Совершенство закона - залог прозрачности бизнеса
Статья посвящена основным законодательным изменениям в области финансовой аренды (лизинге). Законопроект, подготовленный Рабочей группой, сейчас находится на рассмотрении в Минэкономразвития РФ, в июне 2010 г. должен быть представлен Правительству РФ, а в июле 2010 г. - внесен в Госдуму РФ. Вопросы совершенствования законодательства в области лизинга обсуждались 15 апреля 2010 г. на заседании круглого стола, организованного Комитетом Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению. Приводятся ключевые тезисы выступлений и основные положения дискуссии.
Работа по совершенствованию законодательства о лизинге ведется в отрасли с конца 2009 г. и включена в план по реализации антикризисных направлений по модернизации российской экономики Правительства РФ на 2010 год, утвержденный В.В. Путиным.
Необходимость внесения принципиальных корректив в существующие законодательные акты предопределила создание Рабочей группы при Минэкономразвития РФ, в состав которой вошли представители широких слоев лизингового сообщества; отраслевые объединения:
Секция по лизингу ТПП РФ, Северо-Западная лизинговая ассоциация, Ассоциация европейского бизнеса, СНГ-ЛИЗИНГ; государственные компании - "Гознак-лизинг", Росдорлизинг, "Объединенная авиастроительная корпорация" (ОАК), Росагро-лизинг, а также представители министерств и ведомств: Минтранса России, Минпромторга России, Росфинмониторинга, Федеральной нотариальной палаты, ФССП России.
Законопроект по совершенствованию законодательства в области лизинга, разработанный Рабочей группой, находится сейчас на рассмотрении в Минэкономразвития РФ, и по плану должен быть представлен Правительству РФ уже в июне 2010 г., а в июле - внесен в Госдуму РФ.
В целом можно выделить три направления для законодательного совершенствования: в области гражданского, административного, налогового законодательства и в области бухгалтерского учета.
В части гражданского законодательства следует отметить следующие позиции:
- истребование и изъятие предмета лизинга по исполнительной надписи нотариуса;
- повторный (вторичный) лизинг;
- расширение круга сделок;
- возмещение лизингополучателем убытков лизингодателю;
- право лизингодателя на финансовый контроль лизингополучателя;
- возврат выкупной цены при отказе от выкупа.
В рамках административного законодательства - вопросы государственного и регистрационного учета при изъятии лизингового имущества, а также уточнение правовых средств противодействия угрозе отмывания преступных доходов или расходов под видом лизинга.
Налоговое законодательство и бухгалтерский учет, не учтенные в законопроекте, но подлежащие дальнейшей проработке, охватывают следующий круг вопросов:
курсовые разницы;
амортизация предметов лизинга (коэффициент ускорения);
контролируемая задолженность (ст. 269 НК РФ);
новый отраслевой стандарт бухгалтерского учета.
Итак, среди предлагаемых мер - повторный лизинг - аналог существовавшего ранее оперативного лизинга, при котором после изъятия имущества или досрочного расторжения договора лизинга лизингодатель может повторно сдавать его в лизинг новому лизингополучателю. По международной классификации оперативный лизинг характеризует более высокую ступень развития национального рынка лизинговых услуг вследствие больших рисков, принимаемых на себя лизинговыми компаниями, нежели при финансовом лизинге, предполагает разветвленный вторичный рынок и развитую рыночную инфраструктуру.
Следует отметить, что законодательный возврат к оперативному лизингу вызывает неоднозначную реакцию сообщества. Несмотря на то что в подавляющем большинстве российские лизингодатели поддерживают идею, считая, что за оперативным лизингом будущее эволюционного развития отрасли, есть и обратная позиция, предполагающая нецелесообразность выработки специального режима для сделок аренды. Само понятие оперативного лизинга, предложенное в изначальной версии, лизинговым сообществом поддержано не было, а потому в окончательный вариант законопроекта был заложен компромиссный вариант "повторного лизинга".
Предполагается законодательно признать возможность передавать в лизинг имущество, приобретенное по договору подряда, а не только по договору купли-продажи, что имеет значение в части строительно-монтажных работ, а также расширить допустимые цели передачи в лизинг имущества с существующего сейчас ограничения на предпринимательскую деятельность. Уточняется порядок выкупа предмета лизинга, в т.ч. оговаривая, в каком порядке должен идти возврат выкупной цены в случае отказа лизингополучателя от выкупа имущества.
Предлагается прописать ответственность лизингополучателя за убытки, понесенные лизингодателем, в т.ч. в результате не выполненных поставщиков своих обязательств по поставке оборудования, если выбор поставщика принадлежит клиенту, а также расширить право лизингодателя на финансовый контроль лизингополучателя, не ограничивая контроль, как сегодня, областью предмета лизинга, а ставить в известность Росфинмониторинг не о передаче предмета лизинга, а о факте заключения договора лизинга. Особое внимание проявляется к исполнительной надписи как внесудебной форме изъятия имущества, применимой для правоотношений лизинга.
15 апреля в Комитете Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению состоялось заседание круглого стола на тему "О совершенствовании законодательства в области финансовой аренды (лизинга)". В ходе заседания были рассмотрены рекомендации круглого стола на тему "О совершенствовании законодательства в области финансовой аренды (лизинга)", проект Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Гражданского кодекса РФ, Федеральный закон "О финансовой аренде (лизинге)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также "Предложения по совершенствованию правовых средств противодействия легализации доходов, полученных преступным путем".
Открывший заседание заместитель председателя Комитета СФ по финансовым рынкам и денежному обращению В.А. Пичугов отметил, что основным направлением деятельности лизинговых компаний в кризисный период с 2008 по 2009 г. является переоценка рисков существующих договоров, урегулирование просроченной задолженности и выработка критериев реструктуризации платежей. Происходящее, по его словам, диктует необходимость внесения изменений в действующее законодательство, направленных на адаптацию правовых основ лизинга, уточняющих отдельные положения правовых норм, которые в настоящее время допускают неоднозначное толкование. Как следствие, необходимы изменения как по вопросам регулирования гражданского, так и финансового законодательства.
В дискуссии приняли участие члены Совета Федерации РФ, депутаты Государственной Думы РФ, руководители и специалисты заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, представители лизинговых компаний и профессиональных общественных объединений: Подкомитета по лизингу ТПП РФ и Северо-Западной лизинговой ассоциации. Присутствовали советники Федеральной нотариальной палаты и Федеральной службы судебных приставов. Интерес к участию в мероприятии проявили и представители отдельных коллекторских агентств.
На фоне назревшей потребности в законодательных изменениях, особую обеспокоенность лизингового сообщества вызывает вопрос правоприменительной практики. В субъектах Российской Федерации формируется далеко не однозначная арбитражная практика, а лизингополучатель сегодня все чаще оказывается заинтересованным затягивать судебный спор. По мнению К.А. Царева, на практике не существует механизмов, сдерживающих его от подобных действий. Единственный способ побудить лизингополучателя к переговорам - это блокировать имущество. Основной вектор движения, по словам президента СЗЛА, это совершенствование существующего законодательства в целях должного исполнения законов.
Северо-Западная лизинговая ассоциация предлагает искать решение не через исполнительную власть, а через судебную. Сегодня суды не применяют обеспечительные меры, прописанные в процессуальном законодательстве. Предлагается на уровне Высшего арбитражного суда рассмотреть и применять в качестве нормы в отношениях лизинга запрет на эксплуатацию имущества на время арбитражного спора, что позволило бы сократить сроки рассмотрения дела в суде, побуждая контрагента к исполнению своих обязательств.
Необходимость разработки нового стандарта бухгалтерского учета отмечалась участниками в качестве первостепенной задачи в отрасли. Так, по мнению А.Ю. Акиндинова, председателя Подкомитета по лизингу ТПП РФ, к разработке отраслевого стандарта следует приступать с учетом накопленного европейского опыта. Об этом же, но несколько по-иному говорили присутствовавшие на собрании представители аудиторских фирм. По словам Л.В. Ефремовой, партнера БДО, назрела необходимость создания стандарта по бухучету "Аренда", аналогичного существующего в практике западных стран. Экономическая сущность лизинга не меняется в зависимости от того, кто выступает балансодержателем предмета лизинга, а потому "следовало бы учитывать имущество на балансе лизингополучателя, оставляя лизингодателю чистые инвестиции в лизинг". Данное предложение не нашло поддержки со стороны участников заседания. Четко выразил позицию А.Ю. Акиндинов, заметив, что исторически в Европе существует понятие экономическое и юридическое, разделяемое в т.ч. в зависимости от срока лизинга и срока полезного действия имущества. Предлагаемое ограничение не является благоприятным для развития российского лизинга, т.к. закроет дорогу для лизинга недвижимости и сельского хозяйства.
Предложение о внесении изменений в Воздушный кодекс, возможности лишения лизингополучателя сертификата на дальнейшую деятельность вызвало неоднозначную оценку со стороны Минтранса. Отмечалось, что предлагаемые изменения асимметричны и направлены на усиление позиций исключительно лизинговых компаний при явном ущемлении прав пользователей имущества и, как результат, - не без ущерба конечного потребителя. Существуют федеральные авиационные правила в части регулирования отношений эксплуатанта, в которые можно внести соответствующую корректировку в части неуплаты лизинговых платежей, а потому говорить о внесении изменений в Кодекс, по мнению Минтранса, не представляется целесообразным.
Участники заседания единодушно охарактеризовали ситуацию, как требующую незамедлительного вмешательства властей, и в том числе законодателей. Основная задача сегодня - сделать лизинговый бизнес прозрачным, а интересы его участников - сбалансированными. Повышение инвестиционной привлекательности лизинга должно в итоге стать целью предпринимаемых усилий.
По заявлениям представителей лизинговых компаний, подготовленный законопроект полностью учитывает пожелания лизингового сообщества в совершенствовании законодательного регулирования лизинга, а взаимопонимание с Минэкономразвития РФ в процессе подготовки документа, о котором говорили участники круглого стола, служит залогом для законодательной эволюции российского лизинга.
А.О. Солдатова,
к.э.н., руководитель портала Leasing Virtual Club
"Лизинг", N 6, июнь 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Совершенство закона - залог прозрачности бизнеса
Автор
А.О. Солдатова - к.э.н., руководитель портала Leasing Virtual Club
"Лизинг", 2010, N 6
С полным содержанием журнала можно ознакомиться на сайте www.panor.ru