Пенсионное страхование в системе мотивации сотрудников
Заработная плата является важнейшим, но не единственным критерием, на основании которого сотрудники судят о привлекательности своего работодателя. Так называемый "социальный пакет", включающий в себя гарантии пенсионных выплат, повышает лояльность персонала, снижает текучку кадров и в конечном итоге увеличивает производительность труда. Как использовать возможности пенсионного страхования в кадровой политике организации?
История формирования пенсионной системы России
Пенсионная система России возникла на базе реформирования советской пенсионной системы с переориентацией с солидарных (распределительных) принципов на индивидуальные (накопительные). Конкретной датой принятия решения о реформировании можно назвать день учреждения Пенсионного фонда России - 22 декабря 1990 года. Пройденный срок в 20 лет значительно меньше средней продолжительности жизни россиян, поэтому переходный период продолжается до сих пор.
Для сглаживания последствий реформы проведена граница между лицами, которые продолжают обеспечиваться пенсией по "старым", солидарным правилам, и теми, кто задействован в новой, либеральной системе. Для лиц 1966 года рождения и старше в полном объеме сохранен распределительный принцип, при котором выплаты пенсионерам производятся из доходов, формируемых за счет взносов активного населения. Для лиц 1967 года рождения и моложе действует, наряду с указанным, накопительный порядок, формирующий личный денежный фонд на старость.
Из-за дефицита Пенсионного фонда бремя организаций по уплате обязательных пенсионных взносов в настоящее время возрастает.
Размер обязательных страховых взносов в ПФ РФ и их распределение
Период | Общий тариф страховых взносов, % | Лица 1966 года рождения и старше, % | Лица 1967 года рождения и моложе, % | ||
на страховую часть | на накопительную часть | на страховую часть | на накопительную часть | ||
До 2009 года включительно | 14 | 14 | - | 8 | 6 |
2010 год | 20 | 20 | - | 14 | 6 |
Начиная с 2011 года | 26 | 26 | - | 20 | 6 |
Из представленного распределения взносов в ПФ РФ видно, что увеличение тарифов призвано профинансировать текущие пенсионные выплаты.
Постепенно с реформированием государственной системы пенсионного обеспечения стало развиваться негосударственное пенсионное страхование*(1). Со стороны государства этот способ накопления на старость стимулируется путем предоставления налоговых льгот делающим взносы физическим лицам и работодателям, финансирующим негосударственные пенсионные накопления своих работников.
Значительным событием в развитии пенсионной системы стало принятие Федерального закона от 30.04.2008 N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке пенсионных накоплений" (далее - Закон N 56-ФЗ). Благодаря этому закону с 2009 года открыта дорога для дополнительных (добровольных) взносов на накопительную часть трудовой пенсии. Теперь в интересах любого застрахованного лица могут производиться перечисления на специальную часть индивидуального лицевого счета, где учитываются средства на накопительную часть трудовой пенсии. Родители могут зарегистрировать своего ребенка с момента рождения в ПФ РФ и начать пополнять его пенсионный счет. Кроме того, что были сняты ограничения на пополнение пенсионного счета, государство предложило выгодную программу софинансирования, о которой будет рассказано ниже.
Современная система пенсионного страхования
Виды пенсионного страхования | Обязательное пенсионное страхование | Добровольное пенсионное страхование | ||
По форме собственности страховщика | Государственное | Негосударственное | ||
Типовая структура пенсии по старости | Страховая часть трудовой части пенсии по старости | Накопительная часть трудовой части пенсии по старости | Негосударственная пенсия | |
Счет по учету пенсии | Учитываются обязательства | Учитываются реальные деньги | ||
Под чьим управлением находится пенсионный счет | Пенсионный фонд | По выбору застрахованного лица, ПФ РФ или один из негосударственных пенсионных фондов | Негосударственный пенсионный фонд | |
На кого рассчитано | Трудящиеся, имеющие страховой стаж | Трудящиеся 1967 года рождения и моложе | Застрахованные лица любого возраста | |
Кто уплачивает взносы | Работодатели за счет себестоимости | Застрахованные лица (в том числе работающие), работодатели за счет собственных средств (имеются налоговые льготы) |
Страховой риск, объекты и субъекты пенсионного страхования
Риск по пенсионному страхованию - это утрата заработка в связи с наступлением страхового случая. Страховым случаем является достижение пенсионного возраста (55 лет для женщин и 60 лет для мужчин), наступление инвалидности, потеря кормильца. Мы рассматриваем только отношения, связанные с трудовой пенсией по старости, поскольку именно этот вид пенсии интересен для работающего населения.
Субъектами пенсионного страхования являются страхователи, страховщики и застрахованные лица. Застрахованные лица - физические лица, в интересах которых уплачиваются взносы (в подавляющем большинстве случаев это работники).
Страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются в основном работодатели. В системе добровольного страхования в качестве страхователей могут выступать: застрахованные лица, работодатели, иные лица, уплачивающие взносы в пользу застрахованного лица.
Страховщики - это Пенсионный фонд РФ и негосударственные пенсионные фонды. По желанию застрахованного лица средства на финансирование накопительной части трудовой пенсии находятся или в Пенсионном фонде РФ, или в одном из негосударственных пенсионных фондов. Существенные различия между этими фондами заключается в следующем:
- государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам Пенсионного фонда РФ перед застрахованными лицами*(2);
- государство не отвечает по обязательствам негосударственных пенсионных фондов*(3).
Структура трудовой пенсии по старости
Трудовая пенсия по старости состоит из двух частей: страховой и накопительной.
Трудовая пенсия по старости = СЧ + НЧ, где:
СЧ - страховая часть трудовой пенсии по старости;
НЧ - накопительная часть трудовой пенсии по старости.
Размер накопительной части трудовой пенсии по старости*(4) определяется по формуле:
НЧ= ПН / Т, где:
ПН - сумма пенсионных накоплений застрахованного лица на день назначения пенсии;
Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости (19 лет).
Время дожития, составляющее 19 лет, - статистический показатель, означающий, что человек, достигший пенсионного возраста, в среднем проживает еще 19 лет. Пенсия выплачивается пожизненно. Неизрасходованные средства одних пенсионеров используются на выплату пенсии другим пенсионерам. Наследники имеют право на накопительную часть пенсии только в том случае, если страховое событие не состоялось и застрахованное лицо умерло до назначения ему пенсии.
Пенсионные накопления на специальной части индивидуальных лицевых счетов счета формируются из следующих поступлений:
- обязательные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии, уплачиваемые работодателями;
- дополнительные (добровольные) страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии, уплачиваемые застрахованным лицом на основании Закона 56-ФЗ;
- добровольные взносы работодателя на накопительную часть трудовой пенсии в пользу застрахованного лица на основании Закона 56-ФЗ;
- инвестиционный доход, формирующийся в результате управления пенсионными накоплениями;
- взносы на софинансирование пенсионных накоплений, поступающие из федерального бюджета на основании Закона 56-ФЗ;
- материнский капитал.
Страховая часть трудовой пенсии по старости*(5) рассчитывается следующим образом:
СЧ = ПК / Т + Б, где:
ПК - сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица на день назначения пенсии;
Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости (19 лет);
Б - фиксированный размер страховой части трудовой пенсии по старости (с 1 апреля 2010 года он составляет 2 723 руб.).
Формула расчета пенсионного капитала:
, где
- расчетный капитал на 1 января 2002 года, определенный на основе конвертации пенсионных прав в расчетный капитал;
СВ - сумма валоризации (переоценка стоимости пенсионных прав, которые были приобретены гражданами до пенсионной реформы 2002 года);
- сумма страховых взносов, поступившая в ПФ РФ за застрахованное лицо начиная с 1 января 2002 года.
Сумма валоризации определяется следующим образом: 1) 1% от за каждый трудовой год до 1991 года; 2) за период 1991-2001 годов прибавляется 10% от
вне зависимости от подтверждения трудового стажа. Такая формула расчета призвана, во-первых, повысить денежную оценку трудовой деятельности до пенсионной реформы, во-вторых, снять с граждан необходимость документального подтверждения трудового стажа за период нестабильных девяностых годов.
Государственная поддержка формирования пенсионных накоплений
Как говорилось ранее, в настоящее время действует государственная программа (далее - Программа) поддержки финансирования пенсионных накоплений граждан, которая позволяет каждому желающему повысить уровень своего пенсионного обеспечения. Основные положения Программы изложены в Законе N 56-ФЗ и имеют целью стимулировать интерес к накопительной части пенсионных накоплений. Программа открыта для участия в период с 1 октября 2008 года по 1 октября 2013 года и рассчитана на 10 лет. То есть застрахованное лицо в отведенный пятилетний срок может вступить в Программу, а затем в течение десяти лет принимать в ней участие. Выплаты пенсии с накопленных в рамках Программы взносов начинаются не ранее 2013 года.
Суть Программы заключается в том, что государство совместно с гражданином софинансирует накопительную часть трудовой пенсии. На каждый рубль, перечисленный застрахованным лицом, государство добавляет рубль за счет федерального бюджета. При этом существует ограничение на минимальную и максимальную сумму:
- государство не участвует в софинансировании, если размер внесенных лицом взносов составит меньше 2 тыс. руб. в год;
- государство софинансирует не более 12 тыс. руб. в год.
Таким образом, в рамках установленных Программой максимальных дотаций можно накопить до 240 тыс. руб. на условиях удвоения суммы [(12 + 12) тыс. руб. х 10 лет].
Третьей стороной финансирования пенсионных накоплений может выступать работодатель. Для того чтобы перечисления работодателя подпадали под настоящую Программу и на них распространялись льготы, работник также должен уплачивать взносы за свой счет. Работодатель только софинансирует, без участия работника собственными денежными средствами Программа не работает. При этом размер участия работодателя в Программе не ставится в зависимость от того, какую сумму перечисляет само застрахованное лицо. Однако налоговые ограничения делают выгодным для работодателя взносы в размере до 12 тыс. руб. в год в расчете на одного работника. Таким образом, при участии работодателя (в пределах предоставляемых ему налоговых льгот) сумму накоплений можно довести до 360 тыс. руб. [(12 + 12 + 12) тыс. руб. х 10 лет].
Средства, скопленные в рамках Программы, наследуются правопреемниками в случае смерти гражданина в том же порядке, который предусмотрен для пенсионных накоплений в системе негосударственного пенсионного страхования. Наследники смогут получить средства, перечисленные самим завещателем и работодателем, средства, которые софинансировало государство, а также доход, полученный от инвестирования накопительной части пенсии.
Налоговые льготы по добровольному пенсионному страхованию
Действующим законодательством предоставлены налоговые льготы по добровольному пенсионному страхованию, в результате чего расходы на уплату страховых взносов более выгодны по сравнению с затратами на заработную плату. Как и зарплата, эти расходы относятся на себестоимость, но на них не начисляются обязательные социальные взносы и с них не удерживается НДФЛ. Для достижения максимальной налоговой экономии при финансировании работодателем накопительной части трудовой пенсии в рамках Программы необходимо выполнение следующих условий: 1) страховые взносы не могут превышать 12 тыс. руб. в год на одно застрахованное лицо; 2) страховые взносы составляют не более 12% от расходов на оплату труда в расчете на год. Ограничение в 12% ФОТ действует одновременно с включением в эту величину взносов по негосударственному пенсионному страхованию и долгосрочному страхованию жизни.
Примечание. Увеличение тарифов по обязательному пенсионному страхованию может привести к тому, что ряд работодателей примут решение скрыть часть зарплаты. Но потери работников можно восстановить через Программу.
Обобщим действующие налоговые льготы по добровольному пенсионному страхованию (государственному и негосударственному).
Налоговые льготы при добровольном пенсионном страховании работников
Вид страховки | Облагается ли социальными взносами? | Удерживается ли НДФЛ? | |
Со страховых взносов | Со страховой выплаты (пенсии) | ||
Накопительная часть трудовой пенсии | Не облагается в пределах 12 тыс. руб. в год в расчете на одно застрахованное лицо (п. 6 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ) | Не удерживается в пределах 12 тыс. руб. в год в расчете на одно застрахованное лицо (п. 39 ст. 217 НК РФ) | Не удерживается (п. 1 ст. 213.1 и п. 2 ст. 217 НК РФ) |
Негосударственное пенсионное страхование | Не облагается (п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ) | Не удерживается (п. 1 ст. 213.1 НК РФ) | Удерживается (п. 2 ст. 213.1 НК РФ) |
Самостоятельные расходы физического лица по уплате взносов на накопительную часть трудовой пенсии могут быть заявлены в уменьшение совокупного дохода как социальный налоговый вычет*(6).
Политика организации в области пенсионного страхования
Добровольное пенсионное страхование - это возможность для организации повысить пенсионное благосостояние своих работников в пределах предоставляемых налоговых льгот. По мнению автора, увеличение тарифов по обязательному пенсионному страхованию может привести к тому, что ряд работодателей примут решение скрыть часть зарплаты, а потери работников восстановить через Программу.
Независимо от решения по финансовому участию организации в пенсионном обеспечении работников предприятие должно оказать методическую поддержку персоналу. Кроме знания пенсионного законодательства, для грамотного управления пенсионными накоплениями от человека требуется финансовая подготовка. Что же можно сделать с накопительной частью пенсии? Она учитывается на специальном счете, это реальные деньги, они инвестируются управляющими компаниями в доходные инструменты с тем, чтобы защитить накопления от инфляции. Здесь сохраняется дилемма финансовых рынков: деньги подвержены обесценению из-за инфляции, сберечь их реальную стоимость призваны доходные (но рисковые!) вложения. Чем больше доходность обгоняет инфляцию, тем выше риск потенциальных потерь. Действующим законодательством на застрахованных лиц возлагается ответственность по выбору управляющей компании. По умолчанию деньги хранятся в ПФ РФ и инвестируются в консервативный портфель финансовых инструментов. Для наглядности приведем статистические данные о доходности пенсионных накоплений ПФ РФ, которыми управляет Внешэкономбанк (ВЭБ).
Номинальная и реальная доходность по управлению средствами на финансирование накопительной части трудовой пенсии, хранящимися в ПФ РФ
Год | Доходность ПФ РФ, % | Инфляция, % | Реальный прирост вложений, % |
2009 | 9,52 | 8,8 | 0,72 |
2008 | -0,46 | 13,3 | -13,76 |
2007 | 5,98 | 11,9 | -5,92 |
2006 | 5,67 | 9,0 | -3,33 |
2005 | 12,18 | 10,9 | 1,28 |
2004 | 7,33 | 11,7 | -4,37 |
В среднем за год | 6,70 | 10,93 | -4,23 |
Застрахованное лицо имеет право раз в год выбрать, кто будет управлять пенсионными накоплениями - ПФ РФ или один из негосударственных пенсионных фондов. Разделить деньги между несколькими фондами нельзя. Как правило, негосударственные пенсионные фонды демонстрируют более высокую доходность, но имеют потенциально более высокие риски. Посредством наблюдений за финансовыми рынками выявлено, что на "длинных" интервалах времени оправданны вложения в высокодоходные рисковые инструменты, а на более "коротких" - консервативные вложения. Значит, стратегия управления пенсионными накоплениями не может быть одной и той же на всем протяжении накопления средств. В молодости можно рискнуть и доверить пенсионные средства более агрессивному фонду, предпенсионный же возраст - время сберегать, а не рисковать.
О.Е. Орлова,
эксперт журнала "Руководитель строительной организации"
"Руководитель строительной организации", N 7, июль 2010 г.
------------------------------------------------------------------------
*(1) См. Федеральный закон от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах".
*(2) Статья 5 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ.
*(3) Пункт 4 ст. 4 Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ.
*(4) Пункт 23 ст. 14 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях".
*(5) Пункт 1 ст. 14 Федерального закона N 173-ФЗ.
*(6) Подпункт 5 п. 1 ст. 219 НК РФ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Руководитель строительной организации"
В журнале собраны рекомендации специалистов по кадровым, юридическим и экономическим вопросам управления строительной компанией; представлены материалы о состоянии, тенденциях и перспективах развития строительной отрасли, а также профессиональный опыт, идеи и практические рекомендации руководителей строительных предприятий.
Основу материалов издания составляют статьи по актуальным для руководителей вопросам строительной отрасли:
- технические регламенты по строительству,
- строительные нормы и правила;
- производственные мощности и кадровые ресурсы строительной организации;
- организация материально-технического обеспечения строительных работ;
- порядок разработки и утверждения планов капитального строительства;
- основы планирования,
- стратегическое и оперативное планирование;
- бухучет и налогообложение в строительстве;
- порядок составления и согласования бизнес-планов производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельности строительной организации.