Реализация права на одновременное получение двух пенсий
Автор выделяет случаи, в которых в соответствии с современным законодательством граждане могут приобретать право как на трудовую пенсию, так и на пенсию по государственному пенсионному обеспечению. Такое право при определенных условиях предоставлено, в частности, военнослужащим и членам их семей. Предложено унифицировать понятийный аппарат в указанной области и сформулировать единообразные критерии установления для той или иной группы граждан таких особенностей пенсионного обеспечения.
Пенсионная система России включает два элемента: обязательное пенсионное страхование и государственное пенсионное обеспечение. Они относительно обособлены друг от друга, но при определенных обстоятельствах гражданин может приобрести право как на трудовую пенсию, так и на пенсию по государственному пенсионному обеспечению. Иногда основания для назначения различных видов трудовых или государственных пенсий также могут возникнуть в одно время. По общему правилу гражданам, имеющим одновременно право на различные пенсии, устанавливается одна пенсия по их выбору, если иное не предусмотрено федеральным законом (п. 2 ст. 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"; далее - Закон о государственном пенсионном обеспечении).
Согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон о трудовых пенсиях) в случаях, предусмотренных Законом о государственном пенсионном обеспечении, допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, установленной в соответствии с указанным законом, и трудовой пенсии (части трудовой пенсии), установленной в соответствии с Законом о трудовых пенсиях. На основании этого можно сделать вывод, что право на получение двух пенсий одновременно предоставляется гражданину лишь по Закону о государственном пенсионном обеспечении. Однако Закон РФ от 12 февраля 1993 г. "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон о пенсионном обеспечении военнослужащих) тоже содержит соответствующие нормы. С учетом того, что Закон о государственном пенсионном обеспечении по отношению к Закону о пенсионном обеспечении военнослужащих является актом общего характера, такой подход не вполне логичен. Последовательнее регулировать эти отношения только нормами первого из них.
Тем не менее именно в отношении военнослужащих и членов их семей предусмотрено большинство случаев предоставления права на получение двух пенсий одновременно, что можно признать существенной особенностью пенсионирования данной категории граждан. Соответствующие положения закреплены в ст. 3 Закона о государственном пенсионном обеспечении и ст. 7 Закона о пенсионном обеспечении военнослужащих. Вместе с тем названные нормы не всегда единообразно регулируют общественные отношения, связанные с установлением гражданам двух пенсий.
В круг лиц, имеющих право на две пенсии, в обоих случаях входят родители военнослужащих, погибших (умерших) вследствие военной травмы, а также не вступившие в новый брак вдовы граждан, проходивших военную службу и погибших по этой причине*(1). Кроме того, согласно ст. 3 Закона о государственном пенсионном обеспечении две пенсии устанавливаются гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, и участникам Великой Отечественной войны. Инвалиды вследствие военной травмы, проходившие службу по призыву, имеют право как на пенсию по инвалидности по Закону о государственном пенсионном обеспечении, так и на трудовую пенсию по старости по Закону о трудовых пенсиях. Для бывших военнослужащих-контрактников, признанных инвалидами вследствие военной травмы, это право не предусмотрено. Данный подход небесспорен. Лицо, проходившее военную службу по контракту, кроме права на пенсию по инвалидности может иметь право на пенсию за выслугу лет и (или) трудовую пенсию по старости.
Законом о пенсионном обеспечении военнослужащих предусмотрено увеличение пенсии за выслугу лет гражданам, признанным инвалидами (ст. 16). В более высоком размере такое увеличение устанавливается для пенсий инвалидов вследствие военной травмы. Лицам, ставшим инвалидами в результате общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением граждан, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий) и являющимся участниками Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подп. "а"-"ж" и "и" п. 1 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1995 г. "О ветеранах", увеличение назначается в меньшем размере. Таким образом, увеличение к пенсии за выслугу лет - альтернатива праву на получение второй пенсии, которое могло предоставляться названным гражданам, если бы они проходили службу по призыву. Размер увеличения дифференцируется с учетом группы инвалидности пропорционально расчетному размеру пенсии (он в свою очередь равен величине базовой части трудовой пенсии по старости, предусмотренной п. 1 ст. 14 Закона о трудовых пенсиях) и соответствует уровню пенсий по инвалидности, установленных Законом о государственном пенсионном обеспечении для военнослужащих-призывников с учетом причины инвалидности и степени ограничения способности к труду. В целом это обеспечивает реализацию конституционного принципа равенства, хотя правильнее все же использовать единый критерий тяжести инвалидности в Законе о пенсионном обеспечении военнослужащих и Законе о государственном пенсионном обеспечении: группу инвалидности или степень ограничения способности к труду.
Закрепление в законодательстве права на получение двух пенсий (увеличение пенсии) для инвалидов вследствие военной травмы соответствует общим принципам возмещения вреда здоровью лиц, пострадавших при исполнении своих обязанностей. В частности, страховое обеспечение по страхованию от несчастных случаев на производстве предоставляется вместе с пенсией. Однако в отношении граждан, проходивших службу по контракту, данный принцип соблюдается не всегда.
Военнослужащий-контрактник, признанный инвалидом вследствие военной травмы, зачастую увольняется из Вооруженных сил в молодом возрасте, не успев приобрести права на пенсию за выслугу лет. В этом случае ему назначается пенсия по инвалидности. Если впоследствии у него возникнет право на трудовую пенсию по старости, ему придется выбрать, какую пенсию получать. При назначении пенсии по старости бывший военнослужащий исключается из системы государственного пенсионного обеспечения и лишается возможности получать компенсацию вреда, нанесенного его здоровью в период прохождения службы, в виде пенсии по инвалидности. Вопрос о том, насколько обоснованно рассматривать пенсию по инвалидности как форму компенсации вреда здоровью военнослужащего, нуждается в специальном исследовании. Вместе с тем легальное определение понятия "пенсия по государственному пенсионному обеспечению" содержит указание на то, что данная выплата может назначаться именно для компенсации вреда здоровью.
Отказ от трудовой пенсии по старости не дает гражданину возможности воспользоваться пенсионными правами, сформированными благодаря осуществлению трудовой деятельности. Следовательно, условия пенсионного обеспечения указанной категории военнослужащих менее льготные, в силу чего в правовом положении лиц, проходивших военную службу, возникает неравенство.
По общему правилу одна из двух пенсий, назначаемых одновременно, является пенсией по государственному пенсионному обеспечению, а вторая - трудовой пенсией. Исключение сделано в отношении вдов*(2) и родителей погибших (умерших) военнослужащих. Согласно Закону о государственном пенсионном обеспечении к пенсии по случаю потери кормильца, установленной данным лицам в соответствии с нормами этого Закона, может также назначаться социальная пенсия, за исключением случаев, когда сама социальная пенсия назначается в связи с потерей кормильца. Данная оговорка свидетельствует о том, что при установлении права на получение двух пенсий всегда учитываются основания пенсионирования: они должны различаться.
Закон о пенсионном обеспечении военнослужащих предоставляет вдовам военнослужащих и их родителям пенсионные права в разном объеме. Так, жены граждан, погибших в результате военной травмы, имеют право на получение вместе с пенсией по случаю потери кормильца, назначаемой по нормам указанного Закона на льготных основаниях, трудовой пенсии по старости (по инвалидности) или социальной пенсии (за исключением случаев, когда сама социальная пенсия назначается в связи с потерей кормильца). Существует и альтернативный вариант. Вместе с пенсией по случаю потери кормильца они могут получать и пенсию за выслугу лет (по инвалидности) по Закону о пенсионном обеспечении военнослужащих.
Родителям погибших военнослужащих согласно ч. 3 ст. 7 Закона о пенсионном обеспечении военнослужащих вместе с пенсией по случаю потери кормильца, установленной по ст. 30 этого Закона, может назначаться любая другая пенсия (за исключением пенсии по случаю потери кормильца и социальной пенсии в связи с потерей кормильца).
Приведенная редакция ч. 3 ст. 7 Закона о пенсионном обеспечении военнослужащих вступила в силу с 1 января 2008 г. Ранее родителям погибших военнослужащих-контрактников предоставлялось право на получение пенсии по старости (пенсии по инвалидности, за выслугу лет, социальной пенсии) по Закону о трудовых пенсиях и пенсии по случаю потери кормильца по ст. 30 Закона о пенсионном обеспечении военнослужащих. Существенные недостатки содержания этой нормы препятствовали надлежащей реализации прав родителей погибших военнослужащих.
Так, Закон о трудовых пенсиях не содержит положений, регулирующих предоставление социальных пенсий и пенсий за выслугу лет, которые назначаются по Закону о государственном пенсионном обеспечении. Другой недостаток данной нормы неоднократно анализировался в литературе. Бывшим военнослужащим, получающим пенсию за выслугу лет, в случае гибели их детей, также проходивших службу по контракту, не назначались две пенсии. По мнению В.М. Корякина, это нарушало принцип социальной справедливости, так как граждане, обеспечиваемые пенсией по Закону о трудовых пенсиях, в аналогичной ситуации могли получать пенсию за погибшего ребенка*(3). Данная позиция была вполне обоснованной, хотя в данном случае нарушался не принцип социальной справедливости, а принцип равенства.
Изменение правового регулирования в этой части необходимо приветствовать, поскольку оно, пусть и с опозданием, позволило решить важную для граждан проблему.
Однако условия назначения пенсий по случаю потери кормильца родителям военнослужащих-призывников по-прежнему нуждаются в корректировке. Согласно подп. 3 п. 3 ст. 3 Закона о государственном пенсионном обеспечении право на пенсию по случаю потери кормильца предоставляется родителям военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы по призыву. Если молодой человек умер после окончания срока службы, то право на пенсию возникает при условии, что причиной смерти послужила военная травма. Как уже отмечалось, вместе с пенсией по случаю потери кормильца родители погибшего (умершего) военнослужащего вправе получать трудовую пенсию по старости (по инвалидности) или социальную пенсию. Это означает, что гражданам, получающим пенсию по государственному пенсионному обеспечению, пенсия по случаю потери кормильца за погибшего сына в качестве второй пенсии назначена не будет. В таком положении оказываются сотрудники правоохранительных органов и военнослужащие-контрактники, получающие пенсию за выслугу лет или пенсию по инвалидности, поэтому есть все основания утверждать, что действующая редакция подп. 3 п. 3 ст. 3 Закона о государственном пенсионном обеспечении противоречит конституционному принципу равенства.
К числу лиц, имеющих право на получение двух пенсий одновременно, относятся нетрудоспособные члены семей следующих граждан: 1) получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (далее также - ЧАЭС) или работами по ликвидации последствий указанной катастрофы; 2) ставших инвалидами вследствие катастрофы на ЧАЭС; 3) принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС в зоне отчуждения. Как сказано в Законе о государственном пенсионном обеспечении, наряду с пенсией по случаю потери кормильца им может назначаться трудовая пенсия по старости (по инвалидности) или социальная пенсия (кроме социальной пенсии в связи с потерей кормильца).
Сами граждане, пострадавшие в результате воздействия радиации, права на получение двух пенсий не имеют. При наличии пяти лет трудового стажа они могут получать пенсию по старости по государственному пенсионному обеспечению до достижения общеустановленного пенсионного возраста (п. 2 ст. 10 Закона о государственном пенсионном обеспечении). От досрочных трудовых пенсий по старости эта выплата отличается тем, что снижение трудоспособности гражданина, влекущее возникновение права на пенсию, не связано с особенностями его трудовой деятельности, а является следствием неблагоприятного воздействия ионизирующего излучения. Учитывая это обстоятельство, государство предоставляет лицам, пострадавшим в результате катастрофы на ЧАЭС, возможность досрочно выйти на пенсию. По достижении 55 (60) лет они могут перейти на трудовую пенсию по старости, при этом пенсия по государственному пенсионному обеспечению выплачиваться уже не будет. Обоснован ли такой механизм пенсионирования указанных граждан?
Законом РФ от 15 мая 1991 г. "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" помимо пенсии по старости для жертв аварии на ЧАЭС в зависимости от категории, к которой они относятся, предусмотрен целый ряд выплат: ежемесячная денежная компенсация для возмещения вреда (пп. 13, 15 ч. 1 ст. 14, п. 3 ч. 1 ст. 18), ежегодная и единовременная компенсация за вред здоровью (п. 13 ст. 17, ч. 1 ст. 39, ч. 2 ст. 39), компенсация на оздоровление (ст. 40) и др. Это означает, что после назначения трудовой пенсии по старости и прекращения выплаты пенсии по старости по государственному пенсионному обеспечению финансовое положение гражданина не ухудшается. Кроме того, обе пенсии назначаются по одному основанию. Их одновременная выплата противоречила бы общему правилу, сформировавшемуся в пенсионном законодательстве и предполагающему, как отмечалось выше, одновременную выплату пенсий, назначенных по различным основаниям.
Характеризуя пенсии по старости по государственному пенсионному обеспечению для жертв радиационной аварии на ЧАЭС, целесообразно обратиться к регулированию досрочного пенсионного обеспечения безработных. Согласно п. 2 ст. 32 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. "О занятости населения в Российской Федерации" по предложению органов службы занятости при отсутствии возможности для трудоустройства безработным гражданам, не достигшим пенсионного возраста, уволенным в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, с их согласия может назначаться пенсия на период до наступления возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости, но не ранее чем за два года до наступления соответствующего возраста. По достижении возраста, дающего право на установление трудовой пенсии по старости, в том числе досрочно, такой гражданин вправе перейти на трудовую пенсию по старости. Таким образом, как и в случае назначения пенсии по старости чернобыльцам, государство принимает на себя обязательство по финансированию пенсионного обеспечения на период, когда сам гражданин не может работать. В данном случае реализации права на труд препятствует не снижение трудоспособности, а неконкурентоспособность на рынке труда.
Однако данную пенсию можно рассматривать и как форму возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью жертв аварии на ЧАЭС. Необходимо отметить, что объем такого вреда в отношении каждого гражданина специально не устанавливается, не является индивидуализированным и по законодательству никак не связан с прежним доходом лица. Фактически это означает, что пострадавшим предоставляется не возмещение вреда, а его компенсация.
С учетом сказанного можно согласиться с тем, что Закон о государственном пенсионном обеспечении не предусматривает права на получение двух пенсий одновременно для жертв катастрофы на ЧАЭС. Предоставление этого права членам семей отдельных категорий таких граждан при назначении пенсии по случаю потери кормильца нуждается в аргументации, так как в правовом регулировании отношений по пенсионному обеспечению должно сохраняться единство.
Гражданско-правовой порядок возмещения вреда, обычно используемый в случаях причинения вреда источником повышенной опасности, построен на иных принципах. В п. 2 ст. 1085 ГК РФ сказано, что при определении утраченного заработка (дохода) пенсия по инвалидности, назначенная потерпевшему в связи с увечьем или иным повреждением здоровья, а равно другие пенсии, пособия и иные подобные выплаты, назначенные как до, так и после причинения вреда здоровью, не принимаются во внимание и не влекут уменьшения размера возмещения вреда (не засчитываются в счет возмещения вреда). Так как право на трудовую пенсию возникает у застрахованных лиц в связи с реализацией права на труд, противопоставлять его праву на получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению не вполне корректно. Несмотря на это законодатель самостоятельно определяет меры социальной защиты лиц, пострадавших от воздействия радиации. Если уровень предусмотренных законом мер социальной поддержки*(4) соответствует целям наиболее полной компенсации причиненного ущерба, нет оснований говорить о нарушении прав граждан.
Право гражданина на одновременное получение двух пенсий может быть установлено не только прямо, но и косвенно. Наиболее ярким примером косвенного закрепления права на две пенсии являются нормы о пенсионном обеспечении за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих. Согласно п. 2 ст. 7 Закона о государственном пенсионном обеспечении данная пенсия устанавливается к трудовой пенсии по старости (инвалидности) и выплачивается одновременно с ней. Следовательно, в отношении государственных гражданских служащих получение двух пенсий - общее правило, причем пенсия за выслугу лет в силу этого утрачивает свою сущность, поскольку не может быть назначена независимо от возраста гражданина, как предполагает ее правовая природа. Такая ситуация сложилась в связи с тем, что при определении оснований и условий пенсионного обеспечения за выслугу лет государственных гражданских служащих в качестве модели использовались нормы об установлении указанным лицам доплат к трудовым пенсиям.
Современным законодательством закрепляется возможность частичной реализации права на получение двух пенсий одновременно. Согласно п. 4 ст. 4 Закона о государственном пенсионном обеспечении пенсии, предусмотренные указанным Законом, устанавливаются и выплачиваются независимо от получения в соответствии с Законом о трудовых пенсиях накопительной части трудовой пенсии. Вместе с пенсиями, назначаемыми согласно Закону о пенсионном обеспечении военнослужащих, накопительная часть трудовой пенсии не выплачивается, что свидетельствует о необходимости обратиться к проблеме толкования отдельных терминов, содержащихся в пенсионном законодательстве, так как юридическое значение категории "пенсия, предусмотренная законом" не определено.
Согласно ст. 5 Закона о государственном пенсионном обеспечении военнослужащим и членам их семей пенсии за выслугу лет, пенсии по инвалидности и пенсии по случаю потери кормильца назначаются в соответствии с нормами этого Закона. Никаких оговорок о том, что отношения по пенсионному обеспечению военнослужащих-контрактников регулируются специальным законом, в приведенной статье нет. Соответствующее положение содержится в ст. 8 Закона о государственном пенсионном обеспечении, основания и условия пенсионного обеспечения - в Законе о пенсионном обеспечении военнослужащих.
В законодательстве о государственном пенсионном обеспечении нет легального определения понятия "установление пенсии", тогда как согласно Закону о трудовых пенсиях установление трудовой пенсии - это назначение трудовой пенсии, перерасчет ее размера, перевод с одного вида пенсии на другой. Такая трактовка носит прикладной характер, может использоваться только в процедурных правоотношениях и не позволяет судить о том, что понимается под установлением пенсии в ст. 39 Конституции РФ. Несмотря на это можно сделать вывод, что установление пенсий военнослужащим-контрактникам осуществляется по Закону о пенсионном обеспечении военнослужащих, хотя предусмотрены они Законом о государственном пенсионном обеспечении.
Из-за отсутствия терминологической определенности стало возможно ограничительное толкование п. 4 ст. 4 Закона о государственном пенсионном обеспечении, в силу чего накопительная часть трудовой пенсии лицам, получающим пенсии по Закону о пенсионном обеспечении военнослужащих, не назначается. Этот вопрос дважды косвенно затрагивался в решениях Конституционного Суда РФ. Первоначально на предмет соответствия Конституции РФ рассматривались нормы Федерального закона от 15 декабря 2001 г. "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" (далее - Закон о пенсионном страховании), в силу которых пенсионеры-военнослужащие, являющиеся адвокатами и индивидуальными предпринимателями, обязывались уплачивать страховые взносы*(5).
Опираясь на ранее сформулированные позиции, Конституционный Суд РФ признал не соответствующими Конституции РФ ряд положений Закона о пенсионном страховании в той части, в какой они возлагают на являющихся военными пенсионерами индивидуальных предпринимателей и адвокатов обязанность уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда РФ в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии при отсутствии в нормативно-правовом регулировании надлежащего правового механизма, гарантирующего предоставление им соответствующего страхового обеспечения с учетом уплаченных сумм страховых взносов и увеличения тем самым получаемых пенсионных выплат.
Впоследствии в Конституционный Суд РФ обратился В.В. Наумчик, также являющийся военным пенсионером, но после назначения пенсии работавший по трудовому договору*(6). Как отмечено в решении Суда, нормативные положения пп. 2 и 3 ст. 3 Закона о государственном пенсионном обеспечении и абз. 2 п. 1 ст. 7 Закона о пенсионном страховании в той части, в какой они, распространяя обязательное пенсионное страхование на работающих по трудовому договору военных пенсионеров, не предусматривают надлежащего правового механизма, гарантирующего установление им наряду с получаемой пенсией по государственному пенсионному обеспечению страховой части трудовой пенсии с учетом страховых взносов, накопленных на их индивидуальных лицевых счетах в Пенсионном фонде РФ, в силу позиций, сформулированных Конституционным Судом РФ, утрачивают силу и не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами как не соответствующие положениям Конституции РФ. При этом Суд указал, что федеральному законодателю надлежит предусмотреть правовой механизм, гарантирующий выплату работающим по трудовому договору военным пенсионерам помимо пенсии по государственному пенсионному обеспечению страховой части трудовой пенсии с учетом страховых взносов, отраженных на их индивидуальных лицевых счетах в Пенсионном фонде РФ, обеспечив введение такого регулирования в срок не позднее 1 января 2007 г.
До настоящего времени необходимое регулирование осуществлено не было, хотя в Государственной Думе рассматривается подготовленный Правительством РФ проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения". Он предусматривает предоставление военнослужащим-контрактникам права на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом о пенсионном обеспечении военнослужащих, и трудовой пенсии по старости (за вычетом ее базовой части), определяя особенности исчисления страхового стажа и общего трудового стажа для конвертации пенсионных прав этих лиц. Также в законопроекте содержатся нормы, предполагающие изменение условий пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих.
Обобщая изложенное, следует подчеркнуть, что в настоящее время значительная часть лиц, которым предоставлено право на получение двух пенсий одновременно, относятся к числу военнослужащих и членов их семей. Это объясняется особым правовым статусом граждан, проходивших военную службу, и повышенным риском, с которым сопряжена их профессиональная деятельность. В процессе дальнейшего совершенствования законодательства, регулирующего отношения по предоставлению права на получение двух пенсий одновременно, необходимо унифицировать понятийный аппарат и сформулировать единообразные критерии установления для той или иной группы граждан таких особенностей пенсионного обеспечения.
Н.В. Антипьева,
кандидат юридических наук, доцент Омского государственного университета
им. Ф.М. Достоевского (Омск)
"Российский юридический журнал", N 1, январь-февраль 2009 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Согласно ст. 2 Закона о государственном пенсионном обеспечении к их числу относятся граждане, указанные в подп. "а"-"ж" и "и" п. 1 ч. 1 ст. 2 Федерального закона "О ветеранах".
*(2) В законодательстве о пенсионном обеспечении нет единства в терминологии. В Законе о государственном пенсионном обеспечении при характеристике круга лиц, имеющих право на пенсию по случаю потери кормильца, используется термин "вдова", а в Законе о пенсионном обеспечении военнослужащих - "жена".
*(3) Корякин В.М. Комментарий к Закону РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей". М., 2007. С. 35; Шикалова О.В. Законодательство о пенсионном обеспечении семей погибших военнослужащих усовершенствовано, но проблемы остаются // Право в Вооруженных силах. 2007. N 3. С. 23 и др.
*(4) Согласно ст. 4 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" социальная поддержка граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС, - это система мер, обеспечивающая социальные гарантии гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, устанавливаемая данным Законом и другими федеральными законами.
*(5) СЗ РФ. 2005. N 29. Ст. 3096.
*(6) Рос. газ. 2006. 4 авг.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Реализация права на одновременное получение двух пенсий
Автор
Н.В. Антипьева - кандидат юридических наук, доцент Омского государственного университета им.
Ф.М. Достоевского (Омск)
"Российский юридический журнал", 2009, N 1