта подделки.
В России начало коллекционированию монет положил Пётр I, купивший в 1721 году в Гамбурге нумизматическую коллекцию Модерса для кунсткамеры. В царское время коллекционирование монет было чрезвычайно распространённым явлением среди всех имущих классов. Специально оборудованные для хранения редких монет помещения - мюнц-кабинеты - нередко можно было увидеть в офисах солидных банков и крупных компаний. Спрос на редкие монеты был столь велик, что в случае отсутствия каких-то особо ценных экземпляров в свободной продаже многие коллекционеры заказывали для себя на монетном дворе их точные копии, так называемые новоделы. Редкие коллекционные монеты уже тогда использовались как инструмент инвестирования. После революции 1917 года нумизматика как несущая на себе государственные символы, чуждые новой власти, была разгромлена: за коллекционирование русских дореволюционных денег можно было получить тюремный срок, частные коллекции реквизировались в государственные музеи. Возрождение отечественной нумизматики началось в 60-70-е годы XX века, и к началу 90-х годов нумизматический рынок в России представлял собою разномастное сообщество коллекционеров-энтузиастов. Спрос на монеты на внутреннем рынке был невысок, внутренние цены значительно отставали от зарубежных, поэтому многие монеты "уплывали" за границу. К середине 1990-х годов российский рынок постепенно стал интегрироваться в общемировой, что совпало с периодом так называемого переворачивания коллекций, когда прежние владельцы по разным причинам начали продавать свои собрания. На рынок было выброшено большое количество редкостей, что позволило вновь появившимся состоятельным коллекционерам создать крупные собрания, с тех пор успевшие вырасти в цене в десятки и сотни раз. Вследствие "оседания" раритетов в новых частных собраниях число интересных предложений на рынке стало падать, а цены на все редкие и качественные монеты - стремительно расти. Кризис 1998 года продемонстрировал удивительную стойкость нумизматического рынка к неблагоприятной экономической среде: цены на большинство русских монет после дефолта практически не изменились, лишь несколько увеличился срок их продажи, а редкие монеты даже сохранили слабую динамику роста. Именно с 1998 года многие коллекционеры, ранее собиравшие монеты для удовольствия, стали присматриваться к ним как к интересному инвестиционному инструменту.
Небольшой объём рынка (рынок монет русского происхождения оценивается сегодня в 20-25 млн. долл.) и единичность редких экземпляров зачастую не дают твёрдого понимания, сколько следует платить за ту или иную монету. К тому же цена в немалой степени зависит от сохранности монеты, и из-за разного состояния стоимость одной и той же монеты может отличаться в разы. По сравнению с американскими монетами аналогичной редкости российские монеты всё ещё недооценены в 10-20 раз. Соответственно многие эксперты предрекают российскому рынку в ближайшие 5-10 лет рост именно в 10-20 раз. Будут также расти и сопутствующие монетам виды коллекционирования: медали, награды, специальные знаки.
Рекомендуемый период инвестирования составляет минимум 2-3 года. Чем дольше ценная монета отсутствует на рынке, тем больше к ней будет интерес при продаже и выше цена. С точки зрения роста стоимости наиболее привлекательными объектами для инвестирования являются монеты дореволюционного периода в высокой степени сохранности (качество Uncirculated или Extremely Fine), монеты в улучшенном полированном исполнении (качество Proof), выпускавшиеся с начала XIX века специально для коллекционеров или с целью подарков высокопоставленным лицам. Особое место с точки зрения потенциальной доходности занимают редкие и пробные монеты в высокой степени сохранности. Немаловажно и то, что по сравнению, например, с картинами или коллекционным оружием монеты невелики и экземпляры стоимостью в сотни тысяч долларов можно хранить в обыкновенной банковской ячейке под полным контролем инвестора. Ещё одним их преимуществом является то, что спустя три года после приобретения монеты её можно продавать без оплаты подоходного налога с полученного в результате роста цены дохода, так как монеты считаются личным имуществом.
Монеты могут быть инвестиционными и коллекционными. Первые - из драгоценного металла высочайшей пробы, выпущенные одним из монетных дворов достаточно большим тиражом, имеющие определённую тематику, как правило не привязанную к дате или событию, и являющиеся инструментом инвестиций, т.е. у них есть стоимость покупки и продажи, вплоть до определения их на биржевых площадках. Вторые - с ограниченным тиражом, не обязательно самой высокой пробы, однако с более замысловатой тематикой, как правило привязанной к дате, событию или явлению. Этим монеты более ценны, однако полноценным инвестиционным потенциалом они не обладают, поскольку из-за своей специфики не являются достаточно ликвидным товаром. Прибыль от продажи инвестиционных монет налогами не облагается в отличие от коллекционных.
Самые популярные монеты - "Венская филармония" (Австрия), "Орёл" (США), "Панда" (Китай), "Кенгуру" (Австралия) и ряд других. С конца прошлого века выросла популярность монет Германии, причём спрос на них был стимулирован в значительной степени западными покупателями и вызван причинами политическими. Германские земли, попавшие в зону советской оккупации после окончания войны, хорошо снабдили советских коллекционеров своими монетами, и после международного "потепления" западные коллекционеры бросились пополнять коллекции недоступными для них раньше монетами Саксонии, Пруссии, Баварии и др. По тем же причинам в России сейчас монеты этих земель дешевле, чем оказавшихся под оккупацией союзников. Спросом пользуются в основном крупные монеты - от полугульденов, полукрон, полуталеров до целых, а также средневековые талеры - монеты германских городов регулярной чеканки и монеты Священной Римской империи.
Неизменно востребованы дореволюционные российские монеты, например юбилейные царские рубли. Стоимость их может варьироваться от 50 до 10 тыс. долл., а иногда и выше. Самый дорогой в этой табели о рангах - серебряный "константиновский" рубль 1825 года, но только он не продаётся. В 1825 году министр финансов России граф Канкрин поручил старшему медальеру Монетного двора Якобу Рейхелю изготовить рубль с портретом императора Константина, который должен был наследовать Александру I. Но Константин отрёкся от престола в пользу Николая I, и все материалы и сами монеты (пробные шесть штук) были запечатаны в специальный конверт и спрятаны. Вскрыли конверт только в 1879 году, и с этого момента "константиновский" рубль стал предметом охоты коллекционеров. Последний раз такой рубль продавался в апреле 1999 года в Цюрихе на аукционе под названием "100 раритетов" за 240 тыс. швейцарских франков (около 170 тыс. долл.). Неизвестно, сколько бы он мог стоить сейчас, но его антикварная копия (или попросту подделка), изготовленная по заказу князя Трубецкого во Франции (из меди вместо серебра), ушла на одном из недавних аукционов за 70 тыс. долл. Из редких российских монет XVIII - начала XX века стоит упомянуть "семейные рубли" номиналом в 1,5 руб.: "Николай I" 1835 и 1836 годов (около 10 000 долл.), а также рубль 1913 года, выпущенный к 300-летию дома Романовых (около 4000 долл.).
Спрос на советские юбилейные рубли сложился по необходимости. В не очень далёкие годы они служили основным коллекционным материалом, и люди, собравшие уже к этому времени значительные коллекции, не хотят расставаться с этим направлением. Отсюда и довольно высокие цены: рубль к столетию Ленина в отличном состоянии, полированный, стоит 50 долл. (обычный - 500 руб.), другие юбилейные в таком же состоянии - примерно по 100 тыс. руб. Спрос столь велик, что выпущена коллекция "новоделов", повторяющая 19 самых обычных, не полированных рублей (120 тыс. руб.). Выпуск юбилейных монет продолжается и в России, но в отличие от советских времён о выпусках объявляют сейчас не всегда*(3). В результате многие монеты остаются неизвестными даже профессионалам. Так случилось с килограммовой монетой, отчеканенной к годовщине Тегеранской серии, посвящённой юбилею Кутузова. Что касается металла, из которого чеканятся монеты, больше всего стоят, конечно, драгоценные. Очень престижно золото России XVIII-XIX веков и советские "червонцы" 1923-1925 годов, а также серебро германских княжеств. Редка российская платина 1830-1840 годов, известная необычными номиналами: монета в 3 руб. стоит 225 долл., в 6 руб. - 10 000 долл., а в 12 руб. - от 2000 долл. (последняя крайне редка).
Инвестиции в марки
Согласно данным мирового лидера филателистического рынка - лондонской компании Stanley Gibbons, которая предоставляет информацию о стоимости почтовых марок по всему миру, - количество людей, желающих вложить средства в приобретение марок, постоянно увеличивается. Коллекционирование марок развивается в международных масштабах, чему в значительной степени способствует интернет. Марки портативны, перемещаются по всему миру, а в пересчёте на вес - это самый ценный товар, дороже золота. Последние четверть века цены на них неуклонно растут, по естественным причинам предложение на рынке старых марок не увеличивается. Ликвидность рынку обеспечивают 30 млн. коллекционеров, а по объёмам продаж на интернет-аукционе е-Вау марки заняли третье место.
Главный риск инвестиций в марки, как и в монеты, демографический. Сегодня в Европе средний возраст филателиста 65 лет. Российский среднестатистический коллекционер несколько моложе, но и он стареет. Это объяснимо: вкладывать время и деньги в марки чаще всего человек готов, когда основные текущие проблемы жизни уже решены. Хотя среди филателистов были и есть богатейшие люди планеты, в основном это занятие верхней части среднего класса. Именно средний класс и обеспечивает ежегодный оборот марок в мире на 10 млрд. фунтов.
Инвестиции в марки могут показаться лишёнными логики и весьма рискованными. Оценочные критерии субъективны, если их сравнивать, например, с критериями, которые в ходу на рынке акций. Stanley Gibbons несколько лет назад начала составлять своего рода биржевой индекс, отслеживающий колебания цен на сто самых популярных и продаваемых марок в мире, - 5С100, в который не входят самые дорогие марки, чьи владельцы известны по именам, а передвижения из коллекции в коллекцию крайне редки (см. табл. 1). В индекс входят первая в мире марка, британский "чёрный пенни", синий трёхпенсовик с королевой Викторией, серия Фолклендских островов 1933 года, гонконгская марка 1891 года, выпущенная к юбилею царствования Виктории, и американский десятицентовик 1847 года. Ни одной русской марки в индексе пока нет. Движение индекса демонстрирует, что марки приносят хороший доход по сравнению с другими инвестициями. За последние 10 лет ценность верхней десятки списка выросла на 75%, а сам индекс поднялся на 25%. Например, в самом конце прошлого века инвестиционный марочный портфель, состоящий из негашёного "чёрного пенни" 1840 года, двух негашёных - однофунтовика с Эдуардом VII 1902 года и Георгом V 1931 года и пятифунтовой "Виктории" с печатью, стоил 8250 фунтов, сегодня - 13 200 фунтов (прирост - более 60%). Рынка марок не коснулся обвал котировок на биржах мира 2000-2001 годов, азиатский кризис 1997-1998 годов, крах рынка недвижимости начала 1990-х.
Знаки почтовой оплаты начали собирать сравнительно недавно. Филателия как предмет коллекционирования получила известность в первой половине XIX века и очень быстро приобрела множество поклонников. По данным Stanley Gibbons, в течение последних 10 лет ежегодный рост стоимости марок составляет 12%. В России цены на марочном рынке в среднем растут на 15% в год. Эксперты предрекают марочным инвестициям большое будущее. Но, как и в любом серьёзном деле, в бизнес-филателии существует множество особенностей. Здесь практически невозможно добиться быстрого результата: "маркобизнес" может принести ощутимые результаты не раньше чем через 10 лет.
Таблица 1
Индекс топ-100 Stanley Gibbons
Период | Индекс SG100 | Накопленный рост, % |
2000 | 291,50 | 18,1 |
2001 | 299,02 | 21,2 |
2002 | 326,84 | 32,4 |
2003 | 363,98 | 45,5 |
2004 | 389,50 | 57,8 |
2005 | 409,76 | 66,0 |
2006 | 428,53 | 73,6 |
2007 | 450,01 | 82,3 |
2008 | 456,04 | 84,8 |
Цена предмета коллекционирования зависит в первую очередь от его уникальности. Прекрасно изданные и хорошо сохранившиеся марки не будут популярными у коллекционеров, если существуют в большом количестве. И наоборот, за маркой, выпущенной каким-нибудь русским земством позапрошлого века, изданной на некачественной бумаге и примитивными средствами, но сохранившейся в единственном или нескольких экземплярах, всегда ведётся настоящая охота. Известны также случаи, когда копеечные марки массовых серий так быстро расходились при почтовой рассылке, что коллекционеры не успевали делать запасы, и чистые, не проштампованные единичные экземпляры фантастически взлетали в цене.
Многое зависит от места и даты гашения марки, а также от состояния и вида гашения: цена может колебаться от нескольких сот до нескольких тысяч долларов. Кроме того, если марка сохранилась вместе с конвертом, её цена повышается многократно. На "дефективные" марки всегда существует очень высокий спрос: их бракованные тиражи уничтожаются, зато уцелевшие экземпляры считаются раритетом и могут стоить целое состояние. Несколько дореволюционных марок с ошибками печати (перевёрнутые орлы, смещённые цвета) и недостатками перфорации стоят не дешевле хорошего автомобиля.
Для получения эффективного дохода сумма инвестирования должна составлять не менее 5 тыс. долл. При продаже в комплекте цена экземпляров существенно возрастает, и именно такие коллекции имеют наибольшую перспективу финансового роста. Рекомендуемый специалистами комплект может быть следующим: 10% - советские марки периода 1920-1930 годов, 20% - современные марки разных стран (например, Великобритании, США, Германии) и 70% - марки классического периода (от середины XIX века до 20-х годов прошлого). Судя по результатам аукционов, именно русские и советские марки имеют самый большой рыночный потенциал.
Существуют всемирно известные каталоги. Они не ограничиваются перечислением цен на экземпляры, а публикуют также массу полезных сведений и справок для филателистов. Большой известностью пользуется немецкий 11-томный каталог марок Michel. Сейчас эта компания начала выпускать отдельные специальные каталоги русских и советских марок. Весьма востребованы филателистами каталоги фирм Stanley Gibbons, Yuert, Scott. Выпускаются новые качественные каталоги в России - под редакциями В. Ляпига, В. Загорского и др. Хотя отечественные специалисты говорят о том, что цены на марки советского периода в этих изданиях бывают завышены на 30-40%, но по ним можно проследить динамику и спрос на "родные" раритеты.
К сожалению, этот рынок, как и все другие, наводнён подделками. Например, существует много фальшивых земских марок: их легко подделать из-за примитивности тогдашней типографской техники. Известные филателистические магазины прилагают сертификаты к наиболее редким и дорогим покупкам с заключениями авторитетных экспертов, но спасает это далеко не всегда.
Первая русская марка появилась 10 декабря 1857 года. Коричневый прямоугольник с имперским орлом по центру на синем овале, без зубцов, с водяным знаком и без почтового штемпеля американский каталог Scott (самый популярный среди коллекционеров) оценивает в 12 500 долл. По числу дорогих и редких марок СССР чемпионом следует признать десятилетие 1926-1936 годов: в этот период печатается знаменитая 35-копеечная марка "Лётчик Леваневский", которую, по слухам, подарил Сталин страстному коллекционеру Рузвельту на день рождения во время войны. Сегодня Scott оценивает эту марку в 20 000 долл., советские каталоги ставили в графе цены прочерк, а более поздние российские ограничивались эвфемизмом "цена договорная". В 1935 году вышла целая серия марок, посвящённых первым героям СССР - челюскинцам и вызволявшим их изо льдов Арктики лётчикам. Некоторые марки этой серии оцениваются в известных международных каталогах в десятки тысяч долларов. Очень ценятся экземпляры первых лет советской власти - с 1918 по 1922 год. Средняя стоимость советских марок 1937-1941 годов ежегодно увеличивается на 10%, а цены на марки времён Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет за последние несколько лет выросли в 3-5 раз. Кроме них в большом почёте экземпляры дореволюционного периода и марки различных земств: в зависимости от состояния и вида гашения они оцениваются от нескольких сотен до нескольких тысяч долларов.
В самой России цены на все перечисленные марки ещё выше. Впервые за всю нашу историю (если не считать многочисленных коллекций, вывезенных в качестве трофеев из Европы в конце войны) марки не вывозятся, с чем неукоснительно боролись поколения таможенников, а ввозятся. Объяснить диспропорцию цен можно тем, что доступ коллекционеров и собирателей к западным аукционам весьма ограничен. Большинство российских пластиковых карт не позволяет расплачиваться в сети (для участия в интернет-аукционах карта необходима), а доверить российской почте доставку лота ценой в несколько сотен долларов может только очень смелый человек. Кроме того, таможенное законодательство в отношении марок весьма туманно, и легальный ввоз или доставка по почте марок в Россию сопряжены со всякими трудностями (многие западные продавцы марок отказываются разговаривать с покупателем, если он хочет получить их в России).
Почти в любом городе Европы можно найти дюжину филателистических магазинов. Обычно это старые семейные предприятия, даже не пытающиеся конкурировать с гигантами, но вполне способные раз от раза предлагать клиентам коллекционно-инвестиционные жемчужины. В Великобритании большую популярность имеют почтовые аукционы. Их еженедельно проводит, например, Stanley Gibbons. Стартовые цены несколько завышены, если ориентироваться на е-Вау, но это плата за имя и гарантия от подделок и мошенничества. В США основная аукционная торговля марками сконцентрирована в Калифорнии, Флориде и Нью-Йорке. Одна из крупнейших в США профильных компаний - Mystic Stamps из Нью-Йорка - работает с 1923 года. По оборотам компания сравнима со Stanley Gibbons. Сейчас она единственная, кто предлагает на продажу одну из самых ценных марок в мире - "перевёрнутую Дженни"*(4). 25-центовая марка 1918 года со случайно перевёрнутым при печати бипланом в последний раз ушла с молотка за 192 тыс. долл. А 10 лет назад квадрат таких марок "два на два" был куплен анонимным коллекционером (по единодушному мнению рынка, им был медиамагнат Тед Тёрнер) почти за 1,2 млн. долл. У нас в России филателистические аукционы не так популярны, как на Западе, обычно услуги по реализации марок предлагаются дилерскими компаниями.
Инвестиции в вино
На протяжении столетий винные коллекции являлись гордостью владельцев, собиравших их ради удовольствия и подтверждения собственного величия, а веянием относительно недавнего времени стало превращение коллекционного предмета в товар, отвечающий рыночным законам и предоставляющий возможность инвестировать. Более того, вторичный рынок вина значительно расширился за счёт сторонних инвесторов, опыт и знания которых, как и возможности получения качественных консультаций, ещё существенно ограничены. По последним оценкам, удачные инвестиции в винные коллекции могут обеспечить до 30% ежегодного дохода.
Однако вина, как и большинство альтернативных инвестиций, - долгоиграющий капитал. Покупка вина с целью последующей перепродажи в краткосрочном периоде обычно не является операцией, способной обеспечить существенную прибыль, хотя, конечно, в винном инвестировании есть такие же взлёты и падения, как и в недвижимости, акциях и т.д. Наибольший выигрыш винные инвестиции могут принести при продаже вина на аукционе или в частном порядке, хотя ожидать действительно мощного роста стоимости можно только от редкого вина, которое сложно купить где-либо помимо аукциона. Традиционно на аукционах по самым высоким ценам продаются великие бордоские вина, и потому они в первую очередь рекомендуются для инвестиций. В любом случае большое значение имеет правильный выбор времени: стоимость вин растёт в период от полугода до полутора лет после реализации его производителем, затем при наступлении зрелости, когда вино готово к употреблению, и, наконец, когда вино становится "старым" и, соответственно, редким, если, конечно, его всё ещё можно пить.
Капиталовложения в вина уже многие годы являются одним из наиболее прибыльных и безоговорочно самых вкусных видов альтернативных инвестиций. К примеру, бордоские вина 1982 года за 16 лет принесли своим счастливым обладателям либо немало приятных вечеров, либо более 400% дохода. Конечно, судить обо всём рынке по показателям одного лишь вида вин нельзя: вопреки распространённому мнению этот благородный напиток с годами выдержки может не только расти, но и падать в цене.
Покупка одной-двух бутылок не лучший способ вложения денег. Как правило, вино продаётся и покупается ящиками по 12 бутылок*(5). Полные ящики вызывают у инвесторов большее доверие ещё и потому, что качество их хранения лучше, нежели условия содержания бутылок: вино обладает способностью годами "жить" в стекле, со временем улучшая свои вкусовые качества, за счёт чего вырастает его цена. Огромные шестилитровые и девятилитровые бутыли представляют особую ценность для инвесторов. Они не только редки, но и способствуют увеличению продолжительности "жизни" вина по сравнению со стандартными ёмкостями объёмом 750 мл. Большой любовью коллекционеров пользуются полуторалитровые бутылки под названием Magnum. Известно, что отборные вина лучших лет обязательно разливаются в такие сосуды, а чем меньше объём бутылки, тем быстрее вино созревает и стареет.
Первым и главным методом покупки вина, с которого, как правило, начинают инвесторы, является приобретение одного-двух ящиков высоко зарекомендовавшего себя вина признанного производителя. Прибыльность винных коллекций обычно колеблется от 10 до 30% годовых. Беспроигрышным вариантом, по мнению экспертов, являются лучшие вина из Бордо категории Premier Cru: Chateau Latour, Chateau Haut Brion, Chateau Lafite Rothschild, Chateau Mouton Rothschild и Chateau Margaux. Их можно сравнить с "голубыми фишками" фондового рынка: высоколиквидные и, как правило, малорисковые капиталовложения.
Настоящему ценителю вкуса хорошего вина может быть обиден неблагозвучный термин "винный инвестор", хотя создание винных коллекций, так же как и создание коллекций произведений искусства, - дело, требующее немалых знаний, опыта и внимания. Выбор вина инвестиционного уровня (ВИУ) сродни выбору акций. В обоих случаях инвестор стремится найти инструмент с высокой нормой доходности. Компании, чьи акции за год выросли в цене, между собой обычно схожи инновационной стратегией маркетинга, интересными исследовательскими разработками и высоким уровнем менеджмента. Обладая некоторым практическим опытом и доверяя своей интуиции, нетрудно отличить компании, которых ждёт успех, от неблагополучных компаний и в зависимости от этого купить или продать их акции. Почти так же обстоит дело и с вином инвестиционного уровня. ВИУ отличают долговечность и общественное признание. Долговечность измеряется десятилетиями, и вкусовые качества такого вина с возрастом только улучшаются: в возрасте 30, 50 или 100 лет такое вино может быть куплено без опасений, что оно испорчено. Общественное признание, репутация и имидж также увеличивают стоимость вина, которая с годами будет только расти. Если вино позволяет зарабатывать деньги, то его можно считать ВИУ. Однако необходимо помнить, что слишком высокая цена - не показатель удачной инвестиции, поскольку в ближайшие годы стоимость такого вина вряд ли существенно повысится. Чтобы определить, является ли конкретное вино инвестиционным продуктом, надо изучить его ценовую историю: в течение времени ВИУ должно планомерно увеличиваться в цене.
По мнению специалистов, цена неплохого ВИУ может составить не более 25 долл. за бутылку на момент первоначального приобретения. Подавляющее число ВИУ, появляющихся на престижных аукционах - Christie's, Sotheby's, Butterfield & Butterfield, Chicago Wine Company, - красные вина, поскольку белые обычно долго не хранятся. Инвесторы традиционно обращают особое внимание на вина из хозяйств Бордо и винтажный портвейн, которых отличают долговечность, история роста цен, доверие к постоянству их качества. Большая часть бордоских вин хороших годов может сохраняться в течение как минимум 40 лет. То же можно сказать и о винтажном портвейне: при надлежащем хранении винтажный портвейн улучшает свои вкусовые качества в течение полувека и более. Но не только эти напитки могут быть признаны ВИУ. Новичкам в винных инвестициях стоит обратить особое внимание на продукцию менее известных хозяйств. За её приобретение нет такой острой конкуренции, это вино более доступно по цене, и существует больше возможностей для интенсивного роста цен.
Чем дольше сохраняется вино при правильном хранении, тем больше его ценность. А любой миллёзим (год созревания урожая винограда, из которого произведено данное вино или другой алкогольный напиток) становится большой редкостью, поскольку запасы этого вида вина выпиваются довольно быстро. Вина известных годов характеризуются чрезвычайно продолжительными сроками хранения, и, например, напитки урожая 1928 года всё ещё хороши на вкус. Менее одного процента всех вин, производимых сегодня в мире, могут сохранять свои качества в течение хотя бы 10 лет, а это минимальный срок для ВИУ. Если принять во внимание все факторы определения ВИУ, то доля вин с инвестиционным потенциалом, к сожалению, станет ещё меньше.
Винным инвестором можно стать в онлайн-режиме. Например, на сайте крупнейшей компании - винного брокера Berry Bros. & Rudd*(6) посетитель заполняет заявку на покупку алкогольного напитка, переводит деньги, а компания-брокер предоставляет хранилище для коллекции инвестора. В любой момент по желанию инвестор может продать вино также через интернет. Единственное условие - выполнение формальных процедур с целью проверки потенциального инвестора в рамках закона о борьбе с отмыванием денег. Минимальный взнос в Wine Investment Fund - 10 тыс. фунтов (около 20 тыс. долл.). В Fine Wine Fund он составляет 50 тыс. фунтов (почти 100 тыс. долл.), а вложения в Vintage Wine Fund могут себе позволить только очень состоятельные люди (100 тыс. евро). Правда, в последних двух фондах инвесторы могут делать вложения ежемесячно, а выводить деньги - ежеквартально, тогда как Wine Investment Fund формирует закрытые фонды, срок работы которых составляет около пяти лет (в зависимости от ситуации на рынке управляющие могут продать содержимое портфеля раньше или подождать ещё до полутора лет). Компании, управляющие всеми тремя фондами, имеют лицензию Управления финансовых услуг - главного финансового регулятора Великобритании. Стоимость активов ежемесячно определяют независимые оценщики. Сначала за вами закрепляют портфельного менеджера, с которым вы обсуждаете условия и перспективы вложения средств. После того как вы приняли решение, менеджер принимает от вас деньги, при этом обязательно идёт страховка риска. Саму коллекцию вы не видите, так как она хранится в специально оборудованных погребах компании, но получаете на руки винный бонд, удостоверяющий право владения. Потом менеджер информирует вас о динамике цен на выбранные вина и по вашей команде продаёт их.
Существует ВИУ, купить которое можно только как фьючерсы*(7). Приобретение фьючерсов подразумевает, что купленные вина будут доставлены новому владельцу когда-нибудь в будущем, обычно через год или два после заключения договора. Если говорить упрощённо, то вкладывать, чтобы заработать, целесообразно только во фьючерсы вин бордо первой десятки и только в удачные годы (и то если есть возможность получить цены, близкие к первому траншу предложений самих шато - винодельческих хозяйств). Во всех других случаях инвестиции в вино как в товар (не в производство) себя не оправдывают. Если посмотреть на ситуацию сегодняшнего дня, то можно заметить ощутимый рост цен на хорошее бордо. Это происходит по двум причинам: резко активизировались крупнейшие рынки дорогого бордо, т.е. США и Юго-Восточная Азия, а во-вторых, бордоские шато так успешно продали фьючерсы последних лет, что им временно не нужно и даже вредно с точки зрения налогообложения продавать негоциантам прежние винтажи. В то же время специалисты опасаются, что большие пенсионные фонды, рассматривающие вина бордо как Commodity и вложившие в них большие деньги, могут все разом начать "сбрасывать" эти вина на пике цен. Тогда рынок дорогого бордо просто обрушится. Прогнозировать рост цен на очень старые вина не представляется возможным. Если взять, например, ценовой индекс британского винного журнала Decanter во временных интервалах, то можно заметить частые и, видимо, закономерные проблемы с провенансом (происхождением и историей владения) старых бутылок (например, "дело" Роденштока, множественные негативные экспертизы старых бутылок в шато Петрюс и другие истории).
В банках индивидуального обслуживания есть специальные службы, которые работают с винными инвесторами. Банк может также направить инвестора на консультацию к аукционистам, производителям или торговцам, хорошо изучившим данную область рынка. Инвестору может быть предоставлена полная информация, полученная от крупнейших аукционных домов, например Sotheby's и Christie's. Данный вид обслуживания предполагает, что консультативную помощь клиенту оказывает эксперт банка, однако мониторинги эффективности инвестиций в большинстве случаев клиент либо проводит сам, либо поручает провести аукционистам или торговцам (некоторые банки мониторинг делают сами). В любом случае менеджер банка может дать клиенту совет относительно основ инвестирования в вина, например о выборе перспективных региона и местности, размера партий вина, особенностях погрузки и отправления, финансовых составляющих, чтобы ценовая премия в конечном счёте могла перекрыть первоначальные вложения. Самый квалифицированный эксперт (что на самом деле не так часто встречается) может рассчитать модель сопоставимости активов. Например, одна из известнейших таких моделей была связана с оценкой марочных вин - "Бордо", калифорнийского "Каберне-Совиньон", "Бургундского красного", "Сотёрн" и портвейнов. В эту так называемую регрессивную модель в качестве факторов оценки вошли температура и объём осадков в регионах выращивания винограда. Оценки ценности каждой отдельной бутылки были опубликованы в США в информационном бюллетене Liquid Assets ("Жидкие активы"). Аналогия из оценки акций в данном случае заключается в сравнении мультипликаторов "цена/прибыль" у различных фирм с учётом риска и характеристик роста.
Самая дорогая за всю историю бутылка вина была приобретена Кристофером Форбсом (вице-президентом компании Forbes) в 1985 году: зелёную бутылку, на которой была только надпись "1787 Lafitte Th.J.", он купил за 160 тыс. долл. Считается, что эта бутылка принадлежала когда-то известному винному коллекционеру Томасу Джефферсону и поэтому является одним из самых ценных раритетов среди алкоголя. В прошлом году на аукционе Christie's был установлен ещё один винный рекорд: 12 бутылок вина Hermitage "La Capelle" 1961 года были проданы в Лондоне за 123 тыс. долл., что стало самой высокой в мире ценой на ронские вина.
2. Красиво жить не запретишь
Инвестиции в книги
Несмотря на быстрое развитие и внедрение новейших технологий, книга всё ещё остаётся одним из основных источников знаний, а ценность исторических экземпляров постоянно растёт. Одновременно растёт и финансовая значимость книги как инструмента по вложению денежных средств, стоящего в одном ряду с инвестициями в произведения искусства. В зависимости от некоторых факторов цена на раритетные издания может расти на 15-20% в год.
Стоимость антикварной книги зависит от многих факторов, главными из которых являются возраст и сохранность книги, её тираж и тематика. Чем старше и уникальнее издание, тем оно дороже. Если книга рукописная и была издана до изобретения печатного станка, то она имеет баснословную цену из-за малого количества экземпляров. Если книга отпечатана типографским способом, то и в этом случае большое значение имеет тираж и сохранность каждого экземпляра. Реставрированные книги оцениваются на 20-30% дешевле оригинального фолианта. Наличие богатого оформления обложки, переплёта и иллюстративного материала - гравюр, репродукций, фотографий, а также редких автографов и дарственных надписей - значительно увеличивает стоимость издания.
В альманахе известного книготорговца позапрошлого столетия Гашетта опубликован список самых редких и дорогих книг в мире. Среди них Майнцский псалтырь 1457 года, трёхтомник Библии, напечатанный Гутенбергом в Страсбурге, первое издание Боккаччо "Декамерон" 1471 года, сочинения Шекспира 1623 года, изданные через семь лет после смерти автора (последние были проданы на одном из аукционов в 2006 году за 2,8 млн. ф. ст.). С тех пор стоимость этих изданий выросла в десятки раз. Но самой дорогой книгой в мире считается рукописный "Лестерский кодекс" (или "Трактат о воде, земле и небесных телах") Леонардо да Винчи*(8), который несколько лет назад приобрёл Билл Гейтс за 24 млн. долл. А одним из главных книжных событий прошлого года стала продажа на аукционе в Нью-Йорке альбома "Птицы Америки" за 5,5 млн. долл. Книга содержит 435 гравюр, на которых изображены птицы в натуральную величину, раскрашенные от руки. Рисунки собраны в четыре папки из натуральной кожи и весят 89 кг. Этот альманах издавался только в течение 10 лет (с 1827 по 1837 год) тиражом 200 экземпляров. Эксперты считают, что на сегодняшний день в мире осталось не более десяти таких альбомов, один из которых хранится в московском Музее Дарвина.
Самыми инвестиционно привлекательными являются первые прижизненные издания классиков, старинные книги, выпущенные до XVIII века, книги с автографами. Рыночная цена таких книг с годами только растёт. Например, за последние 10 лет стоимость прижизненных изданий А.С. Пушкина выросла в среднем в 10 раз. В 2004 году на торгах одного из российских аукционных домов роман "Евгений Онегин" был продан за 2,6 млн. руб., а первое прижизненное издание "Героя нашего времени" М.Ю. Лермонтова - за 440 тыс. руб.
В наши дни на букинистическом рынке довольно редко появляются действительно ценные экземпляры, поскольку большинство раритетов уже нашли своих владельцев и осели в частных библиотеках. Именно такая ситуация сложилась с изданиями Серебряного века и книгами, выпущенными при Петре I. Не так давно, например, "Повесть о разорении Трои" (1709 года) была продана за 2,6 млн. долл., несмотря на небезупречный внешний вид и отсутствие последних девяти страниц. А "История Петра Великого" (1788 года), написанная его сподвижником Феофаном Прокоповичем, - за 17 тыс. долл. Несколько иначе обстоит дело с богослужебными книгами XVIII-XIX веков и изданиями, напечатанными частными типографиями, упразднёнными в России в XVIII веке. Эти книги ещё присутствуют на рынке, а из-за невысокого спроса пока их можно приобрести по цене от 5000 руб. Однако со временем, по мнению специалистов, их цена, возможно, вырастет. Как произошло, например, с дореволюционным журналом "Русская старина", книгами, выпущенными книгоиздателем императорского дома М.О. Вульфом или изданиями Сытина, считавшимися в позапрошлом веке ширпотребом.
Однако в качестве объекта инвестирования можно рассматривать не только издания, выпущенные более 100 лет назад. Некоторые книги, опубликованные во времена Советского Союза, и современные коллекционные издания также могут быть интересны. Для таких книг главными критериями увеличения цены по-прежнему остаются внешний вид, тираж, тематика и наличие автографов и дарственных надписей. Особую категорию в ряду инвестиционно привлекательных экземпляров занимают ранее запрещённые издания и книги, выпущенные для внутреннего пользования НКВД и партии. В их числе можно назвать работы О. Платонова, В. Авдеева, Г. Климова, а также зарубежных идеологических противников Советского Союза.
Дорогие современные издания выпускаются только ограниченным тиражом, а для украшения обложки и переплёта используются ценные натуральные материалы, драгоценные или полудрагоценные камни и драгоценные металлы. Например, в 2004 году в Китае была издана книга о Дэн Сяопине, напечатанная на тонких листах золота 999-й пробы. Её стоимость составила 3 тыс. долл. Кроме того, повысить ценность экземпляра может и способ изготовления. На рынке существуют книги "артбук", созданные исключительно вручную; тираж таких раритетов исчисляется несколькими единицами, а каждый экземпляр имеет свой авторский номер.
Выбирая для себя коллекционирование антикварных книг одним из способов инвестирования, необходимо помнить, что, как и при покупке других произведений искусства, можно столкнуться с подделкой. Особенно это относится к автографам и дарственным надписям. До сих пор в московском библиографическом мире ходят легенды о некоем антикваре Петрове, жившем в ХIХ веке, и его виртуозном умении подделывать подпись Петра I, с помощью которой рядовая книга становилась раритетом.
Самыми интересными книгами с точки зрения инвестирования всегда были и остаются те из них, которые соответствуют следующим требованиям: уникальность (небольшое количество экземпляров, эксклюзивное оформление обложки, наличие автографов, надписей, редких иллюстраций и гравюр), хорошее состояние и возраст (хотя возраст книги не является определяющим фактором: просто старое издание - не повод для покупки). Однако всё же основными критериями выбора книги для инвестиции являются её тема и автор. Те произведения, авторами которых были всемирно известные люди, а также те издания, которые повлияли на развитие науки, литературы, искусства, изменили ход истории, взгляд человечества на вопросы мироздания, всегда будут самыми дорогими и востребованными. Вот несколько примеров книг, выставленных в последние годы на торги аукционного дома Сhristie's: "Коронация Александра II" с уникальными иллюстрациями, раскрашенными от руки (Санкт-Петербург, 1856 год), первое издание (1859 года) книги Дарвина "Происхождение видов путём естественного отбора", альбом "Рисунки гербов городов Российской Империи" со 114 гравюрами, раскрашенными от руки, с использованием золотой краски (Санкт-Петербург, 1843 год), книга Малевича и Лисицкого "О новых системах в искусстве: статика и скорость" (Витебск, 1919 год), первая Библия на старославянском языке (Острог, 1581 год), книга Решберга и Диппинга "Народы России" в кожаной обложке с золотом и иллюстрациями, раскрашенными от руки (Париж, 1812-1813 годы, экземпляр принадлежал Александру I), книга А. Висковатого "Рисунки одежды и вооружения российских войск" с 294 уникальными гравюрами, раскрашенными от руки (Санкт-Петербург, 1841-1842 годы, экземпляр принадлежал Александру II; в мире существует только четыре экземпляра этой книги). Почти все книги были проданы в пределах 100 тыс. ф. ст.
Согласно прогнозу французской компании Artprice, сегодня также особенно перспективны вложения в приобретение первых изданий книг ряда современных авторов, например "Хоббита" Д.Р. Толкиена.
Инвестиции в антиквариат
По оценкам экспертов, это длинные инвестиции и цены на них (в первую очередь, на античность) стабильно растут на 20-25% в год. Пользуется спросом старинная мебель (например, французская XVIII века), приносящая доход в среднем 8-10% годовых, а также ар-деко, фьюжн. По прогнозам, на рынке антиквариата в течение ближайших лет нас ждёт настоящая ценовая революция, которая означает десятикратный рост цен по отдельным позициям.
До мировой рецессии конца 2000-х годов подъём рынка антикварной торговли связывался с высокими ценами на нефть и появлением большого количества свободных денег, которые надо было куда-то вкладывать. На тот период годовой оборот, например, отечественного антикварного рынка составлял около 1,5 млрд. долл. (включая зарубежные покупки наших коллекционеров). Оборот чёрного рынка по понятным причинам подсчитать трудно, но, по некоторым оценкам, он сопоставим с "белым". Российский рынок антиквариата насчитывает 5 тыс. частных дилеров, которые с разной периодичностью продают и покупают предметы русского искусства. Ряды дилеров состоят из искусствоведов, музейных работников или просто людей с художественным, историческим образованием и капиталом от 500 до 500 тыс. долл. На ступеньку выше находятся владельцы антикварных магазинов, галерей и салонов. Объективная реальность такова, что сейчас, например, в Москве с её 12-13 миллионами жителей и гостей всего около 200 зарегистрированных организаций антикварного рынка - это с учётом как крупных салонов и галерей, так и маленьких магазинчиков (для сравнения, в Лондоне с его 14 миллионами - около 2 тыс. антикварных магазинов, 40 аукционных домов). Ключевую роль в этом процессе играют аукционные дома, потому что вся политика ценообразования на рынке определяется результатами аукционных торгов. Рынок антиквариата похож на фондовый, а аукционные торги - на биржевые. Своего рода Лондонской биржей для рынка антиквариата являются Парижская антикварная биеннале и салон в Маастрихте (Голландия). Эти салоны существуют главным образом не для того, чтоб показать какие-то предметы, а для того, чтобы задать уровень цен на полгода или на год вперёд.
Таблица 2
Сравнительная прибыль от инвестиций
Авторы исследований | Вид | Период | Прибыль, % | Альтернативная прибыль, % |
Фрей и Поммерен (1989) | Все виды живописи | 1950-1987 | 1,6 | 2,4 (швейцарские правительственные облигации) |
Фрей и Серна (1990) | Искусство Азии | с 1987 | 6,9 | 7,5 (индекс Financial Times) |
Гетцманн (1993) | Все виды живописи | 1716-1986 | 2,0 | 3,8 (ставка Bank of England) |
Пезандо (1993) | Оттиски | 1977-1992 | 1,5 | 2,5 (американские правительственные облигации) |
Грейзер (1993) | Антикварная мебель | 1967-1986 | 7,0 | 7,3 (казначейские векселя) |
Антикварные кровати | 1967-1986 | 15,3 | ||
Росс и Зондерван (1993) | Скрипки Страдивари | 1803-1987 | 2,2 | |
Келли (1994) | Глиняные пивные кружки (Mettlach beer steins) | 1983-1993 | -1,1 | 3,3 (казначейские векселя) |
Недостаток открытых салонов в России связан с запретом на антикварную деятельность в СССР: антиквариат тогда был формой накопления, спекуляций и взяток, соответственно коллекционирование преследовалось как преступление. Более того, проблемой была контрабанда антиквариата: в середине 1960-х, по неофициальным данным, до 20% объёмов торговли в Латинском квартале Парижа составлял антиквариат, вывезенный из СССР.
Основа российского антикварного рынка - это, разумеется, русское искусство, непреходящей ценностью которого обладают русская икона и всё, что связано с периодом советского авангарда. Бешеный спрос со стороны российских инвесторов в последние годы привёл к тому, что русское искусство на какое-то время стало двигателем мировой аукционной торговли. Однако, следуя в формате мировых тенденций, наши коллекционеры начинают проявлять интерес и к Востоку.
Примерно 15-20 лет назад российские нувориши начали обставлять свои жилища произведениями второй половины девятнадцатого века - бронзой, картинами художников из учебника пятого класса, - т.е. теми вещами, которые на Западе представляют собой один из самых дешёвых, малопопулярных и неприбыльных секторов антикварного рынка. В итоге тот антикварный рыночный пирог был узок и перекошен: дешёвые вещи были страшно перегреты, а очень дорогие - недооценены. То, что на Западе стоило одну тысячу долларов, в Москве можно было купить за десять, и наоборот. Сейчас ситуация стала меняться: рынок, как ему и положено, стал сильно разъезжаться и расслаиваться, а ценовую динамику стали показывать действительно неординарные вещи, а не ширпотреб. В результате, когда на 100% вложенных средств оказалось возможным получить не просто 100% прибыли, а 200-400% и выше, появились серьёзные инвесторы, готовые по-настоящему играть на этом рынке.
Российский рынок антиквариата (а это и реставрация старинных вещей, реставрация фарфора, реставрация мрамора, реставрация картин) чрезвычайно ёмкий. Одновременно этот рынок - один из самых закрытых и непрозрачных инвестиционных секторов: с одной стороны, законодательство препятствует прямому экспорту антикварных произведений, с другой - существует целая армия профессиональных изготовителей подделок. В итоге репутация рынка не самая привлекательная, с окутывающим её ореолом секретности, а для инвесторов нет ничего страшнее, чем идентификация предметов старинного искусства. Античное искусство подделывать очень тяжело, а вот абстрактные вещи авангардистов фальсифицируются проще: в своё время эти картины делались с технологической точки зрения очень грубо. Коллекционеры, вложившись в сомнительные работы Ф. Леже или Л. Поповой, потеряли до 95% своих денег. При этом в России сложилась не совсем понятная практика экспертизы: её проводят в Третьяковской галерее, Институте реставрации, Центре имени Грабаря. Во Франции, например, если вы захотите вдруг купить картину французского экспрессиониста с экспертизой Лувра, вас не поймут: для них это всё равно что лечиться не у доктора, а в министерстве здравоохранения. На Западе принята личная экспертиза и личная материальная ответственность эксперта. Если Третьяковская галерея поставит случайно неточный экспертный диагноз, то в суде иск у пострадавшего от этого инвестора даже не примут. В этом смысле российская экспертиза есть просто договорённость.
В последнее время всё большую популярность приобретают инвестиции в антикварное оружие, особенно холодное. Под определение "антикварное" подпадает оружие, возраст которого превышает 100 лет либо которое признано таковым по официальному заключению эксперта. За последние 20 лет инвестиции в оружие давали от 10 до 30% годовых. Развивающийся рынок антикварного оружия весьма хаотичен.
Если брать временную отнесённость оружия, то легче всего приобрести образцы второй половины XIX - начала XX века, а чтобы найти оружие, датируемое XVIII веком, нужно будет очень постараться и заплатить внушительную сумму денег, причём стоимость ещё более древних образцов будет исчисляться десятками тысяч долларов. Если для примера взять рыцарские доспехи, которыми стало модно украшать "рыцарские залы" в домах состоятельных людей, то их стоимость на мировых аукционах колеблется от 100 тыс. долл., так как спрос на них велик, а количество оставшихся подлинно старинных экземпляров ничтожно мало. Стоимость же старинной сабли колеблется от 5 до 300 тыс. долл., и это при условии, что к клинку не прикасались знаменитые воины или полководцы, а если ещё и есть тому документальное подтверждение, то стоимость такого образца возрастает до невероятных размеров. Так, в 2007 году на аукционе во Франции двухсотлетняя сабля Наполеона, имеющая длину около метра и богато инкрустированная витиеватыми узорами в восточном стиле, была первоначально оценена экспертами в сумму 1,6 млн. долл., а на торгах ушла за 6,5 млн. долл. Оружие было продано иностранному покупателю, но поскольку клинок является национальным достоянием, нового владельца обязали ежегодно привозить его в страну минимум на 6 месяцев. Недавно на рынке была зафиксирована продажа личного оружия героя обороны Севастополя 1854-1855 годов и участника русско-турецкой войны 1887-1888 годов генерала Эдуарда Тотлебена; точная сумма неизвестна, но, по неофициальным источникам, она с пятью нулями в американской валюте.
Таблица 3
Некоторые из самых дорогих лотов предметов коллекционирования
Предмет | Дата | Место | Цена |
"Лестерский кодекс", рукопись, Италия, XVI в. | 1994 | Christie's, Лондон | 24,0 млн. долл. |
Автомобиль Bugatti, США, 1931 год | 1987 | Christie's, Нью-Йорк | 11,0 млн. долл. |
Сабля Наполеона, Германия-Франция, XVIII в. | 2007 | Аукцион дома Osenat, Фонтенбло | 4,8 млн. евро (6,5 млн. долл.) |
Церемониальная сабля, Китай, XVIII в. | 2006 | Sotheby's, Гонконг | 5,9 млн. долл. |
Альбом "Птицы Америки", США, XIX в. | 2006 | Christie's, Нью-Йорк | 5,5 млн. долл. |
Сочинения Шекспира, Англия, XVII в. | 2006 | Sotheby's, Лондон | 2,8 млн. ф. ст. (5,2 млн. долл.) |
Часы Patek Philippe Caliber 89, Швейцария, 1989 г. | 2004 | Antiquorum, Женева | 5,0 млн. долл. |
"Перевёрнутая Дженни", блок из 4 марок, США, 1918 год | 2005 | Аукцион Robert A. Siegel, США | 2,97 млн. долл. |
Бейсбольная карточка T206 Honus Wagner, 1909 год | 2007 | Аукцион SCP, Нью-Йорк | 2,8 млн. долл. |
"Рейхелевская полтина", Россия, XIX в. | 2006 | Аукцион "Монеты и медали", Москва | 0,35 млн. долл. |
Особое внимание коллекционеров традиционно уделяется оружию, изготовленному на Востоке, которое всегда украшено богатой инкрустацией, позолотой, гравировкой, резьбой. Холодное оружие, изготовленное на Востоке, считается во многих отношениях лучше, чем европейское. Арабские, в частности знаменитые среди коллекционеров исфаханские, клинки и японское холодное оружие завоевали себе непререкаемый авторитет благодаря безупречному качеству стали и отделке. Европейское же искусство оружейных мастеров оттачивалось в основном на единичных образцах высокохудожественного дорогого оружия, стоимость которого была доступна только немногим состоятельным людям. В качестве примера очень интересны результаты гонконгских торгов аукциона Sotheby's, прошедшие под названием Qian-long - Sovereign, Warrior, Patron. Церемониальная китайская сабля XVIII века с рукоятью из резного нефрита ("Летящее сокровище") была продана за 5,9 млн. долл. китайскому бизнесмену, хотя, по оценкам экспертов, её первоначальная цена составляла 1,5 млн. долл. Это самая высокая цена за китайское холодное оружие за всю историю аукциона Sotheby's. Подобных сабель было создано в эпоху императора Цянь-луна (1736-1796 годы) всего 90 штук, но на аукционы они не поступали.
Существует и средняя ценовая категория. Под неё подпадают хотя и исторически ценные предметы, но не побывавшие в руках у легендарных полководцев или сановников. За пехотную саблю французского офицера, выпущенную на королевской мануфактуре Клингенталя в 1828 году, вы заплатите 1,6 тыс. долл., а шпага, которую носили бельгийские придворные и гражданские чины в конце XIX века, обойдётся в 2,5 тыс. долл.
Инвестиции в предметы роскоши
К предметам роскоши обычно относят вещи, без которых можно обойтись и которые доступны по цене в основном только состоятельным людям: ювелирные изделия, дорогие часы, автомобили, яхты, самолёты, меховые изделия и др. На такие товары импортного производства иногда устанавливают повышенные ставки таможенных пошлин. Кроме того, во многих странах существует так называемый налог на роскошь*(9).
Например, эксклюзивные часы высшей категории могут стоить от 100 тыс. евро и выше (верхнего предела нет). Высокая стоимость достигается за счёт сложности и уникальности механизма, а также единичности исполнения (в редких случаях - 3-5 штук). Часы подобного класса есть практически у каждой часовой гранд-мануфактуры. При этом если купить золотые часы, обсыпанные бриллиантами, которые стоят 50 тыс. долл. в основном из-за золота и бриллиантов, то такие часы вряд ли вырастут в цене. А если купить часы гранд-мануфактуры со сложным оригинальным механизмом, выпущенные лимитированной партией, то такие часы, даже если они не из золота, а из стали, за 10 лет вполне могут вырасти в цене на 100% и выше. Если часы в чём-то уникальны и выпущены очень небольшой партией, может быть, в связи с каким-то событием, то они, скорее всего, будут дорожать быстрее. Иногда цены подогреваются некоторыми событиями, например 300-летием фирмы Graham. Многие коллекционеры специально резервируют часы и стараются продать на пике интереса. В определённом смысле это похоже на игру на бирже. Есть фирмы, помимо гранд-мануфактур, которые тоже выпускают дорогие часы, но, покупая часы компании, которая занялась производством часов недавно, никогда не можешь быть уверен в стопроцентном качестве. Если зафиксированы хотя бы единичные случаи брака, престиж фирмы падает, доверие к марке тоже, следовательно, и цена, поскольку часы ценятся не за красивое и дорогое оформление, а за надёжность и уникальность механизма. Другой риск заключается в непредсказуемости ценовой политики новых производителей, в то время как гранд-мануфактуры никогда не демпингуют. Поэтому их часы, как хорошее вино, со временем становятся только дороже.
Главный в мире часовой аукцион - Antiquorum в Женеве. Из 57 часов, когда-либо проданных аукционными домами по цене свыше 1 млн. швейц. фр., через Antiquorum было продано 43. Самый дорогой лот в истории торгов часами аукционного дома Antiquorum - одни из самых сложных карманных часов в мире Patek Philippe Calibre 89, проданные за 5 млн. долл. Patek Philippe Calibre 89 - сложнейшие часы с двумя циферблатами, выпущенные в количестве всего четырёх штук - в корпусах из жёлтого, белого, розового золота и одни в платиновом корпусе, дополненные 33 сложнейшими функциями.
Самый дорогой автомобиль, когда-либо проданный на аукционах, - Bugatti Type 41 Royal Sports Coupe 1931 года, ушедший с молотка почти за 11 млн. долл. в 1987 году. А самый дорогой частный самолёт (Gulfstream) был продан на онлайн-аукционе eBay за 4,9 млн. долл.
В последние годы оборот мирового рынка предметов роскоши колеблется от 150 до 200 млрд. евро. По данным фирмы "Бейн & Компани", оказывающей компаниям международные консалтинговые услуги, в ближайшие пять лет рынок предметов роскоши в России вырастет на 20%, в Китае на 50% и в Индии на 25%.
Существуют и другие виды альтернативного инвестирования, например в антикварных кукол, бейсбольные карточки, комиксы, игры и безделушки, афиши, фильмы о знаменательных событиях, раритетные художественные и исторические фотографии, но все они за редким исключением имеют в своей основе совершенно непредсказуемый характер инвестиционного поведения. Например, копия альбома Джона Леннона и Йоко Оно Double Fantasy, на которой певец поставил автограф для своего будущего убийцы Марка Чэпмена за пять часов до собственной гибели, была продана в 1999 году за 460 тыс. долл. Бейсбольная карточка T206 Honus Wagner, выпущенная в 1906 году American Tobacco Company (считается самой редкой в мире), в 2007 году была продана за рекордную сумму в 2,8 млн. долл. За самые редкие и дорогие джинсы, сшитые 115 лет назад, - знаменитую 501-ю модель компании Levi Strauss & Co. - коллекционер из Японии выложил владельцу лота на онлайн-аукционе eBay 60 тыс. долл. Своеобразный рекорд был недавно поставлен российским миллиардером Романом Абрамовичем: автомобильные номера, первым владельцем которых был папа римский Иоанн Павел II, были куплены им почти за 500 тыс. долл.
Общие особенности альтернативных инвестиций и их банковского обслуживания
Во всём мире практически все из рассмотренных в цикле статей альтернативных инвестиций обслуживаются в банках и других финансовых структурах. В современной финансовой среде основными среди организаций, занимающихся управлением инвестиций в эти активы, являются следующие: глобальные организации (банки, компании и т.д.), обслуживающие все категории клиентов и действующие на мировом рынке, региональные банки, также обслуживающие все категории клиентов, главными преимуществами которых являются близость к клиентам, знание их потребностей и особенностей, способность предоставлять комплекс продуктов и услуг, структуры, специализирующиеся на обслуживании самых богатых клиентов, включающие банки, трасты, семейные офисы и отдельных консультантов - специалистов по управлению активами. Существуют также специалисты, занимающиеся одним из направлений частного управления и предоставлением определённых продуктов и услуг.
Многообразие инструментов при растущей конкуренции заставляет банки решать две задачи: расширения клиентской базы и повышения собственной эффективности. Крупные и универсальные финансовые учреждения не всегда в состоянии обеспечить высокий уровень индивидуализации услуг и могут обслуживать этот рынок только на основе так называемого фабричного проекта. Иначе выглядит ситуация в сегменте наиболее состоятельных клиентов, где применяется "мануфактурный проект". "Фабричный" использует элементы стандартизации и автоматизации, "мануфактурный", напротив, делает ставку на индивидуальные услуги. Можно выделить три основных вида тарифов в рассматриваемой сфере: тарифы единичных сделок, двухчастные и комплексные тарифы.
Двухчастные тарифы сочетают в себе фиксированную и дифференцированную плату. Первая не зависит от объёма использования клиентом данной услуги или продукта, вторая ранжируется в зависимости от их количества и качества. Первая по сути является вступительным взносом и зависит от размера капитала, взятого банком в управление (например, ежегодный взнос размером от 0,5 до 1%). При этом минимальный размер принимаемого в управление капитала часто заранее определён. Чем выше требования банка к минимальному капиталу, тем больший выбор продуктов он может предложить клиенту и тем более сбалансированными могут быть расценки. Личный менеджер может в определённых рамках скорректировать расценки на отдельный продукт. Вторая часть тарифа устанавливается различными способами. В эту часть входят комиссионные за проведение самих сделок. Остальные услуги оцениваются исходя из стоимости единичной операции. Сумма может выражаться как в процентах, так и фиксированно. Например, по сделкам с облигациями тариф может составлять 0,3%, а по фьючерсам и опционам - минимум 100 долл. Трастовое и налоговое обслуживание, а также консультационные услуги оцениваются по договорённости с клиентом. В целом общая цена управления инвестициями складывается из нескольких компонентов: комиссионные за управление в зависимости от размера инвестиций, комиссии за брокерское обслуживание, оплата депозитария, оплата услуг приглашённых специалистов.
Таблица 4
Использование тарифов
Виды продуктов и услуг | В том числе другие тарифы |
Двухчастные | |
Управление инвестициями | |
Услуги управляемого фонда | |
Услуги депозитария | Комплексные тарифы |
Номерные счета | Тарифы единичных сделок |
Услуги по персональному налоговому планированию | Тарифы единичных сделок |
Комплексные тарифы | |
Единичные сделки | |
Акции, облигации | (Фиксированная сумма или процент от суммы сделки) |
Фьючерсы и опционы | (Фиксированная сумма или процент от суммы сделки) |
Слитки | (Фиксированная сумма или процент от суммы сделки) |
Платежи | (Фиксированная сумма) |
Счета с условным обозначением | Комплексные тарифы |
Комплексные | |
Сейфовое хранение | |
Оплата услуг депозитария | Двухчастные тарифы |
Номерные счета | Тарифы единичных сделок |
Счета с условным обозначением | Тарифы единичных сделок |
Хранение поступающей корреспонденции | Тарифы единичных сделок |
Тарифы единичных сделок банки используют в основном при брокерском обслуживании. Оценка единичных сделок может производиться следующими методами. Во-первых, цена конкретной сделки может покрывать минимально допустимые издержки на её проведение. Здесь не предполагается покрытие фиксированных накладных расходов, поэтому данный метод используется редко. Во-вторых, цена может покрывать фиксированные и переменные издержки на их проведение (в соответствии со средними издержками). И в-третьих, в цену могут входить все издержки плюс прибыль банка.
Комплексная оплата подразумевает, что на содержание счёта основных фондов, например, ежемесячно или ежеквартально делается выплата, освобождающая клиента от всех дальнейших расходов. Данный вид тарифа устанавливается банком, когда расходы на каждую сделку малы по сравнению с фиксированными издержками, когда сложно определить стоимость каждой сделки или когда заранее очерчен круг услуг и издержки банка не зависят от клиента. Кроме того, тариф может использоваться, если клиенту неудобно оплачивать каждую сделку в отдельности или он хочет точно знать уровень предполагаемых расходов. Этот вид тарифов может сочетаться с другими, налагающими определённые ограничения на клиента (например, при установленном количестве сделок), он широко применяется в области сейфового хранения.
Таблица 5
Стоимость услуг индивидуального обслуживания западноевропейского банка
Вид услуги | Стоимость |
Управление инвестициями | 0,5-1,0% год. (взимается дважды в год, рассчитывается исходя из среднегодового размера портфеля) |
Услуги управляемых фондов | 1,0% год. (взимается и рассчитывается аналогично) |
Услуги депозитарного хранения | 0,25% год. (взимается и рассчитывается аналогично) |
Акции | 0,5-1,0% (минимум 100 евро) |
Облигации | 0,2-0,4% (минимум 100 евро) |
Фьючерсы и опционы | Минимум 50 евро |
Слитки | 0,25-0,5% (минимум 100 евро) |
Золотые монеты | 0,25-1,5% (минимум 15 евро) |
Золотые сертификаты | 2,0% |
Платежи | 10-30 евро |
Номерные счета | 100 евро (ежегодный взнос) |
Хранение корреспонденции | 200 евро (ежегодный взнос) |
Сейфовое хранение золотых слитков, монет и сертификатов | 1% (минимум 15 евро) |
Дилинговые услуги | 10-30 евро |
Инвестиционные консультации | 100 евро за час |
Услуги доверенного лица | 5 евро в квартал |
Процессинг дивидендов | 10 евро |
Услуги персонального налогового планирования | Индивидуально |
Большая часть поставщиков услуг частного банковского обслуживания получают брутто-маржу в 0,85-1,1% (85-110 базисных пунктов) и нетто-маржу в 0,15-0,3% (15-30 базисных пунктов) от суммы управляемого капитала (объёма активов под управлением). Плата за управление портфелем и фондами обычно взимается ежегодно и носит фиксированный характер. Оплата брокерских услуг варьируется в зависимости от оборота, цена депозитарных услуг весьма незначительна, как и сумма, запрашиваемая за привлечение внештатных специалистов.
Нижнюю планку комиссионных, взимаемых с владельцев крупного частного капитала, банки устанавливают в зависимости от процентной ставки для институциональных инвесторов (+/-0,5%), а верхняя планка соответствует расценкам трастового управления (с учётом комиссионных за управление и оплаты услуг специалистов со стороны - не менее 2%). Ставки по инвестиционным и бизнес-кредитам могут быть привязаны к рыночным ставкам, а могут зависеть от уже сложившихся отношений банка с конкретным клиентом. Остальные услуги также оплачиваются по договорённости либо на основе тарифов единичных сделок.
Соблюдение секретности можно считать отдельной услугой, стоимость которой банки оценивают очень высоко, хотя в тарифах банков нет ставки или комиссии за данную услугу. Клиенты предпочитают скрывать многие сведения, в то же время банку (во всяком случае, его руководству) всегда известно имя бенефициара любого счёта, даже если такой счёт обозначен всего лишь номером или паролем. Перед банком, таким образом, стоит непростая задача отличить чистые побуждения клиента от незаконных.
Деятельность любого банка в области обслуживания альтернативных инвестиций строится по трём основным направлениям: консультации, кредит и управление портфелем. В первом случае клиентам оказывается помощь в оценке и приобретении предметов искусства и коллекционирования, представлении интересов клиентов на аукционах и частных распродажах, организации транспортировки, реставрации и страховании, во втором - банк кредитует под залог коллекций, и, наконец, в третьем случае банк разрабатывает стратегии управления имуществом и трастами, включающими, например, значительное количество произведений искусства.
А. Саркисянц,
к.э.н.
"Бухгалтерия и банки", N 7, 8, июль, август 2010 г.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Отдельно можно выделить третий вид - ценные бумаги, находящиеся в обращении на рынке AIM (Alternative Investments Market - Альтернативный инвестиционный рынок), хотя по сути он относится к финансовым активам.
*(2) Нумизматика - коллекционирование монет, фалеристика - значков, орденов и медалей, бонистика - бон и ассигнаций, филателия - марок.
*(3) Единственный в России магазин, торгующий юбилейными монетами, находится в Москве ("Нумизмат"), из которого монеты с помощью перекупщиков распространяются по стране, а регулярные аукционы нумизматики в Москве проводит только "Гелос" и фирма "Монеты и медали".
*(4) Было обнаружено всего лишь около 100 "перевёрток", из-за чего эта марка с ошибкой является одной из самых дорогостоящих во всей филателии.
*(5) Специалисты не советуют приобретать ящик из 11 бутылок: подобное наполнение может свидетельствовать о том, что продавец попробовал вино и остался им недоволен.
*(6) http://www.bbr.com
*(7) Российское законодательство в сфере оборота алкоголя не предполагает никаких легальных способов продать винные фьючерсы ни частным, ни юридическим лицам.
*(8) Назван по фамилии английского семейства, купившего его в 1717 году, и представляет собой тетрадь с записями научного характера и зарисовками, сделанными Леонардо да Винчи в Милане в начале XVI века. Особенность рукописи состоит в том, что читать её можно только при помощи зеркала.
*(9) В США такой налог действовал с 1990 по 2003 год (особого дохода в бюджет не принёс), в настоящее время идут споры в конгрессе о возвращении к нему. Предпринимаются попытки ввести такой налог и в России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бухгалтерия и банки"
Журнал зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации ПИ N ФС77-35433 от 25 февраля 2009 г.
Издается с 1996 г.
Учредитель: ООО Издательский дом "Бухгалтерия и банки"