Будет уважение, будут и налоги
Налоговая политика государства - это тема, которая касается всех и никого не оставляет равнодушным. Однако на фоне той критики, которая обычно раздается в адрес власть имущих со стороны бизнесменов и простых обывателей, критика государственного чиновника звучит несколько в ином ключе. Своими соображениями о российской налоговой политике на современном этапе с читателями "эж-ЮРИСТ" делится заместитель начальника Правового департамента Министерства внутренних дел РФ, заслуженный юрист Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор Иван Николаевич Соловьев.
По информации Федерального казначейства, за март объем Резервного фонда страны уменьшился на 10% (на 1 марта он насчитывал 1,764 трлн. рублей). По различным экспертным оценкам, Резервный фонд в этом году ежемесячно будет сокращаться в среднем на 150 млрд. рублей, а заимствования из Фонда на покрытие дефицита бюджета не превысят плановые 1,142 трлн. рублей.
При этом в Минфине неоднократно заявляли о том, что в 2010 г. Резервный фонд будет полностью исчерпан. Главные потоки сохраненных средств от продажи энергоресурсов пойдут на покрытие дефицита бюджета, который, по различным прогнозам, составит от 8 до 12% ВВП. Напомним, что стремительное сокращение Фонда началось в прошлом году, сохранилась эта тенденция и в начале 2010 г. Так, в феврале этого года Фонд сократился на 3,2%, а за 2009 г. - ровно наполовину ("Кубышка" почти опустела // РБК daily, 30 марта 2010 г.).
В таких условиях пополняемость бюджета страны за счет налоговых поступлений приобретает былую актуальность. Однако и здесь все не просто.
Если налоговая и таможенная службы изо всех сил стараются работать эффективно и выполняют плановые показатели, то с общим состоянием налоговой дисциплины и, как следствие, с криминогенной обстановкой в сфере налогообложения дела обстоят хуже.
Налоговый кризис
Финансово-экономический кризис породил массовый откат бизнеса к использованию различного рода схем, причем в первую очередь в сферах, связанных с минимизацией налогообложения.
Информационное агентство "Интерфакс" совсем недавно процитировало гендиректора "Ингосстраха" Александра Григорьева: "Мы так гордились, что схемы практически покинули страховой бизнес к концу 2008 года, однако открытием 2009 года стало их возвращение на этот рынок". По мнению страховщика, самая значительная доля схемного бизнеса - в страховании ответственности по исполнению госконтрактов. Кроме того, вероятнее всего, схемы присутствуют в имущественном страховании и страховании жизни.
По оценкам "Эксперт РА" (Рожков А. Схемы вместо полисов // Ведомости. 2010. N 32 (2550), в I полугодии 2009 г. в первую пятерку самых "схемных" видов страхования входили:
- страхование сельскохозяйственных рисков (59% премий на этом рынке приходилось на схемы);
- страхование грузов (39%);
- прочее страхование имущества и ответственности (19%);
- страхование строительно-монтажных рисков (17%);
- страхование имущества юридических лиц от огневых и иных рисков (17%).
А совсем недавно столичный Департамент транспорта и связи опубликовал проект стратегии развития системы грузового транспорта Москвы до 2025 г., в котором отмечается, что бюджет Москвы ежегодно теряет до 12,5 млрд. рублей из-за неуплаты налогов предприятиями, использующими грузовой транспорт. Согласно документу объем налоговых поступлений в бюджеты различного уровня, связанных с использованием грузового автомобильного транспорта на территории города Москвы, должен составлять не менее 35-40 млрд. рублей в год, а фактически он не превышает 8-9 млрд. рублей. В частности, в отношении городского бюджета эти показатели достигают 14-15 млрд. и 2-2,5 млрд. рублей в год соответственно.
"Таким образом, в результате недостатков существующей налоговой системы и низкой налоговой дисциплины хозяйствующих субъектов, осуществляющих грузовые автомобильные перевозки на территории Москвы, бюджеты различных уровней ежегодно теряют от 27 млрд. до 31 млрд. рублей, а бюджет Москвы - 12-12,5 млрд. рублей соответственно", - отмечается в документе (Информационное агентство РБК, 2 июня 2010 г., www.rbk.ru).
И это только в одном сегменте городского хозяйства! А если экстраполировать эти цифры на высокодоходные сферы финансово-хозяйственной деятельности, да еще и в масштабах всей страны? Как говорил герой популярного телефильма, "картина маслом!".
Российские Аль Капоне
Наполеон Бонапарт однажды сказал, что один нечестный бухгалтер страшнее армии неприятеля. Именно с завербованного бухгалтера и начались проблемы со Службой внутренних доходов у знаменитого "авторитетного предпринимателя" начала прошлого века Аль Капоне, которые закончились тюремным заключением и закатом его финансового и иного могущества. Однако похоже, что его российским коллегам в обозримом будущем бояться нечего.
Итогом развернутой в прессе кампании по снижению правоохранительной составляющей в налоговой политике государства стало принятие ряда законодательных новелл, существенно декриминализировавших действующее законодательство. К нововведениям можно относиться по-разному, в конце концов время покажет их жизнеспособность, эффективность и необходимость. К сожалению, результатом кампании стало формирование отрицательного, а в некоторых случаях даже агрессивно-отрицательного общественного мнения в отношении выполнения функций по обеспечению экономической безопасности государства, особенно в налоговой сфере.
Представляется абсолютно верным, что правоохранительная работа должна соответствовать закону, степени развития гражданского общества, уровню, характеру, структуре преступности и быть просто цивилизованной.
Между тем правоохранители являются частью нашего общества, сложившейся системы отношений в различных областях права, бизнеса, государственного управления. К сожалению, получается так, что в ущербную модель сегодняшнего выживания со всеобщего молчаливого согласия включено практически все взрослое население страны. Бизнесменов возмущает, что к ним приходят запросы о предоставлении информации, исполнение которых требует временных и финансовых затрат, а сама информация, возможно, составляет коммерческую тайну. Кажутся чрезмерными полномочия по изъятию финансово-хозяйственной документации, пугает возможность быть взятым под стражу, потерять часть или весь источник дохода. Примеров превышения своих полномочий и действий далеко не в интересах государства со стороны правоохранительных и контрольных органов можно привести немало.
Однако, поражаясь беспринципности и алчности проверяющих, наши "потерпевшие" забывают, что еще недавно они сами "заказывали" таким же людям в погонах своих конкурентов, носили им подношения, водили в бани и строили дачи, а для того чтобы иметь свободные и неучтенные денежные средства, участвовали в схемах по обналичиванию денежных средств, тайком передавали деньги чиновникам за выигранные конкурсы и тендеры, а также "откаты" за возможность получения бюджетных средств под государственные контракты.
Структура и масштабы коррупции говорят о том, что начинать надо именно с радикального изменения всей системы правоотношений и обычаев делового оборота в стране. Когда ты чист, тебе нечего предъявить. Это правило успешно работает. Знаю многих предпринимателей, которые уже дозрели до абсолютно чистой работы, и ни одна проверка не смогла ничего сделать, суды подтвердили их правоту. А инициаторы проверок в итоге поняли, что люди живут по закону, и не только перестали проверять, но и в некоторых случаях обращаются за советами и помогают избежать ошибок.
Суды и СИЗО уже не страшны
При этом нельзя сказать, что российские предприниматели сидят сложа руки и ждут, когда придут "душители бизнеса в сапогах" и вовлекут их во что-то очень нехорошее. Так, количество налоговых споров год от года продолжает расти. При этом подавляющее большинство судебных решений выносится в пользу налогоплательщика. Такой вывод можно сделать из исследования компании Ernst & Young. В 2009 г. компании стали активно создавать специальные налоговые подразделения, которые будут заниматься планированием и оценкой рисков, говорят консультанты.
Традиционно значительная часть споров касается вопроса определения экономической обоснованности сделок, трансфертного ценообразования и возврата НДС. В итоге за год с 56 до 72% увеличилось количество споров с налоговиками. При этом почти две трети компаний вынуждены были разрешать конфликт в суде. Примечательно, что подавляющее большинство дел, доведенных до арбитража, касались НДС и налога на прибыль - 41 и 48% соответственно. При этом 89% дел выиграли налогоплательщики.
Рост числа споров привел к тому, что компании стали чаще пользоваться услугами внешних налоговых специалистов: за год число таких ответов возросло с 23 до 36%. Также 55% организаций сообщили, что было решено выделить из финансового отдела и бухгалтерии отдельное подразделение, занимающееся налогообложением. "Рынок налогового консалтинга в 2009 году вырос. Компании сейчас гораздо чаще задумываются о том, сколько налогов они должны заплатить, - в кризис приходится экономить" (Селиванова М. Налогоплательщик оказался прав // РБК daily, 23 октября 2009 г.).
Действительно, как мы уже отмечали, планировать налогообложение и прибегать к различным схемам минимизации предприниматели стали значительно активнее. Востребованы налоговые юристы еще и потому, что выигранное у налоговых органов дело в арбитраже в силу новых норм о преюдиции должно рассматриваться как основание для отказа в возбуждении или прекращении уголовного дела по уклонению от уплаты налогов.
Попытаемся в таких условиях просчитать экономическую эффективность Закона N 383-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", который содержит 14 основных новелл, существенно изменяющих как налоговую, так и уголовную политику государства в сфере налоговых правонарушений и преступлений (вступил в силу с 1 января 2010 г.).
Станут ли в результате принятых мер предприниматели платить больше налогов, будет ли расширяться бизнес, появятся ли новые рабочие места, увеличится ли налогооблагаемая база? Не думаю. Возможность уплатить налоговую недоимку вместо уголовного преследования вряд ли увеличит денежные потоки, поступающие в бюджет. Может быть, раньше страх оказаться в СИЗО или быть осужденным был и велик, однако теперь статистика говорит об обратном. На протяжении последних нескольких лет к реальным срокам лишения свободы приговаривались единицы. И мера пресечения в виде заключения под стражу избиралась также единицам. Эти цифры не попали в пояснительную записку к закону, так как это было бы невыгодно разработчикам - в лучшем случае никого не напугаешь и не убедишь, а в худшем появятся вопросы о целесообразности столь радикальной декриминализации.
А как у них?
При этом совершенно забывается столь любимый многими юристами иностранный опыт. В данном случае вспоминать о западных законах просто невыгодно: в них не найдешь достойного примера для подражания. Там законы четко стоят на страже государственной казны и довольно строго карают желающих отступить от общепринятых правил добросовестного соблюдения норм налогового законодательства.
Напомню, что зарубежная практика применения зарубежного уголовного законодательства ориентирована на то, что налоговые преступления относятся к категории преступлений, наносящих наиболее значимый ущерб экономической безопасности государства, за которые должны быть установлены санкции уголовного наказания, адекватные их общественной опасности. Так, законодательство экономически развитых стран (США, Италии, Германии, Японии и др.) за квалифицированные виды уклонения от уплаты налогов помимо внушительных штрафных санкций предусматривает лишение свободы на срок от 5 до 10 лет. Там принцип, высеченный на фасаде налогового ведомства США ("Налоги - это цена цивилизованности общества"), как нельзя лучше отражает отношение государства к сущности налогов вообще и к различного рода налоговым правонарушителям в частности.
В этом плане небезынтересны периодически случающиеся в странах Евросоюза налоговые расследования, причинами которых являются факты краж сотрудниками швейцарских банков данных о зарубежных счетах, сокрытых некоторыми гражданами от налоговых органов своих стран.
Так, один из обладателей этой поистине золотой информации для начала адресовал властям ФРГ предложение о покупке у него за 2,5 млн. евро диска с данными 1,5 тыс. клиентов. После некоторых колебаний министр финансов Германии Вольфганг Шойбле, получив поддержку канцлера Ангелы Меркель, заявил, что принято решение о покупке данного диска.
Далее интерес к информации, содержащейся на указанном носителе с банковскими данными зарубежных клиентов, проявила Австрия. В связи с этим официальный представитель австрийского Минфина сообщил венской газете Der Standard, что ведомство надеется найти в предложенном Германии CD-ROM информацию о налоговых мошенниках из Австрии, подчеркнув, что его страна очень заинтересована в результатах изучения содержания этого носителя. Причем собеседник газеты указал, что приобретение и анализ такого рода материалов является в Австрии вполне легальным мероприятием.
Если немецкие эксперты после приобретения диска найдут на нем сведения, дающие выход на налоговых преступников - граждан Австрии, Германия будет обязана, выполняя соглашение о взаимном межведомственном содействии, передать их соответствующим службам Австрии, заявил представитель Минфина этой страны.
Соответствующий прецедент уже есть. После того как в 2008 г. немцы за 5 млн. евро в похожей ситуации купили банковские данные своих сограждан в Лихтенштейне, в материалах, приобретенных Службой внешней разведки (BND) по поручению немецкого Минфина, нашлась информация примерно о 170 налоговых мошенниках - австрийцах. Тогда Германия передала эти сведения в Австрию и обвиняемые предстали перед судом Австрийской Республики (Полоцкий А. Австрия купит банковскую тайну // РБК daily, 3 февраля 2010 г.).
Есть основания беспокоиться и у французских граждан. Агентство Associated Press процитировало министра бюджета Франции Эрика Верта, который предупредил, что французские налогоплательщики, имеющие банковские счета в Швейцарии, могут столкнуться с проблемами, если не приведут свои финансовые дела в порядок.
Аналогичная ситуация складывается и в Италии. Итальянская финансовая гвардия в конце мая 2010 г. получила от французских властей данные по 6936 счетам, открытым в 2005-2006 гг. итальянцами в швейцарском подразделении HSBC по обслуживанию богатых клиентов. На счетах было 6,9 млрд. долларов, они были открыты на 5728 имен, более половины из этих клиентов являются предпринимателями и живут на севере Италии в Ломбардии.
Список итальянских клиентов HSBC был среди сведений по 24 тыс. счетов, украденных бывшим сотрудником технической поддержки швейцарского подразделения банка Эрве Фальсиани, который передал данные французским властям и утверждал, что денег за это не получал. Французская прокуратура в апреле начала расследование об отмывании денег на основе этой информации, которая касается 3000 счетов французских граждан в Швейцарии на сумму 3 млрд. евро. Масштаб расследования гораздо больше. По утверждению прокурора Ниццы Эрика де Монгольфьера, проверки идут по 127 тыс. счетов HSBC, принадлежащих 79 тыс. его клиентов.
А в 2008-2009 гг. налоговое управление США обвинило швейцарский банк UBS в том, что он помогает клиентам из США уходить от налогов. В итоге банк согласился выдать США имена 4450 клиентов - граждан США, чьи средства в банке превышали сумму в 1 млн. франков (Бочкарева Т. Украденному верить // Ведомости, 28 мая 2010 г.).
О том, что пришел конец налоговым убежищам и банковским тайнам, заявил в сентябре 2009 г. президент Франции Николя Саркози. Он отметил, что намерен объявить об ужесточении налоговых правил для этих видов финансовых схем, так как лидеры "большой двадцатки" (G20) договорились ввести санкции против налоговых убежищ весной 2010 г.
Как мы видим, у европейских стран единая цель - увеличение бюджетных сборов за счет налоговых поступлений, поэтому дальнейшая борьба с уклонением от уплаты налогов любыми доступными методами будет продолжена.
Завершая тему борьбы с уклонением от уплаты налогов в ЕС, отмечу, что правительства этих стран подчас идут на беспрецедентные меры, для того чтобы обеспечить поступление налога в бюджет. Недаром министр финансов Франции Жан Б. Кольбер еще в XVII веке говорил, что налогообложение - это искусство ощипывать гуся так, чтобы получить максимум перьев с минимумом писка. При этом денежная форма налогового платежа не всегда соблюдается.
Так, бронзовая статуэтка работы импрессиониста Эдгара Дега была принята взамен налога на наследство по схеме, известной под названием acceptance in lieu (буквальный перевод в отсутствие аналогичного юридического термина - "принятие вместо"). Шедевр Дега, заменивший собой 175 тыс. фунтов стерлингов, окажется в коллекции одного из государственных музеев Великобритании.
Благодаря использованию acceptance in lieu при получении налога на наследство британские публичные музеи пополнились работами Тициана, Париса Бордоне, Ван Дейка, Дэвида Хокни и других художников. Впервые такую схему ввели в 1910 г., но тогда она касалась только культурно значимой недвижимости. Предметы искусства налоговики стали принимать после поправки к закону, сделанной в 1956 г. Сегодня в Великобритании появились сторонники того, чтобы шедевры живописи и скульптуры принимались в качестве уплаты других налогов.
Похожая практика существует и в других странах: Ирландии, Голландии, Австралии, Франции, Канаде и США. А пример блестящего применения acceptance in lieu на практике можно было наблюдать с марта по май этого года в ГМИИ имени Пушкина. Проходившая там выставка Пабло Пикассо целиком состояла из работ, которые родственники передали французскому государству в качестве налога на наследство после смерти художника в 1973 г. (Журнал "Власть". 2010. N 14 (867).
Таким образом, мы видим совсем другой подход к исполнению налоговой обязанности. В одних странах делается все, чтобы уплата налогов была неизбежной. В других по нескольку раз за короткий период меняют политику в сфере противодействия налоговым правонарушениям, давая тем самым повод говорить о ее непоследовательности и, как следствие, ссылаться на это при участии в различных схемах по минимизации налогов.
Просто, как в России
В связи с этим хотелось бы остановиться еще на одном моменте. Считаю, что сегодня уже не совсем прилично в качестве оправдания уклонения от уплаты налогов ссылаться на чрезмерное налогообложение и сложность налоговой системы. В 90-х годах прошлого века такие пассажи были вполне уместны и с сочувствием воспринимались обществом и специалистами. Однако в последние годы российская налоговая система сделала значительные шаги вперед. Информация о результатах научных исследований говорит о том же.
По результатам четвертого исследования "Уплата налогов - 2010. Международный обзор", подготовленного Всемирным банком, Международной финансовой корпорацией и PricewaterhouseCoopers, с июня 2008 г. по май 2009-го процедура уплаты налогов упрощена в 45 странах мира, что на 25% выше прошлогоднего показателя.
Несмотря на экономический спад, налоговая реформа остается на повестке дня правительств разных стран. Так, в России (с 24 до 20%) и в Южной Корее (с 25 до 22%) снизилась ставка налога на прибыль предприятий и организаций, ускорилось осуществление ранее запланированных реформ в рамках реализации программ стимулирования экономики.
Россия улучшила свои позиции по совокупному показателю простоты уплаты налогов, поднявшись на 31 строчку вверх и заняв почетное 103-е место из 183, тем самым обогнав остальные страны БРИК, то есть Бразилию, Индию и Китай (Зиброва Е. Легче не стало // РБК daily, 23 ноября 2009 г.).
Автор изданного в 1887 г. "Очерка теории и политики налогов" А.А. Исаев утверждал, что в будущем помимо накопления знаний, развития нравственных качеств и более глубокого сознания обязанностей граждан относительно государства можно ожидать все более редкого уклонения от уплаты налогов. Остается надеяться, что А.А. Исаеву не придется краснеть за наших современников.
И.Н. Соловьев,
заместитель начальника Правового департамента
Министерства внутренних дел РФ,
заслуженный юрист Российской Федерации,
доктор юридических наук, профессор
О. Бодрягина,
"эж-ЮРИСТ"
"эж-ЮРИСТ", N 27, июль 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "эж-ЮРИСТ"
Издание: Российская правовая газета "эж-ЮРИСТ"
Учредитель: ЗАО ИД "Экономическая газета"
Подписные индексы:
41019 - для индивидуальных подписчиков
41020 - для предприятий и организаций
Адрес редакции: 127994, ГСП-4, г. Москва, Бумажный проезд, д. 14
Телефоны редакции: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Телефоны/факс: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Информация о подписке: (095) 152-0330
E-mail: lawyer@ekonomika.ru
Internet: www.akdi.ru