Должностная инструкция для друга
Дружба и деньги - вещи несовместимые. Не раз и не два многим предпринимателям приходилось убеждаться в правильности данного утверждения. Тем не менее тысячи начинающих бизнесменов продолжают создавать совместные предприятия с друзьями и родственниками. Если такое решение принято, то необходимо хотя бы заранее договориться о правилах совместной работы, чтобы в дальнейшем не разрушить и бизнес, и дружбу.
Рождение бизнеса на товариществе
"Да мы друзья с четвертого класса, все проблемы решаем вместе, нас водой не разольешь", - с уверенностью в том, что подобные утверждения могут стать прочным фундаментом совместной компании, бросаются в водоворот бизнеса все новые и новые товарищеские объединения. Принципы создания новой структуры (будь то ООО, ЗАО или ИП) мало чем отличаются друг от друга. К примеру, у Саши есть машина, у Славы связи, чтобы "пробить" хорошо раскрученное торговое место. Вася прикроет компанию "по всем фронтам" за 10% прибыли. А у Пети есть деньги - его надо привлечь как основного спонсора, ведь кредитов новому предприятию никто не даст. Вскоре зарегистрированное во всех необходимых инстанциях ООО с условным названием "Друзья навеки", арендовав пару торговых мест на строительных рынках, начинает торгово-закупочную деятельность. Первый год, если предприятие оказывается жизнестойким, пролетает как один день. На начальном этапе развития бизнеса, когда впереди маячат головокружительные перспективы, партнеры полностью загружены решением организационных вопросов и едва сводят концы с концами. Денег особенно не видно, зато работы столько, что нужно "пахать" по шестнадцать часов "без выходных и проходных", создавая материально-техническую базу будущего процветания. Каким образом партнеры будут распределять текущую работу и пока еще невидимую прибыль, думать вроде бы рано. Покупая материалы, клиенты иногда просят помочь с их применением - необходимо создавать строительный отдел или собирать бригаду отделочников. Вот тут-то и начинают появляться первые вопросы.
Надо ли платить процент от прибыли со строительных работ Васе, который нас "прикрывает по торговле?"
Как разделить убытки, образовавшиеся вследствие прорыва некачественно смонтированного водопровода?
Как "угомонить" жен, каждой из которых кажется, что ее муж работает больше всех, а получает "сущий мизер"?
Подобные проблемы, если для ведения бизнеса собрались люди, готовые к компромиссам, относительно легко и быстро решаются "за кружкой пива", на футбольном матче либо после совместного (вместе с супругами или подругами, конечно) похода в театр (кому что нравится). В 99 случаях из 100 первую проверку трудностями бизнеса друзья проходят. Серьезные разногласия и недомолвки начинаются на второй или третий год после образования совместного предприятия.
Примечание. Относительно просто проблемы в "товарищеских" объединениях решаются только в течение года-двух. В 99 случаях из 100 первую проверку трудностями бизнеса друзья проходят.
Договаривайтесь "на берегу"
Существует две основные причины, из-за которых многие успешные бизнес-начинания дробятся на куски, а закадычные друзья в лучшем случае остаются приятелями, а в худшем - становятся злейшими врагами. Это правила распределения прибыли между учредителями и определение временных затрат, которые каждый из членов партнерства должен понести на совместный бизнес. Особенно сильные противоречия возникают при сближении трудоголиков и сибаритов. Первые готовы вкалывать с раннего утра до позднего вечера и требуют такого же отношения к работе от других учредителей. Вторые считают, что, наладив бизнес-процессы и подобрав команду, можно большую часть своего времени посвящать отдыху, здоровью, семье и воспитанию детей (как вариант - продвигать другие проекты). И те и другие очень заинтересованы в положительных финансовых результатах совместного бизнеса, но видят разные способы получения прибыли. Трудоголики готовы сами выполнять всю возможную работу, начиная со стратегического планирования и заканчивая составлением бухгалтерской отчетности. Сибариты считают, что всех денег все равно не заработать, поэтому нужно только контролировать наемных сотрудников. В каждом подходе есть своя логика, каждая из сторон будет отстаивать свою точку зрения. Поэтому договориться о принципах ведения совместного бизнеса очень трудно.
Непросто решаются и вопросы развития совместного предприятия. Есть порода осторожных людей, которые хотят максимально снизить риски потери уже заработанного. Они предпочтут положить всю прибыль на банковский депозит, чтобы обеспечить хоть какой-то дополнительный доход к пенсии, хотя такое решение и застопорит развитие компании. А есть люди азартные -заработав первый миллион, они хотят еще десять "и по возможности сразу", поэтому ввязываются в рискованные мероприятия и даже авантюры, из-за чего могут потерять все.
Примечание. Перед тем как начинать совместный бизнес, договоритесь, как будете расходиться. Предварительные формальные договоренности нередко лучше любых законов, правил и норм регулируют отношения между компаньонами.
Перед тем как начинать совместный бизнес, договоритесь, как будете расходиться. Казалось бы, банальная фраза, а как много в ней смысла! Друг не предаст, не украдет, не подведет, но его точка зрения может не совпасть с вашей. Поэтому перед началом работы, даже имея отличную бизнес-идею, лучше сто раз подумать, нужно ли предлагать друзьям участвовать в совместном проекте. Если решение все же принято окончательно и бесповоротно, не поленитесь сделать "самую малость" - написать должностные инструкции для самих себя. Как это ни парадоксально, предварительные договоренности нередко лучше любых законов, правил и норм регулируют отношения между компаньонами. Все вопросы, с которыми партнеры могут столкнуться в жизни, прописать, конечно, невозможно, но основные моменты этой инструкции, обязательной для исполнения всеми партнерами, нужно соблюдать неукоснительно и точно.
Примечание. Примерный перечень вопросов, которые необходимо затронуть в договоре учредителей бизнеса
- Как должна распределяться прибыль (убытки)?
- Сколько времени должен тратить на совместный бизнес каждый компаньон?
- Кто чем должен заниматься и какую ответственность нести за свой участок работы?
- Что является уважительной причиной невыхода на работу? (Например, является ли такой причиной участие ребенка учредителя в городских спортивных соревнованиях? А в областных? В общероссийских?)
- Может ли один из учредителей в свободное от основной работы время заниматься параллельным бизнесом или работать где-либо по найму? Если может, то где?
- Какие бонусы должен получать каждый из партнеров, если он использует личное имущество в общих целях?
- Какую помощь (материальную, моральную) нужно оказать товарищу, столкнувшемуся с непредвиденными жизненными трудностями (например, в нерабочее время попавшему в ДТП по своей вине)?
- Каким количеством голосов принимаются решения по различным вопросам? В каких случаях каждый из партнеров может воспользоваться правом вето?
- Существуют в принципе причины (расширение, смена профиля, модернизация оборудования) для вовлечения в данный бизнес в качестве учредителей других людей или же состав команды должен оставаться неизменным?
- Каковы общие принципы раздела имущества в случае прекращения дальнейшего сотрудничества?
- Какую ответственность несут партнеры за нарушение любой из данных предварительных договоренностей?
В случае составления такого несложного договора с большей степенью вероятности можно ожидать успеха коммерческой деятельности новой компании "Друзья навеки". В этом случае партнеры смогут в течение длительного времени достойно зарабатывать, а также получать удовольствие от ежедневных встреч и общения с друзьями.
Е.Я. Белоцерковский,
эксперт журнала "Руководитель строительной организации"
"Руководитель строительной организации", N 7, июль 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Руководитель строительной организации"
В журнале собраны рекомендации специалистов по кадровым, юридическим и экономическим вопросам управления строительной компанией; представлены материалы о состоянии, тенденциях и перспективах развития строительной отрасли, а также профессиональный опыт, идеи и практические рекомендации руководителей строительных предприятий.
Основу материалов издания составляют статьи по актуальным для руководителей вопросам строительной отрасли:
- технические регламенты по строительству,
- строительные нормы и правила;
- производственные мощности и кадровые ресурсы строительной организации;
- организация материально-технического обеспечения строительных работ;
- порядок разработки и утверждения планов капитального строительства;
- основы планирования,
- стратегическое и оперативное планирование;
- бухучет и налогообложение в строительстве;
- порядок составления и согласования бизнес-планов производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельности строительной организации.